Урок-игра в 5-м классе по басням И.А. Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Цель урока:
- обобщить полученные знания по темам «Басня как литературный жанр», «Басенный мир И.А. Крылова».
Задачи урока:
Образовательные:
- проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
- проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Развивающие:
- развитие речи и творческого мышления обучающихся;
- формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Воспитательные:
- воспитание культуры работы в группе;
- воспитание интереса к классической литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Урок-игра в 5-м классе по басням И.А. Крылова
Цель урока:
- обобщить полученные знания по темам «Басня как литературный жанр», «Басенный мир И.А. Крылова».
Задачи урока:
Образовательные:
- проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
- проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Развивающие:
- развитие речи и творческого мышления обучающихся;
- формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Воспитательные:
- воспитание культуры работы в группе;
- воспитание интереса к классической литературе.
Оборудование: доска, мел, магниты, детские иллюстрации к басням И.А.Крылова, раздаточный материал для конкурсов.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры, а также принимаются правила работы в группах во время игры
2. Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».
Для проведения игры класс делится на 2 команды.
Ход игры
Описание конкурсов.
Конкурс «Найди пару»
Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.
Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.
Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.
Время выполнения – 3 минуты.
Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.
Например:
СЛОН | МОСЬКА |
СТРЕКОЗА | МУРАВЕЙ |
ЗЕРКАЛО | ОБЕЗЬЯНА |
ОСЁЛ | МУЖИК |
ВОРОНА | ЛИСИЦА |
КУКУШКА | ПЕТУХ |
Конкурс «Мораль сей басни такова…»
Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу:
Угадай и запиши название басни по её морали.
Басня. | Её мораль. |
| Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах. |
| Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо! |
| Мораль басни: не связывайся с глупцами, не поручай им ответственных дел! |
| «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте. |
| Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие. |
| В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п. |
Время выполнения – 5 минут.
Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.
Конкурс «Алло, мы ищем таланты».
Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку. В зависимости от уровня подготовленности класса инсценировку можно заменить выразительным чтением басни наизусть.
Примерное время – 10 минут.
Оценивание по 5-балльной шкале.
«Конкурс Знатоков».
Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.
Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.
Время выполнения – 5 минут.
Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.
Например:
Для команды № 1
ВОРОНА И ЛИСИЦА
Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, _________, сказки!
Для команды № 2
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья Стрекоза
Лето ___________ пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима ___________ в глаза.
__________________ чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой ______________
______________, голод настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На _____________ петь голодный!
Конкурс «Блиц-турнир»
Задача: ответить на вопросы литературоведческого характера, дать определение терминам: басня, аллегория, мораль. Команде даётся право выбора «цены» вопроса (1,2 или 3 балла). При неверном ответе ход может переходить к другой команде.
Время выполнения – 5 минут.
Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.
Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.
Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные.
В басне используются:
- диалог;
- просторечная лексика;
- особый басенный стих (строчки разной длины, передающие разговорную речь).
Мораль - поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.
Аллегория - иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).
3. После подведения итогов игры учитель обращается к строкам П.Вяземского:
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Детям задаются вопросы:
- Как вы понимаете строки?
- Согласны ли вы с автором?
- Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?
Также для анализа эффективности урока учитель может предложить детям устно или письменно оценить урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по литературе для 5 класса "Мир басен И. Крылова"
Урок систематизирует полученные знания о баснях И.Крылова, а игровая форма лучше помогает усвоить и закрепить материал....
План-конспект урока литературы в 5 классе по басням И.А. Крылова(с приложениями)
План-конспект,презентация,видеоролик мультфильма по басням И.А.Крылова...
литературы в 5 классе "Анализ басни А.И. Крылова "Свинья под Дубом""
Урок в рамках ФГОС...
Урок-игра для учащихся 7-х классов по теме "Олимпийские игры"
Данный урок предназначен для учащихся 7-х классов. Урок является обобщающим уроком по теме “Спорт. Олимпийские игры”. Учащиеся уже владеют необходимым количеством лексических единиц и речевых образцов...
Урок чтения 5 класс тема: Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"
Знакомство с жизнью и творчеством баснописца И.А.Крылова.Уточнение понятия художественного произведения - басня.Расширение словарного запаса. Объяснение трудных слов, словосочетаний.Работа над в...
открытый урок литературы в 5 классе по басне И.А.Крылова " Волк на псарне"
открытый урок литературы в соответствии с ФГОС...
Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы для обучающихся 5-9 классов «Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова»
Цель: формирование читательской компетентности учащихся в процессе изучения литературы, постижение общечеловеческого смысла басен.Задачи:1.Образовательные: осмысление жанра басни,обощение с...