Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; воспитывать любовь и интерес к современному русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
5 КЛАСС
Тема: НАШ ЖИВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК (по басням И. А. Крылова)
Интегрированный урок русского языка и литературы
Цели: показать на примере басен И. А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формирование навыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; воспитывать любовь и интерес к современному русскому языку.
Оборудование: словари русского языка, выставка книг и рисунков по теме «Басни И. А. Крылова».
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Иван Андреевич Крылов - русский баснописец. Он писал свои басни и для детей, и для взрослых. Эти произведения принесли ему всенародную любовь. Люди читали их и смеялись над своими пороками. Басни И. А. Крылова актуальны и в наше время. Их читали в веке XIX и XX, читают и в XXI веке.
II. Постановка цели урока.
- Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Мы будем исследователями, а помогут нам в этом басни Ивана Андреевича Крылова. Русский язык, его жизнь, изменения будут предметом нашего исследования.
III. Работа по теме урока.
1.Обращение к эпиграфу урока.
Слава басен Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет до
тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского.
В.Г. Белинский
- Кто такой исследователь?
Исследователь - тот, кто занимается научными исследованиями.
2.Сообщение исследователей.
Многие слова, которые употребляются в баснях И. А. Крылова, вышли из активного употребления современного русского литературного языка. Например, слова хилый и хиреть. Только в середине XIX века эти слова официально были узаконены в системе литературного языка, в настоящее время они включаются в толковые словари русского литературного языка. В словаре русского языка С. И. Ожегова дается определение.
Хилый - слабый, болезненный.
Хиреть - становиться хилым.
... С твоим проворством, силой Ужели ты уступишь Серне хилой!
(«Лев, Серна и Лиса»)
Бедняк мой похудел; Как золото его, Бедняк мой пожелтел, Уж и о пышности он боле не смекает: Он стал и слаб и хил.
(«Бедный Богач»)
Свое же стадо захирело И все почти переколело: И мой пастух пришел с сумой, Хотя зимой
На барыши в уме рассчитывал прекрасно.
(«Дикие козы»)
- Дайте понятие слову барыши.
Барыш (разг.) - прибыль, материальная выгода.
3. Слово учителя.
Многие слова в баснях И. А. Крылова устарели, но они нам помогают понять те сложные процессы, которые происходят в жизни языка. Слова в язык приходят. Но ведь слова и уходят из языка, так как меняется жизнь. Архаизмами считаются слова, которые перестали употребляться, так как слово было вытеснено из языка синонимом или потеряло одно из своих значений. Порой и литературное слово становится разговорным и даже просторечным. Прекрасный язык басен И, А. Крылова тему подтверждение.
А тут бесенок из-за печки:
«Не стыдно ли, - кричит, - всегда клепать на нас!»
(«Напраслина»)
Клепать - клеветать, наговаривать на кого-либо.
В баснях И, А. Крылова встречаются слова кум, кумушка, куманек. В словаре В. И. Даля дается определение этих слов.
Кум (кума) - воспреемник (-ница), крестный отец и мать.
В словаре С. И. Ожегова мы читаем: кум - крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери.
Кум королю — о том, кто совершенно свободен и доволен, ни от кого не зависит.
Кума - крестная мать по отношению к родителям крестника и к крестному отцу.
Кумушка (перен.) - о женщине, занимающейся пересудами, сплетнями.
У Крылова в некоторых баснях слова кум, кума указывают на родственные отношения:
Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры.
(«Волк на псарне)
Молчи! Все знаю я сама; Да эта крыса мне кума.
(«Совет Мышей»)
Так это кум иль сват, И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
(«Волк и Ягненок»)
Слово кумушка встречается в баснях очень часто и имеет особый стилистический оттенок.
Кумушка ~ любительница пересудов, сплетница. Это значение закреплено в современных словарях. Натешился, наелся Кот, И кумушку проведать он идет...
(«Щука и Кот»)
Ворона с кровли тут на эту всю тревогу Спокойно, чистя нос, глядит. - А ты что ж, кумушка, в дорогу? -Ей с возу Курица кричит.
(«Ворона и Курица»)
Но есть и другое значение этих слов в современных словарях. Если необходимо обратиться к пожилой знакомой женщине или к знакомому пожилому мужчине, то используют слова кум и кума.
«Здорово, кум Фадей!» - «Здорово, кум Егор!» «Ну, каково, приятель, поживаешь?»
(«Два мужика»)
Но есть и еще одно значение слова кум в басне И. А. Крылова: Да не изволишь ли сенца? Вот целый стог: Я куму услужить готова.
(«Волк и Лисица»)
В словаре синонимов русского литературного языка значение слова кум «о приятеле, оказывающем покровительство по
службе или в чем-либо ином» - имеет помету ирон. И это оправдано в баснях великого баснописца.
В том же словаре синонимов русского литературного языка отмечается, что кума употребляется как «эпитет лисы в русских народных сказках»,, дается помета народнопоэтическая и приводится пример из басни Крылова:
Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись.
(«Лиса и виноград»)
4. Подведение итогов исследования языка. Мы убедились, что русский язык - явление живое. Он меняется в реальной жизни, претерпел большие изменения со времен И. А. Крылова. А исследование басен великого русского баснописца дает нам редкую возможность показать реальную жизнь языка на примерах конкретных слов.
Слово учителя.
Однажды вздумалось друзьям
В день жаркий побродить по рощам, по лугам,
И по долам, и по горам;
А так как человек медведя послабее,
То и Пустынник наш скорее,
Чем Мишенька, устал
И отставать от друга стал.
(«Пустынник и Медведь») — Объясните значение слова пустынник. Пустынник - человек, из религиозных, соображений поселившийся в безлюдном месте и отказавшийся от общения с людьми; отшельник.
Обратим внимание, что слово связано не с пустынею, а с пустынью. Слово пустынь сначала обозначало место, где жил отшельник, а потом и монастырь, который иногда возникал на таком месте.
Слова не только в языке живут и покидают его, но иногда и возвращаются обратно. Несколько десятилетий тому назад нужно было объяснять учащимся слово ритор. А сегодня риторику изучают на уроках в школе, и этому слову комментариев не нужно.
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.
(«Кот и Повар»)
В словаре С. И. Ожегова читаем: «Ритор. В Древней Греции и Древнем Риме: оратор, а также учитель ораторской речи. Риторика - теория ораторского искусства».
IV. Закрепление материала.
1. Чтение басни И. А. Крылова «Демьянова уха» наизусть учащимся.
2. Выполнение задания.
Текст басни раздается каждому ученику на листах и предлагается найти слова, которые уходят из активного современного словарного запаса, и объяснить их значение, используя толковые словари. «Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай», -«Соседушка, я сыт по горло». - «Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай; Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» -«Я три тарелки съел». - «И, полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты, А то во здравье: ешь до дна! Что за уха! Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она. Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» -Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку И не давал ему ни отдыху, ни сроку; А с Фоки уж давно катился градом пот. Однако же еще тарелку он берет: Сбирается с последней силой И ~ очищает всю. «Вот друга я люблю! -Вскричал Демьян... - Зато уж чванных не терплю. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!»
Тут бедный Фока мой, Как ни любил уху, но от беды такой, Схватя в охапку Кушак и шапку, Скорей без памяти домой -И с той поры к Демьяну ни ногой.
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь; Но если помолчать вовремя не умеешь И ближнего ушей ты не жалеешь, То ведай, что твои и проза и стихи Тошнее будут всем Демьяновой ухи.
(Чванных, кушак.)
V. Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки, изо и литературы.5 класс
"Душа человека и ее отражение в искусстве". На уроке учащиеся учатся соотносить лирику поэзии с музыкальными произведениями и полотнами русских художников....
Урок русского языка "Наш живой русский язык" (по басням И.А.Крылова)
ТЕМА: Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). ТИП УРОКА: инт...
Педагогический проект "Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка".
Педагогический проект «Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка» представляет собой межпредметный, внутр...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...
Интегрированный урок по географии и литературе 7 класс по рассказу Е.Носова "Кукла"
На уроке рассматриваются проблема экологии природы и души человека....
НАШ ЖИВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК (по басням И. А. Крылова)
Интегрированный урок русского языка и литературы по басням И.А.Крылова в 5 классе...