Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И.А. Крылова» «Чинов я пышных не искал…»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предлагаю Вам конспект урока по литературе в 5 классе по басням И.А.крылова, составленный по технологии "Сказка-творчество".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_klass_po_basnyam_i.a.krylova_v_tehnologii_skazka-tvorchestvo.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И.А. Крылова»
«Чинов я пышных не искал…»
Его басни переживут века!
Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Басни И.А. Крылова», составленный по технологии «Сказка-творчество». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы основной общеобразовательной школы.
Цели урока:
- Образовательные:
- проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова;
- проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;
- проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
- Развивающие:
- развитие речи и творческого мышления обучающихся;
- формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
- Воспитательные:
- воспитание культуры работы в группе;
- воспитание интереса к классической литературе.
Ход урока.
I. Благоприятное начало.
Славные путники, сегодня я буду сопровождать вас на пути к оазису «Добро». Но путь этот не прост, в нём будут и ловушки, и тяжёлые переходы, вам предстоит проявить многие свои качества, чтобы пройти его успешно. Но вы, я вижу, люди смелые, раз уж решили идти на поиски клада. И пусть светит вам звезда удачи.
Далее каждая группа придумывает для другой группы какой-либо знак, приносящий успех в деле поиска клада и обменивается жестом (это может быть изображение горящего факела, путеводной звезды, дружеского рукопожатия и т.д.) – на подготовку 2 мин.
II. Вхождение в сказку.
Первое препятствие на нашем пути это небольшая разминка (каждая команда задаёт вопросы другим командам – перекрёстный огонь). Ребята заранее готовят вопросы и выбирают только те, которые не были заданы другими командами.
Примерный перечень вопросов:
1. В каком году и где родился И.А.Крылов?
2. Каковы увлечения молодого Крылова?
3. В каком году и какой сатирический журнал стал издавать молодой Крылов?
4. В каких видах литературного творчества проявил себя баснописец, кроме басен?
5. Свидетелем каких великих исторических событий был И.А.Крылов?
6. Где был поставлен 1-ый памятник баснописцу?
7. Во сколько лет Крылов написал свою первую басню?
8. Что такое басня?
9. Что такое мораль басни?
10. В каком городе проходила по преимуществу жизнь Крылова?
Молодцы! Справились с первым препятствием. Отправляемся дальше.
III. К кладу вас ведут капитаны – это самые надёжные, верные, умные, смелые люди. И сейчас они докажут, что смогут вести вас за собой.
Задание 1. Определите, кто из персонажей басен И.А.Крылова произнёс эти слова?
- Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!
- Изрядно, - говорит, - сказать не ложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился.
- Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
- Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Задание 2. Попробуйте нарисовать их на доске закрытыми глазами.
IV. Работа по группам ( проверка домашнего задания). Итак, мы приближаемся к оазису «Добро», но чтобы в него попасть, нам нужно выполнить 3 задания:
1. Чтение по ролям басни «Квартет» ( наизусть).
2. Инсценирование басни «Ворона и лисица».
3. Чтение по ролям басни «Демьянова уха»
Работа каждой группы сопровождается рядом вопросов:
1. - Смогли ли участники «Квартета» передать характеры персонажей?
- Кто вам понравился из героев? Почему?
– Что вы можете сказать о характере героев? Какие известные выражения, связанные с образом того или иного героя, вам известны?
Например: мартышкин труд, драть козла, медведь на ухо наступил…
- Как вы понимаете значение данных выражений?
- Что больше всего заботит героев? Почему у них музыка не идёт?
- Кто разоблачает этих невежд? Кто такой невежда? А невежа?
- Как в басне высказана главная мысль?
- Какова мораль басни?
- В какой из этих пословиц передано содержание басни:
- Дело мастера боится.
- Мало знать – надо уметь.
- Не спеши языком – торопись делом.
2. - Какие качества героев вы хотели передать своей игрой?
- Получилось ли у вас это?
- А как считают зрители?
- Какова мораль этой басни?
- Какие человеческие пороки высмеивает автор?
3. - Какая форма речи лежит в основе этой басни?
- Как ведёт себя Демьян по отношению к Фоке?
- В каких словах это отражается?
- Нравится вам такой хозяин?
- Какие качества высмеивает Крылов в этой басне?
- Чем отличается эта басня от предыдущих? (герои – люди)
V. Нравственный выбор жизненной позиции. Таким образом, выполнив данные задания, мы оказались в том самом оазисе «Добро». Люди оазиса подарили вам сундук с полезными вещами. Но в то же время они предостерегли вас и попросили передать, что эти вещи могут быть одновременно как полезными, так и приносящими зло.
Попробуйте представить ситуации, когда эти вещи могут приносить зло, а когда добро?
Из сундука представители команд достают вещи: жемчужное зерно, очки, булыжник, зеркало.
VI. Мотивация выбора. Вы шли к кладу долго и упорно, за это время вы узнали много о самом авторе и его баснях. а сейчас королева оазиса «Добро» решила устроить вам последнее испытание и проверить: на самом ли деле вы достойны клада?
Конкурс эрудитов.
1 этап. У вас на столах лежат листочки, вам нужно будет их соединить так, чтобы получилось крылатое выражение.
Молодцы! С первым этапом вы справились.
2 этап. У каждой группы лежат задачки, которые необходимо решить.
1 группа: Какое крылатое выражение вы вспомните, когда видите, что человек занимается не свои делом?
2 группа: Вы не хотите есть, а вас очень просят испробовать угощение. Что вы будете делать?
3 группа: В какой ситуации вы употребите фразу: «А Васька слушает да ест»?
4 группа: Какое выражение подойдёт в том случае, когда человек очень много успевает сделать?
Вот вы и получили тот самый клад, к которому так долго шли – это ваши знания.
VII. Итоговая работа.
- Интересно ли было путешествовать?
- Что было новым для вас?
- Что вызвало трудность при выполнении заданий?
- Почему же басни И.А.Крылова переживут века?
VIII. Домашнее задание.
- попробовать сочинить свою басню на тему школьной жизни
- прочитать басню «Мартышка и очки», найти мораль и объяснить её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"
Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; ...
План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.
История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....
Конспект урока ИЗО 2 класс по теме:"Композиция – основа языка всех искусств. Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»»
Конспект урока по ИЗО на тему: «Композиция – основа языка пластических искусств. Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»»Класс:2Цель урока: сделать иллю...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...