Рабочая программа по русскому языку 7 класс 2012 -2013
календарно-тематическое планирование (русский язык, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, измерители | Элементы дополни- тельного содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |
план. | факт. | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Повторение изученного в 5–6 классах | ||||||||||
1 | Русский язык как развива- | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Беседа по оформлению учебника, группы и подгруппы славянских языков, развитие и совершенствование языка, игра «Лишнее слово» (с устаревшими, заимствованными, исконно русскими словами), чайнворд, самостоятельная работа | Знать особенности развития русского языка; понятия: литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления, находить ключевые слова в предлагаемом тексте. | Вопросы учителя | Сочинение-миниатюра «Живой, как жизнь» (упр. 6); упр. 2 (с. 3) – устно | |||
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения, простого предложения от сложного. Практикум (порядок синтаксического разбора) | Знать основные синтаксические понятия: словосочетание, грамматическая основа предложения, члены предложения. Уметь рецензировать творческие работы одноклассников; составлять словосочетания, распространять предложения | Самостоятельная работа | Используя составленные словосочетания (упр. 7), придумать и записать текст (или несколько предложений) на тему «Любимый уголок природы» | |||
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения пунктуации. Функции знаков препинания; знаки завершения | Знать основные синтаксические понятия из раздела «Синтаксис и пунктуация»; строение ПП и СП, правила постановки знаков препинания в ПП и СП. Уметь конструировать предложения по схемам, ставить знаки препинания при обращениях, однородных членах, обобщающих словах | Тест, схематический диктант. Работа с карточками (самостоятельная работа), практикум | Ответить на вопросы (с. 6), упр. 12 (домашний диктант) | |||
4 | Лексика и фразеология | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке, беседа по вопросам учебника, практикум: игра «Кто больше» (подбор фразеологизмов) | Знать понятия: лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь работать со словарями, систематизировать и структурировать самостоятельно найденный материал, оперировать терминами при лексическом анализе слова, различать многозначные слова и омонимы | Лексический диктант, самостоятельная работа | Используя фразеологизмы, рассказать в мини-сочинении о своём друге, указав положительные и отрицательные черты его характера | |||
5 | Фонетика и орфография | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения фонетики, орфографии. Порядок фонетического разбора. Беседа, составление таблицы «Употребление мягкого знака на конце слова» (с использованием пословиц), фонетический разбор | Знать основные фонетические понятия (понимать и оперировать терминами сильная и слабая позиция звука), характеристики звуков, орфоэпические нормы и применение этих норм в устной речевой практике. Уметь производить фонетический разбор, составлять план текста, работать с орфографическими и орфоэпическими словарями | Тестирование, самостоятельная работа | Озаглавить текст (упр. 22), составить план, выполнить фонетический разбор указанных слов | |||
6 | Словообразование и орфография | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения словообразования. Способы образования слов. Связь орфографии и словообразования. Порядок морфемного и словообразовательного разбора | Знать изученное по теме «Однокоренные слова», орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях, порядок морфемного и словообразовательного разбора. Уметь различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; составлять слова по заданной схеме; работать со словообразовательными и морфемными словарями | Тест, распределительный диктант, орфографическая диктовка | Упражнение 27; составить карточку для соседа по парте на орфограммы, которые повторили на уроке (карточка должна состоять из 20 слов с пропусками на месте орфограмм) | |||
7 | Морфемный и словообразовательный разборы | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Практикум, анализ текста | Знать особенности морфемного и словообразовательного разбора. Уметь различать одинаково звучащие морфемы,применять освоенные орфографические навыки | Буквенный диктант, орфографическая диктовка | Упр. 246 (озаглавить текст, выписать слова, образованные с помощью 1) приставок; 2) суффиксов; произвести словообразовательный разбор, обозначив состав слова) | |||
8–9 | Морфология и орфография | 2 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения морфологии. Самостоятельные и служебные части речи, морфологический | Знать основные грамматические признаки частей речи, основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи, понятие паронимы. Уметь разграничивать различные части речи по морфологическим признакам; различать одинаково звучащие морфемы; уметь работать с орфографическим словарём. | Орфографическая диктовка | Упр. 31; просклонять числительное 628; образовать сложные прилагательные | |||
10 | Морфология и орфография (урок-практикум) | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Тренировочные упражнения, разборы | Знать о значении открытий М. В. Ломоносова в лингвистике (по текстам упр. 28, 29). | Диктант, тест | Упр. 38, 43 | |||
Уметь применять орфографические, пунктуационные правила, приводить свои примеры, читать схемы, строить распространённые предложения, делать выводы о месте ударения в глаголах прошедшего времени | ||||||||||
11 | Контрольный диктант. Вводный контроль | 1 | Урок контроля | Проверка знаний, полученных в 6 классе | Уметь применять полученные знания, осуществлять самоконтроль, развивать способность к самооценке | Устно ответить на вопросы (с. 20 учебника); подобрать текст по рядам: 1) описание, 2) повествование, 3) рассуждение | ||||
Развитие речи | ||||||||||
12 | Текст. Типы речи. Анализ контрольного диктанта | 1 | Урок развития речи | Беседа по вопросам (с. 20 учебника), работа с предложенными учителем текстами: составление плана, выделение смысловых частей, сочинение-миниатюра. Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | Знать основные признаки текста, типы речи. Уметь, работая с художественной литературой, находить тексты, относящиеся к разным типам речи, анализировать тексты, определять их типовую принадлежность, составлять план текста | Работа над ошибками, беседа по вопросам | Тест в печатной тетради | Списать текст | ||
13– | Стили литературного языка | 2 | Урок развития речи | Работа с текстом: чтение, выделение основных компонентов, анализ, составление таблицы, составление текста по одной теме, но в разных стилях | Знать изученные стили речи. Уметь работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, их стилистические особенности; осуществлять комплексный анализ текста; создавать тексты различной стилистической направленности | Составление таблицы | Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле об осени. По дороге домой понаблюдайте за природой, не забудьте об особенностях художественного стиля речи (эмоциональность, экспрессивность) | |||
15 | Подготовка к домашнему сочинению по картине И. Бродского «Летний сад осенью» | 1 | Урок развития речи. Описание картины | Рассматривание репродукции, беседа по картине, подбор рабочих материалов, составление плана | Уметь составлять план сочинения по картине, собирать рабочие материалы к сочинению | Вопросы учителя | Дописать сочинение-письмо по картине (упр. 44, с. 19) | |||
Морфология | ||||||||||
16 | Понятие о причастии | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Анализ текста, записанного на доске (определение типа, стиля речи), работа с учебником, | Знать формальные признаки причастия. Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастия, конструировать предложения с причастием | Выборочный диктант, беседа | Выучить правило (§ 9), упр. 56 | |||
| игра (к существительному, предложенному учителем, подобрать прилагательные и причастия), практикум | |||||||||
Причастие | ||||||||||
17 | Публицистический стиль | 1 | Урок развития речи | Беседа о назначении публицистического стиля, анализ текстов, подобранных учителем; составление таблицы, работа с учебником | Знать основные понятия: стиль, тип речи, тема, абзац, микротема. Уметь анализировать текст публицистического стиля, отмечать характерные черты публицистического текста | Свободный диктант | Упр. 62 (для сильных учащихся): составить выступление-обращение (устно) в публицистическом стиле, уточнить тему, записать план, рабочие материалы к нему; для слабых учащихся: из газет или журналов вырезать текст в публицистическом стиле, отметив черты, характерные для данного стиля | |||
18 | Морфологические признаки глагола у причастия | 1 | Урок сообщения новых знаний, фор- | Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке: работа с учебником, | Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками глагола. | Распределительный диктант | Тест в печатной тетради | Упр. 57 | ||
мирование умений и навыков | самостоятельная работа | Уметь находить причастия в тексте; составлять словосочетания и предложения, используя причастия | ||||||||
19 | Морфологические признаки прилагательного у глагола. | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке: нахождение главных и зависимых слов в словосочетаниях орфографической диктовки, глагольные признаки причастия, анализ текста | Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками прилагательного. Уметь находить главные и зависимые слова в словосочетаниях с причастиями | Орфографический диктант, тестирование, работа по карточкам, беседа | Свободный диктант (упр. 63): сформулировать основную мысль текста, указать языковые средства публицистического стиля; в записанном тексте подчеркнуть причастия | |||
20 | Склонение причастия и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Работа с учебником, практикум, | Знать условия выбора окончаний причастия, сопоставив их с условиями выбора падежных окончаний прилагательных, правописание падежных окончаний причастий. Уметь редактировать текст, в котором используются причастия | Выборочный диктант | Упр. 66, 67: определить вид причастия, выделить окончания, указать падеж, число, род | |||
21 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Выделение окончаний причастий в орфографической диктовке, понятие | Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми. Уметь находить причастный оборот в предложении, определять его границы, графически обозначать причастный оборот в предложении; конструировать предложения с причастным оборотом | Орфографическая диктовка, выборочный диктант, работа по карточкам, вопросы | Задания | Упр. 71 (в сочинении обязательно должны быть причастия) | ||
22 | Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте | 1 | Урок закрепления полученных знаний | Условия выделения причастного оборота на письме | Знать нормы согласования, употребления единообразных синтаксических конструкций. Уметь выделять причастный оборот в устной и письменной речи, соблюдать нормы согласования причастия с определяемыми словами | Тренировочные упражнения, графический диктант, работа по карточкам, тестирование | Упр. 73, 75; выучить слова в рамках | |||
Развитие речи | ||||||||||
23– | Описание внешности человека | 1 | Урок развития речи | Описание как смысловой тип текста. Особенности описания внешности человека | Знать признаки текста, типы речи, особенности текста-описания. Уметь составлять план, определять его идею и тему; использовать причастия и причастные обороты в тексте-описании | Викторина «Кому принадлежат | Упр. 82; рассмотрите репродукцию с картины В. И. Хабарова «Портрет Милы», подберите определения, характеризующие её лицо, позу, одежду | |||
сочинение-миниатюра | ||||||||||
25 | Сочинение-описание по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы» | 1 | Урок развития речи | Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине. Работа с черновиками | Знать признаки текста-описания, его композиционные особенности. Уметь составлять план, определять тему и идею текста; составлять таблицу «Описание портрета» с включением средств художественной выразительности | Сочинение-описание по картине | Подготовиться к словарному диктанту (с. 23–34) | |||
Причастие | ||||||||||
26 | Действительные и страдательные причастия | 1 | Урок сообщения новых знаний | Виды причастий. Навыки синтаксического разбора | Знать семантику действительных и страдательных причастий, термины и в соответствии с нормой употреблять их в речи. Уметь различать действительные и страдательные причастия | Словарный диктант, работа с учебником, распределительный диктант | Упр. 84, 85; выучить правило (с. 38) | |||
27 | Действительные причастия настоящего времени | 1 | Урок сообщения новых знаний | Способы образования действительных причастий настоящего времени. Суффиксы действительных причастий настоящего времени | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий. Уметь находить изучаемую орфограмму | Орфографическая диктовка, работа с учебником, распределительный диктант, самостоятельная работа | Выучить правило (с. 42), упр. 92 | |||
28 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 | Урок закрепления полученных знаний | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени, образование действительных причастий настоящего времени, подбор предложений из художественной литературы с действительными причастиями настоящего времени | Знать условия выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Уметь применять изучаемую орфограмму, подбирать предложения из изучаемых художественных произведений по данной теме для орфографической диктовки | Выборочный диктант, тренировочные упражнения, работа по карточкам | Выучить таблицу на с. 43 учебника, упр. 94 | |||
29 | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования действительных причастий прошедшего времени. Суффиксы действительных причастий прошедшего времени. Анализ таблицы учебника (с. 45) | Знать правило написания гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени. Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени, находить изучаемую орфограмму в тексте, составлять словосочетания с действительными причастиями прошедшего времени | Беседа, диктант с грамматическим заданием, тренировочные упражнения | Выучить § 17 (с. 45–46), упр. 98 | |||
30 | Изложение (по тексту упр. 100) от 3-го лица | 1 | Урок развития речи | Анализ текста: определение его идеи, темы, нахождение ключевых слов, | Знать признаки текста. Уметь выделять основную мысль текста, его тему; составлять план, создавать собственный текст от 3-го лица | Изложение | ||||
31 | Страдательные причастия настоящего времени | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования страдательных причастий насто- | Знать условия выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени, находить общее в орфографии глагола и причастия | Орфографическая диктовка, работа с учебником, беседа, игра «Энтомологический словарь» (из книги Л. Петрановской «Игры на уроках русского языка») | Выучить правило на с. 48–49 учебника, -енн- и -нн- | |||
32 | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени | Знать правило написания суффиксов -енн-, Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, находить страдательные причастия | Тренировочные упражнения, работа с учебником, работа по карточкам | Выучить правило на с. 52–53 учебника, упр. 109, сделать карточки с буквами Д | |||
прошедшего времени в художественных текстах, самостоятельно составлять предложения или связный текст со словосочетаниями, в состав которых входят страдательные причастия прошедшего времени | ||||||||||
33 | Полные и краткие страдательные причастия | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Формы изменения кратких страдательных причастий, их синтаксическая роль в предложении | Знать о синтаксической роли кратких страдательных причастий. Уметь находить их в тексте, выполнять синтаксический разбор предложений, в составе которых сказуемое-причастие | Тест, выборочный диктант, работа с учебником | § 15, упр. 88 | |||
34 | Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора гласной перед н в полных и кратких страдательных причастиях | Знать нормы акцентологии в причастиях данного типа и соблюдать их | Работа с сигнальными карточками, игра, тренировочные упражнения, тест | § 20 (с. 55); упр. 112, 113 | |||
35 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Правила написания н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола. Уметь различать прилагательные и причастия, применять изучаемое правило | Комментированное списывание, анализ таблицы, практикум | Упр. 115, 117, выучить правило, записанное в таблице | |||
36 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия перехода причастий в прилагательные; образования страдательных причастий прошедшего времени: тренировочные упражнения, работа с «Книгой о вкусной и здоровой пище людоеда» Григория Остера | Знать правило написания н и нн в причастиях Уметь различать прилагательные и причастия, применяя изученные правила | Работа по карточкам, распределительный диктант | Повторить правила на с. 57, 61, упр. 124: написать продолжение текста в публицистическом стиле, использовать обращения, объяснить, как нужно вести себя в общественных местах, соблюдать порядок | |||
37 | Одна и две н | 1 | Урок закрепления изученного материала | Образование кратких страдательных причастий прошедшего времени | Знать правило написания н и нн в кратких прилагательных и причастиях. Уметь отличать причастия от отглагольных прилагательных. | Игра-сорев-нование: составление рассказа, выборочный диктант, составление таблицы, работа по карточкам | Упр. 126, 127; подготовиться к контрольному диктанту по теме «Причастие». | |||
38 | Морфологический разбор причастия | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора причастия | Знать порядок морфологического разбора причастия. Уметь анализировать текст: определять тип и стиль текста, способ связи предложений, деление на абзацы | Беседа, тренинг | Выучить порядок морфологического разбора причастия (§ 23); упр. 131; выяснить по «Толковому словарю» лексическое значение слов | |||
39– 40 | Слитное и раздельное написание не с причастием | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными | Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастием. Уметь применять орфографические правила на практике | Анализ публицистической статьи | Упр. 136, выучить правило на с. 67; | |||
41 | Выборочное изложение. Отрывок из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» (по упр. 130) | 1 | Урок развития речи | Отбор материала, составление плана изложения. Приёмы описания предмета | Знать приёмы систематизации материала. Уметь излагать мысли, своё мнение на заданную тему, работать с текстом | Орфографическая диктовка, работа по карточкам | Подготовиться к словарному диктанту | |||
42 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора | Знать условия выбора орфограммы после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь сопоставлять с другими случаями выбора о, е, ё после шипящих, применять орфограмму «Буквы о – е после шипящих» | Словарный диктант, выборочный диктант, комментированное письмо, работа по карточкам | Выучить правило (§ 25, с. 70); упр. 143 (домашний диктант), 146 (мини-сочинение: описание внешности друга) | |||
43 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие» | 1 | Урок повторения и закрепления изученного материала | Систематизация знаний: работа по контрольным вопросам учебника (с. 72), по карточкам | Знать орфографию причастий. Уметь обобщать сведения о предложении, сравнивать интонации простого предложения, ничем не осложнённого и осложнённого причастным оборотом; применять изученные орфографические правила | Объяснительный диктант, буквенный диктант (слитно – раздельно не), грамматико-орфографический разбор | Повторить постановку знаков препинания при причастном обороте; упр. 151, 158 (подобрать собственные примеры из прозаических произведений А. С. Пушкина с причастными оборотами) | |||
44 | Контрольный диктант | 1 | Урок контроля | Проверка знаний о причастии | Знать морфологические признаки причастия, ор-фографию причастий. Уметь применять правила на практике | Контроль- ный диктант с грамматическим заданием | Повторить сведения о типах и стилях речи | |||
45 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Урок работы над | Ликвидация пробелов | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками. | Работа с текстом диктанта (работа над ошибками) | Составить карточку для своего соседа по парте (словарные слова с пропущенными буквами – 15 слов) | |||
Деепричастие | ||||||||||
46 | Деепричастие как часть речи | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Характеристика деепричастия по значению, синтаксическая роль в предложении | Знать о деепричастии как самостоятельной части речи, нормах употребления деепричастий. Уметь находить деепричастия в предложении, определять их синтаксическую роль | Беседа по вопросам, работа с учебником, запись под диктовку, составление таблицы | Используя справочную литературу, подготовить сообщение о деепричастии, его истории в языке | Выучить правило (таблица в тетради, с. 77 учебника), | ||
47 | Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Вид деепричастия. Повторение материала предыдущего урока | Знать глагольные и наречные признаки деепричастия. Уметь находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастия | Анализ текста, орфографическая диктовка, беседа по вопросам, выборочный диктант | § 26 (с. 76–77), составить тест «Третий лишний» по нахождению деепричастий и определению их морфологических признаков | |||
48 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме | Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах; использовать конструкции с деепричастиями и деепричастными оборотами в речевой практике | Конструирование предложений, работа с учебником, комментированное письмо, тест | Работа в печатных тетрадях | § 27 (с. 78, 80); | ||
49 | Раздельное написание не с деепричастиями | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия раздельного написания не с деепричастиями, причастиями, глаголами, прилагательными, существительными | Знать правило написания не с деепричастиями. Уметь распознавать приставку не- и частицу не при деепричастиях | Пунктуационный анализ предложе- ния, работа с учебником, работа с фразеологизмами, комментированное письмо | Работа в печатных тетрадях | § 28; упр. 173 | ||
50 | Деепричастия несовершенного вида | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования деепричастий несовершенного вида | Знать способы образования деепричастий несовершенного вида. Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида от глаголов, сохраняя вид; находить и выделять на письме деепричастные обороты; совершенствовать навык употребления деепричастий в речи | Выборочный диктант (выписать слова с не), работа с учебником, цифровой диктант, орфографическая пятиминутка | § 29 (с. 84); упр. 177 | |||
51 | Деепричастия совершенного вида | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования деепричастий совершенного вида. Стилистическая роль обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом | Знать способы образования деепричастий совершенного вида и совершенствовать навыки употребления деепричастий в речи. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя их вид | Выборочный диктант, работа с учебником, беседа | Анализ предложений из текстов художественной литературы | § 30 (с. 86); выучить словарные слова; | ||
52– 53 | Р/р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» (от имени одного из действующих лиц картины) | 2 | Урок развития речи | Особенности текста-описания действий, повествования; главная мысль | Уметь описывать действия, используя деепричастия; составлять таблицу средств связи между частями текста; составлять текст-повествование с элементами описания | Игра «Футболист» (по материалам упр. 185, 186, синонимы из рамок на с. 89–90), составление таблицы «Средства связи между частями текста», коллективное составление плана, сочинение | Упр. 186 (домашний диктант) | |||
54 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора деепричастия | Знать порядок морфологического разбора деепричастия, морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи. Уметь обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастий | Тест, работа с учебником, цифровой диктант | Задания в печатной тетради | § 31 (выучить план разбора); упр. 188 | ||
55 | Повторение | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие» | Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи. Уметь применять полученные знания | Объяснительный диктант, синтаксическая пятиминутка, работа с учебником | Самостоятельная работа | Упр. 193 | ||
56 | Контрольный диктант | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний | Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию. Уметь выполнять различные виды разбора | Диктант | Подготовиться к тестированию по теме «Деепричастие» (по материалам ЕГЭ) | |||
57 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Тестирование | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Работа над ошибками. Тестирование | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Самостоятельная работа над ошибками, работа по карточкам, тестирование | Найти в текстах художественной литературы образцы текстов-описаний, | Подготовиться к словарному диктанту (с. 26–88) | ||
в которых используются причастия и деепричастия | ||||||||||
Наречие | ||||||||||
58 | Наречие как часть речи | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Значение наречий. Синтаксическая роль наречий в предложении | Знать о наречии как части речи, синтаксической роли наречий в предложении. Уметь находить наречия в тексте, самостоятельно анализировать информацию; определять синтаксическую роль наречия в предложении | Словарная диктовка, работа с текстом, орфоэпическая пятиминутка | Грамматическая сказка «О Любознательном Наречии», которое подсказывает действию «где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как» | § 32 (с. 93–94). Придумать грамматическую сказку о Наречии; упр. 199 (расставить знаки препинания, ответить на вопросы) | ||
59– 60 | Смысловые группы наречий | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями | Знать смысловые разряды наречий. Уметь определять смысловые группы, находить наречия в тексте, составлять словосочетания и предложения с наречиями | Беседа, составление таблицы «Смысловые группы наречий», работа с учебником, выборочный диктант | Составление предложений с указательными, неопределёнными, вопросительными | § 33, упр. 208; индивидуальное задание – упр. 201; составить | ||
и отрицательными наречиями на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили» | ||||||||||
61 | Сочинение по картине И. Попова «Первый снег» | 1 | Урок развития речи | Языковые особенности текста в форме дневниковых записей | Знать построение связного текста, рассказа. Уметь подбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись) | Составление таблицы «Первый снег», плана, написание сочинения | Повторить материал по темам «Смысловые группы наречий» и «Степени сравнения прилагательных» | |||
62– 63 | Степени сравнения наречий | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования форм степеней сравнения наречий | Знать способы образования степеней сравнения наречий, прилагательных. Уметь различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени; определять синтаксическую роль сравнительной и превосходной степени наречий | Тест «Третье лишнее» (на определение смысловых групп наречий), блиц-опрос (степени сравнения прилагательных), работа по карточкам, объяснительный диктант, орфоэпическая пятиминутка | Выучить правило (§ 33); упр. 215 (диктант); подготовиться к словарному диктанту | |||
64 | Морфологический разбор наречия | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора | Знать порядок морфологического разбора. Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор наречий; конструировать предложения, используя наречия | Словарный диктант с последующей взаимопроверкой, творческий диктант, беседа | Упр. 216: согласны ли вы с рассуждением мальчика; напишите своё мнение о том, опасны ли прозвища, нужны ли они; из «Толкового словаря» выписать лексическое значение слова эпидемия; сделать морфологический разбор двух наречий из текста | |||
65 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний | Уметь применять полученные знания, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка | Диктант | ||||
66 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями; слитное и раздельное написание не с прилагательными | Знать правило написания не с наречиями. Уметь правильно писать не с наречиями на -о и -е; разграничивать наречия | Обучающий диктант, работа по карточкам, орфографическая диктовка, цифровой диктант, работа с учебником | Тест в печатной тетради | § 36 (выучить правило на с. 104); | ||
67 | Буквы е и и | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий; составление связного текста | Знать правило выбора гласных в приставках не- и ни-. Уметь выбирать и писать буквы е и и в приставках отрицательных наречий | Работа | Правило на с. 108 выучить; упр. 229; написать сочинение-миниатюру «Вид из окна», используя наречия | |||
68 | Изложение | 1 | Урок развития речи | Составление плана по тексту | Уметь рассуждать, выделяя в тексте главное; выстраивать текст-рассуждение | Беседа по вопросам, изложение с элементами рассуждения | Повторить правила написания н и нн в прилагательных и причастиях; подготовить сигнальные карточки | |||
69 | Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора одной и двух н | Знать условия выбора н и нн в наречиях на -о Уметь конструировать предложения с одинаково звучащими причастиями и наречиями | Сравнительный анализ, выборочный диктант, тренировочные упражнения | Тест в печатной тетради | Выучить правило | ||
70 | Описание действий | 1 | Урок развития речи | Особенности описания действий как вида текста, его структура, языковые особенности | Знать о роли текстов-описаний действий в речи и роли наречий в этих текстах. Уметь собирать материалы наблюдений за процессами труда; составлять текст с описанием действий | «Немой» диктант – мини-репортаж, беседа, корректура текста | Упр. 240: написать сочинение о труде в стенгазету, в рубрику «Учимся работать» (репортаж, интервью), используя вопросы и задания упр. 239 | |||
71 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора о и е после шипящих на конце наречий | Знать условия выбора о и е после шипящих на конце наречий. Уметь применять изученное правило на письме, находить изучаемую орфограмму в тексте; рецензировать работу товарища | Рецензирование сочинений, орфографическая диктовка, объяснительный диктант | Тестирование (по печатной тетради) | Выучить правило (орф. 60) § 40; упр. 243 | ||
72 | Буквы о и а на конце наречий | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора букв о и а на конце наречий | Знать условия выбора букв о и а на конце наречий. Уметь применять изученное правило на практике | Заполнение таблицы «О и Е после шипящих», свободный диктант, тренинг | Выучить правило на | |||
73 | Сочинение по картине Е. М. Широкова «Друзья» | 1 | Урок развития речи | Особенности описания внешности и действий человека; композиция рассказа по картине | Уметь формулировать свою мысль, выражая отношение к теме; создавать рассказ на основе изображённого на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины | Беседа, сочинение по картине | Составить тест по изученному материалу на тему «Наречие» | |||
74– 75 | Дефис между частями слова в наречиях | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора дефиса между частями слова в наречиях | Знать условия выбора слитного, раздельного и дефисного написания наречий. Уметь правильно писать слова с изучаемой орфограммой; отличать наречия с приставкой по- от прилагательных с предлогом; конструировать предложения по схемам | Игра-инсце- нировка (по весёлым урокам «Радионяни»), орфографическая диктовка, цифровой диктант, объяснительный диктант | Задания в печатной тетради | Выучить таблицу, слова в рамке (с. 119–122); упр. 254 | ||
76 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора слитного и раздельного написания приставок в наречиях | Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях. Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограмм, конструировать предложения с наречиями, подбирать синонимы | Работа с таблицей «Отличие наречий с приставками от похожих сочетаний именных частей речи с предлогами», комментированное письмо, работа по карточкам | Тест в печатной тетради | Выписать и выучить наречия в рамках (с. 120–121); упр. 261, 262 | ||
77 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия написания мягкого знака | Знать правило написания Ь после шипящих на конце наречий. Уметь находить изучаемую орфограмму, правильно писать слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах» | Орфографическая пятиминутка, игра «Поработаем корректорами», работа по карточкам | Упр. 266; ответить на вопросы (с. 123–124); составить диктант для соседа по парте с непроверя- емыми орфограммами по теме «Наречия» | |||
78 | Повторение по теме «Наречие» | 1 | Урок систематизации знаний | Обобщение сведений о наречии как части речи. Повторение орфограмм по теме | Знать основные сведения о наречии как части речи. Уметь находить наречия в тексте; составлять предложения и тексты, используя наречия; производить морфологический разбор | Работа по контрольным вопросам, орфоэпические упражнения, объяснительный диктант, «диктант для соседа», орфографическая диктовка, чайнворд | Тестиро- вание | Подготовиться к контрольной работе | ||
79 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Наречия» | Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка | Диктант с грамматическим заданием | Подготовить «карточку для соседа» из словарных слов (с пропусками орфограмм) | |||
Категория состояния | ||||||||||
80– | Морфологический разбор категории состояния | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора категории состояния | Знать порядок разбора категории состояния. Уметь производить устный и письменный морфологический разбор категории состояния; анализировать текст со словами категории состояния | Беседа, тестирование, работа с текстом | Упр. 282 (сочинение на лингвистическую тему «Правомерно ли выделять слова категории состояния | |||
82 | Сжатое изложение с описанием состояния природы (К. Г. Паустовский «Обыкновенная земля») | 1 | Урок развития речи | Характеристика сжатого изложения. Обобщённая форма передачи исходного текста | Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщёнными языковыми средствами; выявлять роль наречий в текстах-описаниях; находить ключевые слова в тексте и определять тему текста | Анализ текста, составление и заполнение таблицы, написание изложения | Подготовить ответы на контрольные вопросы (с. 132), упр. 283; из учебника литературы (художественных текстов) выписать предложения со словами категории состояния | |||
Самостоятельные и служебные части речи | ||||||||||
83– | Самостоятельные и служебные части речи. Предлог | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Отличие самостоятельных частей речи от служебных. Значения, выражаемые предлогами. | Знать о предлоге как служебной части речи, об отличиях самостоятельных частей речи от служебных.
| Беседа, анализ текста, работа с учебником, объяснительный диктант | Используя научно-художественную литературу, подготовить | Проштудировать теоретический материал (с. 133, 134); упр. 288 | ||
Синтаксическая роль предлога | Уметь узнавать служебные части речи и определять их значение, конструировать предложения, используя служебные части речи | сообщение на тему «Служебные части речи. Интересные факты» | ||||||||
Предлог | ||||||||||
85 | Предлог как часть речи | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Нахождение предлогов среди других частей речи | Знать морфологические признаки предлогов, разряды предлогов по значению; терминологию (отыменные, наречные, отглагольные предлоги). Уметь находить предлоги среди других частей речи, подбирать предлоги к заданным существительным | Работа с учебником, заполнение таблиц, объяснительный диктант | Используя научно-художественную литературу, подготовить сообщение на тему «Предлоги русского языка. Интересные факты» | Упр. 289 | ||
86 | Употребление предлогов | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Однозначные и многозначные предлоги | Знать нормы употребления предлогов в речи; однозначные и многозначные предлоги. Уметь употреблять предлоги в речи в соответствии с нормами языка | Орфографическая диктовка, работа со словарными словами, анализ схемы «Употребление предлогов с падежами», тренировочные упражнения | Составить текст диктанта, позволяющий выявить уровень владения нормами употребления предлогов | Упр. 294; § 49 | ||
87– 88 | Непроизводные и производные предлоги | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Отличие производных предлогов от непроизводных. Неморфологический способ образования производных предлогов | Знать производные и непроизводные предлоги. Уметь различать предлоги и синонимичные части речи, подбирать предлоги-синонимы, находить непроизводные и производные предлоги в тексте | Самостоятельная работа, работа по карточкам, беседа, работа с учебником | Тест в печатной тетради | § 50, упр. 301, 302: исправьте ошибки, которые нередко звучат в современном радио- и телеэфире | ||
89 | Простые и составные предлоги | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Употребление предлогов в деловой речи | Знать простые и составные предлоги. Уметь находить простые и составные предлоги, группировать словосочетания с простыми и составными предлогами; различать предлоги и синонимичные части речи. | Решение кроссворда (из книги Арсирия «Занимательные материалы», тренировочные упражнения | Упр. 304 (задания | |||
90 | Морфологический разбор предлога | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора. Конструирование словосочетаний с предлогами | Знать порядок морфологического разбора; уметь выполнять морфологический разбор предлогов | Игра «Кто больше?», работа с учебником | Выучить порядок морфологического разбора предлога (§ 52); упр. 305 | |||
91– 92 | Сочинение по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа» | 2 | Урок развития речи | Особенности рассказа-репортажа, его композиция, описание внешности персонажей | Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображённого на картине по данному началу; высказывать свои мысли, составлять план сочинения; оценивать свои собственные работы | Беседа, заполнение таблицы «Получился ли у меня репортаж?», написание сочинений | Повторить словар- ные слова, материал о производных предлогах | |||
93 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов | Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных | Словарный диктант, работа с учебником, орфографическая диктовка, работа по карточкам | Используя научно-ху-дожественную литературу, под- готовить сообщение о наиболее часто нарушаемых нормах употребления предлогов в речи | § 53 (с. 144–145); упр. 309, 310; подготовить сигнальные карточки с буквами П и Н | ||
94 | Повторение по теме «Предлог» | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Систематизация знаний по теме «Предлог» | Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога. Уметь грамотно упо- | Беседа, работа с сигнальными карточками, тренировочные упражнения, составление деловых бумаг | Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Предлог»; повторить порядок морфологического разбора предлога, словарные слова. Индивидуальное задание: напишите небольшой рассказ о том, какие орфографические умения и навыки получают учащиеся при изучении темы «Предлог», используя предлоги благодаря, вследствие, ввиду, в течение | |||
95 | Контрольный диктант по теме «Предлог» | 1 | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Наречия» | Знать морфологические признаки предлога, орфографию предлога. Уметь применять изученные орфографические правила | Диктант | Повторить материал «Говори правильно» (с. 216) | |||
Союз | ||||||||||
96 | Союз как часть речи. Анализ контрольного диктанта | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Союз как часть речи. Синтаксическая роль союза. Ликвидация пробелов в знаниях | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем; признаки союза как служебной части речи, его роль в предложении. Уметь анализировать и выполнять работу над ошибками; находить союзы среди других частей речи, самостоятельно изучать новый материал, создавать блок-схемы; узнавать сочинительные и подчинительные союзы; конструировать ССП и СПП, составлять предложения по заданным схемам | Работа по орфоэпии, по карточкам, самостоятельная работа. Запись под диктовку, беседа, составление блок-схем, тренировочные упражнения | Выучить наизусть стихотворение | |||
97 | Простые и составные союзы | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Классификация союзов по строению; сведения о Ф. И. Буслаеве и его книге «О преподавании отечественного языка» | Знать классификацию союзов по строению: простые и составные. Уметь находить простые и составные союзы, определять их вид по строению; строить предложения на заданную тему, используя предложения с различными союзами | Беседа, тренировочные упражнения, составление плана текста о Ф. И. Буслаеве | Сочинить грамматическую сказку «Союз – служебная часть речи» | Подобрать из художественных текстов и записать 10 сложных предложений | ||
98 | Союзы сочинительные и подчинительные | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Классификация союзов по значению; союзы сочинительные и подчинительные | Знать о классификации союзов по значению, группы сочинительных союзов и их роль в речи; группы подчинительных союзов и их значение. Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы; конструировать предложения, используя союзы | Составление схем, таблиц, устный диктант, объяснительный диктант | § 56; упр. 322: закончить предложения, используя подчинительные союзы, данные в рамках | |||
99 | Запятая между простыми предложениями в составе сложного | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Употребление запятой между частями простого предложения в составе сложного. Составление схем | Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных; использовать различные синтаксические конструкции | Работа по карточкам, составление схем, тренировочные упражнения, объяснительный диктант | Упр. 325; § 57 | |||
100 | Сочинительные союзы | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Группы сочинительных союзов | Знать о классификации сочинительных союзов Уметь находить и различать сочинительные союзы по значению; определять, какие части в предложении связывают данные союзы; конструировать предложения по заданным схемам | Составление схем, тренировочные упражнения, объяснительный диктант, тест | Упр. 336; § 58, схемы в рамках | |||
101 | Подчинительные союзы | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Группы подчинительных союзов по значению | Знать группы подчинительных союзов по значению. Уметь определять значения подчинительных союзов | Орфографическая диктовка, составление таблиц-схем, объяснительный диктант, тестирование, тренинг, работа по карточкам | § 59, выучить правило; упр. 338 | |||
102 | Морфологический разбор союза | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Порядок морфологического разбора | Уметь обобщать и систематизировать знания о союзе как части речи, выполнять морфологический разбор; конструировать предложения, производить синонимичные замены | Словарный диктант, работа с учебником, запись под диктовку предложений с последующим анализом этих предложений | Подготовить сообщение на тему «Высказывание знаменитых людей о книге» | § 60; подобрать пословицы, загадки, высказывания писателей о книге | ||
103 | Сочинение «Книга – наш друг и советчик» | 1 | Урок развития речи | Структура текста-рассуждения, его языковые особенности. Особенности публицистического стиля | Знать особенности текста-рассуждения. Уметь составлять план, строить рассуждения по заданному началу с использованием литературного материала | Беседа, составление схемы, плана сочинения-рассуждения, работа над текстом сочинения | Подготовиться к словарному диктанту | |||
104 | Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогами | Знать правила написания союзов также, тоже, зато, чтобы. Уметь правильно писать и применять союзы в речи, отличать союзы от наречий и местоимений с частицей | Словарный диктант, орфографическая диктовка, беседа, составление таблицы «Отличие союзов от омонимичных сочетаний» | Тест | § 61 (правило, с. 162); упр. 344 | ||
105 | Повторение по теме «Союз» | 1 | Урок повторения, обобщения изученного материала | Систематизация ЗУН по теме «Союз», подготовка к диктанту | Знать и применять на письме изученные орфографические правила. Уметь давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы | Орфографическая диктовка, тренировочные упражнения, тест, работа с текстом, объяснительный диктант | Подготовиться к диктанту; упр. 356 | |||
106 | Контрольный диктант по теме «Союз» | 1 | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Наречия» | Знать морфологические признаки союза, орфографию предлога и союза. Уметь применять изученные орфографические правила | Диктант | Прочитать новеллу О’Генри «Дары волхвов» (учебник-хрестоматия литературы для 7 класса, авторы-составители А. К. Киселёв, Е. С. Романичева и др.) | |||
Частица | ||||||||||
107 | Частица как часть речи. Работа над ошибками, в диктанте | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Определение частицы как части речи. Ликвидация пробелов по теме «Союз» | Знать особенности частицы как служебной части речи, семантику частиц, их функции в речи Уметь находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, | Работа над ошибками, сжатый пересказ новеллы О’Генри «Дары волхвов», объяснительный диктант | Тест | Выписать из новеллы О’Генри десять предложений с сочинительными и подчинительными союзами, подчеркнуть грамматические основы, обозначить союзы; § 62, упр. 357 | ||
и частицы, служащие для образования наклонений глагола; доказывать принадлежность слова к частице; анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | ||||||||||
108 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Деление частиц на разряды по значению | Знать роль частиц в предложении и при образовании форм слов; правила речевого этикета (формы вежливости при выражении просьбы). Уметь применять орфограммы «Дефис между частицей и словом», «Пробел между частицей и словом»; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы | Составление таблицы, устный диктант, тренировочные упражнения | § 63; таблицу выучить, упр. 362, 363 | |||
109– 110 | Смысловые частицы | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Назначение смысловых частиц в предложении | Знать разряды частиц. Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами | Беседа, словарная работа, выборочный диктант, тренировочные упражнения, орфографическая диктовка, тестирование | § 64, слова в рамках на с. 172–174, 372 (письменно), 374 (устно) | |||
111 | Сочинение на тему «Как мне стать чемпионом» (упр. 374) | 1 | Урок развития речи | Структура сочинения-рассуждения | Знать признаки текста. Уметь выстраивать структуру сочинения-рассуждения, выражать своё мнение; использовать в речи частицы | Работа с текстом упр. 374, составление таблицы-схемы, написание сочинения | Упр. 374 дописать; | |||
112 | Раздельное | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора дефисного и раздельного написания частиц | Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограмм | Работа с учебником, анализ таблицы «Раздельное и дефисное написание частиц», тренировочные упражнения, объяснительный диктант, игра «Закончи слово» (выбор дефиса в словах) | § 65 (с. 176–177); упр. 381 | |||
113– 114 | Сочинение | 2 | Урок развития речи | Особенности рассказа по изображённому на картине; роль описаний в рассказе | Уметь составлять текст-рассказ по изображённому на картине, грамотно строить предложения, осваивать сложные конструкции | Самостоятельное оформление таблицы, написание сочинения | Подготовиться к словарному диктанту | |||
115 | Морфологический разбор частицы | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора | Знать порядок морфологического разбора. Уметь выполнять морфологический разбор частицы | Словарный диктант, творческое списывание, тренировочные упражнения | Составить карточку из 20 слов на дефисное и раздельное написание слов разных частей речи | |||
116 | Отрицательные частицы не и ни | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Положительный смысл предложения при наличии в нём двойного отрицания | Знать понятия о двойном отрицании, понимать значение частицы ни в устойчивых сочетаниях. Уметь определять смысл положительных и отрицательных значений в предложениях с частицей не | Беседа, работа с учебником, тренинг | § 67, правило (с. 179, 180); упр. 390, 392 (диктант), 391 (устно); выяснить лексическое значение слов карикатура и сатира | |||
117 | Различение приставки и частицы не | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Условия слитного | Знать разряды частиц по значению и употреблению, отрицательное значение частицы не. Уметь опознавать языковые единицы и явления, проводить различные виды их анализа; правильно писать слова разных частей речи с не, графически объяснять условия выбора правильных написаний | Орфографическая диктовка, объяснительный диктант, орфоэпическая работа, тест | § 68 (с. 182); упр. 399 | |||
118 | Сочинение-рассказ по данному сюжету | 1 | Урок развития речи | Особенности рассказа по данному сюжету; роль описаний в рассказе; роль возможного диалога | Уметь выстраивать схему текста-повествования; определять основную мысль рассказа; составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из героев | Беседа, работа по тексту учебника, написание основной части сочинения | Закончить работу | |||
119 | Частица ни, приставка ни, союз ни – ни | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Различение на письме частицы ни, приставки ни-, союза ни – ни | Уметь различать приставку ни-, частицу ни, союз ни – ни; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Работа по учебнику, словарный диктант, тест | § 69 (выучить правило); упр. 406 | |||
120 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Частицы» | 1 | Урок повторения обобщения изученного материала | Систематизация знаний по теме «Частицы» | Знать морфологические признаки частиц, орфографию частиц. Уметь правильно писать частицы и употреблять их в речи | Объяснительный диктант, игра «Ручеек», тестирование, контрольные вопросы (с. 187 учебника) | Упр. 414 (устно). Выучить отрывок из стихотворения В. Высоцкого, подготовиться писать по памяти | |||
121 | Повторение правописания служебных частей речи | 1 | Урок повторения обобщения изученного материала | Систематизация знаний по теме Служебные части речи» | Знать основными навыками и умениями по теме. Уметь составлять план сочинения | Беседа, творческий диктант, работа по учебнику | Упр. 413 (устное выступление на тему «Моя природа») | |||
122 | Контрольный диктант по теме «Частица» | 1 | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Частица» | Знать морфологические признаки частицы, орфографию предлога, союза и частицы. Уметь применять изученные орфографические правила | Диктант с грамматическим заданием | Повторить сведения о служебных частях речи; составить «карточку для соседа» из 20 слов по теме «Служебные части речи» | |||
Междометие | ||||||||||
123 | Междометие как часть речи. Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Назначение междометий в языке. Отличие междометий от самостоятельных и служебных частей речи. Ликвидация пробелов по теме «Частица» | Знать информацию о междометии как части речи. Уметь осознанно и в соответствии с нормами употреблять междометия в речи; составлять связный рассказ с междометиями | Анализ текста, заполнение таблицы, работа с учебником | Сочинить грамматическую сказку о междометии | Выучить правило на с. 190 (§ 70); упр. 416 | ||
124 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Условия употребления междометий | Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы, применять пунктуационные правила, конструировать предложения с междометиями | Беседа, работа с учебником | Составить контрольную работу на изученную тему | Выучить правило на с. 191 (§ 71); упр. 419 | ||
125– 126 | Контрольное изложение по тексту В. А. Гиляровского «Москва и москвичи» | 2 | Урок развития речи | Изложение с элементами сочинения | Знать памятку «Как писать изложения» и соблюдать орфографические, пунктуационные, стилистические нормы, адекватно передавать содержание прослушанного текста с заданной степенью сложности. Уметь пользоваться памяткой | Работа с текстом, составление плана, изложение | Повторить разделы науки о языке, ответить на вопросы на с. 193 | |||
127 | Роль русского языка, его место в международной жизни. Разделы науки о языке. Признаки текста; виды текстов. Группировка жанров по стилям | Знать разделы науки о языке и единицы языка; разные виды разборов; средства художественной выразительности (олицетворение, метафора, эпитет); особенности текстов различных стилей. Уметь выполнять разные виды разборов; различать тексты разных видов и стилей; создавать тексты разных типов и стилей | Работа с учебником: заполнение таблицы (упр. 422), анализ текста. Беседа, работа над текстами разных стилей, сочинение-мини-атюра «Для меня Родина – это…», рецензирование работ | Подготовить сообщение на тему «Высказывание русских | Проанализировать текст (упр. 423) по плану, составленному в классе (орфограммы, пунктограммы, все виды разбора, тема, тип, стиль текста); | |||||
128 | Рецензия на текст Н. Соколовой «Рябинка у дороги» | 1 | Урок развития речи | Составление рецензии | Повторение | Разделы науки о языке. Текст. Стили речи | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | ||
129 | Фонетика и графика | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Фонетический | ||||||
130 | Лексика и фразеология | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Отличие грамматического значения слова от лексического | Знать основные сведения по разделу, отличие между грамматическим и лексическим значениями слова. Владеть большим запасом слов активной лексики. Уметь использовать фразеологизмы в речи, составлять предложения со словами иноязычного происхождения. | Беседа по вопросам, игра «Кто больше?», тренинг | Отвечать на вопросы (с. 197); упр. 434 | |||
131 | Морфемика. Словообразование | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Способы словообразования. Разбор слов по составу | Знать состав слова, способы словообразования. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы слов | Беседа, орфографическая диктовка, тестирование | § 76; упр. 439 (устно), 438 (письменно) | |||
132 | Морфология | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Морфологические признаки частей речи, синтаксическая роль в предложении. Морфологический разбор слов | Знать основные понятия раздела. Уметь различать части речи, определять их морфологические и синтаксические признаки, соблюдать морфологические нормы | Беседа по вопросам, работа по карточкам | § 77; упр. 444 (письменно), 446 (устно) | |||
133 | Орфография | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Повторение видов орфограмм, изученных в 7 классе | Знать понятие орфограмма; нормы правописания. Уметь применять изученные орфограммы | Словарный диктант, тест, карточки, проверочный диктант | § 78; упр. 453 | |||
134 | Синтаксис. Пунктуация | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Синтаксический и пунктуационный разборы предложений. Конструирование предложений по заданным темам | Знать основные теоретические понятия раздела. Уметь применять изученные пунктуационные правила | Беседа, схематические и цифровые диктанты, самостоятельная работа | § 79, 80; упр. 463 | |||
135 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля | Проверка ЗУН по всем разделам курса | Знать основные теоретические знания раздела. Уметь применять изученные правила на письме, выполнять разные виды разбора | Диктант | ||||
136 | Урок-игра «Знай и люби русский язык» | 1 | Урок обобщения изученного | Применение полученных знаний в предложенных игровых условиях. Подведение итогов года. Анализ контрольной работы | Уметь применять полученные знания по русскому языку в предложенных игровых условиях | Игра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку На 2012/2013 учебный год 4 класс ( 4 часа в неделю) УМК « Английский язык» Авторы И.И. Верещагина, О.В.Афанасьева
Рабочая программа составлена на основе:· Федерального компонента государственного образовательного стандарта;·...
Рабочая программа по истории 6 класс 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной программы основного общего...
Рабочая программа по истории 7 класс 2012 - 2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории(http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), Примерной программы...
Рабочая программа по истории 8 класс 2012 - 2013 учебный год
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной програмы основного...
Рабочая программа по истории 9 класс 2012-2013 учебный год
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ - Сороко-Цюпа ...
Рабочая программа по физике 7 класса 2012-2013 уч.год
Пояснительная записка Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по физике....
Рабочая программа по алгебре 9 класс 2012-2013 учебный год Никольский С.М
рабочая программа составлена на основе Сборника рабочих программ.7-9 класс\ составитель Бурмистрова Т.А.2011г.Календарно-тематическое планирование включает разделытема урока, колличествво часов,...