рабочая программа по русскому языку 5 класс 2012 - 2013 учебный год
календарно-тематическое планирование (русский язык, 5 класс) по теме

Бессонова Наталия Валерьевна

Рабочая программа была составлена на основе учебника и программы под ред. Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx50.52 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

Дата проведения

Язык и общение

1

Язык и человек

Роль языка в жизни общества, человека; требования к речи: внятность, выразительность, смысловая точность и др.

Читать и устно воспроизводить тексты на лингвистические темы. Создавать небольшие высказывания на лингвистические темы, пользуясь планом и подборкой примеров.

01.09.2012

2

Входная контрольная работа

Входная контрольная работа. Выявление остаточных знаний

Диктант, грамматическое задание.

03.09.2012

3,4

Рр Общение устное и письменное.

Речь устная и письменная. Речь монологическая и диалогическая

Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий, слушающий, читающий, пишущий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов. Овладевать культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета)

04.09.2012, 05.09.2012

5

Рр Стили речи

Первоначальное понятие о стилях речи. Черты разговорного, научного и художественного стилей речи

Иметь представление о речевых ситуациях, находить в текстах черты стилей речи. Иметь представление о речевом этикете.  

06.09.2012

Закрепление и углубление изученного в начальных классах

Фонетика и графика

6

Звуки и буквы. Произношение и правописание

Фонетика и графика как разделы лингвистики

Понимать различие между звуками и буквами. Знать наизусть русский алфавит, правильно произнося названия букв.

07.09.2012

7

Орфограмма

Орфография как раздел науки о языке. Понятие орфограммы. Для чего нужны правила. Правописание слова

Иметь представление об орфографии как о системе правил. Знать, что такое орфограмма и применять орфографические правила, если в слове есть орфограмма. Формировать и развивать орфографическую зоркость. Сопоставлять и противопоставлять произношение и написание слов для верного решения орфографических проблем  

10.09.2012

8, 9

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Проверяемые и непроверяемые гласные корня и их правописание

Формирование понятия орфограмм проверяемых и непроверяемых гласных. Опознавать данные написания зрительно и на слух. Пользоваться способом подбора однокоренных слов с ориентацией на значение корня. Учиться грамотно писать слова 1 и 2 степеней трудности (вдалеке, обвинять). Использовать орфографический словарь

11.09.2012, 12.09.2012

10, 11

Правописание проверяемых согласных в корне слова

Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова

Формирование понятия орфограмм согласных корня. Различать эти написания на письме и  на слух. Овладеть способом определения верного написания согласных. Верно писать согласные корня слова. Использовать орфографический словарь

13.09.2012,

14.09.2012

12

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Понятие непроизносимых согласных в корне слова

Формирование понятия орфограмм согласных корня. Различать эти написания на письме и  на слух. Овладеть способом определения верного написания согласных. Верно писать согласные корня слова. Использовать орфографический словарь

17.09.2012

13.

Буквы И, У, А после шипящих

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Овладевать навыками ориентировки на письме, опознавания данных сочетаний и верного их воспроизведения в практике письма

18.09.2012

14

Разделительные Ъ и Ь

Употребление разделительных Ъ и Ь

Знать условия употребления разделительных знаков и верно писать соответствующие слова. Использовать орфографический словарь

19.09.2012

15, 16

Раздельное написание предлогов с другими словами

Различение предлогов и приставок. Написание предлогов через дефис

Уметь отличать предлоги и приставки. Понимание, что дефис – это орфограмма

20.09.2012,

21.09.2012

17

Рр Что мы знаем о тексте

Текст и его основные признаки

Знать основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, формальная связанность, относительная законченность высказывания). Уметь отличать текст от предложения и от простого набора предложений, не связанных по смыслу и формально

24.09.2012

18

Части речи

Самостоятельные и служебные части речи

Знать, что изучает морфология, что это раздел грамматики. Знать, на какие вопросы отвечают слова самостоятельных частей речи и каким грамматическим значением они обладают. Учиться строить устное и письменное рассуждение при определении слов как части речи. Тренироваться в умении устно и письменно определять слово как часть речи

25.09.2012

19

Глагол

Как изменяются глаголы

Морфологические признаки глаголов. Не путать понятие «спряжение» и «склонение». Правописание глаголов 2 лица единственного числа настоящего времени

26.09.2012

20

-Тся и –ться в глаголах

Написание –тся и –ться в глаголах на основе сопоставления звуков и букв

Овладевать способом определения написания слов с –тся и –ться. Верно писать слова с данной орфограммой

27.09.2012

21

Рр Тема текста

Тема текста. Узкая и широкая тема текста

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения определения темы (тем) при чтении и слушании, в том числе текстов печатных и электронных СМИ. Различать при сравнивании узкие и широкие темы

28.09.2012

22

Личные окончания глаголов

Правописание личных окончаний глаголов

Овладевать способом определения написания личных окончаний глаголов. Знать понятие спряжение глагола

01.10.2012

23, 24

Имя существительное

Склонение имен существительных

Отрабатывать умение определять морфологические признаки существительного.

02.10.2012, 03.10.2012

25, 26

Имя прилагательное

Как изменяются имена прилагательные. Падежные окончания имен прилагательных

Отрабатывать умение определять морфологические признаки прилагательного.

04.10.2012,

05.10.2012

27

Местоимение

Морфологические признаки местоимения

Отрабатывать умение определять морфологические признаки местоимения.

08.10.2012

28

Рр Основная мысль текста

Основная мысль текста. Заголовок как отражение темы или основной мысли текста

Иметь представление об основной мысли текста. Уметь формулировать основную мысль текста, обычно передающую отношение автора к предмету речи. Уметь подбирать четкий и выразительный заголовок к тексту, отражая в нем тему или основную мысль высказывания. Уметь выражать свое отношение к предмету речи

09.10.2012

29

Контрольная работа №2

Диктант с грамматическим заданием

Уметь производить разборы различных видов, уметь проверять орфограммы

10.10.2012

Систематический курс русского языка

Синтаксис и пунктуация

30-32

Синтаксис и пунктуация

Что изучают синтаксис и пунктуация. Слово и предложение. Роль знаков препинания для понимания смысла предложения

Знать предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Знать, чем отличается слово от предложения. Иметь представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения

11. 10.2012, 12.10.2012, 15.10.2012

32-34

Словосочетание

Словосочетание и его номинативная функция. Словосочетание и слово. Словосочетание и предложение. Строение словосочетания

Понимать, чем отличается словосочетание от слова и предложения, как строится словосочетание. Вырабатывать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании. Выделять словосочетания из предложений, разбирать их, составлять словосочетания по схемам. Учиться использовать для выражения одинакового смысла различные словосочетания  

16.10.2012,

17.10.2012, 18.10.2012

35

Предложение.

Предложение и его коммуникативная функция. Основные признаки предложения

Знать основные признаки предложений, стилистические особенности употребления разных видов простых предложений.

19.10.2012

36

Рр Сжатое изложение

Способы сжатия текста

Уметь сжимать текст для изложения. Составление плана изложения

22.10.2012

37

Виды предложений по цели высказывания

Виды предложений по цели высказывания

Виды предложений по цели высказывания. Особенности интонации побудительных предложений Использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации

23.10.2012

38.

Контрольная работа №3 за 1 четверть

Диктант, грамматическое задание

Уметь определять предложения по цели высказывания. Разбор предложения и словосочетания

24.10.2012

39.

Восклицательные предложения

Стилистические особенности употребления разных видов простого предложения

Понимать роль интонации и логического ударения в более точной передаче смысла речи, чувства, настроения говорящего. Выразительно читать тексты

25.10.2012

40, 41

Главные члены предложения

Главные члены как грамматическая основа предложения. Основные способы выражения подлежащего и сказуемого

Знать способы выражения подлежащего. Находить основу предложения, в котором подлежащее выражено первичными формами (существительным, местоимением). Знать способы выражения сказуемого. Находить основу предложения, в котором сказуемое выражено глаголом, существительным, прилагательным.

26.10.2012, 06.11.2012

42, 43

Способы выражения подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым

Основные способы выражения подлежащего и сказуемого

Находить основу предложения, в котором сказуемое выражено глаголом, существительным, прилагательным.

07.11.2012, 08.11.2012

44

Нераспространенные и распространенные предложения

Предложения нераспространенные и распространенные

Основные способы выражения второстепенных членов предложения

09.11.2012

45

Второстепенные челны предложения. Дополнение  

Основные способы выражения дополнения

Умение отличать дополнение от подлежащего

12.11.2012

46

Определение

Основные способы выражения определения

Умение отличать определение от дополнения

12.11.2012

47

Обстоятельство

Основные способы выражения обстоятельства

Умение отличать обстоятельство от дополнения

13.11.2012

48

Предложения с однородными членами

Условия однородности. Средства связи однородных членов предложения

Знать характерные признаки однородных членов предложения

15.11.2012

49, 50

Знаки препинания при однородных членах предложения

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Понятие обобщающего слова при однородных членах предложения, уметь отличать однородные члены предложения с обобщающим словом от грамматической основы

16.11.2012, 19.11.2012

51.

Предложения с обращениями

Обращение, его функции и способы выражения

Находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего

19.11.2012

52

Рр Письмо

Виды писем

Умение выражать свои чувства в письменном сообщении близкому человеку

20.11.2012

53

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

Порядок и образец синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения

Уметь проводить синтаксический и пунктуационный разбор (устный и письменный) простого предложения

22.11.2012

54.

Простые и сложные предложения

Различение простых и сложных предложений

Уметь выделять грамматические основы в сложном предложении

23.11.2012

55, 56

Виды сложных предложений

Союзные и бессоюзные сложные предложения

Уметь различать союзные и бессоюзные сложные предложения

26.11.2012, 26.11.2012

57

Синтаксический разбор сложного предложения

Порядок и образец синтаксического разбора сложного предложения

Уметь читать схемы сложного предложения

27.11.2012

58

Прямая речь

Предложения с прямой речью. Способы выражения прямой речи на письме

Уметь читать схемы предложений с прямой речью

29.11.2012

59.

Диалог

Понятие реплика в диалоге.

Уметь составлять диалог на заданную тему

30.11.2012

60.

Подготовка к контрольной работе. Повторение изученного по теме «Синтаксис»

Закреплять изученные ранее орфограммы и пунктограммы, уметь читать схемы предложений

03.12.2012

61.

Контрольная работа № 4

Диктант с грамматическим заданием

Проверка уровня сформированности умений по теме «Синтаксис и пунктуация»

03.12.2012

62.

Работа над ошибками в контрольной работе

Уметь объяснять орфограммы и пунктограммы

04.12.2012

63.

Рр Сжатое изложение

Способы сжатия текста. Понятие цитатного плана

Уметь составлять цитатный план

06.12.2012

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

64

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика, как раздел, изучающий звуки речи. Устная речь. Органы речи

Уметь различать звук и букву, устную и письменную речь

07.12.2012

65

Согласные звуки

Способы образования согласных звуков, виды согласных звуков

Уметь различать твердые и мягкие звуки, звонкие и глухие

10.12.2012

66

Изменение согласных в потоке речи. Согласные твердые и мягкие

Способы обозначения мягкости согласных на письме

Знать парные и непарные согласные по твердости-мягкости

10.12.2012

67

Рр Повествование

Изложение по упражнению 283

Уметь составлять план изложения, отбирать материал в работе с текстом

11.12.2012

68

Согласные звонкие и глухие

Виды согласных по способу и месту образования (без терминов)

Уметь различать на письме глухие и звонкие согласные

13.12.2012

69-71

Графика. Алфавит

Что изучает графика. Основные средства русской графики

Различение печатных и рукописных букв, заглавными и строчными. Различение звука и буквы

14.12.2012, 17.12.2012, 17.12.2012

72

Рр Описание предмета

Способы описания предметов. Сочинение-описание

Знать тип речи описание, уметь использовать средства выразительности

18.12.2012

73

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Способы обозначения мягкости согласных на письме

Уметь определять необходимость дополнительного обозначения мягкости согласных на письме

20.12.2012

74

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Уметь производить фонетический разбор слов с гласными е, ё, ю, я

21.12.2012

75

Орфоэпия

Нормы произношения в литературном русском языке

Уметь пользоваться произносительными нормами русского языка

24.12.2012

76

Фонетический разбор слова

Порядок и образец фонетического разбора слова

Уметь отличать знаки транскрипции от букв

24.12.2012

77

Контрольная работа №5 за 2 четверть

Тест

Уметь вычленять звуки в слове

25.12.2012

78

Рр Сочинение по картине

Описание картины

Уметь работать с терминологией изобразительного искусства, правильно вставлять термины палитра, цветовая гамма, передний план и т.д. в речь

27.12.2012

79

Повторение изученного в разделе «Орфоэпия. Орфография. Культура речи»

Различия в образовании гласных  и согласных звуков. Особенность сонорных звуков

Уметь определять орфограммы гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе, окончании слов. Чередование звонких и глухих согласных

28.12.2012

Лексика. Культура речи

80, 81

Слово и его лексическое значение

Слово – одна из главных единиц языка. Словарный состав языка

Толковать лексическое значение слова различными способами. Знать структуру словарной статьи в толковом словаре

10.01.2013, 11.01.2013

82

Однозначные и многозначные слова

Однозначные и многозначные слова

Различать однозначные и многозначные слова с помощью толкового словаря. Анализировать использование многозначности слова в художественной речи

14.01.2013

83

Рр Сочинение-рассуждение

Сочинение рассуждение по упр. 345

Уметь доказывать свою точку зрения. Знать признаки текста типа рассуждение

14.01.2013

84

Прямое и переносное значение слов

Понятие художественных тропов. Средства художественной выразительности языка

Уметь определять, в каком значении использовано слово в данном тексте, знать средства выразительности языка, опознавать основные виды тропов

15.01.2013

85

Омонимы

Виды омонимов. Значение, строение, написание разных видов омонимов

Иметь представление о разных видах омонимов. Уметь сопоставлять значение, строение, написание разных видов омонимов

17.01.2013

86

Синонимы

Виды синонимов без введения терминологии

Уметь выделять синонимические ряды. Уметь работать со словарем синонимов

18.01.2013

87.

Рр Сочинение по картине

Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

Использование клише в описании картины. Уметь использовать термины палитра, цветовая гамма, передний план и т.д. в речи

21.01.2013

88

Антонимы

Виды антонимов без введения терминологии

Уметь определять антонимы в тексте. Тропы, построенные на антонимии

21.01.2013

89

Повторение изученного по теме «Лексика. Культура речи»

Подготовка к контрольной работе

Уметь определять средства выразительности в речи

22.01.2013

90

Контрольная работа №6

Контрольная работа. Анализ текста комплексный

Уметь определять средства выразительности в тексте, владеть терминологией

24.01.2013

91

Рр Изложение

Изложение по упр. 375

Уметь отбирать материал в тексте для изложения

25.01.2013

Морфемика. Орфография. Культура речи

92

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

Морфемика – раздел науки о языке

Знать основные способы образования слов. Отличать новые слова от словоформ

28.01.2013

93

Окончание

Значение окончания

Уметь определять окончание в слове, знать понятие словоформа

28.01.2013

94

Основа слова

 Состав основы слова. Почему основа слова не является морфемой

Уметь выделять основу слова. Знать отличие основы от морфем

29.01.2013

95

Корень слова

Корень – главный носитель значения слова

Уметь определять ряды однокоренных слов. Знать понятие родственных слов

31.01.2013

96

Рр Сочинение «Дни недели рассказывают о себе»

Сочинение по упр. 397

Уметь работать по заданному плану

01.02.2013

97

Рр Рассуждение

Тип речи рассуждение

Знать признаки типа речи рассуждение

04.02.2013

98, 99

Суффикс

Суффиксальный способ образования слов

Уметь выделять суффикс в слове. Знать суффиксальный способ образования слов

04.02.2013, 05.02.2013

100

Приставка

Приставочный способ образования слов

Уметь выделять приставку в слове. Знать основные способы образования слов

07.02.2013

101

Чередование звуков

Понятие чередования звуков

Иметь представление о видах чередования согласных в корне слова

08.02.2013

102

Беглые гласные

Понятие чередования гласного звука с нулем звука

Иметь представление о видах чередования гласных в корне слова

11.02.2013

103

Рр Сочинение

Продолжение сказки

Иметь представление об авторском стиле

11.02.2013

104

Варианты морфем. Морфемный разбор слова

Порядок и образец морфемного разбора слова

Уметь выделять морфемы в слове, определять их значение и способ образования слова

12.02.2013

105

Правописание гласных и согласных в приставках

Понятие орфограммы приставки

Уметь выделять приставки, знать варианты приставок, отличать приставку от предлога

14.02.2013

106, 107

Буквы з и с на конце приставок

Правописание приставок

Уметь выделять приставки, знать варианты приставок, отличать приставку от предлога

15.02.2013, 18.02.2013

108

Буквы а и о в корнях –лаг -  - - лож-

Понятие чередования гласной в корне слова

Знать условия выбора орфограммы в корне, уметь определять правильное написание корня

18.02.2013

109

Буквы а и о в корнях –раст - - рос-

Понятие чередования гласной в корне слова

Знать условия выбора орфограммы в корне, уметь определять правильное написание корня

19.02.2013

110

Буквы е и о после шипящих в корне слова

Различать произношение и написание слов

Знать условия выбора орфограммы в корне, уметь определять правильное написание корня

21.02.2013

111

Буквы и – ы после ц

Различать произношение и написание слов

Знать условия выбора орфограммы в корне, уметь определять правильное написание корня

22.02.2013

112

Контрольная работа по теме №7 «Мофемика. Культура речи»

Диктант с грамматически заданием

Знать условия выбора орфограммы в морфемах, уметь определять правильное написание морфем

26.02.2013

113

Рр Сочинение

Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Использование клише в описании картины. Уметь использовать термины палитра, цветовая гамма, передний план и т.д. в речи

28.02.2013

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

114, 115

 Имя существительное как часть речи

Морфологические признаки имен существительных

Знать предмет изучения морфологии. Знать морфологические признаки имен существительных

01.03.2013,

04.03.2013

116

Рр Доказательства в рассуждении

Тип текста рассуждения  и его признаки

Знать признаки типа текста рассуждение, уметь приводить доказательства в рассуждении. Понятие аргумент

04.03.2013

117

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные. олицетворение

Знать, на чем основываются различия между одушевленными и неодушевленными именами существительными, иметь представление об использовании приема олицетворения в художественной литературе

05.03.2013

118, 119

Имена существительные собственные и нарицательные

Употребление прописной буквы для обозначения имен собственных на письме

Знать, на чем основываются различия между именами собственными и нарицательными, распознавать в тексте имена собственные и правильно их писать

07.03.2013, 11.03.2013

120

Род имен существительных

Род как постоянный признак имен существительных

Знать способ определения рода имен существительных. Научиться использовать различные словари в случае сомнения в определении рода существительного

11.03.2013

121

Имена существительные, имеющие только форму множественного числа

Формы числа имен существительных

Иметь представление о значении форм числа имени существительного

12.03.2013

122

Рр Сжатое изложение

Изложение по упр.513

Знать способы сжатия текста

14.03.2013

123

Имена существительные, имеющие только форму единственного числа

Употребление в речи имен существительных, имеющих форму только единственного числа

Тренироваться в умении правильно образовывать трудные формы числа имен существительных. Учиться точно, уместно, стилистически правильно употреблять имена существительные в речи

15.03.2012

124, 125

Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных

Понятие склонение имени существительного

Определять падеж и склонение имени существительного, знать, как склоняются существительные среднего рода на –мя, и существительное путь

18.03.2013, 18.03.2013

126, 127

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Безударные падежные окончания имен существительных

Распознавать в тексте имена существительные с безударными гласными в окончаниях, обозначаемых буквами е и и

19.03.2013

128

Рр Контрольная работа №8 за 3 четверть

Изложение

Уметь изменять лицо в повествовании

21.03.2013

129

Работа над ошибками

Уметь объяснять орфограммы и пунктограммы

22.03.2013

130, 131

Множественное число имен существительных

Формы числа имен существительных

Употребление имен существительных в речи

01.04.2013, 01.04.2013

132

Правописание о и е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных

Безударные падежные окончания имен существительных

Распознавать в тексте существительные с орфограммами в окончаниях. Уметь обосновывать выбор орфограммы

02.04.2013

133

Повторение изученного. Морфологический разбор имени существительного

Морфологические признаки и синтаксическая роль имен существительных

Тренироваться в умении распознавать имена существительные в тексте, образованных от других частей речи

04.04.2013

134

Контрольная работа №9 по теме «Имя существительное»

Диктант с грамматическим заданием

Проверка уровня сформированности умений в области орфографии и пунктуации

05.04.2013

Имя прилагательное

135, 136

Имя прилагательное как часть речи

Имя прилагательное как часть речи

Рассказывать (на основе изученного) об имени прилагательном как части речи в форме научного описания

08.04.2013, 08.04.2013

137

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Безударные окончания имен прилагательных и правила их написания

Обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием. Знать смешиваемые окончания

09.04.2013

138

Рр Описание животного

Сочинение «Мое любимое животное»

Уметь использовать в тексте художественные тропы

11.04.2013

139, 140

Прилагательные полные и краткие

Полные и краткие имена прилагательные. Краткие прилагательные с основой на шипящую

Различать и правильно образовывать полную и краткую форму имен прилагательных

12.04.2013, 15.04.2013

141

Повторение. Морфологический разбор имени прилагательного

Порядок и образец морфологического разбора имени прилагательного

Знать основные способы образования имен прилагательных, совершенствовать умение опознавать прилагательные в тексте

15.04.2013

142

Контрольная работа №10 по теме «имя прилагательное»

Диктант с грамматическим заданием

Обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием. Знать смешиваемые окончания Знать основные способы образования имен прилагательных, совершенствовать умение опознавать прилагательные в тексте

16.04.2013

Глагол

143

Глагол как часть речи

Глагол как часть речи

Уметь рассказать (на основе изученного) о глаголе как части речи в форме научного описания. Уметь доказать, что данное слово является глаголом

18.04.2013

144, 145

 Не с глаголами

Не с глаголами: правило и исключения

Использовать орфографический словарь для самоконтроля написания глаголов-исключений

19.04.2013, 22.04.2013

146

Рр Рассказ

Сочинение по сюжетным картинкам Бидструпа

Знать понятие сюжет, уметь строить связный рассказ по сюжетным картинкам

22.04.2013

147, 148

Неопределенная форма глагола

Инфинитив как начальная форма глагола

Знать, какая форма для глагола является начальной. Опознавать начальную форму глагола в тексте. Знать правописание неопределенной формы глагола

23.04.2013, 25.04.2013

149

Рр Изложение

Изложение лингвистического текста

Уметь пересказывать лингвистический текст

26.04.2013

150

Правописание -тся и -ться в глаголах

Правописание -тся и -ться в глаголах

Уметь различать инфинитив и личную форму глагола. Используя правило, верно писать глагола с данной орфограммой

29.04.2013

151

Виды глагола

Виды глагола: совершенный и несовершенный

Знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида. Иметь представление о значениях видов глаголов

29.04.2013

152

Буквы е – и в корнях с чередованием

Глаголы с чередующимися гласными е – и в корне

Знать перечень корней с чередованием е – и. Владеть способом определения написания корней с чередованием

30.04.2013

153

Рр Невыдуманный рассказ (о себе)

Сочинение

Уметь последовательно излагать события, избегая повторов

06.05.2013

154

Время глагола. Прошедшее время

Изменение глаголов по временам

Совершенствовать умение верно определять морфологические признаки глаголов, в том числе время

06.05.20013

155

Настоящее время

Изменение глаголов по временам

Совершенствовать умение верно определять морфологические признаки глаголов, в том числе время

13.05.2013

156

Будущее время

Изменение глаголов по временам. Простое и составное будущее время

Совершенствовать умение верно определять морфологические признаки глаголов, в том числе время

13.05.2013

157-160

Спряжение глаголов. Лицо и число

Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы

Знать, что такое спряжение глагола. Спрягать глаголы и определять окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Определять лицо и число глаголов, данных в тексте

14.05.2013, 16.05.2013, 17.05.2013,

20.05.2013

161

Рр Сочинение-повествование

Признаки текста повествования

Уметь излагать последовательно мысли, соблюдать последовательность событий в рассказе

20.05.2013

162

Морфологический разбор глагола

Порядок и образец морфологического разбора глагола

Совершенствовать умение верно определять морфологические признаки глаголов

21.05.2013

163

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

Правила и образец рассуждения при спряжении глаголов

Знать, что такое спряжение глагола. Спрягать глаголы и определять окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Определять лицо и число глаголов, данных в тексте

23.05.2013

164

Употребление времен. повторение

Изменение глаголов по временам

Совершенствовать умение верно определять морфологические признаки глаголов, в том числе время

24.05.2013

165

Итоговая контрольная работа

Тест

Владеть всеми видами разборов, уметь объяснять орфограммы и пунктограммы

27.05.2013

Повторение и систематизация изученного

166

Разделы науки о языке

Знать разделы науки о языке, предметы изучения разделов

27.05.2013

167

Орфограммы в приставках, окончаниях и корнях слов

Уметь обосновывать выбор орфограммы

28.05.2013

168

Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью

Уметь обосновывать выбор пунктограммы

30.05.2013

169, 170

Резервные уроки

31.05.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по русскому языку для 5 класса создана на основе ФГОС основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебнику 5-9  классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н,М. Шанского

Цели и задачи  программы обучения в области формирования системы знаний, умений

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение  русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с очки зрения нормативного соответствия  ситуации в сфере общения.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Задачи курса.

Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения познавательных задач:

а) формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;

б) вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве и функционировании);

в) развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность учащихся об особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения практических задач:

а) формирования у учащихся прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

б) овладения нормами РЛЯ и обогащения словарного запаса и грамматического строя учащихся;

в) обучения учащихся умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция  – это знания учащихся о самой науке «Русский язык».

Общепредметные задачи:

  • воспитание учащихся;
  • развитие логического мышления;
  • формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения

Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

 Баранов М.Т., Ладыженская Т, А. Тростенцова Л.А..  Русский язык.  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007.

  1. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5-7 класс.- М.: «Дрофа», 2002.
  2. Рабочая тетрадь на печатной основе. Комплексный анализ текста 5 класс.
  3. Таблицы по русскому языку для 5 класса. – М.: «Просвещение», 2009 г.
  1. И.В.Карасева Уроки русского языка в 5 классе. - М.: Волгоград,2007
  2. Костяевой Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класса

                

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 ЗА КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАССА

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
  • соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Количество часов в 5 классе

В год – 170 часов, из них на развитие речи -  34 часов

В неделю – 5 часов

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Из них

контрольных

работ

Из них на

развитие речи

Язык – важнейшее средство общения

4

1

Повторение пройденного в 1-4  классах

25

1

4

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

39

1

6

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

16

1

4

Лексика. Культура речи.

11

1

2

Морфемика. Орфография. Культура речи.

24

1

3

Морфология. Орфография. Культура речи.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

1

                   ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ        

24

1

4

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

13

1

3

ГЛАГОЛ

34

1

4

Повторение и систематизация изученного материала в 5 классе.

11

1

2

ИТОГО

204

9

34

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

№ п.п.

Тема

Кодификатор

Форма контроля

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах».

Правила выделения орфограмм и пунктограмм в тексте. Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях.

Диктант

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Алгоритмы пунктуационных правил. Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения.

Диктант

Контрольная работа  по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»

Особенности образования гласных и согласных  звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми  и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Алгоритм выполнения фонетического разбора.

Тест.

Контрольная работа  по теме:

«Лексика. Культура речи.»

Умение различать лексическое и грамматическое значение слова. Правильно употреблять многозначное слово и слова в переносном значении в речи. Умение находить синонимы, антонимы, омонимы. Умение работать с лингвистическими словарями.

Тест.

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности. Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах.

Диктант.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Морфологические признаки имен существительных, опознавать существительные в тексте. Безошибочно писать имена существительные, правильно употреблять их в речи.

Диктант

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте. Безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи.

Диктант

Контрольный диктант  по теме «Глагол».

Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Пользоваться изученными правилами на практике

Диктант.

Контрольная работа по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5 классе».

Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского  языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Диктант.

        Изменения, внесенные в примерную   учебную программу,  их обоснование

    Сопоставление примерной программы  с авторской показало, что в авторской программе неполно представлены разделы «Фонетика», «Синтаксис», «Лексикология», «Морфемика», «Морфология».

Разделы науки

 о языке

Дидактические единицы, которые необходимо ввести в рабочую программу

Общие сведения

о языке

Язык – важнейшее средство общения в определенном национальном коллективе.

Фонетика.

Орфоэпия

Орфоэпия как наука о языке.

Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слов с помощью элементов транскрипции. Изменение  звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Характеристика  отдельного звука речи и анализ  звука в речевом потоке. Связь фонетики с графической орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Особенности ударения в русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение  знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Морфемика

Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Возможность исторических изменений в структуре слова. 

Основные выразительные средства морфемики. Использование авторских слов в художественных текстах. Повтор слов  с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания.

Лексикология

Лексикология как раздел науки о языке.  Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Отличие слов от других языковых единиц. Основные способы передачи лексического значения слов. Толкование лексического значения слов с помощью  описания, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Понимание основания для переноса наименования. Основные виды тропов. Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стилистические различия омонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.

Наблюдение за использованием  антонимов в устной и письменной речи. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Грамматика.

Морфология

Морфология. Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение  слова и его отличие от лексического значения.

Имя существительное

Существительное общего рода.  Существительные, не имеющие родовой характеристики. Правильное употребление имени существительного в речи.

Имя прилагательное

Зависимость рода, числа и падежа  прилагательного от существительного. Правильное употребление  имени прилагательного в речи.

Глагол

Правильное употребление глаголов в речи.

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Основные признаки словосочетаний. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Интонация предложений с обращениями. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку На 2012/2013 учебный год 4 класс ( 4 часа в неделю) УМК « Английский язык» Авторы И.И. Верещагина, О.В.Афанасьева

Рабочая программа  составлена на основе:·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта;·...

Рабочая программа по истории 6 класс 2012-2013 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной программы основного общего...

Рабочая программа по истории 7 класс 2012 - 2013 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории(http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),   Примерной  программы...

Рабочая программа по истории 8 класс 2012 - 2013 учебный год

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  примерной програмы основного...

Рабочая программа по истории 9 класс 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и  авторских программ -  Сороко-Цюпа ...

Рабочая программа по физике 7 класса 2012-2013 уч.год

Пояснительная записка Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и  примерной программы основного общего образования по физике....

Рабочая программа по алгебре 9 класс 2012-2013 учебный год Никольский С.М

рабочая программа составлена на основе  Сборника рабочих программ.7-9 класс\ составитель Бурмистрова Т.А.2011г.Календарно-тематическое планирование включает разделытема урока, колличествво часов,...