Урок русского языка в 8 классе "Роль односоставных и неполных предложений в рекламных текстах"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Урок обобщающего характера по односоставным и неполным предложениям с использованием рекламных текстов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_odnosostavnym_predlozheniyam.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 8 классе по УМК С.И.Львовой
«Роль односоставных и неполных предложений в рекламных текстах»
учителя МОУ Видновская гимназия Алябьевой Н.П.
Цели урока: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности в рамках темы «Односоставные и неполные предложения», формировать умения находить односоставные и неполные предложения, определять их роль в рекламных текстах; пользоваться ими в своей коммуникативной деятельности.
Задачи урока:
Познавательные: обобщить знания об односоставных и неполных предложениях, показать их своеобразие, строение, особенности употребления в разговорном, деловом и публицистическом стилях речи, познакомиться с художественным приёмом – парцелляцией.
Практические: проверить уровень сформированности умения видеть неполные и односоставные предложения в тексте, определять их вид; развивать потребность в творческой деятельности; обеспечить связь содержания учебного занятия с личностным опытом учащихся.
Общепредметные: учить применять знания об односоставных и неполных предложениях не только на репродуктивном, но и на творческом уровне; способствовать развитию умения учащихся работать в группах.
Воспитательные: воспитать бережное, внимательное отношение к родному языку, повысить речевую культуру учащихся.
Технологические этапы урока:
- «индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика;
- «самоконструкция» - индивидуальное создание решения (задание по определению признаков понятия);
- «социоконструкция» - работа учащихся в группах по подбору, систематизации и оформлению примеров;
- «социализация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция);
- «афиширование» - демонстрация примеров, формулирование гипотез;
- «разрыв» - внутреннее осознание учащимися неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому;
- «рефлексия» - самореализация учащегося на учебном занятии.
Ход урока.
1. Индукция.
Слово учителя.
К сожалению, мы живём сейчас в мире, где все что-то продают и покупают. Продаются товары, услуги, знания, идеи. Даже учитель, который раньше был духовным наставником юношества, сегодня превращён в продавца дополнительных образовательных услуг. Такова реальность нашего времени. Рынок предложений широк и насыщен, конкуренция в нём огромна и не оставляет надежды на хорошие продажи, если продавец не прибегнет к рекламе. Мы сталкиваемся с ней в газетах и журналах, реклама с экранов телевизоров проникает в наши дома, она окружает нас везде, куда бы мы ни направлялись. Рекламные баннеры возвышаются вдоль главных улиц города. По проспектам снуют авто общественного транспорта с расписными кузовами. Вагоны метро забиты рекламными листовками и буклетами. В кафе вам обязательно подадут кофе или колу в посуде с логотипом той или иной фирмы. В общем, реклама – двигатель торговли, – вошла в наш быт прочно и, похоже, навсегда.
Реклама, с одной стороны, доводит до потребителей сведения, необходимые для покупки и использования товаров. С другой стороны, сочетая свою информационность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. Реклама все чаще вмешивается в нашу жизнь, управляет нами на осознанном и бессознательном уровнях. Но кому из нас хочется быть игрушкой в руках далеко не всегда добросовестных людей? Врага надо знать в лицо, поэтому сегодня мы попытаемся изучить механизм воздействия рекламы на потребителя на уровне синтаксического строения рекламных слоганов.
Рекламный текст должны отличать доходчивость, яркость, лаконичность, экстравагантность, ощутимая краткость фраз наряду с их высокой информативностью. Вот почему в рекламе часто используются односоставные и неполные предложения. Давайте напомним друг другу виды односоставных предложений и посмотрим, чем они отличаются от неполных, на примере рекламных слоганов. В своих ответах можете опираться на таблицу-схему.
2. Самоконструкция.
Определение видов предложений. Фронтальный опрос.
«Изменим жизнь к лучшему» (Philips). – Односоставное о\л
«Надо жить играючи!» (Moulinex). – Односоставное б\л
«Новейшие технологии» (Hitachi). – Односоставное назывное
«Созидая новое, устремляемся в будущее» (Orient, часы). – Односоставное о\л
«Прикасаясь к Завтрашнему» (Toshiba). - Неполное
«Райское наслаждение» (шоколадки Baunty). – Односоставное назывное
«Обувь, которую снимаешь с сожалением и надеваешь с удовольствием» (Монарх). – Сложноподчинённое, 1 – назывное, 2 – о\л
«Земля – единственная планета в Галактике, где читают журнал «Итоги»». – Сложноподчинённое, 1 – двусоставное, 2 – н\л
«Вливайся!» (Фанта). – Односоставное о\л
«Отдадим в хорошие руки. Распродажа автомобилей». – О\л и назывное
«Впереди на шаг» (Банк российский кредит). – Неполное
3. Социоконструкция и социолизация.
Выступление учеников в группе. Предварительно (за неделю до урока) ученикам было дано задание по группам подобрать примеры односоставных и неполных предложений, выдвинуть гипотезу о роли этого вида предложений в рекламных текстах. Учащиеся обсуждают подобранные примеры, формулируют вывод.
4. Афиширование.
Выступление ученика от каждой группы с демонстрацией примеров и гипотезой о роли этих предложений в рекламных текстах.
Примерное содержание ответов учащихся.
1 группа. Примеры неполных предложений.
Hummer. Ничего подобного. (Ничего подобного пока не существует)
Лекарственный препарат «Упсарин Упса»: Упсарин Упса. Рядом в нужную минуту! (Упсарин Упса. Он будет рядом в нужную минуту!)
В различных типах неполных конструкций прослеживаются колебания от однозначного восстановления опущенного фрагмента до вариативности грамматических форм при экспликации и необходимости уточнения референтной отнесенности. В связи с этим существует немало примеров двусмысленностей и неясностей в текстовых связях. Так, в слогане юридической компании «Альфа-Информ» « Никто, кроме нас» вызывает затруднения вербализация глагола-сказуемого. В зависимости от установки адресата, слоган может читаться, как:
Никто, кроме нас , не поможет вам
Никто, кроме нас, не существует
Никто, кроме нас, не заслуживает вашего доверия и т.д.
Интерпретация референтной отнесенности зависит от степени нашей осведомленности о том, что имеет в виду говорящий. При намеренно неоднозначной трактовке имеет место языковая игра, способствующая повышению экспрессивности рекламного сообщения, как мы это можем наблюдать на примере слогана компании Mitsubishi:
Mitsubishi Pajero Exclusive. Таким уступают дорогу.
Неясность референтной соотнесенности проявляется в том, что местоимение «таким» может относиться как к рекламируемому объекту (внедорожнику Pajero), так и к адресату рекламного сообщения (потенциальному владельцу автомобиля). Во втором случае словосочетание « уступают дорогу» приобретает метафорическое значение, чем и достигается языковая игра.
2 группа. Примеры определённо-личных предложений.
Kamill. Обмани время – сохрани молодость.
Знай себе цену.
Эти предложения по своей семантике и структуре синонимичны личным двусоставным предложениям. Практически всегда информацию, заложенную в односоставном предложении, можно передать двусоставным, включив соответствующие местоименные подлежащие. Достаточность одного члена предложения обусловлена чисто грамматическими (формальными) причинами, а именно окончания или суффиксы глагольных форм указывают на вполне определенное лицо. Отсюда следует, что подлежащее при них является информативно избыточным. В побудительных предложениях преобладают односоставные конструкции. По сути, определённо-личные предложения в рекламных текстах функционируют как обобщённо-личные, так как особенностью глагольных форм сказуемого в них является отсутствие значения времени, наклонения и лица, именно эта особенность плюс контекст позволяют определить значение обобщенных наблюдений над фактами действительности.
Важную особенность определённо-личных предложений составляет их употребление при выражении только тех наблюдений, которые представляются говорящему обязательными, бесспорными, поскольку вытекают из объективных особенностей наблюдаемых явлений и ситуаций. Основной семантический компонент в определённо-личных предложениях - личная причастность любого лица к наблюдениям, составляющим содержание этих предложений, в них обобщается жизненный опыт говорящего или усвоенный им коллективный опыт, иногда фиксируются личные наблюдения или впечатления, рассчитанные на отклик и понимание со стороны слущающих.
«Адамас. Любишь? Подари!» «Toyota Land Cruiser: Покоряете мир вместе с ним»; «Coca –cola. Открой праздник». Определённо-личные предложения с обобщённо-личным значением – это наиболее востребованный тип односоставных предложений в рекламных текстах.
3 группа. Примеры неопределённо-личных предложений.
Здесь заботятся о вас.
Хотели, как лучше…
Поскольку действие обозначается безотносительно к конкретному его исполнителю, то неопределенно-личное предложение позволяет сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности, полностью отвлекаясь от вопроса о действующих лицах. Форма множественного числа сказуемого в неопределенно-личных предложениях имеет значение неопределенности, а не множественности субъектов. Данный тип предложения распространен в разговорном стиле, а в книжном, научном, деловом стилях, где необходима предельная ясность высказывания, как утверждают лингвистические источники, почти не употребляется.
4 группа. Безличные предложения.
Появление безличных конструкций - это результат развития абстрактного мышления, поскольку в них очевидно отвлечение от конкретного деятеля, вызывающего или производящего определенные действия. А.М. Пешковский связывает рост безличных конструкций с общей тенденцией в языке - вытеснением имени глаголом.
«Терракот. Экологично. Натурально. Вечно»
«В «Пирамиде» медом намазано»
«Ждать не придется»
«Indesit. Проверено: прослужит долго»
В рекламе безличные предложения предают высокую стилистическую окраску. Также она получается простой и понятной для всех. Семантической спецификой безличных предложений является обозначение ими потенциального действия, желательного, нежелательного, возможного, невозможного, необходимого, целесообразного. Сравните: «Tchibo Exclusive. Давать самое лучшее»; или «Tchibo Exclusive дает самое лучшее».
5 группа. Примеры назывных предложений.
Основной признак назывных предложений - фрагментарность и одновременно большая емкость выражаемого содержания. В них называются отдельные детали ситуации, но детали важные, рассчитанные на опыт и воображение слушателя или читателя, такие, по которым легко представить себе общую картину описываемой обстановки или события, например: «First. Выигрыш во всем!» «РОЛ. Твой интернет», «Ваш внедорожник Ford Fusion».
Часто в рекламных слоганах используются предложения, похожие на назывные. Они обычно указывают на то, о чём будет идти речь в тексте. Такие предложения обычно называют именительный представления.
Работа с учебником. Об именительном представления можно прочесть в параграфе 26 стр.182.
Найдите именительный представления в рекламных текстах, которые были представлены на уроке.
«First. Выигрыш во всем!» «РОЛ. Твой интернет», «Indesit. Проверено: прослужит долго», «Терракот. Экологично. Натурально. Вечно», «Tchibo Exclusive. Давать самое лучшее»; «Coca –cola. Открой праздник» и т. д.
5. Разрыв. Внутреннее осознание учащимися неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.
Слово учителя. Мы видим, что рекламный текст очень экспрессивен, оригинален, целенаправлен, стремится к компрессии (к максимальному сжатию).
Членение высказываний проявляется в активном использовании изолированных смысловых фрагментов в препозиции и постпозиции, функционально соответствующих обособленному члену, придаточному или главному предложению.
«Маалокс». Моментальное избавление от боли в желудке».
(Принимая « Маалокс», вы сможете моментально избавиться от боли в желудке.)
«Тепло. Надежно. Аристон».
(В доме тепло и надежно, потому что в нем есть техника «Аристон»)
В художественной речи такой приём называется парцелляцией.
Парцелляция (итал. parcella — частица, от лат. particula) — стилистический прием расчленения в произведении фразы на части или даже на отдельные слова; цель парцелляции — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении всех остальных синтаксических и грамматических правил.
Парцеллированное предложение является речевым вариантом непарцеллированного, например:
1) На земле проглядывала совсем ещё свежая травка. Зелёная, как весной. (С. Баруздин) 2) На земле проглядывала совсем ещё свежая, зелёная, как весной, травка.
Синтаксический разбор предложения с парцелятом проводится как разбор одного предложения:
Люблю ветер. Больше всего на свете. (Н. Рубцов) (повест., невоскл., прос., односост.,о/л, распр.)
Парцеллированные конструкции представляют собой расчленение предложения на интонационно обособленные отрезки. С помощью таких конструкций выделяются наиболее важные моменты в предложении, они приобретают более весомый смысл.
«Терракот. Экологично. Натурально. Вечно». (Сравните: «Если вы употребляете краски терракот, то это экологично, натурально, вечно»).
«Банк Аэрофлот. Всегда на высоте». (Сравните: «Банк Аэрофлот всегда на высоте»).
Интенсивное вхождение парцелляции в наш язык обогащает его экспрессивными конструкциями. Придаёт ему естественность и живость, динамичность и выразительность.
6. Рефлексия - самореализация учащегося на учебном занятии.
Самостоятельное формулирование вывода о роли односоставных предложений в рекламном тексте.
Можно сказать, что основной текст в рекламе должен содержать нужную информацию о товаре. Для удобства изложения этой информации используют лаконичные, ёмкие, динамичные, экспрессивные односоставные предложения, которые являются логическим продолжением заголовка. Текст составляется так, как если бы его автор обращался к одному человеку, будто бы писал ему письмо. Чаще всего в текстах рекламы используются номинативные предложения и определенно - личные, это объясняется тем, что номинативные предложения информируют нас о новом предмете или услуге, а определенно – личные в свою очередь ненавязчиво, но убедительно побуждают потребителя к действию. Безличные предложения тоже востребованы в рекламных текстах. Они акцентируют внимание потребителя на действии, не связанном с действующим лицом. Так как рекламный текст стремится к компрессии, авторы используют возможности неполных и парцеллированных предложений, которые придают фразе живость и выразительность.
7. Комментирование индивидуального творческого домашнего задания.
1.Реклама может быть не только навязчивой и надоедливой, но и полезной и даже необходимой. Речь идёт о так называемой социальной рекламе, которая привлекает внимание к наболевшим, острым социальным проблемам. Примеры такой рекламы не раз встречались нам в учебнике. Рассмотрим образцы социальной рекламы в упражнении 374 с точки зрения употребления односоставных предложений. Какие виды предложений использованы? Почему? Выполните задания к упражнению, попробуйте создать свой рекламный плакат, употребив в нём один из видов односоставных предложений.
2. Сочинить синквейн о рекламе. Строение синквейна: первая строчка – существительное, называющее предмет речи; второе предложение – два прилагательных или причастия, называющих два самых главных признака, свойства предмета; третья строчка – три глагола, выражающие три основных действия предмета; четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту; пятая строка — одно слово - резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка «Особенности строения полных и неполных предложений»
Разработка урока русского языка в 8 классе....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Разработка урока русского языка по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок....
Урок русского языка по теме "Односоставные предложения" 8 класс
урок русского языка...
Разработка урока для 1 курса колледжа "Односоставные и неполные предложения"
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...
Урок по русскому языку в 8 классе. ФГОС. Неполные предложения.
Урок по развитию речи "Неполные предложения" построен на литературном материале родного края. Презентация прилагается....
Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"
Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"...