Разработка урока для 1 курса колледжа "Односоставные и неполные предложения"
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
Тема урока: Односоставные и неполные предложения .
Дисциплина: Русский язык.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Время работы: 80 минут.
Используемое оборудование: монитор, процессор, проектор, экран, слайды презентации.
Цель урока: Создать условия для формирования умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.
Задачи:
- Развивающая: создать условия для развития критического мышления, для совершенствования умения работы в группах; для совершенствования умения выполнять тестовую работу.
- Обучающая: выяснить, в чем особенность односоставных и неполных предложений ; каковы способы выражения сказуемого в них ; какова сфера их употребления.
- Воспитательная: создать условия для развития эстетического вкуса, повышения культурного уровня через обращение к образцовым текстам художников слова, воспитывать стремление к системным знаниям.
Форма организации работы на уроке: групповая, индивидуальная.
Виды речевой деятельности: чтение, письмо ,говорение.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Исследовательская работа в группах:
Даны 6 предложений.
- Я умею читать книги.
- Люблю классическую музыку.
- По радио объявили о посадке самолета.
- Мне не спится.
- Какая ночь!
- За линейкой ехали охотники с собаками, за охотниками кучер Игнат.
- Внимательно рассмотрите эти предложения. Придумайте, как их можно разделить на 3 группы?
Я умею читать книги | Люблю классическую музыку. По радио объявили о посадке самолета. Мне не спится. Какая ночь! | За линейкой ехали охотники с собаками, за охотниками кучер Игнат. |
- По какому принципу вы их поделили?
(Принцип разделения - состав основы предложений ) . Двусоставные, односоставные, предложение, смысл которого будет понятен из контекста, и в котором пропущен какой-то член предложения.
- Определите темы урока:
Что мы уже знаем?
Двусоставные предложения.
Я умею читать книги.
- Чем выражены главные члены предложения?
- Подлежащее - местоимением, сказуемое составное глагольное (глагол 1 лица единственного числа +инфинитив) .
- Чего мы еще не знаем? (Односоставные предложения)
- какова же тема нашего урока?
(Односоставные предложения.)
- А каковы цели?
- Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.
- Узнаем, какие группы односоставных бывают.
- Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются.
- Выясним, что такое неполные предложения.
- Мотивация
- А зачем нам это?
- Пригодится в жизни.
- На к/р задания с односоставными предложениями бывают
- Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов.
- Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются?
- Не спится, няня,: здесь так душно! (А.Пушкин)
- В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем? (М.Лермонтов)
- Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья
Серебро и колыханье
Сонного ручья (А.Фет)
- Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман.( М.Лермонтов)
- Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А.Пушкин)
- К кому-то принесли от мастера ларец .(И.Крылов)
- Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
- Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу. (С.Есенин)
- Нет любви ни к деревне, ни к городу,
Как же смог я ее донести?
Брошу все, отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси. (С.Есенин)
- Люблю грозу в начале мая. (А.Фет)
- Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.
- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на 2 группы. По какому принципу их можно поделить?
- Чем выражен главный член предложения?
Какая ночь! – сущ. в И.п.
Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолета.
Мне не спится.
- В какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее?
Мне не спится.
- Чем выражен главный член предложения?
- главный член предложения – безличный глагол.
- А в оставшиеся два можно подставить подлежащее ?
Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолета.
- Чем выражен главный член предложения?
( в 1-ом предложении глаголом 1 л., ед. ч.; во 2-ом – глаголом 3 л.; мн. ч.)
- Обобщение вышесказанного:
В 1,2,3 предложениях главный член выражен глаголом, а в 4 – существительным. В соответствии с морфологическим выражением главного члена односоставные предложения можно разделить на две группы:
- Глагольного типа
- Именного типа
- Введение терминов.
Даны названия типов односоставных предложений
| Люблю классическую музыку |
| По радио объявили о посадке самолёта |
| Мне не снится |
| Какая ночь! |
Предложения глагольного типа
- Определённо-личные
- Неопределённо-личные
- Безличные
Предложения именного типа
- Назывные
- Создание алгоритма.
Давайте восстановим ход нашего исследования:
- Находим грамматическую основу предложения.
- Определяем, двусоставное или односоставное предложение.
- Смотрим, чем выражен главный член предложения.
- Можно ли вставить в предложение подлежащее.
- Определяем, чем выражен главный член предложения.
Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений. Вставьте нужные слова на месте пропусков. Алгоритм определения типов односоставных предложений.
- Определяю основу предложения. Основа имеет и подлежащее, и сказуемое, значит предложение двусоставное. В предложении один главный член, значит предложение односоставное.
- Смотрю, чем выражен главный член предложения? Если оно подлежащного типа, оно с главным членом подлежащим. Если оно глагольного типа, то с главным членом сказуемым.
- Можно ли вставить в него подлежащее?
-Нет -Да
Безличное О/л, н/л.
- Выполните тест (с самопроверкой)
(Проверка на экране).
- Односоставные предложения делятся на сколько групп?
А) 10
Б) 2
В) 3
Г) 4
2) Какое предложение не является односоставными?
А) На морозном воздухе было трудно дышать.
Б) На востоке синело.
В) Дело словом не заменишь.
Г) Свод неба был тих и чист.
3) Укажите односоставное предложение.
А) Наступил вечер.
Б) Вечереет.
В) Вечером мы пойдём в кино.
Г) Как хороши в России летом вечера!
4) Найдите назывное предложение.
А) Светало.
Б) Утро.
В) Наступило зимнее холодное утро.
Г) В дверь постучали.
5) Укажите определённо-личное предложение.
А) Утренний сон сладок.
Б) Не забуду этой встречи.
В) В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.
Г) Я люблю Балтийское море.
11. Анализ языкового материала.
Заполнить таблицу (в каждой группе свой набор предложений), сделать выводы о том, с какими предложениями работала группа.
1 группа.
- Люблю дымок спаленной жнивы. (м.Лермонтов)
- Шагайте смелее к свету и любите правду всей душой. (М.Шолохов)
- Трудимся, верим, ищем и спорим, рвёмся навстречу звёздам и зорям. (В.Панченко)
- Найдёшь свою цель – иди к ней прямо, без оглядки.
- Спи, милая! (А.Грин)
Глагол-сказуемое | Наклонение | Время | Лицо, число |
Люблю | Изъявительное | Настоящее время | 1 лицо, ед.ч. |
Трудимся, верим, ищем, спорим, рвёмся | Изъявительное | Настоящее время | 1 лицо, мн.ч. |
Найдёшь | Изъявительное | Настоящее время | 2 лицо, ед.ч. |
Шагайте | Изъявительное | Мн.ч. | |
Спи | Повелительное | Ед.ч. |
Вывод: это определённо-личные предложения, так как в них выражены действия, совершаемые определённым лицо. А сказуемое в этих предложениях выраженно глаголом в форме 1 или 2 лица, ед.ч., мн.ч., и глагол в повелительном наклонении.
2 группа
Прочитайте предложения . Почему в них не названы действующие лица?
- Травы скашивают рано утром , пока они ещё не уронили росы. (В.Солоухин)
- Обыкновенно на лису в наших местах охотятся с собакой.
- В городе открыли новый кинотеатр.
- Лучше бы сразу выгнали. ( В.Распутин)
Глагол-сказуемое | Наклонение | Время | Лицо, число |
Скашивают, охотятся | Изъяв , изъявит | Настоящее или будущее | 3 лицо , мн.ч. 3 л. мн.ч. |
Открыли , вывели | Изъяв. накл. Изъяв. накл. | Пр.в. | Мн.ч. |
Вывод : это неопределённо личные предложения , т.к в них нет подлежащего , действие не отнесено к действующему лицу , хотя и мыслится как совершаемое в этих предложениях глаголом 3 лица , мн.ч. настоящего или будущего времени или глаголом прошедшего времени во мн.ч.
3 Группа
- Вечерело
- Но пепел дней не стоит ворошить
- Не всем молодым побегам суждено стать большими деревьями
- Из самовара-то как хорошо пахло!
- Не забыть мне лица его в ту минуту.
- В сребристом и сыром тумане светло и пусто на поляне (И.Бунин)
- Можно ли бороться с врагом с такою силою?
Чем выражено сказуемое в безличном предложении? | Безличные предложения |
Безличным глаголом ( как с суффиксом –ся , так и без него) | 1) |
Личным глаголом в безличном употреблении | 4) |
Инфинитивом | 5) |
Предикативным наречием | 6) |
Безличным глаголом и инфинитивом | 2) |
Предикативным наречием и инфинитивом | 7) |
Кратким страдательным причастием | 3) |
Ученики делают вывод , что безличное предложение – это вид односоставного предложения , оно выражает действие или состояние , не связанное с действующим лицом , предметом ( деятелем) . Безличные предложения выражают состояние природы , состояние человека , неизбежность чего-либо , отсутствие чего-либо.
4 Группа
- Фонтан любви , фонтан живой !
- Вот посёлок.
- Лес.
- Шепот , робкое дыхание , трели соловья.
Серебро и полыхание.
Сонного ручья.
- Утро туманное , утро седое.
- Нивы печальные , снегом покрытые.
Главный член предложения | Чем выражен |
Фонтан Посёлок Лес Шёпот , робкое Дыхание Трели Серебро и колыхание Утро Нивы | Имя существительное в именительном падеже |
Вывод : Перед нами назывные предложения , т.к. главный член подлежащее , выражен именем существительным в именительном падеже . Указания на действие в этих предложениях нет.
12. Вывод из предыдущей работы. Своеобразие , т.е. оригинальность, отличие односоставных предложений от двусоставных заключается в том , что односоставные предложения точны и лаконичны . Отсутствие второго главного члена в предложении указывает на то , что особенно важно для автора : действие или название явления.
13.Творческая работа. Анализ текста ( Тексты прилагаются ).
14. Вывод по уроку ( по таблице).
С главным членом сказуемым | С главным Членом подлежащим | |||
Определённо-личные | Неопределённо-личные | Обобщённо-личные | Безличные | Назывные |
Сказуемое-глагол в форме 1-го л.2 ед. или мн.ч. | Сказуемое глагол в форме 3-го л. Мн. ч. Наст. И буд. Вр. И в форме мн. ч. Прош. Вр. | Сказуемое-глагол в форме 3-го л. Мн. ч. Предложение носит характер поговорки, общения | При сказуемом нет и не может быть подлежащего | Есть только подлежащее |
Журнал прочитаю ( л., Ед.ч.) Завтра. | В комнате громко разговаривают( 3л., ед. ч.). | Цыплят по осени считают. | Морозит. | Лес. Вот посёлок. |
15. Домашнее задание : Придумайте все возможные виды односоставных предложений на тему : «Скоро наступят летние дни»
16. Рефлексия ( на отдельных листах проводится с применением опоры .)
- Сегодня на уроке я узнал…
- В группе работать мне было… , потому что….
- Помогал мне…
- Мешал мне…
- Больше всего мне понравилось…
- Труднее всего было…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Пунктуация в сложносочиненном предложении"
Урок-обобщение...
Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"
Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...
Разработка урока алгебры в 8 классе "Неполные квадратные уравнения"
Разработка урока представлена в виде мультимедийной презентации. С помощью гиперссылок можно воспользоваться некоторыми методическими рекомендациями для учителя.Работа является победителем II городско...
Разработка урока русского языка по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок....
Методическая разработка урока русского языка "Роль местоимений в предложении" 5 класс (образовательная система "Школа 2100")
Разработка урока русского языка...
Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения" ФГОС...
Методическая разработка урока алгебры в 8 классе "Неполные квадратные уравнения" для детей с ОВЗ
Методическая разработка урока алгебры в 8 классе "Неполные квадратные уравнения" для детей с ограниченными возможностями здоровья...