Разработка урока для 1 курса колледжа "Односоставные и неполные предложения"
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс) на тему

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2003.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока

Тема урока: Односоставные и неполные предложения .

Дисциплина: Русский язык.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Время работы: 80 минут.

Используемое оборудование: монитор, процессор, проектор, экран, слайды презентации.

Цель урока:  Создать условия для формирования умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.

Задачи:

  1. Развивающая: создать условия для развития критического мышления, для совершенствования умения работы в группах; для совершенствования  умения выполнять тестовую работу.
  2. Обучающая: выяснить, в чем особенность односоставных и неполных предложений ;  каковы способы выражения  сказуемого в них ; какова сфера их употребления.
  3. Воспитательная: создать условия для развития эстетического вкуса, повышения культурного уровня через обращение к образцовым  текстам художников слова, воспитывать стремление  к системным знаниям.                                              

Форма организации работы на уроке: групповая, индивидуальная.

Виды речевой деятельности:  чтение, письмо ,говорение.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Исследовательская работа в группах:

Даны 6 предложений.

 - Я умею читать книги.

- Люблю классическую музыку.

- По радио объявили о посадке самолета.

- Мне не спится.

- Какая ночь!

-  За линейкой ехали охотники с собаками, за охотниками кучер Игнат.

-   Внимательно  рассмотрите эти предложения. Придумайте, как их можно разделить на 3 группы?

Я умею читать книги

Люблю классическую музыку. По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спится.

Какая ночь!

За линейкой ехали охотники с собаками, за охотниками кучер Игнат.

- По какому принципу вы их поделили?

(Принцип разделения - состав основы предложений ) . Двусоставные, односоставные, предложение, смысл которого будет понятен из контекста, и в котором пропущен какой-то член предложения.

  1. Определите темы  урока:

Что мы уже знаем?

Двусоставные предложения.

Я умею читать книги.

- Чем выражены главные члены предложения?

- Подлежащее  - местоимением,  сказуемое составное глагольное  (глагол 1 лица   единственного числа  +инфинитив) .

- Чего мы еще не знаем?  (Односоставные предложения)  

- какова же тема нашего урока?

(Односоставные предложения.)

- А каковы цели?

  • Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.
  • Узнаем, какие группы односоставных бывают.
  • Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются.
  • Выясним, что такое неполные предложения.

  1. Мотивация

- А зачем  нам это?

  • Пригодится в жизни.
  • На к/р задания с односоставными предложениями бывают

  1. Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов.

- Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются?

  1. Не спится, няня,: здесь так душно! (А.Пушкин)
  2. В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем? (М.Лермонтов)

  1. Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья

Серебро и колыханье

Сонного ручья   (А.Фет)

  1. Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман.( М.Лермонтов)
  2. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!  (А.Пушкин)
  3. К кому-то принесли от мастера ларец .(И.Крылов)
  4. Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь  и лица, давно позабытые.

  1. Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу. (С.Есенин)

  1.  Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я ее донести?

Брошу все, отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси. (С.Есенин)

  1.  Люблю грозу в начале мая. (А.Фет)

  1. Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.

- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на 2 группы. По какому принципу их можно поделить?

- Чем выражен главный член предложения?

Какая ночь! – сущ. в И.п.

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спится.

- В какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее?

Мне не спится.

- Чем выражен главный член предложения?

- главный член  предложения – безличный глагол.

- А в оставшиеся два можно подставить подлежащее ?

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

- Чем выражен главный член предложения?

( в 1-ом предложении глаголом 1 л., ед. ч.; во 2-ом – глаголом 3 л.; мн. ч.)

  1. Обобщение вышесказанного:

В 1,2,3 предложениях главный член выражен глаголом, а в 4 – существительным. В соответствии с морфологическим выражением главного члена односоставные предложения можно разделить на две группы:

  1. Глагольного типа
  2. Именного типа
  1. Введение терминов.

Даны названия типов односоставных предложений

  1. Определённо-личное

Люблю классическую музыку

  1. Неопределённо-личное

По радио объявили о посадке самолёта

  1. Безличное

Мне не снится

  1. Назывное

Какая ночь!

Предложения глагольного типа

  • Определённо-личные
  • Неопределённо-личные
  • Безличные

Предложения именного типа

  • Назывные
  1. Создание алгоритма.

Давайте восстановим ход нашего исследования:

  1. Находим грамматическую основу предложения.
  2. Определяем, двусоставное или односоставное предложение.
  3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.
  4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.
  5. Определяем, чем выражен главный член предложения.

Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений. Вставьте нужные слова на месте пропусков. Алгоритм определения типов односоставных предложений.

  1. Определяю основу предложения. Основа имеет и подлежащее, и сказуемое, значит предложение  двусоставное. В предложении один главный член, значит предложение односоставное.
  2. Смотрю, чем выражен главный член предложения? Если оно подлежащного типа, оно с главным членом подлежащим. Если оно глагольного типа, то с главным членом сказуемым.
  3. Можно ли вставить  в него подлежащее?

-Нет                                                                   -Да

Безличное                                                     О/л,  н/л.

  1. Выполните тест (с самопроверкой)

(Проверка на экране).

  1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?

А) 10

Б) 2

В) 3

Г) 4

            2) Какое предложение не является односоставными?

А) На морозном воздухе было трудно дышать.

Б) На востоке синело.

В) Дело словом не заменишь.

Г) Свод неба был тих и чист.

3) Укажите односоставное предложение.

А) Наступил вечер.

Б) Вечереет.

В) Вечером мы пойдём в кино.

Г) Как хороши в России летом вечера!

4) Найдите назывное предложение.

А) Светало.

Б) Утро.

В) Наступило зимнее холодное утро.

Г) В дверь постучали.

5) Укажите определённо-личное предложение.

А) Утренний сон сладок.

Б) Не забуду этой встречи.

В) В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.

Г) Я люблю Балтийское море.

11. Анализ языкового материала.

Заполнить таблицу (в каждой группе свой набор предложений), сделать выводы о том, с какими предложениями работала группа.

1 группа.

  1. Люблю дымок спаленной жнивы. (м.Лермонтов)
  2. Шагайте смелее к свету и любите правду всей душой. (М.Шолохов)
  3. Трудимся, верим, ищем и спорим, рвёмся навстречу звёздам и зорям. (В.Панченко)
  4. Найдёшь свою цель – иди к ней прямо, без оглядки.
  5. Спи, милая! (А.Грин)

Глагол-сказуемое

Наклонение

Время

Лицо, число

Люблю

Изъявительное

Настоящее время

1 лицо, ед.ч.

Трудимся, верим, ищем, спорим, рвёмся

Изъявительное

Настоящее время

1 лицо, мн.ч.

Найдёшь

Изъявительное

Настоящее время

2 лицо, ед.ч.

Шагайте

Изъявительное

Мн.ч.

Спи

Повелительное

Ед.ч.

 Вывод: это определённо-личные предложения, так как в них выражены действия, совершаемые определённым лицо. А сказуемое в этих предложениях выраженно глаголом в форме 1 или 2 лица, ед.ч., мн.ч., и глагол в повелительном наклонении.

2 группа

Прочитайте предложения . Почему в них не названы действующие лица?

  1. Травы скашивают рано утром , пока они ещё не уронили росы. (В.Солоухин)
  2. Обыкновенно на лису в наших местах охотятся с собакой.
  3. В городе открыли новый кинотеатр.
  4. Лучше бы сразу выгнали. ( В.Распутин)

Глагол-сказуемое

Наклонение

Время

Лицо, число

Скашивают, охотятся

Изъяв , изъявит

Настоящее или будущее

3 лицо , мн.ч.

3 л. мн.ч.

Открыли , вывели

Изъяв. накл.

Изъяв. накл.

Пр.в.

Мн.ч.

Вывод : это неопределённо личные предложения , т.к в них нет подлежащего , действие не отнесено к действующему лицу , хотя и мыслится как совершаемое в этих предложениях глаголом 3 лица , мн.ч. настоящего или будущего времени или глаголом прошедшего времени во мн.ч.

3 Группа

  1. Вечерело
  2. Но пепел дней не стоит ворошить
  3. Не всем молодым побегам суждено стать большими деревьями
  4. Из самовара-то как хорошо пахло!
  5. Не забыть мне лица его в ту минуту.
  6. В сребристом и сыром тумане светло и пусто на поляне (И.Бунин)
  7. Можно ли бороться с врагом с такою силою?

Чем выражено сказуемое в безличном предложении?

Безличные предложения

Безличным глаголом ( как с суффиксом –ся , так и без него)

1)

Личным глаголом в безличном употреблении

4)

Инфинитивом

5)

Предикативным наречием

6)

Безличным глаголом и инфинитивом

2)

Предикативным наречием и инфинитивом

7)

Кратким страдательным причастием

3)

Ученики  делают вывод , что безличное предложение – это вид односоставного предложения , оно выражает действие или состояние , не связанное с действующим лицом , предметом ( деятелем) . Безличные предложения выражают состояние природы , состояние человека , неизбежность чего-либо , отсутствие чего-либо.

4  Группа

  1. Фонтан   любви , фонтан живой !
  2. Вот посёлок.
  3. Лес.
  4. Шепот , робкое дыхание , трели соловья.

Серебро и полыхание.

Сонного ручья.

  1. Утро туманное , утро седое.
  2. Нивы печальные , снегом покрытые.

Главный член предложения

Чем выражен

Фонтан

Посёлок

Лес

Шёпот , робкое

Дыхание

Трели

Серебро и колыхание

Утро

Нивы

Имя существительное в именительном падеже

Вывод : Перед нами назывные предложения , т.к. главный член подлежащее , выражен именем существительным в именительном падеже . Указания на действие в этих предложениях нет.

12.  Вывод из предыдущей работы. Своеобразие , т.е. оригинальность, отличие односоставных предложений от двусоставных заключается в том , что  односоставные предложения точны и лаконичны . Отсутствие второго главного члена в предложении указывает на то , что особенно важно для автора : действие или название явления.

13.Творческая работа. Анализ текста ( Тексты прилагаются ).

14. Вывод по уроку ( по таблице).

С главным членом сказуемым

С главным

Членом

подлежащим

Определённо-личные

Неопределённо-личные

Обобщённо-личные

Безличные

Назывные

Сказуемое-глагол в форме 1-го л.2 ед. или мн.ч.

Сказуемое глагол в форме 3-го л. Мн. ч. Наст. И буд. Вр. И в форме мн. ч. Прош. Вр.

Сказуемое-глагол в форме 3-го л. Мн. ч. Предложение носит характер поговорки, общения

При сказуемом нет и не может быть подлежащего

Есть только подлежащее

Журнал прочитаю ( л., Ед.ч.) Завтра.

В комнате громко разговаривают( 3л., ед. ч.).

Цыплят по осени считают.

Морозит.

Лес. Вот посёлок.

15. Домашнее задание : Придумайте все возможные виды односоставных предложений на тему : «Скоро наступят летние дни»

16. Рефлексия ( на отдельных листах проводится с применением опоры .)

- Сегодня на уроке я узнал…

- В группе работать мне было…     , потому что….

- Помогал мне…

- Мешал мне…

- Больше всего мне понравилось…

- Труднее всего было…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

Разработка урока алгебры в 8 классе "Неполные квадратные уравнения"

Разработка урока представлена в виде мультимедийной презентации. С помощью гиперссылок можно воспользоваться некоторыми методическими рекомендациями для учителя.Работа является победителем II городско...

Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения"  ФГОС...

Методическая разработка урока алгебры в 8 классе "Неполные квадратные уравнения" для детей с ОВЗ

Методическая разработка урока   алгебры в 8 классе "Неполные квадратные уравнения"  для детей с ограниченными возможностями здоровья...