Урок по русскому языку в 8 классе. ФГОС. Неполные предложения.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок по развитию речи "Неполные предложения" построен на литературном материале родного края. Презентация прилагается.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок 44. Неполные предложения.
Люби свой край родной!
Урок рефлексии.
Цели: развить понятие неполных предложениях; показать их значение, сферу их употребления; развивать речевую культуру учеников.
Методические приемы: анализ сочинений, работа с поэтическим текстом, работа с теоретическими сведениями, тренировочные упражнения.
● Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
● Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Ход урока
1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
1. Приветствие, подготовка рабочего пространства.
-- Запишите число
2. Введение в ритм работы:
В краю, где пурга свистит, где ветер и снег.
Вдруг может на полпути устать человек.
Начнёт отступать, начнёт ругать пургу,
Но вдруг разведёт костёр на снегу…
Сейчас за окном цветы, и в мире тепло,
Но, если заметишь ты, что мне тяжело,
Что я отступить могу, устать могу,
И мне разведи костёр на снегу…
-- А чем вы можете для нас всех заменить костёр на снегу? (добрые слова) А есть они у вас?
2) Этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности.
1. Проверка домашнего задания. Анализ творческих работ.
2. Представление газеты (проект)
Проверка д/з: сочинение + рисунок/фото/стихотворение = лучшая работа: почему именно она – лучшая?
Читаем и анализируем 2—3 сочинения. Отметим те, в которых использованы односост. пр. Взаиморецензирование.
Примечание. Отметить односоставные предложения, указать их тип.
- Вопрос: были ли затруднения в написании?
4. Нахождение решения: алгоритм работы (использование односоставных и неполных предложений в речи, средств выразительности).
Повторение алгоритма:
Тип предл. | Ед.ч. | Мн.ч. |
о/л | 1,2 л. | 1,2 л. |
н/л | 3 л./прош.вр. | |
об/л | 3 л./прош.вр. | |
б/л | 3 л./ср.р. |
-- Какую же тему продолжим изучать? Неполные предложения. Запись темы
Неполные предложения.
4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
1. Поиск помощника: как надо писать, чтобы всем понравилось? С любовью! Где же найти это чувство? Что его порождает?
2. Тема-загадка (фильм) + запись. (любовь к Родине)
-- А из чего складывается в вашем понимании любовь к Родине? (любовь к родной земле, природе, родным)
Слайд 2 Люби свой край родной!
5) Этап реализации построенного проекта.
Стр. 127
ДЕКЛАРАЦИЯ (от лат. declaratio — объявление, провозглашение) -- официальное заявление;
Декларациями называют некоторые документы (декларация о доходах, таможенная декларация).
ДЕКЛАЛРИРОВАТЬ -- провозглашать основные принципы.
2. Упр. 256:
-- Давайте посмотрим, что нам нужно сделать?
Выразительное чтение, запись 3-его—4-ого абзацев, заполнение таблицы.
Слайд 4
Тропы (слово или фраза в переносном значении, образное выражение) | ||
Перечень тропов | Значение термина | Пример |
Метафора, развёрнутая метафора | Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. | Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С.Есенин) |
Градация | Стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости | Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.Есенин) |
Метонимия | Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. | Ты вёл мечи (воинов) на пир обильный; Всё пало с шумом пред тобой…(А.С.Пушкин) |
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать | О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф.Тютчев) |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением | Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н.А.Некрасов) |
Эпитет | Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства | Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. (С.Есенин) |
Фигуры речи (необычные синтаксические обороты речи, служащие её украшению)) | ||
Антитеза | Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. | А новое так отрицает старое!.. оно стареет на глазах! Добрее нравы. Вот уже подлее! (А.Володин) |
Риторический вопрос, обраще-ние восклицание | Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос не требует ответа, а вводится для эмоционального воздействия на читателя | Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А.С.Пушкин) |
3. Анализ текста № 18 стр. 76.
-- Давайте посмотрим, что нам нужно сделать?
Формулирование проблемы – ответа. (распечатка)
Работа в парах: занесение результатов в таблицу на доске.
Тема, идея | Тип речи, стиль | Средства выразительности | Тип связи предл. в тексте | Лексическая работа |
"Мать России целой — деревушка, | Описание Художественный | 1.Эпитеты: «родимая окрестность», «бор скрипучий». 2.Метафоры: «уголок России». 3.Олицетворения: «захлебнулось поле», «бор движется». 4.Сравнения: «словно в омут, канет», «как сторожа», «как флот». 5. Градация: Прозябаньем, бедностью, дремотой Все объято — впадины и высь! | Парал-лельный | Прозябанье-промерзание Кануть-исчезнуть Коротать-пережидать |
6) Этап обобщения затруднений. Групповое соревнование. (3 гр.)
1. Подготовка к ОГЭ: на доске запись
Грамматическая основа предложения | Тип сказуемого | Кол-во грамм-их основ |
1. Выпишите грамматическую основу предложения ( ),
2. Определите тип сказуемого.
3.Укажите количество грамматических основ в предложении ( ). Ответ запишите цифрой.
Текст (Платонов, рассказ «Река Потудань») Слайд 5,6
1) Затем [Никита] обошел весь знакомый, родной город, и у него заболело сердце от вида устаревших, небольших домов, сотлевших заборов и плетней и редких яблонь по дворам, многие из которых уже умерли, засохли навсегда. 2) В его детстве эти яблони еще были зелеными, а одноэтажные дома – большими и богатыми, населенными таинственными умными людьми, и улицы – длинными, лопухи – высокими, и бурьян на пустырях, на заброшенных огородах представлялся в то давнее время лесною, жуткою чащей.
--Есть ли здесь неполные предложения? (2)
7) Этап самостоятельной работы.
-- А можете ли вы так написать миниатюру о своей малой родине, Синих Липягах?
-- Не забывайте использовать односоставные и неполные предложения.
Слайд 7
МИНИАТЮРА (франц. miniature, от лат. minium — киноварь, сурик),
В литературе — небольшое по размеру произведение (рассказ, пьеса, водевиль, интермедия, сценка, диалог юмористический (реприза).
- Сочинение собственных текстов: зарисовок, диалогов, монологов, статей в газету.
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
Упр. 257 — письменно.
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
1. Создание синквейна.
-- Мне бы очень хотелось, чтобы вы оценили наш урок, написав синквейн.
2. Слово учителя:
Удачи
Творческой, красивой!
Желаю созидать, творить.
Боготворить природу, жить счастливо.
Свой край любить!
-- Спасибо за урок. До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Люби свой край родной!
Стр. 127 ДЕКЛАРАЦИЯ (от лат. declaratio — объявление, провозглашение) — официальное заявление; Декларациями называют некоторые документы (декларация о доходах, таможенная декларация). ДЕКЛАРИРОВАТЬ — провозглашать основные принципы.
Тропы (слово или фраза в переносном значении, образное выражение) Перечень тропов Значение термина Пример Метафора, развёрнутая метафора Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С.Есенин) Олицетворение Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать О чём ты воешь, ветр ночной , О чём так сетуешь безумно? (Ф.Тютчев) Сравнение Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н.А.Некрасов) Эпитет Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. (С.Есенин) Градация Стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости Не жалею, не зову, не плачу , Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)
Платонов, рассказ «Река Потудань» 1) Затем [Никита] обошел весь знакомый, родной город, и у него заболело сердце от вида устаревших, небольших домов, сотлевших заборов и плетней и редких яблонь по дворам, многие из которых уже умерли, засохли навсегда. 2) В его детстве эти яблони еще были зелеными, а одноэтажные дома – большими и богатыми, населенными таинственными умными людьми, и улицы – длинными, лопухи – высокими, и бурьян на пустырях, на заброшенных огородах представлялся в то давнее время лесною, жуткою чащей. 3 5
Платонов, рассказ «Река Потудань» 1) Затем [Никита] обошел весь знакомый, родной город, и у него заболело сердце от вида устаревших, небольших домов, сотлевших заборов и плетней и редких яблонь по дворам, многие из которых уже умерли, засохли навсегда. Простое глагольное сказуемое 2) В его детстве эти яблони еще были зелеными, а одноэтажные дома – большими и богатыми, населенными таинственными умными людьми, и улицы – длинными, лопухи – высокими, и бурьян на пустырях, на заброшенных огородах представлялся в то давнее время лесною, жуткою чащей. Составное именное сказуемое
МИНИАТЮРА (франц. miniature, от лат. minium — киноварь, сурик), В литературе — небольшое по размеру произведение (рассказ, пьеса, водевиль, интермедия, сценка, диалог юмористический (реприза).
Спасибо за урок! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку 11 класс "Однородные члены предложения"
Урок по русскому языку 11 класс " Однородные члены предложения"...
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс ФГОС.
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.Тема. Графика. Алфавит....
конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС.
конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС. Тема: "Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи". Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать ча...
Открытый урок по русскому языку 5 класс (ФГОС)
Технологическая карта урока и презентация "Имя прилагательное как часть речи"...
Уроки по русскому языку 5 класс ФГОС
Вашему вниманию представлены уроки русского языка в 5 классе, так же к урокам прилагаются мультимедийные презентации....
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...
Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"
Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...