Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме Неполные предложения и их роль в тексте
Игровая технология
Тема урока: Неполные предложения, их роль в языке. Тире в неполных предложениях
Цель урока: выявление роли неполных предложений в речи.
Задачи урока:
- закрепить знания о неполных предложениях;
- выявить сферу употребления неполных предложений;
- научить определять роль неполных предложений в текстах различных стилей;
- сформировать умение синонимической замены неполных предложений полными и наоборот;
- развивать речь, логическое и критическое мышление, умение самостоятельной добычи знаний, умение работать в команде;
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать уважение к различным взглядам других людей.
Технология проведения урока: ролевая игра.
На мой взгляд, при изучении темы «Неполные предложения» главными являются не столько признаки неполных предложений и их пунктуационно правильное оформление, сколько выяснение роли данных предложений в нашей речи. Для этой цели форма урока – ролевая игра «Заседание суда» является наиболее эффективной, так как дети в ходе самостоятельной работы с литературой, подборке доказательств, публичной защите своих наблюдений наглядно видят, что неполные предложения являются нужными в нашей речи, обогащая и делая её выразительнее.
Особое место ролевые игры такого типа (опыт публичного выступления) занимают в подготовке к выпускным экзаменам по русскому языку, так как эта форма урока позволяет учащимся совершенствовать структуру монологической речи, выстроенной в форме доказательства в публицистическом или научном стиле, обогащает словарный запас, развивает лингвистические навыки.
Такие уроки вовлекают учащихся в непринужденный, живой разговор и этим помогают избежать формализма в знаниях, активно способствуют превращению знаний в убеждения.
В ходе подготовки к ролевой игре заранее распределяются роли.
Судья – персонаж, который контролирует процесс, направляет ход мыслей и действий в нужное русло, не выносит никаких вердиктов, только оглашает общее решение. Эту роль лучше играть самому учителю.
Прокурор- персонаж, который обвиняет неполные предложения, вступает в спор с адвокатом.
Адвокат – персонаж, который оправдывает неполные предложения.
Эти две роли исполняют заранее подготовленные учащиеся из числа «сильных», им предоставляется возможность в ходе подготовки к процессу набрать себе команду (свидетелей) для аргументации своего выступления.
Фольклористу и литературоведу заранее даётся задание: провести исследования «Использование неполных предложений в УНТ», «Использование неполных предложений в художественной литературе» и выступить с кратким выводом.
Всем выше перечисленным персонажам учитель помогает составлять выступления в нужной для судебного заседания форме.
Все остальные учащиеся класса выступают в роли присяжных заседателей. Именно им в ходе заседания, проанализировав все «за» и «против», предстоит вынести вердикт: имеют ли неполные предложения право на существование в нашей речи наравне с полными. По ходу урока учащиеся работают по учебнику, с наглядным материалом, заносят соответствующие записи в тетради.
Для игры необходимы атрибуты: судейские шапочки и мантии для судьи, адвоката и прокурора, трибуна, судейский молоток, изображение богини правосудия, костюмы сантехника, домохозяйки и других персонажей.
ХОД СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ.
Судья: Сегодня в суде слушается дело под названием «Роль неполных предложений в речи». Мы попытаемся разрешить конфликт между полными и неполными предложениями. Для выяснения ситуации мы выслушаем свидетелей обеих сторон, проведём ряд следственных экспериментов. Греческая богиня Фемида поможет нам взвесить все «ЗА» и « ПРОТИВ» и вынести справедливый приговор. Итак, начинаем разбирательство. В чём же суть конфликта? Слово предоставляется стороне обвинения - прокурору.
Прокурор: Уважаемый суд, господа присяжные заседатели! Я представляю интересы полных предложений. Нас стало очень волновать то, что происходит с русским языком! Разве он теперь так гибок и причудлив, как прежде? Разве богат и многозвучен? Нет, уважаемые господа! Нет, наш язык беднеет! Мы, ярые ценители народного богатства частично исследовали эту проблему и пришли к выводу, что немаловажную роль в обнищании языка играют неполные предложения! Мало того, что они свободно распоряжаются нашими частями, так они ещё и сокращают человеческую речь, делают её уже, короче, а, следовательно, суше.
Мы требуем, чтобы неполные предложения признали незаконными, так как это явление распространяется с необычайной скоростью. Если вы поистине дорожите русским языком, прислушайтесь к нашему требованию.
Судья: Мы послушали сторону обвинения. Послушаем, что думают по этому поводу ответчики. Слово предоставляется адвокату, представителю неполных предложений. Расскажите суду и всем присутствующим, что же такое неполные предложения?
Адвокат: В нашей речи наравне с полными предложениями, употребляются неполные, в которых пропущен какой-либо член предложения - главный или второстепенный.
Судья: Скажите, а тот факт, что в неполных пропущен какой-то член предложения, не приведёт к путанице, недопониманию?
Адвокат: Нет, ваша честь, Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям или обстановке при разговоре. Например, на вопрос « Вы пойдёте сегодня в кино?» следует ответ : «Пойдём», - это неполное предложение, в нём пропущены сказуемое и обстоятельство, но их легко восстановить благодаря предыдущему предложению.
Судья: Значит, получается, что вы не можете обходиться без полных предложений?
Адвокат: Да , мы убираем из полных предложений некоторые их части, но делаем это с благими намерениями. Мы не сокращаем человеческую мысль, а, напротив, делаем её более богатой, полной. Люди предпочитают пользоваться неполными предложениями, так как мы помогаем подчеркнуть, выделить главное в речи интонацией, паузами.
Судья: Итак, господа присяжные заседатели, вы познакомились с неполными предложениями. Для продолжения процесса, я должен выявить, ваше умение различать полные и неполные предложения. Из упражнения 220 учебника выпишите по вариантам: полные предложения -1 вариант, неполные предложения -2 вариант.
( Класс выполняет упр. 220 учебника «Русский язык 8 класс»)
Судья: Проверим, как вы справились с заданием. Зачитайте неполные предложения, обоснуйте свой выбор.
Судья: Продолжим наше заседание. Чтобы понять справедливы или несправедливы обвинения прокурора, мы должны с помощью следственного эксперимента выяснить вопрос о частоте употребления полных и неполных предложений . Всем присутствующим предлагаем письменно анонимно ответить на следующие вопросы :
- Какой сегодня день недели?
- Какой ваш самый любимый предмет?
- Какая сегодня погода?
Я попрошу 4-х присяжных собрать листочки с ответами и подсчитать количество полных и неполных предложений в ответах и огласить нам результат
А мы продолжаем. Кому предоставить слово?
Прокурор: Вот неполные предложения говорят, что пропуск членов предложения не приведёт к недопониманию. А я докажу обратное. У меня есть даже пострадавшие по этому делу. Вот, пожалуйста. Хозяйка и сантехник, расскажите, что у вас случилось?
(ИНСЦЕНИРОВКА)
Хозяйка: Гражданин сантехник отремонтировал мне кран на кухне, я хотела его похвалить и сказала: « За качество работы - «пять», а он потребовал деньги.
Сантехник: Но Вы же сами предложили мне деньги, я только добавил: « И за ремонт - десятку. Итого 15 рублей»
Прокурор: Итак, хозяйка пропустила сказуемое «ставлю» , а сантехник сказуемое «добавьте». Вот видите, ваша честь, пропуск даже одного члена предложения привёл к конфликту.
Адвокат: Ваша честь, я прошу выслушать нашего свидетеля - тире. Пропуск членов предложения может в произношении быть выражен паузой, а на письме обозначен тире. Оно играет большую роль в неполных предложениях, заменяет пропущенные части.
Тире: Господа, сегодня обвинили неполные предложения в том, что они, видите ли, сокращают человеческую мысль. И оскорбили этим меня! Ведь я очень важный знак препинания! Я тот мост, который позволяет перейти через очень большое пространство, охватив его всею силой человеческой мысли. На месте меня в предложении можно поставить очень много разных слов. Но ставят всегда меня, чтобы показать обилие человеческой мысли. Например, « Летом светает рано, а зимой - поздно», скажите, что я заменяю? Разве , если бы на моём месте стояло второй раз слово « светает», это не привело бы к тавтологии, неоправданному лексическому повтору? Вот какова моя роль!
Судья: Итак, чтобы разрешить вопрос о роли тире, проведём ещё один эксперимент. Проставьте в следующих предложениях, где возможно, тире, объясните постановку.
Жизнь прожить не поле перейти
Знание дело наживное
Чужая дума потёмки
Мельница сильна водой, а человек едой.
Знание есть сила.
Птица рада весне, а младенец матери.
За двумя зайцами погонишься, ни одного зайца не поймаешь.
Материнский гнев, что весенний снег.
Судья: Какой же вывод о роли тире в данных предложениях мы сделаем?
Судья: Давайте послушаем нашу счётную комиссию. Сколько было дано полных предложений? Сколько неполных? Какой можно сделать вывод о частоте употребления в разговорной речи полных и неполных предложений?
Адвокат: Если, уважаемые господа, на вас не подействовали наши убеждения в полноправии неполных предложений, послушайте народ.
Фольклорист: Я фольклорист, изучаю устное народное творчество. В большинстве пословиц, скороговорок, загадок вторая часть оформлена в виде неполных предложений. Например,
- НАБИРАЙСЯ УМА В УЧЕНИИ, ХРАБРОСТИ - В СРАЖЕНИИ (пословица)
- НА ДВОРЕ ТРАВА, НА ТРАВЕ - ДРОВА (скороговорка)
- ПОСРЕДИ ДВОРА СТОИТ КОПНА: СПЕРЕДИ - ВИЛЫ, СЗАДИ - МЕТЛА (загадка).
И ещё целый список пословиц, поговорок, скороговорок и загадок, где используются неполные предложения. Произведения устного народного творчества передавались веками из уст в уста. Не мог же народ целенаправленно уничтожать красоту и богатство русского языка. Значит, неполные предложения служат не для краткости, а для ёмкости мысли.
Литературовед: Я исследовал употребление неполных предложений литератур произведениях и пришёл к выводу, что неполные предложения употребляются в различных родах и жанрах наряду с полными.
Например, эпический жанр - повесть «Капитанская дочка» : в диалогах чаще всего используются неполные предложения.
Драматический жанр - комедия « Ревизор»: в репликах героев и в авторских ремарках часто использованы неполные предложения, они придают речи живость, краткость, непосредственность.
Судья: У обвинения ещё будут вопросы?
Прокурор: Я хотел бы провести следственный эксперимент, доказывающий , что хотя неполные предложения и избавляют от тавтологии, но без нас они всё равно бессмысленны. Чтобы доказать это, я предлагаю присяжным сделать синтаксический разбор одного сложного предложения. Одной половине я раздам первую часть предложения, а другой половине – вторую часть предложения.
/Я РАЗОСТЛАЛ СВОЮ БУРКУ НА ЛАВКЕ/, /КАЗАК СВОЮ - НА ДРУГОЙ/
Поднимите руку те, у кого предложение вызвало затруднения.
Как видите, вторая часть вызвала затруднение, так как она бессмысленна без первой части.
Судья: Господа, я предлагаю закончить прения по этому делу и провести последний следственный эксперимент. Я думаю, что именно он покажет, равноправны или неравноправны полные и неполные предложения.
Итак, перед вами предложение, в котором допущена речевая ошибка. Какая? Да, тавтология, т.е. неоправданный повтор слова. А почему именно неоправданный? Да, иногда повтор слова допускается преднамеренно, для усиления признака, степени качества или действия; выделения чего-либо. Как называется такой приём? ( Речевой повтор) У нас в предложении повтор неоправданный, избавимся от него. Каждая их сторон, используя свой вид предложения, должна избавиться от этой ошибки. Присяжным заседателям предоставляется право выбора, как избавиться от ошибки.
РЕКА УЗНАЁТСЯ В ПЛАВАНИИ, А ДРУГ УЗНАЁТСЯ В БЕДЕ.
Заслушаем стороны.
Прокурор: Мы заменили слово УЗНАЁТСЯ синонимом ПОЗНАЁТСЯ.
РЕКА УЗНАЁТСЯ В ПЛАВАНИИ, А ДРУГ ПОЗНАЁТСЯ В БЕДЕ.
Адвокат: Мы заменили одно из сказуемых на тире.
РЕКА УЗНАЁТСЯ В ПЛАВАНИИ, А ДРУГ - В БЕДЕ.
Судья: Итак, подведём итоги нашего заседания. Всем участникам процесса предлагаю ответить на следующие вопросы:
- Какие предложения называются неполными?
- Чем в произношении выражается, а в написании обозначается пропуск члена предложения?
- Понятен ли смысл неполного предложения вне контекста (предыдущее предложение или обстановка при разговоре)?
- В каком стиле чаще всего используются неполные предложения?
- В какой части сложного предложения могут встретиться неполные предложения? С какой целью они используются?
- Согласны ли вы с тем, что неполные предложения помогают подчеркнуть, выделить главное в речи интонацией ,паузами?
Для оглашения вердикта слово предоставляется присяжным заседателям.
Сделайте краткий устный вывод о роли неполных предложений в речи.
Огласите нам вердикт.
(Присяжные делают свои выводы)
Судья: Итак, господа, рассмотрев дело, взвесим все «ЗА» и «ПРОТИВ», мы пришли к выводу, что и полные, и неполные предложения служат для блага нашего языка, если ими пользоваться грамотно. Данной мне властью приговариваю полные и неполные предложения к дружбе и сотрудничеству.
Друзья мои, под страхом внесения бессмыслицы в нашу речь, работайте совместно, стройте прочное, красивое и чистоё здание нашего великого русского языка.
Всем встать! Судебное заседание окончено.
ИТОГ УРОКА
Учитель: Итак, игра закончена. Но мы не прощаемся с нашими героями-предложениями. Запишите домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение на тему «Роль неполных предложений в речи». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из текста индивидуальных карточек. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
РЕФЛЕКСИЯ.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что понравилось на уроке?
- Довольны ли вы собой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР
Представлен план-конспект урока по русскому языку в 9 классе в соответствии с программой С.И.Львовой по теме "Виды сложноподчиненных предложений", в ходе которого реализуются ИКТ, деятельно...
Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения".
Интегрированный урок. Обобщение односоставных глагольных предложений. Знакомство с новым видом односоставных назывных предложений, сферой их употребления....
Методическая разработка: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»
В работе представлен теоретический материал и опыт работы по теме «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»....
Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)
Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...
Конспект урока русского языка "Зачем нужны уточняющие члены предложения?"
Конспект урока русского языка "Зачем нужны уточняющие члены предложения?"...
Конспект урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Конспект дистанционного урока по русскому языку в 11 классе...
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка с использованием игровых технологий
Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла...