Урок русского языка «Особенности строения полных и неполных предложений»
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Зеленая Любовь Михайловна

Разработка урока русского языка в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_.zelenaya_l.m.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 8 класс.

Тема урока: «Особенности строения полных и неполных предложений».

Цели урока:

1.Образовательные: Сформировать понятие о неполных и полных предложениях; сфере их употребления. правильной постановки Выработать умение находить неполные и полные предложения в тексте.

2.Развивающие: Развивать умения самостоятельно выделять главное в изучаемом материале, систематизировать, обобщать; развивать творческое воображение.

3.Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества обучающихся (умение слушать друг друга, принимать чужую точку зрения и отстаивать свою, приводя четкие и конкретные аргументы).

 Тип урока: Объяснение нового материала.

 Технологии: Информационно компьютерные технологии.

 Методы обучения: Исследовательский, частично - поисковый, рефлексивный.

 Формы обучения: Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная (самостоятельная) работа.

 Оборудование: таблицы, перфокарты, учебники

 (УМК В.В.Бабайцевой, Г.К.Лидман-Орловой, Е.И.Никитиной.

   Русский язык.Теория.5-9 классы./ Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. – М.: Дрофа, 2008.

   Русский язык. Практика. 8 класс./ под ред. Лидман-Орловой Г.К. – М.: Дрофа, 2008.)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

     Добрый день, ребята! Человек не может прожить, не развивая и не совершенствуя себя! Сегодня на уроке нам предстоит сделать очередное открытие! Итак, в путь!

  1. Работа с текстом. 

     На слайде записан диалог Генерала и Евгения Онегина (из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

- Так ты женат?! Не знал я ране! Давно ли?

- Около двух лет!

- На ком?

- На Лариной.

- Татьяне?

- Ты ей знаком?

- Я им сосед!

Учитель: Только взглянув на эту запись, можно сразу сказать, что перед нами…

(Ответы учащихся:

- Разговор двух или нескольких людей.

- Диалог).

     Учащимся дано время, чтобы прочесть текст, а затем один из учеников читает отрывок выразительно вслух.

2. Беседа по прочитанному тексту.

     Учитель задает вопросы ученикам:

  1. Ребята, какую информацию мы с вами узнали из 1-го предложения? (Ответ: Один из собеседников уточняет, что второй женат).
  2. А какую информацию мы узнали из второго предложения?
  3. Что нового нам пояснило третье предложение? И т.д.

     Учащиеся устанавливают, что смысл каждого последующего предложения мы можем понять, благодаря предыдущему или предыдущим, т.е. из контекста.

     Вопрос учителя:

- Что же такое контекст?

     (Один из заранее подготовленных учащихся отвечает на поставленный вопрос, используя для ответа Толковый словарь русского языка:

«Контекст – это законченная в смысловом отношении часть текста»).

Учащиеся путем наблюдения приходят к выводу, что пропущенный член предложения легко восстанавливается, благодаря предыдущему предложению.

     Вывод. Первое и последующие предложения по строению разные.

Первое – полное (есть подлежащее и сказуемое), а второе и др. – нет, так как в них отсутствует какой-либо член предложения, необходимый для понимания смысла текста.

     Учитель: ребята, давайте вместе определим тему сегодняшнего урока.

Ответы учащихся могут быть разные, но близкие по смыслу.

Учитель помогает сформулировать тему из ответов учащихся:

«Строение полных и неполных предложений».

     Учитель: ребята, прежде чем продолжить работу, давайте поставим перед собой цели: чему хотим научится, что нового хотим узнать и т.д.

     Учитель корректирует ответы учащихся.

3.Практическая работа.

Учитель: Уважаемые ребята, откройте тетради, запишите число, тему урока и диалог.

    Затем восстанавливаем текст, т.е. в скобках дописываем пропущенные члены предложения.

Делаем вместе вывод о том, что неполными могут быть и двусоставные,  и односоставные предложения.

- А теперь необходимо установить, когда чаще всего мы используем в речи неполные предложения?

(Ответы учащихся: При диалоге (в магазине, по телефону, в больнице и др.)

- Для чего они нужны?

(Ответы учащихся: Люди используют их для экономии времени, для предотвращения неоправданных повторов в устной речи. Данные предложения придают речи лаконичность, живость, яркость).

- Ребята! А мы с вами употребляем в речи такие предложения? Где и когда? (Ответы учащихся).

(Неполные предложения используют в дискуссиях, спорах).

    Учитель: В начале урока мы затронули с вами вопрос пунктуации в неполных предложениях. Оказывается, при постановке знаков препинания в этих предложениях есть особенность. Давайте обратимся к записям на следующем слайде.

1. Река узнается в плавании, а человек -  в беде.

2. Мир освещается солнцем, а человек - знанием.

3. Набирайся ума в учении, храбрость – в сражении.

4. Слова хороши правдивые, лисьи шубы – пушистые.

    Учитель: Давайте восстановим пропущенные члены предложения. Что помогло в этом?

Вывод делают учащиеся.

     Учитель: Значит, неполные предложения могут входить в состав сложных, и, чтобы избежать повтора, в одной из частей пропущен член предложения (сказуемое).

     В устной речи на месте пропуска делается пауза, которая на письме заменяется тире.

     Давайте сравним наш вывод с учебником. (Параграф 185)

Вывод.

Учитель: ребята, какая из данных пословиц может стать эпиграфом к сегодняшнему уроку? Почему? (Ответы учащихся)

Учитель: А может быть вы  предложите свою?

(Встречают человека по одежке, провожают по уму).

III. Закрепление нового материала.

  1. У каждого из учащихся на парте карточки с изображением природы или действий людей.

Из упр. 183 (стр. 49. Практика. 8 класс.) нужно выбрать предложение, соответствующее изображенному.

Взаимопроверка (работа в парах).

Объяснить, какое это предложение. (Сложное, в состав которого входит неполное. В нем пропущен главный член предложения – сказуемое).

  1. Проверка усвоенного нового материала.

    Самостоятельная работа с перфокартами. Полные предложения «+», неполные  - «-».

1. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.                  +

2. Таня перешла в восьмой класс.                                                                  +

3. Ира – в пятый.                                                                           -

4. О чем ты мечтаешь?                                                                +

5. Я мечтаю о каникулах.                                                                +

6. Возле окна.                                                                                -

7. На столе – стопка книг и тетрадей.                                                -

8. А волна за волной блещет в разгульном стремленье.                          +

9. Осень.                                                                                +

10. Повеяло прохладой.                                                                +

        Взаимопроверка.

Итог урока. (Проводят учащиеся согласно поставленным целям).

Д/задание. (Учитель заранее записывает на доске).

Параграф 185.

        Посетить библиотеку (или воспользоваться домашней). Найти в любом произведении диалог (не менее 10 предложений), в котором есть неполные предложения. Диалог записать в тетрадь, в скобках восстановить пропущенные члены предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 5 класс полные и краткие прилагательные

Конспект  урока  русского  языка  в 5 классе "Полные  и краткие  прилагательные". Урок - изучение  нового материала, учащиеся самостоятельно выявляют такую группу...

Урок русского языка "Особенности сложных бессоюзных предложений"

Урок русского языка "Особенности сложных бессоюзных предложений" служит обобщению и систематизации знаний учащихся по теме, выявлению особенностей стилистического использования изученных синтаксически...

Урок русского языка по теме "Полные и краткие причастия"

Данный материал представляет собой конспект и презентацию урока по теме "Полные и краткие причастия". Тип урока-урок повторения и обобщения знаний. Используется дифференцированный подход к учащимся....

Конспект урока русского языка "Особенности бессоюзных сложных предложений"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Особенности бессоюзных сложных предложений" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....

Урок по русскому языку в 8 классе. ФГОС. Неполные предложения.

Урок по развитию речи "Неполные предложения" построен на литературном материале родного края. Презентация прилагается....

Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"

Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"...

Урок русского языка на тему _Понятие о сложносочинённом предложении, его строении_ ( 9 класс).

Урок русского языка в 9 классе Тема:   Понятие о сложносочинённом предложении, его строении. Образовательная цель урока:создание условий для выяснения усвоения программного материа...