Урок русского языка «Особенности строения полных и неполных предложений»
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Разработка урока русского языка в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_.zelenaya_l.m.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 8 класс.
Тема урока: «Особенности строения полных и неполных предложений».
Цели урока:
1.Образовательные: Сформировать понятие о неполных и полных предложениях; сфере их употребления. правильной постановки Выработать умение находить неполные и полные предложения в тексте.
2.Развивающие: Развивать умения самостоятельно выделять главное в изучаемом материале, систематизировать, обобщать; развивать творческое воображение.
3.Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества обучающихся (умение слушать друг друга, принимать чужую точку зрения и отстаивать свою, приводя четкие и конкретные аргументы).
Тип урока: Объяснение нового материала.
Технологии: Информационно компьютерные технологии.
Методы обучения: Исследовательский, частично - поисковый, рефлексивный.
Формы обучения: Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная (самостоятельная) работа.
Оборудование: таблицы, перфокарты, учебники
(УМК В.В.Бабайцевой, Г.К.Лидман-Орловой, Е.И.Никитиной.
Русский язык.Теория.5-9 классы./ Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. – М.: Дрофа, 2008.
Русский язык. Практика. 8 класс./ под ред. Лидман-Орловой Г.К. – М.: Дрофа, 2008.)
Ход урока:
- Организационный момент.
Добрый день, ребята! Человек не может прожить, не развивая и не совершенствуя себя! Сегодня на уроке нам предстоит сделать очередное открытие! Итак, в путь!
- Работа с текстом.
На слайде записан диалог Генерала и Евгения Онегина (из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).
- Так ты женат?! Не знал я ране! Давно ли?
- Около двух лет!
- На ком?
- На Лариной.
- Татьяне?
- Ты ей знаком?
- Я им сосед!
Учитель: Только взглянув на эту запись, можно сразу сказать, что перед нами…
(Ответы учащихся:
- Разговор двух или нескольких людей.
- Диалог).
Учащимся дано время, чтобы прочесть текст, а затем один из учеников читает отрывок выразительно вслух.
2. Беседа по прочитанному тексту.
Учитель задает вопросы ученикам:
- Ребята, какую информацию мы с вами узнали из 1-го предложения? (Ответ: Один из собеседников уточняет, что второй женат).
- А какую информацию мы узнали из второго предложения?
- Что нового нам пояснило третье предложение? И т.д.
Учащиеся устанавливают, что смысл каждого последующего предложения мы можем понять, благодаря предыдущему или предыдущим, т.е. из контекста.
Вопрос учителя:
- Что же такое контекст?
(Один из заранее подготовленных учащихся отвечает на поставленный вопрос, используя для ответа Толковый словарь русского языка:
«Контекст – это законченная в смысловом отношении часть текста»).
Учащиеся путем наблюдения приходят к выводу, что пропущенный член предложения легко восстанавливается, благодаря предыдущему предложению.
Вывод. Первое и последующие предложения по строению разные.
Первое – полное (есть подлежащее и сказуемое), а второе и др. – нет, так как в них отсутствует какой-либо член предложения, необходимый для понимания смысла текста.
Учитель: ребята, давайте вместе определим тему сегодняшнего урока.
Ответы учащихся могут быть разные, но близкие по смыслу.
Учитель помогает сформулировать тему из ответов учащихся:
«Строение полных и неполных предложений».
Учитель: ребята, прежде чем продолжить работу, давайте поставим перед собой цели: чему хотим научится, что нового хотим узнать и т.д.
Учитель корректирует ответы учащихся.
3.Практическая работа.
Учитель: Уважаемые ребята, откройте тетради, запишите число, тему урока и диалог.
Затем восстанавливаем текст, т.е. в скобках дописываем пропущенные члены предложения.
Делаем вместе вывод о том, что неполными могут быть и двусоставные, и односоставные предложения.
- А теперь необходимо установить, когда чаще всего мы используем в речи неполные предложения?
(Ответы учащихся: При диалоге (в магазине, по телефону, в больнице и др.)
- Для чего они нужны?
(Ответы учащихся: Люди используют их для экономии времени, для предотвращения неоправданных повторов в устной речи. Данные предложения придают речи лаконичность, живость, яркость).
- Ребята! А мы с вами употребляем в речи такие предложения? Где и когда? (Ответы учащихся).
(Неполные предложения используют в дискуссиях, спорах).
Учитель: В начале урока мы затронули с вами вопрос пунктуации в неполных предложениях. Оказывается, при постановке знаков препинания в этих предложениях есть особенность. Давайте обратимся к записям на следующем слайде.
1. Река узнается в плавании, а человек - в беде.
2. Мир освещается солнцем, а человек - знанием.
3. Набирайся ума в учении, храбрость – в сражении.
4. Слова хороши правдивые, лисьи шубы – пушистые.
Учитель: Давайте восстановим пропущенные члены предложения. Что помогло в этом?
Вывод делают учащиеся.
Учитель: Значит, неполные предложения могут входить в состав сложных, и, чтобы избежать повтора, в одной из частей пропущен член предложения (сказуемое).
В устной речи на месте пропуска делается пауза, которая на письме заменяется тире.
Давайте сравним наш вывод с учебником. (Параграф 185)
Вывод.
Учитель: ребята, какая из данных пословиц может стать эпиграфом к сегодняшнему уроку? Почему? (Ответы учащихся)
Учитель: А может быть вы предложите свою?
(Встречают человека по одежке, провожают по уму).
III. Закрепление нового материала.
- У каждого из учащихся на парте карточки с изображением природы или действий людей.
Из упр. 183 (стр. 49. Практика. 8 класс.) нужно выбрать предложение, соответствующее изображенному.
Взаимопроверка (работа в парах).
Объяснить, какое это предложение. (Сложное, в состав которого входит неполное. В нем пропущен главный член предложения – сказуемое).
- Проверка усвоенного нового материала.
Самостоятельная работа с перфокартами. Полные предложения «+», неполные - «-».
1. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. +
2. Таня перешла в восьмой класс. +
3. Ира – в пятый. -
4. О чем ты мечтаешь? +
5. Я мечтаю о каникулах. +
6. Возле окна. -
7. На столе – стопка книг и тетрадей. -
8. А волна за волной блещет в разгульном стремленье. +
9. Осень. +
10. Повеяло прохладой. +
Взаимопроверка.
Итог урока. (Проводят учащиеся согласно поставленным целям).
Д/задание. (Учитель заранее записывает на доске).
Параграф 185.
Посетить библиотеку (или воспользоваться домашней). Найти в любом произведении диалог (не менее 10 предложений), в котором есть неполные предложения. Диалог записать в тетрадь, в скобках восстановить пропущенные члены предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 5 класс полные и краткие прилагательные
Конспект урока русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные". Урок - изучение нового материала, учащиеся самостоятельно выявляют такую группу...
Урок русского языка "Особенности сложных бессоюзных предложений"
Урок русского языка "Особенности сложных бессоюзных предложений" служит обобщению и систематизации знаний учащихся по теме, выявлению особенностей стилистического использования изученных синтаксически...
Урок русского языка по теме "Полные и краткие причастия"
Данный материал представляет собой конспект и презентацию урока по теме "Полные и краткие причастия". Тип урока-урок повторения и обобщения знаний. Используется дифференцированный подход к учащимся....
Конспект урока русского языка "Особенности бессоюзных сложных предложений"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Особенности бессоюзных сложных предложений" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....
Урок по русскому языку в 8 классе. ФГОС. Неполные предложения.
Урок по развитию речи "Неполные предложения" построен на литературном материале родного края. Презентация прилагается....
Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"
Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"...
Урок русского языка на тему _Понятие о сложносочинённом предложении, его строении_ ( 9 класс).
Урок русского языка в 9 классе Тема: Понятие о сложносочинённом предложении, его строении. Образовательная цель урока:создание условий для выяснения усвоения программного материа...