Разработка урока русского языка по теме "Односоставные предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 8 классе на тему
«Односоставные предложения»
Выполнила Бобырева Елена Павловна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Малобичинская СОШ»
Омская область, Усть-Ишимский район
ул. Железнодорожная, д.38/1
тел. 8- 38150- 2-82-12
2010 год
Открытый урок русского языка в 8 классе
Тема «Односоставные предложения»
Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов
деятельности в рамках темы «Односоставные предложения»
Задачи:
- образовательные: формировать умение создавать и использовать классификационные
и систематизирующие схемы и таблицы по теме «Односоставные
предложения»;
обеспечить формулирование учащимися выводов по изученному
материалу;
совершенствовать умение определять вид односоставного
предложения;
обеспечить связь содержания учебного занятия с личностным
опытом учащихся;
- развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять,
систематизировать, делать вывод;
развивать способность учащихся к рефлексии своей деятельности,
поведения;
развивать коммуникативную культуру учащихся;
- воспитательные: воспитывать культуру речевого поведения;
воспитывать доброе отношение друг к другу;
воспитывать потребность правильно оценивать собственную
деятельность;
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала
Форма урока: учебная мастерская
Оборудование: учебник «Русский язык» 8 класс (автор М.М. Разумовская), карточки,
листы ватмана, фломастеры.
Технологические этапы урока:
- «индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика;
- «самоконструкция» - индивидуальное создание решения, текста (задание по
определению признаков понятия, проблемы);
- «социоконструкция» - работа учащихся в группах по созданию классификационных
и систематизирующих схем;
- «социализация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка,
коррекция);
- «афиширование» - вывешивание схем, таблиц в классе и ознакомление с ними;
- «разрыв» - внутреннее осознание учащимися неполноты или несоответствия своего
прежнего знания новому;
- «рефлексия» - самореализация учащегося на учебном занятии.
Ход урока
1. Индукция
Послушайте стихотворение В. Солоухина «Слово о словах»
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить.
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
О чем это стихотворение? Предложите свой вариант названия (учащиеся отвечают по цепочке). Какова основная мысль этого стихотворения?
2. Самоконструкция
Задание для индивидуальной работы:
- найти в тексте стихотворения односоставные предложения (отметить карандашом,
карточка №1);
- в тетрадь запишите все, что знаете об односоставных предложениях;
- сформулируйте цели учебного занятия;
3. Социоконструкция
Работа в парах.
Задание:
- поменяйтесь тетрадями, посмотрите записи;
- все ли виды односоставных предложений встретились в стихотворении?
- могут ли односоставные предложения входить в состав сложных предложений?
- дополните записи;
4. Социализация
Работа в группе (задание выполняется на листах ватмана, цветными фломастерами)
Задание:
- попробуйте составить схему «Виды односоставных предложений»;
- 1 учащийся в каждой группе «озвучивает» схему, остальные – оценивают, корректируют
выступление;
5. Афиширование
Вывешивание схем на доску, ознакомление с ними. Обсуждение полученных результатов. Учитель дает необходимые пояснения. Учащиеся задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий (схема №1).
6. Социоконструкция
Работа в группе (карточки № 2, №3, № 4)
Задание:
- определите вид односоставных предложений;
- укажите, чем выражен главный член односоставного предложения;
- попробуйте составить алгоритм для определения вида односоставного предложения
(задание выполняется на листах ватмана, цветными фломастерами);
7. Афиширование
Листы с результатами групповой работы вывешиваются на доске для обсуждения
(схема №2).
Учащиеся делают необходимые дополнения, правку.
8. Разрыв
Работа в паре (карточка № 5)
Задание:
- определите, какие предложения не являются односоставными, аргументируйте ответ;
- подумайте, как могут называться такие предложения;
- необходимо ли дополнить алгоритм?
- укажите виды односоставных предложений текста №1 и № 2
9. Социоконструкция и социализация
Задание:
- составить таблицу «Способы выражения главного члена односоставного предложения»
(работа с учебником, параграфы №17-22)
Виды односоставных предложений | Способы выражения главного члена односоставного предложения |
- обсудите в группе полученные результаты;
- сверьте свою таблицу с таблицей учителя, внесите необходимые исправления
(схема № 3);
10. Рефлексия
1. Как Вам сегодня работалось? (учащиеся рисуют на отдельных подписанных листочках
смайлики).
2. Закончите предложения:
Сегодня на занятии мне удалось….
Самым интересным для меня было….
Особенно трудным мне показалось….
11. Итоги урока
Оцените свою работу и работу участников вашей группы.
Домашнее задание: составить памятку «Как правильно вести спор» (использовать односоставные предложения)
Литература
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии,
Мурманск, 1997
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М., 1998
Дидактический материал к уроку
Карточка №1
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить.
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Карточка № 2
Равнодушие… Как часто, к сожалению, в современном мире приходится сталкиваться с этим отнюдь не лучшим человеческим качеством. Равнодушие к близким, к тем, кто нуждается в твоей помощи, к природе, к языку…
Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, состраданием, непримиримостью к злу, умением отличать безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу.
(В. Сухомлинский)
Карточка № 3
Как правильно вести дискуссию? Включаясь в дискуссию, уточните, одинаковые ли представления у вас и вашего оппонента о тех или иных понятиях, ставших предметами обсуждения. Отстаивайте свою позицию только с помощью объективных фактов, которых не знал или забыл собеседник. Не употребляйте таких весомых аргументов, как «ну и эгоист же ты», «и, вообще, ничего ты не понимаешь». В любой дискуссии следует избегать обобщений.
Повышенный или иронический тон не допустим. Дискуссия даже на самую острую тему не превратится в ссору, если собеседники будут только защищать свою точку зрения, а не критически оценивать позицию противника.
(Энциклопедия «Общий этикет»)
Карточка № 4
1. Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его. (И. Крылов)
2. По одежке встречают, по уму провожают.
3. С разбором выбирай друзей. (И. Крылов)
4. Хочешь иметь друга – будь им. Будь хорошим другом, научись говорить с друзьями и
родителями выслушивать их.
Карточка №5
1. Во время чтения думают только о том, что читают, мысленно задают себе вопросы о
прочитанном, представляют себя на месте автора или персонажа произведения. Во
время работы с книгой приучают себя к определенной последовательности, которую
стараются соблюдать: определяют цель чтения, обдумывают прочитанное, делают
необходимые выписки.
(И. Фогельсон)
2. Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думая о нем, изучайте его, и
вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского
языка.
(В. Луговской)
- Река узнается в плавании, человек – в беде.
Мир освещается солнцем, а человек – знанием.
Он учился в университете. Изучал языки.
Схема № 1 «Виды односоставных предложений»
Односоставные предложения
с главным членом в форме с главным членом в форме подлежащего сказуемого
личные безличные
назывные
определенно-личные обобщенно-личные
неопределенно-личные
Схема № 2
Алгоритм определения вида односоставного предложения
Грамматическая основа представлена одним главным членом
нет да
предложение является ли предложение полным
двусоставное да нет
односоставное неполное
главный член совпадает по форме с подлежащим
да нет
Схема № 3
Способы выражения главного члена односоставного предложения
Виды односоставных предложений | Способы выражения главного члена односоставного предложения |
Назывные | Существительное в Им. п. |
Определенно-личные предложения | Глагол в форме 1-го или 2-го лица, единственного или множественного числа |
Неопределенно-личные предложения | Глагол в форме 3-го лица, множественного числа или в форме прошедшего времени множественного числа |
Обобщенно-личные предложения | Глагол в форме 2-го лица единственного числа, 3-го лица, множественного числа с обобщенным значением |
Безличные предложения | Безличный глагол; Личный глагол в безличной форме; Неопределенная форма глагола; Наречия, краткие страдательные причастиями, категория состояния со словом быть или без него, с зависимым инфинитивом или без него; Отрицательные конструкции, например, Друзей нет. Мне некуда пойти. Мне не до смеха. Кругом ни души. |
назывные
глагольные,
есть синтаксическая позиция для подлежащего
да
нет
личные
безличные
главный член выражен глаголом
1-го или 2-го лица, единственного или множественного числа (без обобщенного значения)
да
определенно-личное
нет
главный член выражен глаголом в форме 3-го лица, множественного числа или формой прошедшего времени мн. числа
да
неопределенно-личные
нет
обобщенно-личные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...
Разработка урока русского языка в 11 классе по подготовке к ЕГЭ по теме "Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП"
Данный конспект урока поможет учащимся повторить тему " Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП" и подготовиться к ЕГЭ....
Методическая разработка урока русского языка: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Методическая разработка модульного урока - цикла....
Разработка урока русского языка по теме: Обобщение знаний по теме "Предложение"(конспект, презентация, технологическая карта, аудиоматериалы)
Разработка урока предназначена для 2-го класса (УМК "Школа России"....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"
Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной литературе".
Методическая разработка для учащихся 8-го класса....
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной литературе".
Методическая разработка для учащихся 8-го класса....