Урок русского языка по теме "Односоставные предложения" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе

по теме «Односоставные предложения.

Обобщение»

Учитель русского языка и литературы Щурова Л.В.

НОУ «Школа-интернат № 12» ОАО «РЖД» г. Пермь

Тип урока: комбинированный

Вид урока: обобщение изученного

Цели урока:

Обучающие: повторить и обобщить изученное по теме «Односоставные  предложения», закрепить навык употребления односоставных  предложений, умение определять их вид, отличать односоставные предложения от неполных;  закрепить умение правильно ставить знаки  препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные простые предложения;

Формирование  умений: находить все виды односоставных предложений  по их значению и

   структурным  особенностям; использовать односоставные предложения  в разных  стилях

   речи;

Развивающие: развивать умения аргументировать, доказывать; способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем использования  упражнений, подобранных с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся; обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий; развивать логическое мышление , образное мышление и речь;

Воспитательные: воспитывать культуру общения, воспитывать интерес к родному языку.

Методические приемы: самостоятельная работа, обобщение изученного

  материала, словарная работа, конструирование предложений, наблюдение  над текстом.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Закрепление материала по теме «Виды односоставных предложений»

А) Анализ текста.

 Карточка 1

(Для анализа учащимся предлагается текст стихотворения И. Бунина « Едем бором, черными лесами», в котором для удобства анализа все предложения пронумерованы.)

1)Едем бором, черными лесами.

2)Вот гора, песчаный спуск в долину.

3)Вечереет. 4) На горе над нами

Лес щетинит новую вершину.

5)И темным-темно в той новой чаще,

 Где опять скрывается дорога.

6)И враждебен мой ямщик молчащий.

7)И надежда в сердце лишь на бога.

                                      План анализа текста.

1) Определите главные члены предложений. Укажите, чем они выражены.

2) Все ли типы односоставных предложений встретились в тексте? Каких  нет?

3) Назовите номер определенно-личного предложения. Какие предложения называются определенно-личными?

4) Назовите номера безличных предложений. Что такое безличное  предложение?

5)Какие односоставные предложения относятся к назывным? Назовите номера назывных предложений.

6) Назовите номера двусоставных предложений.

Б)  Программированный диктант.

Задание: прослушав предложение, в карточку записать только его цифровое обозначение (1 ученик работает у доски).

        Программа:        Карточка 2

  1. Двусоставное.
  2. Определенно-личное.
  3. Неопределенно-личное.
  4. Обобщенно-личное.
  5. Назывное.
  6. Безличное.

1. Потом его без чувств нашли и вновь в обитель принесли.

2. Загляну в глаза волжанки.

3. Весны без грозы не бывает.

4. Любишь кататься - люби и саночки возить.

5. Мороз и солнце!..

6. Я вижу высоко над головой сосны, облака.

Проверка:  1-6

                    2-2

                    3-1

                    4-4

                    5-5

                    6-3

В) Работа над пунктуацией сложных предложений, в состав которых входят односоставные.

Учащиеся под диктовку записывают предложения, расставляют знаки препинания, сравнивают предложения. Определяют типы односоставных предложений.

Непогода и слякоть.

Непогода, и не хочется выходить из дома.

Непогода, и без зонта не выйдешь из дома.

Непогода, и мы сидим дома.

Г)   Редактирование текста . 

Карточка №3.

Наступила з...ма. Моро...  ск…вал льдом реки и озера. Пушистый снег покрыл все вокруг. Улица так и манит нас. Мы б...рем лыжи и санки и сп..шим в лес, на л..дяные горки. Мы идем и

(не)можем надышаться свежим морозным воздухом.

Задания:

 1) прочитайте текст;

 2) охарактеризуйте предложения по наличию главных членов, назовите

     грамматические основы;

3) вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы;

4) преобразуйте двусоставные предложения в односоставные;

5) запишите полученный текст;

-Как изменился текст?

-Какому стилю речи свойственны односоставные предложения?

Д)  Тест (по вариантам)

Тест.                                                     

1вариант.

  1. Найдите среди данных предложений односоставное.

А.  Не плачь ты попусту.

Б.  Часам к двум пополудни началась гроза.

В.  Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

Г.  Тротуары заливают асфальтом.

  1. Определите тип предложения Ночь как год.

А.  односоставное

Б.  двусоставное.

  1. Какое из данных утверждений является неверным?

     Определенно – личные предложения – это…

А.  предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно

      указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)

Б.  односоставные предложения

В.  предложения, употребляющиеся только в разговорной речи

  1. Найдите безличное предложение.

А.  Еще не успевшая застыть земля излучала тепло.

Б.   Хорошо в зимнем лесу!

В.  В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

Г.  Газеты приносят утром.

  1. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.

А.  двусоставное

Б.  определенно-личное

В.  Безличное

Г.  неопределенно-личное

6)  Какая схема соответствует предложению  Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.

А.  (двусост.), и (двусост.)

Б.  (двусост.), и (определенно-личн.)

В.  (двусост.), и (неопределенно-личн.)

7)  Укажите предложение, строение которого соответствует схеме  (двусост.), и (безл.)

(Знаки препинания не проставлены)

       А.  Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.

       Б.   Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.

       В.  Небо было темное и только при вспышках молнии можно было

             рассмотреть тяжелые тучи.

       Г.  Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.

8)  Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А.  Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и , набегавшись,

      полежать в траве под березами.

Б.  Уже смеркалось, и в комнате стало тихо.

В.  Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.

Г.  Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

Тест.                                               

  1. вариант.

1)  Найдите среди данных предложений односоставное.

А.  Веет с поля ночная прохлада.

Б.  Осенний день шуршал ломкой листвой.

В.  Свет луны во все концы.

Г.  В лесу держался запах прелой травы.

  1. Определите тип предложения Лед как сахар.

А.  односоставное

Б.  двусоставное.

  1. Какое из данных утверждений является неверным?

     Определенно – личные предложения – это…

А.  предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно

      указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)

Б.  односоставные предложения

В.  предложения, употребляющиеся только в разговорной речи

4)  Найдите неопределенно-личное предложение.

А.  Распахни мне объятья свои, густолистный развесистый лес.

Б.   Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?

В.  Наконец-то позвали меня.

Г.  В классе тепло.

5)  Определите тип предложения   В окружающей осенней природе было уныло и грустно в этот час.

А.  неопределенно-личное

Б.  определенно-личное

В.  безличное

6)  Какая схема соответствует предложению   Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой.

А.  (двусост.), и (двусост.)

Б.  (определенно-личн.), и (двусост.)

 В.  (безл.), и (двусост.)

7) Укажите предложение, строение которого соответствует схеме

 (двусост.), и (безл.)            (Знаки препинания не проставлены)

       А.  Вспыхнул костер и все стали сушиться.

       Б.   Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.

       В.  Подул ветерок и сразу стало свежо.

       Г.  Минута – и вдруг туман сгущается.

8) Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А.  Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.

Б.   Под небом угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым

      и далеко до деревень.

В.  Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья

      дружно блестят на солнце.

Г.  Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели

     хрустальные колокольчики.

4.Итог урока.

5.Домашнее задание.

6.Рефлексия.Продолжите фразы:

+До начала изучения темы «Односоставные предложения» я знал, что…

-До начала изучения темы «Односоставные предложения» я не знал, что…

! Меня удивило, что…      ? Я хочу узнать подробнее…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах

Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...