Урок русского языка по теме "Односоставные предложения" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 8 классе
по теме «Односоставные предложения.
Обобщение»
Учитель русского языка и литературы Щурова Л.В.
НОУ «Школа-интернат № 12» ОАО «РЖД» г. Пермь
Тип урока: комбинированный
Вид урока: обобщение изученного
Цели урока:
Обучающие: повторить и обобщить изученное по теме «Односоставные предложения», закрепить навык употребления односоставных предложений, умение определять их вид, отличать односоставные предложения от неполных; закрепить умение правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные простые предложения;
Формирование умений: находить все виды односоставных предложений по их значению и
структурным особенностям; использовать односоставные предложения в разных стилях
речи;
Развивающие: развивать умения аргументировать, доказывать; способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем использования упражнений, подобранных с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся; обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий; развивать логическое мышление , образное мышление и речь;
Воспитательные: воспитывать культуру общения, воспитывать интерес к родному языку.
Методические приемы: самостоятельная работа, обобщение изученного
материала, словарная работа, конструирование предложений, наблюдение над текстом.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Закрепление материала по теме «Виды односоставных предложений»
А) Анализ текста.
Карточка 1
(Для анализа учащимся предлагается текст стихотворения И. Бунина « Едем бором, черными лесами», в котором для удобства анализа все предложения пронумерованы.)
1)Едем бором, черными лесами.
2)Вот гора, песчаный спуск в долину.
3)Вечереет. 4) На горе над нами
Лес щетинит новую вершину.
5)И темным-темно в той новой чаще,
Где опять скрывается дорога.
6)И враждебен мой ямщик молчащий.
7)И надежда в сердце лишь на бога.
План анализа текста.
1) Определите главные члены предложений. Укажите, чем они выражены.
2) Все ли типы односоставных предложений встретились в тексте? Каких нет?
3) Назовите номер определенно-личного предложения. Какие предложения называются определенно-личными?
4) Назовите номера безличных предложений. Что такое безличное предложение?
5)Какие односоставные предложения относятся к назывным? Назовите номера назывных предложений.
6) Назовите номера двусоставных предложений.
Б) Программированный диктант.
Задание: прослушав предложение, в карточку записать только его цифровое обозначение (1 ученик работает у доски).
Программа: Карточка 2
- Двусоставное.
- Определенно-личное.
- Неопределенно-личное.
- Обобщенно-личное.
- Назывное.
- Безличное.
1. Потом его без чувств нашли и вновь в обитель принесли.
2. Загляну в глаза волжанки.
3. Весны без грозы не бывает.
4. Любишь кататься - люби и саночки возить.
5. Мороз и солнце!..
6. Я вижу высоко над головой сосны, облака.
Проверка: 1-6
2-2
3-1
4-4
5-5
6-3
В) Работа над пунктуацией сложных предложений, в состав которых входят односоставные.
Учащиеся под диктовку записывают предложения, расставляют знаки препинания, сравнивают предложения. Определяют типы односоставных предложений.
Непогода и слякоть.
Непогода, и не хочется выходить из дома.
Непогода, и без зонта не выйдешь из дома.
Непогода, и мы сидим дома.
Г) Редактирование текста .
Карточка №3.
Наступила з...ма. Моро... ск…вал льдом реки и озера. Пушистый снег покрыл все вокруг. Улица так и манит нас. Мы б...рем лыжи и санки и сп..шим в лес, на л..дяные горки. Мы идем и
(не)можем надышаться свежим морозным воздухом.
Задания:
1) прочитайте текст;
2) охарактеризуйте предложения по наличию главных членов, назовите
грамматические основы;
3) вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы;
4) преобразуйте двусоставные предложения в односоставные;
5) запишите полученный текст;
-Как изменился текст?
-Какому стилю речи свойственны односоставные предложения?
Д) Тест (по вариантам)
Тест.
1вариант.
- Найдите среди данных предложений односоставное.
А. Не плачь ты попусту.
Б. Часам к двум пополудни началась гроза.
В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
Г. Тротуары заливают асфальтом.
- Определите тип предложения Ночь как год.
А. односоставное
Б. двусоставное.
- Какое из данных утверждений является неверным?
Определенно – личные предложения – это…
А. предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно
указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)
Б. односоставные предложения
В. предложения, употребляющиеся только в разговорной речи
- Найдите безличное предложение.
А. Еще не успевшая застыть земля излучала тепло.
Б. Хорошо в зимнем лесу!
В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
Г. Газеты приносят утром.
- Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.
А. двусоставное
Б. определенно-личное
В. Безличное
Г. неопределенно-личное
6) Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.
А. (двусост.), и (двусост.)
Б. (двусост.), и (определенно-личн.)
В. (двусост.), и (неопределенно-личн.)
7) Укажите предложение, строение которого соответствует схеме (двусост.), и (безл.)
(Знаки препинания не проставлены)
А. Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.
Б. Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
В. Небо было темное и только при вспышках молнии можно было
рассмотреть тяжелые тучи.
Г. Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.
8) Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
А. Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и , набегавшись,
полежать в траве под березами.
Б. Уже смеркалось, и в комнате стало тихо.
В. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
Г. Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.
Тест.
- вариант.
1) Найдите среди данных предложений односоставное.
А. Веет с поля ночная прохлада.
Б. Осенний день шуршал ломкой листвой.
В. Свет луны во все концы.
Г. В лесу держался запах прелой травы.
- Определите тип предложения Лед как сахар.
А. односоставное
Б. двусоставное.
- Какое из данных утверждений является неверным?
Определенно – личные предложения – это…
А. предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно
указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)
Б. односоставные предложения
В. предложения, употребляющиеся только в разговорной речи
4) Найдите неопределенно-личное предложение.
А. Распахни мне объятья свои, густолистный развесистый лес.
Б. Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?
В. Наконец-то позвали меня.
Г. В классе тепло.
5) Определите тип предложения В окружающей осенней природе было уныло и грустно в этот час.
А. неопределенно-личное
Б. определенно-личное
В. безличное
6) Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой.
А. (двусост.), и (двусост.)
Б. (определенно-личн.), и (двусост.)
В. (безл.), и (двусост.)
7) Укажите предложение, строение которого соответствует схеме
(двусост.), и (безл.) (Знаки препинания не проставлены)
А. Вспыхнул костер и все стали сушиться.
Б. Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.
В. Подул ветерок и сразу стало свежо.
Г. Минута – и вдруг туман сгущается.
8) Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
А. Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.
Б. Под небом угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым
и далеко до деревень.
В. Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья
дружно блестят на солнце.
Г. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели
хрустальные колокольчики.
4.Итог урока.
5.Домашнее задание.
6.Рефлексия.Продолжите фразы:
+До начала изучения темы «Односоставные предложения» я знал, что…
-До начала изучения темы «Односоставные предложения» я не знал, что…
! Меня удивило, что… ? Я хочу узнать подробнее…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Сложные слова" ( урок новых знаний)
В этой статье представлен вводный урок по теме : "Сложные слова"....
урок русского языка в 10-м классе Тема: Роль языка в жизни общества.
урок русского языка...
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)
Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...
Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре
В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....
Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах
Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...