1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Запись числа, темы. Вопрос: «Что такое предлог?» | Подготовка класса к работе. Ответ на вопрос: что такое предлог? | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний. | Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков. - Выполните синтаксический разбор предложений: 1. Я уходил от знакомых, благодаря их за тёплый приём. – 1вар. 2. Благодаря помощи друга я справился с заданием. – 2 вар. - Определите, какой частью речи является слово «благодаря», назовите морфологические признаки, обоснуйте свой ответ. - Выпишите словосочетания с разными видами связи. -При каком типе синтаксической связи важно учитывать роль предлогов? | Дают ответы на поставленные вопросы. Вспоминают виды связи в словосочетаниях. Исследуют предложения и определяют, какой частью речи является слово «благодаря», называют морфологические признаки.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи. | Активирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию - Прочитайте название параграфа и ключевые слова. - Рассмотрите материал для запоминания в рамках. - Сформулируйте, какие проблемы будут рассматриваться на уроке? | Самостоятельно знакомятся с предложенным материалом, уточняют тему урока и формулируют проблемный вопрос урока. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели. Логические: формулирование проблемы. |
4. Построение проекта - выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации, используя приём планирования и приём составления алгоритма: - Проведите исследование словосочетаний из упр. 350 по предложенному плану и сделайте вывод о роли предлогов при синтаксической связи «управление». Словосочетания 1 группы: Любовь (Отечество) – преданность (Отечество) Вера (удача) – уверенность (удача) Желание (счастье) – потребность (счастье) Доказать (правота) – убедить (правота) -Внимательно ознакомьтесь с парами словосочетаний, поставьте зависимое слово в правильной форме. - Определите, какой частью речи является главное слово в каждом из словосочетаний? - Можно ли назвать главные слова сравниваемых словосочетаний синонимами? - В чём отличие зависимых слов в словосочетаниях? - Какой тип синтаксической связи представлен во всех словосочетаниях? - Сделайте вывод, какие элементы словосочетания особенно важны при управлении? Словосочетания 2 группы: Идти (школу) – прийти (школы) Поехать (Крым) – приехать (Крыма) Пойти (рынок) – прийти (рынка) Войти (автобус) – выйти (автобуса) Иду (концерт, театр) – возвращаюсь (концерта, театра) Еду (Москву)- возвращаюсь (Москвы) - -Внимательно ознакомьтесь с парами словосочетаний. - Определите, какой частью речи является главное слово в каждом из словосочетаний? - Сравните значения главных слов словосочетаний попарно. Чем отличаются значения слов? - Постройте словосочетания, запишите их. - Какое значение передают предлоги в словосочетаниях? - Сделайте общий вывод. - На основании полученных выводов постройте алгоритм действий. (Приём составления алгоритма) Выявление связи понятий «норма» и «предлог»: - Внимательно изучите материал в рамке на стр. 212. - Доводилось ли вам слышать эти словосочетания с неправильным употреблением предлога? - Как можно оценить эти отступления от норм правильной речи? | Проводят исследование по плану, формулируют и записывают выводы. На основании полученных выводов строят алгоритм действий по правильному употреблению предлогов в речи. Пример алгоритма: - Определить вид связи в словосочетании.
- Если согласование или примыкание – нет затруднений.
- Если управление, то
- определяем значение главного слова; - падежную форму зависимого слова; - выбираем предлог, учитывая нормы правильной речи. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Первичное закрепление. | Устанавливает осознанность ситуации. - Составьте и запишите словосочетания с данными глаголами, укажите падеж управляемого слова, выберите нужный предлог. Используйте составленный алгоритм. Сообщить – известить Восхищаться – радоваться Упрекать – порицать Упорствовать – настаивать Беспокоиться – тревожиться Увлекать – вовлекать Сожалеть - сочувствовать | Составляют и записывают полученные словосочетания, проговаривая вслух алгоритм. Делают вывод о том, какие предлоги используются для образования падежных форм. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний. Редактирование текста. Работа с толковым словарём - Прочитайте словосочетания. Что в них не так? - Как вы думаете, чем вызваны эти ошибки? -Запишите правильный вариант словосочетаний. Разочароваться другом; прийти со школы; описывать о происшествии; пренебрегать совет; приехал с Москвы; в разговоре коснуться о музыке; забота к детям; участвовать на соревнованиях; говорить за литературу; описывает о личности своего героя. - Проведите самопроверку. Оцените работу. - Данный тип нормы литературного языка обычно предусматривает только один правильный вариант построения словосочетания. | Применяя знания, полученные на уроке, находят ошибки в употреблении предлогов, записывают исправленные варианты словосочетаний в соответствии нормами правильной речи. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, используя толковый словарь.
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение.
|
7. Рефлексия деятельности. (итог урока) | Организует рефлексию. - Запишите ключевые слова темы урока. - При каком типе синтаксической связи особенно важно обращать внимание на правильный выбор предлога? - От чего зависит правильный выбор предлога или управления? - Почему при согласовании и примыкании не возникает проблемы правильного употребления предлога? - Д.з. с использованием приёма «педагогическая ситуация»: 1) Упр. 354 устно. Подготовить связное высказывание с опорой на материал таблицы. 2) Повторить стили речи русского языка. № | вопрос | Ответ(+;-) |
|
| 1 | Комфортно ли вам было на уроке? |
|
|
| 2 | Поняли ли вы тему урока? |
|
|
| 3 | Теперь я имею прочные знания по данной теме |
|
|
| 4 | Требовалась ли вам помощь на уроке: а) учителя; б) соседа по парте? |
|
|
| 5 | Оцените работу на уроке по пятибалльной системе |
|
|
|
|
| Оцени себя сам | Оценка товарища | Оценка учителя |
| Записывают ключевые слова темы, отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
Комментарии
Талантливо! Много интересных
Талантливо! Много интересных моментов. Непременно воспользуюсь.