Урок геометрии 7 класс. Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач".
методическая разработка по геометрии (7 класс) по теме
Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_geometriya_7_klass._pryamougolnye_treugolniki._reshenie_zadach.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 22.04.2016 | Урок № 54 | Класс 7 | Предмет Геометрия | МБОУ Шерекинская СОШ | |||
Тема урока: Прямоугольные треугольники. Решение задач. | УМК Атанасяна Л.С., Бутузова В.Ф., Кадомцева С.Б. и др. для 7-9 классов | ||||||
Место урока в системе уроков по теме (всего уроков на тему/номер урока по теме): 13/5 | |||||||
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний, умений, навыков и способов умственных действий. | |||||||
Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которыми ученик должен владеть для успешной работы на уроке | Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которые ученик изучит на уроке | ||||||
Знать и распознавать прямоугольный треугольник, знать и определять термин «катет», «гипотенуза», знать свойства и признаки прямоугольного треугольника, решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства и признаки, проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования. | Построение прямого угла с помощью окружности | ||||||
Планируемые результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Умение измерять углы треугольника и его стороны; умение делать выводы на основе полученных результатов (свойства прямоугольного треугольника); умение применять свойства прямоугольного треугольника к решению задач. | обобщать полученные знания; применять полученные знания к решению задач. | Способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления, формированию потребности приобретения новых знаний. | |||||
Технология обучения | Форма обучения | Метод обучения | |||||
Развивающее обучение | практикум | объяснительно-иллюстративный | |||||
Средства обучения | |||||||
Презентация по теме урока. Раздаточный материал. | |||||||
Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, скрепки | |||||||
Источники информации: | |||||||
для учителя | для обучающихся | ||||||
конспект | презентация, раздаточный материал, сайт http://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2013/10/05 prezentatsiya-k-uroku-geometrii-v-7-klasse | ||||||
Цель урока: (определяется планируемыми результатами и способами их достижения) | Задачи урока: (конкретизация цели) | ||||||
Закрепить основные свойства прямоугольных треугольников. Совершенствовать навыки применения основных свойств прямоугольных треугольников при решении задач. Развивающая – развивать самостоятельность и мышление ребенка средствами своего предмета. Воспитывать стремление к познанию окружающего мира, настойчивость в достижении конечных результатов своей деятельности. | Научить учащихся самостоятельно работать; высказывать предположения и догадки; уметь делать обобщение изучаемых факторов. |
Характеристики этапов урока | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Этап урока, время | Цель этапа | Формируемые УУД | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Продукт деятельности учащихся | Используемые на этапе СО |
Организационный момент, 2 мин. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | самоопределение, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ф | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку | Готовятся к уроку | Тетради, канцелярские принадлежности | |
Актуализация знаний, 4 мин | Актуализация опорных знаний и способов деятельности | контроль, оценка, умение слушать | и, ф | Контролирует выполнение работы | Учащийся читает доклад, а затем задает вопросы учащимся | Заметки в тетради | сообщение |
Практическая работа, 7 мин | Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях | проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач | и | Организует практическую работу, осуществляет контроль выполнения. | Выполняют задание | Треугольник из скрепок, построенная окружность и прямой угол | Презентация, |
Домашнее задание, 2 мин | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | и | Дает пояснения к домашней работе | Записывают домашнее задание | Карточка с заданием в дневнике | презентация | |
Применение свойств прямоугольного треугольника при решении задач, 27 мин | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий | контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму | ф п ф | Организует обсуждение способов решения. Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует коллективную проверку. | Выполняют задания, проговаривая и обосновывая конкретный способ решения задачи. Выявляют закономерность, записывают решение в опросный лист. Сравнивают свое решение с озвученным верным, анализируют и исправляют ошибки. | Заполненный бланк с заданиями | Презентация, раздаточный материал |
Подведение итогов, 3 мин | адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | ф | Дает оценку работы учащихся. | Активное слушание. |
Ход урока
1. Организационный момент (готовность к уроку).
Мотивация
Записываем тему урока в тетрадь.
В геометрии очень важно уметь смотреть и видеть, замечать и отмечать особенности геометрических фигур.
- Даю учащимся «установку»: развивать и тренировать свое геометрическое зрение.
- То, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке геометрии, заинтересовало людей еще в VI веке до нашей эры. Треугольник – самая простая замкнутая прямолинейная фигура, одна из первых, свойства которых человек узнал еще в глубокой древности, т. к. эта фигура всегда имела широкое применение в практической жизни.
2. Актуализация знаний
Докладчик. Изображения треугольников и задачи на треугольники встречаются во многих папирусах Древней Греции и Древнего Египта. Еще в древности стали вводить некоторые знаки обозначения для геометрических фигур.
Древнегреческий ученый Герон (I век) впервые применил знак Δ вместо слова треугольник.
Треугольники получили очень широкое распространение в жизни человека.
Почему для прочных конструкций используют именно треугольники, нам предстоит узнать в старших классах.
Прямоугольный треугольник занимал почетное место в Вавилонской геометрии. Стороны прямоугольного треугольника: гипотенуза и катеты.
Термин «гипотенуза» происходит от греческого слова «гипонейноуза», обозначающее «тянущаяся над чем-либо», «стягивающая». Слово берет начало от образа древнегреческих арф, на которых струны натягиваются на концах двух взаимно-перпендикулярных подставок. Термин «катет» происходит от греческого слова «катетос», которое означает начало «отвес», «перпендикуляр».
Евклид говорил: «Катеты – это стороны, заключающие прямой угол».
А теперь ответьте на мои вопросы:
Какой треугольник называется прямоугольным?
Как называются стороны прямоугольного треугольника? Какая сторона большая? Показать по рисунку.
Прямоугольный треугольник может быть равнобедренным? А равносторонним? Почему?
3. Практическая работа
- В Древней Греции уже был известен способ построения прямоугольного треугольника на местности. Для этого использовали веревку, на которой были завязаны 12 узелков, на одинаковом расстоянии друг от друга. Давайте и мы попробуем построить прямоугольный треугольник.
Несмотря на то, что веревки были разной длины, принцип построения у всех одинаков: одна сторона содержит 3 отрезка, другая – 4 отрезка, третья – пять.
При строительстве пирамид в Египте именно так изготавливали прямоугольные треугольники. Наверно поэтому прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5 и назвали египетским треугольником.
Конечно, сейчас этот способ устарел, и я покажу вам один из простых способов построения прямоугольного треугольника. Для этого вам потребуется циркуль. Обоснование этому способу построения вы дадите в старших классах.
Ребята под диктовку строят:
-Постройте окружность произвольного радиуса. Проведите в ней диаметр. Возьмите любую точку на окружности. Соедините отрезками эту точку с концами диаметра. Получили треугольник. Покажите свои треугольники. Проверьте, является ли он прямоугольным?
Решение в рабочей тетради и у доски №142 стр.58, №144 стр. 59.
4. Домашнее задание
Через урок вы должны подготовить сообщение, где и как применяются прямоугольные треугольники в нашей жизни. Лучше, если вы это сделаете в виде небольшой презентации. (Открыть дневники, записать на пятницу).
П.36 Применение свойств прямоугольного треугольника при решении задач
№269-учебник, № 145 – рабочая тетрадь
5. Подведение итогов. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Прямоугольные треугольники. Решение задач" для 7 класса
Презентация к открытому уроку по теме: "Прямоугольные треугольники. Решение задач"....
Технологическая карта урока геометрии "Решение задач по теме "Прямоугольные треугольники"". 7 класс
Технологическая карта урока геометрии "Решение задач по теме "Прямоугольные треугольники"". 7 класс...
Технологические карта урока геометрии по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Геометрия. 7 класс
Технологическая карта урока геометрии 7 класса по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Урок проведен в форме игры "Математические бои"....
Технологические карта урока геометрии по теме "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Решение задач". Геометрия. 8 класс
Урок проведен в 8 классе после изучения тем "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных фигур". Данный урок проведен в форме игры "Умники и умницы". Игра состо...
Технологическая карта урока геометрии 7 класс " Применение свойств прямоугольных треугольников при решении задач."
Технологическая карта урока геометрии 7 класс по теме " Применение свойств прямоугольных треугольников при решении задач"...
Технологическая карта урока геометрии 7 класса по теме "Признаки равенства прямоугольных треугольников".
Предложенная работа является разработкой урока геометрии в 7 классе по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников» с использованием проблемно-диалогической технологии. Урок соста...
Методическая разработка. Технологическая карта урока геометрии "Свойства прямоугольного треугольника. Решение задач"-7класс.
Формирование у обучающихся деятельных способностей и способностей к структурированию и систематизации знаний по теме Свойства прямоугольных треугольников»....