Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» | Тип урока: урок формирования новых знаний |
Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ | Форма: урок-исследование |
Методы обучения: метод проектов, проблемный, исследовательский.
|
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 6 «Б» классе для учителей русского языка и литературы
Калининского района Санкт-Петербурга
«Уроки русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС»
(06.12.2016; учитель Зверева Т.Г.)
Тема урока | Тип урока |
Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» | Тип урока: урок формирования новых знаний |
Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ | Форма: урок-исследование |
Методы обучения: метод проектов, проблемный, исследовательский. |
Цели занятия для учителя:
- формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности детей к новому способу действия. Связанному с построением структуры изучаемых понятий и алгоритмов (деятельностная цель);
- построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательной линии курса (содержательная цель);
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважение к литературе (воспитательная цель)
- создание условий для формирования УУД, способствующих развитию личности ребенка путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развитие умений выразительного чтения, навыков исследовательской работы, ассоциативного мышления, работы с текстом, интернетом (развивающая цель).
Цели для учеников:
- Построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему;
- Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
- Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного
Задачи:
- дать представление о мире детства крестьянских детей;
- научить владению приемами исследовательской деятельности при анализе лирического произведения;
- развитие и совершенствование устной речи учащихся;
- овладения умениями выразительного чтения и анализа лирического произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
- сохранение физического и психического здоровья обучающихся.
Планируемые результаты |
Предметные Формирование у учеников представления о методах, связывающих изучаемые явления (литература и живопись о жизни крестьянских детей 19 века) в единую систему. | Метапредметные Познавательные: Выбор эффективных способов решения поставленных задач в зависимости от конкретных условий; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение, составление кластеров и синквейнов); коллективное исследование, осуществление работы по выполнению отдельных операций. Коммуникативные: Определение функций участников группы и способов их взаимодействия; участие в обсуждении содержания материала, формулирование собственного мнения и позиции; обмен знаниями между членами группы для эффективного выполнения поставленной задачи. Регулятивные: согласование в группе последовательности действий по выполнению задания; осуществление самоконтроля, осуществление пошагового контроля по результату.
| Личностные Создание связи между духовно-нравственными ценностями прошлого и настоящего; формирование уважительного отношения к культуре к своей страны; развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий; стремление к освоению новых видов деятельности. |
Метапредметные связи: литература: роды литературы (лирика), поэма, литературные термины; живопись: художники 19 века и их произведения; |
Ресурсы урока для учителя:
технологическая карта урока;
презентация;
смайлики (для оценивания работы учащихся на уроке)
Ресурсы урока для учащихся:
карточки с заданиями,
фломастеры,
ватман для кластеров и синквейна,
листы для оценки работы на уроке
ЭТАПЫ УРОКА
Этап 1. Мотивация познавательной деятельности
Цель этапа: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности нормативных требований учебной деятельности
Содержание деятельности учителя Приветствует учащихся и предлагает им найти ассоциации к слову «детство» и записать их на доске в виде кластера. Предлагает посмотреть в презентации свой кластер к слову «детство», человека, детство которого прошло в 20 веке, предлагает детям сопоставить два кластера и ответить на вопрос: похожи ли они. Предлагает назвать ключевые слова к теме урока, отгадав кроссворд и ребусы. Предлагает ученикам сформулировать тему урока. | Содержание деятельности учеников ( 5 минут) Приветствуют учителя, гостей и называют ассоциации к слову «детство», а два ученика оформляют на доске кластер. Смотрят и сопоставляют оба кластера. Смотрят на экран и отгадывают кроссворд, в котором первое ключевое слово «детство», а затем решают ребусы. Называют ключевые слова урока: детство, стихотворение «Крестьянские дети», Некрасов. Формулируют тему. «Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». |
ЭТАП 2. Актуализация необходимых знаний
Цель этапа: подготовка мышления учеников и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий
Содержание деятельности учителя Сообщает о типе урока (урок-исследование) и предлагает посмотреть на экран и вспомнить структурные элементы исследования. Предлагает подумать над объектом исследования. Предлагает ученикам вернуться к кластерам «Детство» 21, 20 веков и найти общий эпитет, ответив на вопрос: какое у нас было детство? Предлагает учащимся сформулировать проблему (главный вопрос) урока. Предлагает ученикам сформулировать цель исследования и гипотезу. Предлагает сформулировать задачи исследования. | Содержание деятельности учеников (3-4 минуты) Смотрят на экран и восстанавливают в памяти элементы исследования. Называют объект - крестьянские дети Отвечают: счастливое. Формулируют проблему: могла ли быть жизнь крестьянских детей 19 века счастливой с точки зрения Некрасова? Формулируют цель исследования: проанализировать стихотворение «Крестьянские дети» и узнать, какова была жизнь крестьянских детей в 19 веке. Гипотеза (предположение): жизнь крестьянских детей не могла быть в полной мере счастливой, так как они жили бедно Формулируют задачи: • выяснить, как жилось крестьянским детям в 19 веке. • какими видит их поэт, какие чувства испытывает к ним?
|
ЭТАП 3. Организация познавательной деятельности
Цель этапа: организация интенсивной самостоятельной деятельности учеников, связанной с эмоциональными переживаниями
Содержание деятельности учителя Предлагает начать работу в группах, выбрав самостоятельно руководителя. Координирует ход обсуждения в группах. А также, если возникает необходимость, задает им наводящие вопросы. Определяет и корректирует временные рамки прохождения этапа. Помогает скоординировать работу внутри группы, консультирует, дает советы. Предлагает участникам групп отчитаться о своей работе. Предлагает выбрать строчки из произведения, которые подошли бы к эпиграфу урока. | Содержание деятельности учеников (17-20 минут) Выбирают руководителя, планируют последовательность действий. Распределяют сферы интересов в группах. Работают в группах, выполняют задания. Выступают с отчетами по выполнению работы. Слушают и оценивают смайликами практическую часть каждой группы. Предлагают строчки для эпиграфа «…Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано…»
|
ЭТАП 4. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: самооценка учениками своей учебной деятельности
Содержание деятельности учителя Предлагает ученикам сформулировать выводы по уроку, соотносящиеся с проблемным вопросом исследования. Предлагает посмотреть на экран и дать оценку выводам по исследованию, выразив свое согласие/несогласие с тем, что написано. Предлагает оценить свою работу на уроке и работу товарищей в группе, заполнив таблицу оценивания. Предлагает ученикам записать в дневники дифференцированное домашнее задание (перспективное) и общее (к следующему уроку). Предлагает ученикам записать синквейн-рефлексию на проведенный урок. Дифференцированное домашнее задание (перспективное: можно сдать работу в любой день до 12 декабря). Ответить письменно на вопрос: Какое название полнее раскрывает тему и идею стихотворения Н.А.Некрасова «Детская комедия» или «Крестьянские дети»? Почему? Общее домашнее задание: (к следующему уроку литературы: к 9 декабря): вклеить в тетрадь алгоритм исследования и записать выводы по нему. Выучить наизусть отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…» | Содержание деятельности учеников (5 минут) Делают выводы по проблеме исследования. Оценивают свою работу и работу товарищей в группе, заполняя таблицу оценивания. Записывают домашнее задание. Составляют синквейн-рефлексию к слову «урок». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся.
статья "Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся".С. 303-316.( Сборник Наш...
технологическая карта урока истории в 5 классе "Древнейшая Греция" в технологии проблемно-развивающего обучения
паспорт урока раскрывает программные требования ФГОСа, технология проблемно-развивающего обучения на материале истории Древней Греции позволяет выстроить основные этапы урока по современным стандартам...
Технологическая карта урока английского языка в 8 классе с использованием технологии проблемного обучения "Что такое конфликт?"
Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик анализирует фактиче...
Тема урока : Графический способ решения систем уравнений .Тип урока : Урок ознакомления с новым материалом .Класс :9 Технология проблемного обучения.
Учебник : Ю.Н. Макарычев , «Алгебра-9»Технология : Технология проблемного обучения.Дидактические цели : Учащиеся повторяют геометрический смысл коэффициента k...
Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)
Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...
Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии
Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение приобретает формиров...
Технологическая карта урока "Углерод, его физические и химические свойства" в технологии проблемного обучения.
Технологическая карта урока "Углерод, его физические и химические свойства" в технологии проблемного обучения поможет построить урок химии в 9 классе. Создание в учебной деятельности пр...