Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Зверева Тамара Германовна

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

Тип урока: урок формирования новых знаний

Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ

Форма: урок-исследование

Методы обучения:  метод проектов, проблемный, исследовательский.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 6 «Б» классе для учителей русского языка и литературы

Калининского района Санкт-Петербурга

«Уроки русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС»

(06.12.2016; учитель Зверева Т.Г.)

Тема урока

Тип урока

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

Тип урока: урок формирования новых знаний

Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ

Форма: урок-исследование

Методы обучения:  метод проектов, проблемный, исследовательский.

Цели занятия для учителя:

  • формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности детей к новому способу действия. Связанному с построением структуры изучаемых понятий и алгоритмов (деятельностная цель);
  • построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательной линии курса (содержательная цель);
  • воспитание духовно развитой  личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданской  позиции, любви и уважение к литературе (воспитательная цель)
  • создание условий для формирования  УУД, способствующих  развитию личности ребенка путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта,   совершенствование умений анализа литературного произведения  как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развитие умений выразительного чтения, навыков исследовательской работы, ассоциативного мышления, работы с текстом, интернетом (развивающая цель).

Цели для учеников:

  • Построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему;
  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
  • Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного

Задачи:

  • дать представление о мире детства крестьянских детей;
  •  научить владению приемами исследовательской деятельности при анализе лирического произведения;
  • развитие и совершенствование устной речи учащихся;
  • овладения умениями выразительного чтения и анализа лирического произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
  • сохранение физического и психического здоровья обучающихся.

Планируемые результаты

Предметные

Формирование у учеников представления о методах, связывающих изучаемые явления (литература и живопись о жизни крестьянских детей 19 века) в единую систему.

Метапредметные

Познавательные:

Выбор эффективных способов решения поставленных задач в зависимости от конкретных условий;

переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение, составление кластеров и синквейнов);

коллективное исследование, осуществление работы по выполнению отдельных операций.

Коммуникативные:

Определение функций участников группы и способов их взаимодействия;

участие в обсуждении содержания материала,

формулирование собственного мнения и позиции;

обмен знаниями между членами группы для эффективного выполнения поставленной задачи.

Регулятивные:

согласование в группе последовательности действий по выполнению задания;

осуществление самоконтроля,

осуществление пошагового контроля по результату.

 

Личностные

Создание связи между  духовно-нравственными  ценностями прошлого и настоящего;

формирование уважительного отношения к  культуре к своей страны;

развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий;

стремление к освоению новых видов деятельности.

 

Метапредметные связи:

литература: роды литературы (лирика), поэма, литературные термины;

живопись: художники 19 века  и их произведения;

Ресурсы урока для учителя:

технологическая карта урока;

презентация;

смайлики (для оценивания  работы учащихся на уроке)

Ресурсы урока для учащихся:

карточки с заданиями,

фломастеры,

ватман для кластеров и синквейна,

листы для оценки работы на уроке

 

ЭТАПЫ  УРОКА

Этап 1. Мотивация познавательной деятельности

Цель этапа: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности нормативных требований учебной деятельности

Содержание деятельности учителя

Приветствует учащихся и предлагает им найти ассоциации к слову «детство» и записать их на доске в виде кластера.

Предлагает посмотреть в презентации свой кластер к слову «детство», человека, детство которого прошло в 20 веке, предлагает детям сопоставить два кластера и ответить на вопрос: похожи ли они.

  Предлагает назвать ключевые слова к теме урока, отгадав кроссворд и ребусы.

Предлагает ученикам сформулировать тему урока.

Содержание деятельности учеников

( 5 минут)

Приветствуют учителя, гостей и называют ассоциации к слову «детство», а два ученика оформляют на доске кластер.  

Смотрят и сопоставляют оба кластера.

Смотрят на экран и отгадывают кроссворд, в котором первое ключевое слово «детство», а затем решают ребусы. Называют ключевые слова урока: детство, стихотворение «Крестьянские дети», Некрасов.

Формулируют тему. «Мир детства  в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

ЭТАП 2. Актуализация необходимых знаний

Цель этапа: подготовка мышления учеников и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий

Содержание деятельности учителя

Сообщает о типе урока (урок-исследование) и предлагает посмотреть на экран и вспомнить структурные элементы исследования.

Предлагает подумать над объектом исследования.

Предлагает ученикам вернуться к кластерам «Детство» 21, 20 веков и  найти  общий эпитет, ответив на вопрос: какое у нас было детство?

Предлагает учащимся сформулировать проблему (главный вопрос) урока.

Предлагает ученикам сформулировать цель исследования и гипотезу.

Предлагает сформулировать задачи исследования.

Содержание деятельности учеников

(3-4 минуты)

Смотрят на экран и восстанавливают в памяти элементы исследования.

Называют объект -  крестьянские дети

Отвечают: счастливое.

Формулируют проблему: могла ли быть  жизнь крестьянских детей 19 века счастливой с точки зрения Некрасова?  

Формулируют цель исследования: проанализировать   стихотворение «Крестьянские дети» и узнать, какова была жизнь крестьянских детей в 19 веке.

Гипотеза (предположение): жизнь крестьянских детей не могла быть в полной мере счастливой, так как они жили бедно

 Формулируют задачи:

•        выяснить, как жилось крестьянским детям  в 19 веке.  

•        какими  видит  их поэт, какие чувства испытывает к ним?

 

ЭТАП 3. Организация познавательной деятельности

Цель этапа: организация интенсивной самостоятельной деятельности учеников, связанной с эмоциональными переживаниями

Содержание деятельности учителя

Предлагает начать работу в группах, выбрав самостоятельно руководителя.

Координирует ход обсуждения в группах. А также, если возникает необходимость, задает им наводящие вопросы.

 Определяет и корректирует временные рамки прохождения этапа.

Помогает скоординировать работу внутри группы, консультирует, дает советы.

Предлагает участникам групп отчитаться о своей работе.

Предлагает выбрать строчки из произведения, которые подошли бы к эпиграфу урока.

Содержание деятельности учеников

(17-20 минут)

Выбирают руководителя, планируют последовательность действий.

Распределяют сферы интересов в группах.

Работают в группах, выполняют задания.

Выступают с отчетами по выполнению работы.

Слушают и  оценивают смайликами практическую часть каждой группы.

Предлагают строчки для эпиграфа «…Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано…»

 

ЭТАП  4.  Подведение итогов. Рефлексия.

Цель:  самооценка учениками своей учебной деятельности

Содержание деятельности учителя

Предлагает ученикам сформулировать выводы по уроку, соотносящиеся с проблемным вопросом исследования.

Предлагает посмотреть на экран и дать оценку выводам по исследованию, выразив свое согласие/несогласие с тем, что написано.

Предлагает оценить свою работу на уроке и работу товарищей в группе, заполнив таблицу оценивания.

Предлагает ученикам записать в дневники дифференцированное домашнее задание (перспективное) и общее (к следующему уроку).

Предлагает ученикам записать синквейн-рефлексию на проведенный урок.

Дифференцированное домашнее задание (перспективное: можно сдать работу в любой день до 12 декабря). Ответить письменно на вопрос:    Какое название полнее раскрывает тему и идею  стихотворения Н.А.Некрасова  «Детская комедия» или «Крестьянские дети»? Почему?  

Общее домашнее задание: (к следующему уроку литературы: к 9 декабря): вклеить  в тетрадь алгоритм  исследования и записать выводы по нему.

Выучить наизусть отрывок  «Однажды в студеную  зимнюю пору…»  

Содержание деятельности учеников

(5 минут)

Делают выводы по проблеме исследования.

Оценивают свою работу и работу товарищей в группе, заполняя таблицу оценивания.

Записывают домашнее задание.

Составляют синквейн-рефлексию  к слову «урок».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся.

статья "Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение  и письмо для творческого и  интеллектуального развития учащихся".С. 303-316.( Сборник Наш...

технологическая карта урока истории в 5 классе "Древнейшая Греция" в технологии проблемно-развивающего обучения

паспорт урока раскрывает программные требования ФГОСа, технология проблемно-развивающего обучения на материале истории Древней Греции позволяет выстроить основные этапы урока по современным стандартам...

Технологическая карта урока английского языка в 8 классе с использованием технологии проблемного обучения "Что такое конфликт?"

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик анализирует фактиче...

Тема урока : Графический способ решения систем уравнений .Тип урока : Урок ознакомления с новым материалом .Класс :9 Технология проблемного обучения.

Учебник : Ю.Н. Макарычев , «Алгебра-9»Технология : Технология проблемного обучения.Дидактические цели :     Учащиеся повторяют геометрический смысл коэффициента k...

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...

Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии

Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формиров...

Технологическая карта урока "Углерод, его физические и химические свойства" в технологии проблемного обучения.

Технологическая карта урока "Углерод, его физические и химические свойства" в технологии проблемного обучения поможет построить урок химии в 9 классе. Создание в учебной деятельности пр...