Готовимся к ЕГЭ. Анализ текста.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

На данном уроке ученики пишут не полное сочинение, а работают над одной микротемой (вступление, формулировка проблемы, комментирование проблемы и т.д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Готовимся к ЕГЭ. Анализ текста.34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»

г.Саратова

Конспект урока по русскому языку
в 11 классе

«Готовимся к ЕГЭ. Анализ текста!»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Панова Юлия Петровна

г. Саратов

 2013

Цель:

 

  1. Формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
  2. формировать навык работы в группах у учащихся;
  3. способствовать развитию у учащихся адекватного восприятия жизни;
  4. подготовка к созданию собственного сочинения-рассуждения по предложенному исходному тексту (в рамках подготовки к ЕГЭ, часть С).

Ход урока

  1. Оргмомент (записаны в рабочие тетради число и тема урока).

 - Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Готовимся к ЕГЭ. Анализ текста!» Сегодня у нас интересный урок: мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, но  будем готовиться к главному испытанию по русскому языку – экзамену в форме и по материалам ЕГЭ. Вам понадобятся также накопленный вами житейский опыт, ведь отрывок из произведения В.Солоухина предполагает вдумчивый, глубокий анализ. Итогом нашей работы станут фрагменты написанных вами сочинений.

- Какие цели (задачи) сегодня мы должны решить, к каким результатам прийти в конце урока (исходя из темы урока)?

— понять авторский текст,
— сформулировать проблему,
— прокомментировать её,
— сформулировать позицию автора текста по данной проблеме,
— сформулировать собственную позицию и аргументировать её,
— написать сочинение-рассуждение.

2. Речеведческая разминка.

  1. Богатый и в будни пирует,

А бедный и в праздник горюет. (Антитеза)

  1. И опять стреляют, как в живого,

В мертвого. В убитого. В меня. (Парцелляция)

  1. Как низко, вольно и просторно степных отав раскинут круг!

И как легко фатой узорной плывут два облачка на юг! (Инверсия, синтаксический параллелизм)

  1. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. (Градация)

  1. Нос корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает. (Метафора)
  2. Юрий Бондарев "Горячий снег"(Оксюморон)
  3. Мой край, задумчивый и нежный!

            Кудрявый сумрак за горой

            Рукою машет белоснежной. (Риторическое обращение, эпитет, олицетворение)

  1. Зима мягко и сыро лежала на крышах. (Метафора)
  2. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? ( Метонимия)
  3. Он громко рыдающе засмеялся (оксюморон)

3- Этап актуализации знаний. (Синквейн.)    

 - Следующее задание подтолкнёт вас к восприятию текста, с которым будем сегодня работать. Я называю слово, а вы быстро (устно, по цепочке) называете свои ассоциации (не синонимы!), связанные с этим словом. Итак, это слово – ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК.

Составьте синквейн со словом: 1вариант – природа, 2 вариант – человек.

Природа.
Чистая, всеобъемлющая.
Изучается, загрязняется, защищается.
Естественная среда обитания человека.
Жизнь.

Человек.
Сильный, умный.
Пытается, ошибается, стремится.
Желания властвуют над ним.
Живой.

4. Работа с текстом.

- Наконец-то мы подошли к самому ответственному этапу сегодняшнего урока – созданию сочинения-рассуждения по данному тексту в формате ЕГЭ.

Прочитайте текст.

Определите стиль и тип речи (публицистический, рассуждение с элементами повествования)

Используя текст, составьте сравнительную таблицу.

Положительное влияние природы на человека

Естественный контакт человека и природы.

Отрицательное влияние человека на природу.

Физическая и духовная изоляция человека и природы

  1. Прямой, непосредственный контакт с землей… предназначен и необходим (21 П).
  2. Контакт с землей “прекрасен” сам по себе (1 П).
  3. Все, что мы наблюдаем в природе – “не любование, а жизнь” (3 П).
  4. Все, связанное с природой, “подлинное”: любовь, рождение (20 П).
  1. Будучи изолированным, у человека появляется сонливость, вялость, теряется аппетит, снижается работоспособность (5 П).
  2. Люди сами “засадили себя в металлические клетки и отключили от земли” (14 П).
  3. Изолирует от природы синтетическая одежда и обувь, пластики, асфальт и т.п. (15 П).
  4. Не серьезные отношения с землей, а детская игра в дочки-матери (20 П).

  1. Что значит для автора настоящая жизнь?
  2. Постоянный контакт с землей, природой. Какие чувства испытывает при этом человек?
  3. Когда, по мнению автора, этот контакт с землёй был потерян? С чем это связано?
  4. Как научно-технический прогресс воздействует на взаимоотношение человека и природы?
  5. Что по этому поводу считает автор? Процитируйте.
  6. В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека?
  7. Каково мнение В. Солоухина по этой проблеме?
  8. Почему В. Солоухина так страшит духовная изоляция между Человеком и Землёй?
  9. Что мы можем сказать об авторе, прочитав данный текст? (Испытывает чувство подлинной любви к родной земле).

Но организуем нашу работу не совсем обычным образом.
Проведём лингвистический эксперимент (результаты могут быть самыми неожиданными)!
Мы разобьёмся на 6 микрогрупп, и каждая микрогруппа будет работать над фрагментом сочинения, над одной микротемой:
1) вступление
2) формулировка проблемы текста,
3) комментирование проблемы,
4) выявление и формулировка позиции автора текста по данной проблеме,
5) формулировка собственной позиции (постарайтесь выработать коллективное
мнение) и её аргументация,
6) заключение.

Если каждая микрогруппа отработает качественно, в итоге у нас появится хорошее, образцовое сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. Если не получится или получится не то, - будем анализировать свои ошибки и их исправлять.

Прежде чем вы приступите к коллективной работе, давайте ещё раз назовём и охарактеризуем композиционные элементы сочинения-рассуждения:

  1. Как начать сочинение?
  • Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
  • Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
  • Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
  • На вечные темы можно начать так:  Любовь…Сколько о ней сказано!

2. Сформулировать проблему.

Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.

Проблем может быть несколько. Важно увидеть одну  и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту  проблему, которые вы заявили вначале.

Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.

3. Комментируем проблему.

Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное.

Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

  1.  кому адресован текст?
  2. Какова степень актуальности текста? 
  3. Как автор подходит к решению этой проблемы?
  4. К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая?
  5. Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?
  6.  С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает?
  7. Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?

В комментарии не должно быть:

  • Пересказа исходного текста или его части.
  • Рассуждений по поводу всех проблем текста.
  • Комментариев о действиях героев текста.
  • Избегать повторов слова «проблема»
  • Не допускать выражений «проблема о том, что…»,  «проблема того, что..»,  «проблема о мужестве и стойкости..».

4. Определяем авторскую позицию.

При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»). От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не снизили балл).

Если текст художественный, то авторская позиция может быть  прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно; использование средств выразительности; призывность; оценочность; доступность; простота и т.д.

5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.

Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.

Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные  ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы доказываете приведенным примером.

Здесь идет строгое сочинение-рассуждение:

  • тезис
  • аргументация
  • вывод
  • аргументация

Каждый аргумент начинать с нового абзаца.

Приводить примеры, ссылаясь на  примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих.

Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.

Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.

Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?

С помощью словосочетаний:

  • Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…)
  • Достаточно привести такой пример…
  • Это можно доказать следующим образом..
  • Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
  • Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.
  • В этом легко убедиться, обратившись к…

6. Как заканчивать сочинение?

  • 2-3 предложениями, дублирующими вступление.

  1. Работа в микрогруппах (написание сочинения).

- Приступаем к работе! (каждая микрогруппа получает лист бумаги с названием микротемы, на котором выполняется работа).

      6. Этап контроля знаний и полученных фрагментов сочинений.

       Учащиеся зачитывают свои работы как единое целое.

        - Молодцы! Вы справились с трудной задачей. Приложенные вами совместные усилия дали хороший результат.

     7. Рефлексия.

– Насколько вы удовлетворены собственной (индивидуальной) работой на уроке?
– Насколько вы удовлетворены коллективной (групповой) работой?
– Что вам дал сегодняшний урок?
– Что пожелаете своим одноклассникам? А присутствующим учителям?

8. Домашнее задание.

 Написать сочинение-рассуждение по тексту В. А. Солоухина в формате ЕГЭ (задания для части С1)

 Используйте материал урока и дополнительный материал по теме “Природа и человек” для аргументации собственного мнения по проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Мастер-класс «Готовимся к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя лингвистический анализ текста».

материал для выступления на методическом семинаре учителей русского языка и литературы, содержит элементы лингвистического анализа текста на примере новогоднего обращения президента РФ...

Готовимся к ОГЭ: Анализ текста изложения

Анализ текста изложения с результатами самопроверки...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....