Готовимся к ЕГЭ. Анализ текста.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
На данном уроке ученики пишут не полное сочинение, а работают над одной микротемой (вступление, формулировка проблемы, комментирование проблемы и т.д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Готовимся к ЕГЭ. Анализ текста. | 34.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»
г.Саратова
Конспект урока по русскому языку
в 11 классе
«Готовимся к ЕГЭ. Анализ текста!»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Панова Юлия Петровна
г. Саратов
2013
Цель:
- Формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
- формировать навык работы в группах у учащихся;
- способствовать развитию у учащихся адекватного восприятия жизни;
- подготовка к созданию собственного сочинения-рассуждения по предложенному исходному тексту (в рамках подготовки к ЕГЭ, часть С).
Ход урока
- Оргмомент (записаны в рабочие тетради число и тема урока).
- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Готовимся к ЕГЭ. Анализ текста!» Сегодня у нас интересный урок: мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, но будем готовиться к главному испытанию по русскому языку – экзамену в форме и по материалам ЕГЭ. Вам понадобятся также накопленный вами житейский опыт, ведь отрывок из произведения В.Солоухина предполагает вдумчивый, глубокий анализ. Итогом нашей работы станут фрагменты написанных вами сочинений.
- Какие цели (задачи) сегодня мы должны решить, к каким результатам прийти в конце урока (исходя из темы урока)?
— понять авторский текст,
— сформулировать проблему,
— прокомментировать её,
— сформулировать позицию автора текста по данной проблеме,
— сформулировать собственную позицию и аргументировать её,
— написать сочинение-рассуждение.
2. Речеведческая разминка.
- Богатый и в будни пирует,
А бедный и в праздник горюет. (Антитеза)
- И опять стреляют, как в живого,
В мертвого. В убитого. В меня. (Парцелляция)
- Как низко, вольно и просторно степных отав раскинут круг!
И как легко фатой узорной плывут два облачка на юг! (Инверсия, синтаксический параллелизм)
- Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. (Градация)
- Нос корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает. (Метафора)
- Юрий Бондарев "Горячий снег"(Оксюморон)
- Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной. (Риторическое обращение, эпитет, олицетворение)
- Зима мягко и сыро лежала на крышах. (Метафора)
- Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? ( Метонимия)
- Он громко рыдающе засмеялся (оксюморон)
3- Этап актуализации знаний. (Синквейн.)
- Следующее задание подтолкнёт вас к восприятию текста, с которым будем сегодня работать. Я называю слово, а вы быстро (устно, по цепочке) называете свои ассоциации (не синонимы!), связанные с этим словом. Итак, это слово – ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК.
Составьте синквейн со словом: 1вариант – природа, 2 вариант – человек.
Природа.
Чистая, всеобъемлющая.
Изучается, загрязняется, защищается.
Естественная среда обитания человека.
Жизнь.
Человек.
Сильный, умный.
Пытается, ошибается, стремится.
Желания властвуют над ним.
Живой.
4. Работа с текстом.
- Наконец-то мы подошли к самому ответственному этапу сегодняшнего урока – созданию сочинения-рассуждения по данному тексту в формате ЕГЭ.
Прочитайте текст.
Определите стиль и тип речи (публицистический, рассуждение с элементами повествования)
Используя текст, составьте сравнительную таблицу.
Положительное влияние природы на человека Естественный контакт человека и природы. | Отрицательное влияние человека на природу. Физическая и духовная изоляция человека и природы |
|
|
- Что значит для автора настоящая жизнь?
- Постоянный контакт с землей, природой. Какие чувства испытывает при этом человек?
- Когда, по мнению автора, этот контакт с землёй был потерян? С чем это связано?
- Как научно-технический прогресс воздействует на взаимоотношение человека и природы?
- Что по этому поводу считает автор? Процитируйте.
- В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека?
- Каково мнение В. Солоухина по этой проблеме?
- Почему В. Солоухина так страшит духовная изоляция между Человеком и Землёй?
- Что мы можем сказать об авторе, прочитав данный текст? (Испытывает чувство подлинной любви к родной земле).
Но организуем нашу работу не совсем обычным образом.
Проведём лингвистический эксперимент (результаты могут быть самыми неожиданными)!
Мы разобьёмся на 6 микрогрупп, и каждая микрогруппа будет работать над фрагментом сочинения, над одной микротемой:
1) вступление
2) формулировка проблемы текста,
3) комментирование проблемы,
4) выявление и формулировка позиции автора текста по данной проблеме,
5) формулировка собственной позиции (постарайтесь выработать коллективное
мнение) и её аргументация,
6) заключение.
Если каждая микрогруппа отработает качественно, в итоге у нас появится хорошее, образцовое сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. Если не получится или получится не то, - будем анализировать свои ошибки и их исправлять.
Прежде чем вы приступите к коллективной работе, давайте ещё раз назовём и охарактеризуем композиционные элементы сочинения-рассуждения:
- Как начать сочинение?
- Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
- Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
- Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
- На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
- Приступаем к работе! (каждая микрогруппа получает лист бумаги с названием микротемы, на котором выполняется работа).
6. Этап контроля знаний и полученных фрагментов сочинений.
Учащиеся зачитывают свои работы как единое целое.
- Молодцы! Вы справились с трудной задачей. Приложенные вами совместные усилия дали хороший результат.
7. Рефлексия.
– Насколько вы удовлетворены собственной (индивидуальной) работой на уроке?
– Насколько вы удовлетворены коллективной (групповой) работой?
– Что вам дал сегодняшний урок?
– Что пожелаете своим одноклассникам? А присутствующим учителям?
8. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение по тексту В. А. Солоухина в формате ЕГЭ (задания для части С1)
Используйте материал урока и дополнительный материал по теме “Природа и человек” для аргументации собственного мнения по проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Мастер-класс «Готовимся к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя лингвистический анализ текста».
материал для выступления на методическом семинаре учителей русского языка и литературы, содержит элементы лингвистического анализа текста на примере новогоднего обращения президента РФ...
Готовимся к ОГЭ: Анализ текста изложения
Анализ текста изложения с результатами самопроверки...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....