Мастер-класс «Готовимся к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя лингвистический анализ текста».
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему
материал для выступления на методическом семинаре учителей русского языка и литературы, содержит элементы лингвистического анализа текста на примере новогоднего обращения президента РФ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс «Готовимся к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя лингвистический анализ текста». | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Тацинская СОШ №3
Мастер-класс «Готовимся к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя лингвистический анализ текста».
Подготовила учитель русского языка и литературы
Бордзикули Нино Отариевна.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами определенными практическими навыками, которые я приобрела при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ по русскому языку. ЕГЭ по русскому языку терпит некоторые изменения в задании 25. Это задание всегда вызывало и будет вызывать определенные трудности у детей. Наша задача – дать им такой фундамент знаний, который упростит подход к выполнению этого задания. Поэтому мой мастер-класс будет посвящен именно этому заданию.
К сожалению, наши выпускники стали заложниками определенных реформ в образовании. ФГОС требует от нас с вами абсолютно иного подхода к ведению уроков. Но форма сдачи ЕГЭ требует от выпускников, обучающихся по традиционной системе обучения, владение УУД, которые мы формируем по ФГОС.
Например, ни для кого не секрет, что весь курс изучения русского языка был построен только на изучении структурной лингвистике. Выполнение 25 задания требует анализ текста с точки зрения и структурной лингвистики, и психологической лингвистики, и функциональной лингвистики, и социолингвистики, и лингвокультурологии, и когнетивной лингвистики.
Для того, чтобы вы увидели и почувствовали это все на практике, предлагаю вам разделиться на 4 группы. Каждая группа будет «обута» в определенные туфли: 1-я группа – в туфли «структурной лингвистики», 2-я – в туфли «функциональной лингвистики», 3-я – в туфли «лингвокультурологии», 4-я – в туфли «когнетивной лингвистики». Это поможет нам определить проблему, позицию автора, прокомментировать проблему с опорой на текст, а теперь еще и привести 2 аргумента из прочитанного текста.
Чтобы вам было интереснее, я предлагаю для анализа текст новогоднего обращения Владимира Путина к гражданам России.
Примерные ответы
1-я группа, «туфли структурной лингвистики». С точки зрения структурной лингвистики, в этом тексте автор использует восклицательные обращения. Текст разбит на три основные части. Каждая из них содержит в себе определенную микротему: семья как основа всего, тепло, очаг, уют, надежность, место, где мы учимся любить Родину; обращение к истории; задачи на будущий год.
Слово «друзья» настраивает слушателя на доброжелательные отношения, доверительные.
В тексте много сложных конструкций, особенно важны сложноподчиненные предложения, которые предполагают логическую взаимосвязь между всеми выполненными задачами и предстоящими. В них же наблюдается открытость автора.
Ряды однородных членов представляют собой оценочную лексику.
2-я группа, туфли «функциональной лингвистики». В строении текста есть общее со строением сказки, что уже настраивает слушателя на счастливое завершение всех действий. Автор три раза обращается к слушателям.
Иногда он предстает неким «папой», главой большой семьи, где каждый чувствует себя рядом с ним защищенным от всех невзгод.
Плодотворное решение поставленных задач зависит от каждого из нас. Автор текста четко дает установку, что других рецептов просто нет, то есть нет другого пути. Он выступает в роли человека, который не может обойтись без народа. Каждый житель страны относит эти слова благодарности, это участие в процветании страны именно к себе. Складывается впечатление, что именно от «меня» (имеется ввиду каждой личности) зависит счастливое будущее государства.
Так автор плавно переходит к необходимости единства народа и нации в целом. Слова благодарности говорят о том, что именно единение народа, чувство братства привели к победе в лучшей в истории зимней Олимпиаде в Сочи.
3-я группа, туфли «лингвокультурологии». Не случайно в самом начале текста автор говорит о национальных традициях: встреча Нового года в семейном кругу (значит семья – это одно из важных ценностей автора).
Культуру Крыма и Севастополя автор четко относит к русской нации. Наша культура может сохраниться только при включении этого географического объекта в состав РФ.
Сам текст построен от прошлого к настоящему и заканчивается будущим. Автор как бы переживает все свершившееся через себя. Он не может строить будущее, не учитывая историю нашей страны.
4-я группа, туфли «когнетивной лингвистики». Одной из главных ценностей для автора является семья. Семья ассоциируется у автора с добром, вниманием, лаской, светлыми помыслами, благородными делами.
Именно в семье рождается любовь к Родине. Автор характеризует ее как самое мощное чувство. То есть выше этого уже ничего быть не может. Значит Родина для каждого из нас должна занимать одно из самых важных мест в душе и сердце.
Автор упоминает о важном историческом событии в нашей стране – присоединение Крыма и Севастополя. Обратите внимание, как автор говорит об этом событии: «…они твердо решили вернуться в свой дом».
Заключительная часть текста содержит уверенность в силе государства. И опять автор успех соотносит с количеством доброты и любви.
Из всего этого следует, что автор – президент демократического государства – далеко не демократ, а человек гуманистических взглядов. Проблема текста заключается в сохранении единства нации в столь сложный исторический период развития страны. Автор убедительно доказывает, что только совместными усилиями мы сможем добиться положительных результатов. Особенно это видно в его оценке глобальным историческим событиям – присоединении Крыма и Севастополя и проведение лучших в истории зимней Олимпиады Олимпийских игр в Сочи.
Далее выпускник должен будет порассуждать на эту тему, прежде чем перейти к другой части сочинения.
Обучить этому сразу сложно, поэтому я стараюсь, как можно раньше начинать анализировать тексты именно таким образом. Без уроков литературы, конечно же, здесь не обойтись. Если ученики научатся вот так детально анализировать художественные тексты, тексты публицистической литературы, им намного проще будет сформулировать проблему предложенного текста на ЕГЭ, прокомментировать ее и определить позицию автора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
"Учись у них - у дуба, у березы..." Готовимся к ГИА: пишем сочинение
Перед Вами - конспект урока по русскому языку в 8 классе, главной целью которого является подготовка к ГИА - обучение написанию сочинений (творческих элементов). Подробно расписаны этапы работы, шаги ...
Мастер-класс "Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише"
мастер-класс по подготовке к ЕГЭ, к части С-написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту...
Готовимся к ЕГЭ. Пишем сочинение-рассуждение
Материал к выполнению части С на ЕГЭ по русскому языку...
Мастер-класс. "Пишем сочинение, используя речевые клише"
Работа выполнена для презентации мастер-класса на совещании районного методического объединения учителей русского языка и литературы....
Методический конструктор: «Пишем сочинение на лингвистическую тему»
ull;Государственная итоговая аттестация по русскому языку проводится с целью проверки и оценки уровня общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 9 класса. В тестовые задания включены ...
Курсовая работа.Основные виды лингвистического анализа текста. Использование каждого из видов анализа на различных этапах изучения русского языка
Лингвистический анализ текста способствует не только повторению, обобщению и систематизации изученного, но и более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает языковое чутье, способ...