Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.
Древняя мудрость
Изучение русского языка в школе сводится к освоению орфографических и пунктуационных правил. Однако школьники с уроков словесности должны вынести прежде всего интерес к тексту. Это требование времени. Возможность понимать друг друга самым непосредственным образом зависит от нашей способности понимать тексты, воспринимать их философскую основу и учиться на них жизненной мудрости. Поэтому задача словесника – научить старшеклассников анализировать текст. В старшей школе учащиеся углубляются в текст, прикасаясь эстетической стороне языка.
Лингвистический подход является базой интерпретации текста. Одним из критериев оценивания части «С» является изложение экзаменуемым собственного мнения: экзаменуемый этически корректно сформулировал своё мнение по одной из проблем, поставленных автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (приста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (второмия по проблеметилистической, изобразительвёл не менее 2 аргументов), опираясь на жизненный или читательский опыт.
Значит, и словесник, и ученики должны себе ясно представлять, что восприятие текста – процесс творческий, который зависит от читателя, от его читательского искусства, умения вступать в диалог с автором. Важнейшая цель школьной практики – воспитание современного молодого человека, поэтому тексты, взятые для анализа, должны иметь духовно-нравственный смысл, философскую идею. Проанализировав такой текст, школьник отражает результаты исследования в своей работе, соотнеся проблематику исходного текста с другими литературными произведениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orlova_natalya_olegovna.docx | 197.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Орлова Наталья Олеговна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №11» г. Абакана Республики Хакасия
Комплексный анализ текста
в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С»
Единого государственного экзамена.
Я поднимаю их вверх!
Однажды великий древнегреческий философ, слава которого гремела до самой Ойкумены, прогуливался в окружении учеников по садам Ликея. Тогда занятия проводились в форме прогулок…
В самый разгар учёной беседы к ним подошёл богатый виноторговец и насмешливо проговорил: «Послушай, мудрец, у меня нет умных мыслей, но у меня есть золото, у меня нет знаний, но у меня есть красивые рабыни, у меня нет красноречия, но у меня есть сладкое красное вино, - и стоит мне только крикнуть, как все твои ученики перебегут ко мне! Не веришь?»
«Охотно верю, - спокойно ответствовал философ, - потому что твоя задача намного легче: ты тянешь людей вниз, а я поднимаю их вверх!..»
На самом деле, для учителя нет высшей награды, чем успехи его учеников.
Чтобы ученики были успешны, их необходимо подготовить к сдаче ЕГЭ. Блочно-модульная технология личностно ориентированного образования предполагает, что, воспитывая личность, необходимо пробудить творческие начала, заложенные в каждом ребёнке.
Творчество – это изменение ценностного отношения любого человека и в первую очередь учителя к привычным обязанностям. В этом случае и у его учеников будет происходить процесс открытия, нарождения собственного смысла хорошо известных действий и явлений. Урок при таком подходе сотворяется в совместном творчестве и учителя, и ученика.
В основе технологии – создание учебного модуля, который отражает модель жизнедеятельности человека. Эта модель включает несколько элементов:
образ – жизненные впечатления, переживания, мотивация;
анализ – понимание, осмысление, выстраивание концепции жизни;
действие – поступки, жизненные события.
Основа обучения не урок, а серия уроков (блок-блоки), посвящённых личностно значимой теме. Блочно-модульная технология действует на четырёх уровнях:
Личностно значимая тема
Блок уроков
Модуль урока
Микромодуль
мотивация образ анализ событийно-практический проповедь
Сложный элемент блочно-модульной технологии – создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно работать (микромодуль-мотивация). Центром является интрига, цель которой – вовлечение учащихся в урок. Интригой может быть предложение, содержащее основную проблему урока, но не раскрывающее её; вопросы, ответы на которые учащиеся должны найти сами в ходе обсуждения; метафора и т.д. Структурная единица – воспоминание, восстановление в памяти уже имеющихся знаний. Новые знания гораздо эффективнее усваиваются на основе ранее изученных сведений, а значит, станут достоянием долговременной памяти. Поэтому подготовку к выполнению части «С» в ЕГЭ целесообразно начинать уже в 9-ом классе.
Необходимо отслеживать уровень общеучебных умений и навыков. Главная задача учителя – сформировать умение школьников организовывать работу с текстом, так как личностно значимая цель для старшеклассников – выполнение творческого задания на экзамене.
Мониторинг общеучебных умений и навыков.
Учебно-организационные 9 класс | Учебно-информационные 10 класс | Учебно-коммуникативные 11 класс |
-умение осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности; -умение определять стиль, тип речи; -тему текста, основную мысль; -умение делать лексический комментарий | -умение работать с текстами, содержащими различные точки зрения на проблему, поднятую автором; -умение определять проблематику, идейный смысл текста; -художественные средства, применяемые автором; -умение делать вывод, обобщение | -умение аргументировать своё высказывание, рецензировать и редактировать свои и чужие ответы в устной и письменной форме; -умение понимать философскую основу текста; -самостоятельно осуществлять анализ текста, формулировать свою точку зрения и обосновывать её, опираясь на жизненный и читательский опыт |
Важный структурный элемент блочно-модульной технологии – микромодуль-проповедь. Для закрепления новых знаний, для того, чтобы ученик понял, зачем он обучался, чему научился, используется проповедь, определяющая готовность выхода школьника в реальную жизнь, школьника творческого. Проповедь – логическое завершение каждого урока, логическое завершение многолетнего совместного творчества учителя и ученика. Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.
Древняя мудрость
Изучение русского языка в школе сводится к освоению орфографических и пунктуационных правил. Однако школьники с уроков словесности должны вынести прежде всего интерес к тексту. Это требование времени. Возможность понимать друг друга самым непосредственным образом зависит от нашей способности понимать тексты, воспринимать их философскую основу и учиться на них жизненной мудрости. Поэтому задача словесника – научить старшеклассников анализировать текст. В старшей школе учащиеся углубляются в текст, прикасаясь эстетической стороне языка.
Лингвистический подход является базой интерпретации текста. Одним из критериев оценивания части «С» является изложение экзаменуемым собственного мнения: экзаменуемый этически корректно сформулировал своё мнение по одной из проблем, поставленных автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на жизненный или читательский опыт.
Значит, и словесник, и ученики должны себе ясно представлять, что восприятие текста – процесс творческий, который зависит от читателя, от его читательского искусства, умения вступать в диалог с автором. Важнейшая цель школьной практики – воспитание современного молодого человека, поэтому тексты, взятые для анализа, должны иметь духовно-нравственный смысл, философскую идею. Проанализировав такой текст, школьник отражает результаты исследования в своей работе, соотнеся проблематику исходного текста с другими литературными произведениями.
Тема: Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если»
(подготовка к выполнению части «С»)
Цель: формирование языковой и коммуникативной компетенции;
обучение анализу текста с целью подготовки к выполнению части «С».
Сценарий урока
I.Объявление цели урока
II.Прогнозирование
- Авторское название текста, над пониманием и анализом которого сегодня работаем, «Урок о «если». Вдумайтесь в значение каждого слова. Какое значение имеет слово «урок»? Объясните подбором синонимов (урок – поучение, проповедь, наставление, притча).
- Какие проблемы, по вашему мнению, будут затронуты на уроке? (нравственные, моральные, философские)
- Какую смысловую нагрузку несёт слово «если»? (если – это условие)
III. Чтение текста (до этого момента с текстом притчи учащиеся не знакомы).
Урок о «если»
- Если ты хочешь, чтобы понимали тебя, постарайтесь понимать других.
- Если ты хочешь, чтобы любили тебя, люби других.
- Если ты хочешь, чтобы терпимо относились к тебе, умей проявить терпимость к другим.
- Эти «если» продолжать до бесконечности, прикладывая любое понятие.
- И пока человек не научится относиться к другим, как к самому себе, не будет гармонии ни в мире его собственном, ни в мире Всеобщего Бытия.
- Это касается всех, и надо помнить об этом всегда и применять беспрестанно.
- Человеку дан язык, чтобы он мог пользоваться им для разрешения всех вопросов, но нередко люди забывают об этом, желая отмолчаться, надеясь, что всё решится само собой.
- Если человек не использует главное своё оружие общения – язык, то оно тупится, теряет свою силу и в итоге отнимается.
- Язык его становится так же беден, как побирающийся нищий, и в его запасе остаётся столько слов, сколько монет в ладони нищего, на которые он с трудом может жить.
- Если хочешь быть богат душой, принимай мудрость, а не отвергай её.
IV.Анализ текста
- В ходе беседы заполняйте клише (смотри ниже). Определите стиль текста. (публицистический, так как его задача воздействовать с целью убеждения. Главная стилевая черта – лаконичность, доступность изложения).
- Определите тип речи. (рассуждение, так как текст представляет собой размышление автора на философскую тему).
- Текст состоит из десяти предложений. Сгруппируйте их в соответствии с проблемами, поднятыми автором (№1-3 – первый абзац, №4-6 – второй, №7-10 – третий).
- Самостоятельная работа. Учащиеся определяют микротемы абзацев, готовятся к беседе.
- Назовите микротему первого абзаца (Это различные условия: ты и другие).
- Обратите внимание на реализацию в тексте выражения ты – другие. Какая это риторическая фигура? (антитеза)
- Прочитайте первые три предложения, вдумайтесь в смысл. В каком значении автор использует выражение ты – другие? (как синонимы)
- Какой это троп? (парадокс)
- Объясните значение выражения ты и другие? (по мысли автора, ты должен раствориться в других – другие стать тобой)
- Назовите микротему второго абзаца (Гармония в душе человека и в мире людей).
- Объясните значение выражения мир Всеобщего Бытия. Почему слова написаны с прописной буквы? (мир людей, общество)
- Какие ключевые слова имеют назидательную направленность? (всегда и беспрестанно. Такие нравственные категории, как человечность, понимание и терпимость, любовь вечные).
- Назовите микротему третьего абзаца (Язык как отражение душевного богатства или бедности личности).
- Какова роль языка? (речь должна быть богатой, мудрой, необходимо умело пользоваться языком для решения всех вопросов, только тогда установится гармония).
- Во время беседы учащиеся заполняют клише. Учитель оформляет доску. Схема получается такая.
- Какова философская идея текста?
- Какова жизненная мудрость «Урока о «если»?
- Какова позиция автора? Допускает ли она альтернативу? (автор убеждена: «Если ты хочешь быть богат душой, принимай мудрость, а не отвергай её». Её позицию подтверждают глаголы в форме повелительного наклонения)
- Обратите внимание, первое и десятое предложения начинаются со слова если. Как называется такая композиция? Почему именно так построен текст?
- Упражнение «Цепочка». О.М.Безымянная пишет: «Эти «если» можно продолжать до бесконечности, прикладывая любое понятие». Предложите свои варианты условия «ты и другие».
- Автор удачно использует именно такие изобразительно-выразительные средства, которые помогают воздействовать на ум и чувства читателей.
- Самостоятельная работа. Найдите тропы и фигуры в тексте, приведите примеры, запишите в клише.
тропы | фигуры |
|
|
V.Итог урока. Самостоятельная работа.
- Итак, авторская позиция заявлена чётко и однозначно. Разделяете ли вы точку зрения автора? Сформулируйте своё мнение, обоснуйте его, приводя аргументы. Напишите сочинение.
Клише.
Данный текст О.М.Безымянной «Урок о «если» ……………………………………………стиля. Основная стилевая черта
текста………………………………………………………….
Тип речи …………………………………………………………………………………………..
В тексте автором выделены три абзаца, в которых можно проследить…………………...
……………………………………………………………………………………......................................................................................................................................................................................
В первом абзаце микротема………………………………., во втором…………………………
…………………………………………………………, в третьем……………………………….
……………………………………………………………………………
Нельзя не согласиться с О.М.Безымянной, что главная философская идея заключена в ……………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………….......
Разделяю точку зрения автора, который утверждает, что жизненная мудрость в том, что………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...……………………………………………………………………………………………………...
О.М.Безымянная удачно использует такие изобразительно-выразительные средства, которые помогают воздействовать на ум и чувства читателей. Это тропы…………………...
……………………………………………………………………………………………………...……………………………………………………………………………………………………...
Риторические фигуры……………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………...……………………………………………………………………………………………………...
Хочется отметить: позиция автора достойна уважения. ………………………………….
……………………………………………………………………………………………………..…………………………………………………………………………………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Модель сочинения к части С Единого государственного экзамена"
Данный материал может быть использован на вводном уроке, так как он позволяет дать наглядное понятие о той работе, с которой ученик столкнется при написании части С ЕГЭ...
Комментарии к написанию части С единого государственного экзамена учителей русского языка и литературы Глущенко Н.В. и Майоршиной Е.Б.
Задание части С предназначено для проверки не только знаний, умений и навыков по русскому языку, но и сформированности общей культуры обучающихся.Что учитывается при проверке сочинения?Что необходимо ...
Алгоритм решения заданий части С Единого Государственного Экзамена по истории.
Предлагается алгоритм решений заданий части С ЕГЭ по истории, где показаны все виды заданий на систематизацию материала,умение давать обобщенную характеристику исторического события, анализ историческ...
Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)
Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...
Задачи части «С» Единого государственного экзамена. Обзор, примеры и способы решения.
Задачи части «С» Единого государственного экзамена. Обзор, примеры и способы решения....
Комплексный анализ текста как средство саморазвития обучающихся при подготовке к ОГЭ по русскому языку
Представляю модель обучения комплексному анализу текста. Система работы в данном направлении строится поэтапно, от простого к сложному, начиная с 5 класса и усложняясь с каждым годом, чтобы к выпускны...