Готовимся к ОГЭ: Анализ текста изложения
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс) по теме

Анализ текста изложения с результатами самопроверки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_teksta_izlozheniya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ текста изложения

Пример 1

  1. Прочитайте текст НЕ МЕНЕЕ 2-ух раз.

Текст подробного изложения

         Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

      Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

       Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.

(По Николаю Прохоровичу Крыщуку)

  1. Как Вы думаете, О ЧЁМ говорится в тексте?
  2. Найдите в тексте предложение, которое содержит основную мысль.
  3. Опираясь на основную мысль, выделите ключевые слова и словосочетания текста.
  4. Внимательно прочитайте ключевые слова и словосочетания и при необходимости уточните формулировки темы и идеи текста.

Итак, как бы Вы озаглавили текст, если бы потребовалось отразить в названии ТЕМУ ТЕКСТА? ____________________________________________________________________

А каким образом Вы бы назвали текст, если бы в заглавии потребовалось отразить ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА? ______________________________________________

Самопроверка

Как бы Вы озаглавили текст, если бы потребовалось отразить в названии ТЕМУ ТЕКСТА?

Например, "Дружба".

А каким образом Вы бы назвали текст, если бы в заглавии потребовалось отразить

ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА?

Например, "Дружба всегда на первом месте".

Ключевые слова и словосочетания

Испытания ждут дружбу всегдаГлавное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

      Но вот парадокс: раньше круг общения был ограниченсегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

       Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения сдрузьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.

(По Николаю Прохоровичу Крыщуку)

Образец текста сжатого изложения

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы.

Раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах. Мы стремимся обособиться.

Казалось бы, избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью.

(По Николаю Прохоровичу Крыщуку)

(109 слов)

Критерии оценивания изложения

Таблица 1

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, встречи друзей становятся редкими.

2

Раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Мы стремимся обособиться.

3

Такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму. Однако отношения с друзьями остаются на первом месте.

Таблица 2

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1.

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

0

ИК2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

3

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста.

2

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

1

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1ИК3

7

Пример 2

Текст изложения

       (1)Нам лишь кажется, что когда с нами что-то случается, – это уникальное явление, единственное в своем роде. (2)На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе. (3)Любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни — всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано, найдены причины, ответы и запечатлены на страницах художественной литературы. (4)Дело за малым: бери и читай и всё найдёшь в книге.

       (5)Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо, удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. (6)В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. (7)Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. (8)Это час взросления. Мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит.

    (9)Вот мы взяли в руки книгу. (10)Что происходит в нашей душе? (11)С каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. (12)С помощью литературы человек становится человеком. (13)Неслучайно книгу называют учителем и учебником жизни.


Образец сжатого изложения

Нам кажется, что когда с нами что-то случается, – это уникальное явление. Однако нет ни одной проблемы, чувства и поисков смысла жизни, которые уже когда-то кем-то не были пережиты и запечатлены на страницах художественной литературы. Дело за малым: бери и читай.

 Литература творит чудо, преумножает наш внутренний опыт, расширяет взгляд на жизнь. В детстве мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт интриги. Но наступает час, когда мы открываем книгу, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления. Мы ищем в книге мудрого собеседника.

 Вот мы взяли в руки книгу. Что происходит в нашей душе? С каждой прочитанной книгой мы становимся другими, настоящими людьми. Неслучайно книгу называют учебником жизни.

Пример 3

Текст изложения

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш дурной поступок, каждое наше дурное слово отражаются на окружающих и враждебны самому дорогому, что есть на свете, – человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С. Лихачёву)

Образец сжатого изложения

Грубость в языке и в манерах – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о слабости человека. Это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

Сильный и уравновешенный человек не будет громко говорить и ругаться. Ведь каждый поступок, каждое слово отражается на окружающих и враждебно человеческой жизни. И твёрдый духом человек как раз и силён своим благородством.

Учиться хорошей, спокойной речи надо долго и внимательно. Это действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только поведения, но и нашей личности и способности не поддаваться влияниям среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ. Анализ текста.

На данном уроке ученики пишут не полное сочинение, а работают над одной микротемой (вступление, формулировка проблемы, комментирование проблемы и т.д.)...

Выступление по теме "Комплексный анализ текста при подготовке учащихся 9 класса к написанию изложения и сочинения"

Работа над изложением связана со всеми сторонами языка, с развитием логического мышления, содействует развитию навыков самостоятельного изложения мыслей в связной форме, обогащению  словаря и зак...

ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ПОДГОТОВКА К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ

ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ   ТЕКСТА. ПОДГОТОВКА  К СЖАТОМУ  ИЗЛОЖЕНИЮ...

ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ПОДГОТОВКА К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ

ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ   ТЕКСТА. ПОДГОТОВКА  К СЖАТОМУ  ИЗЛОЖЕНИЮ...

Программа элективного курса "Изложение с комплексным анализом текста"

Пояснительная записка.         Программа элективного курса «Изложение с комплексным анализом текста» рассчитана на учащихся 9 класса, определивших для себ...

От анализа текста - к изложению (Подготовка к ОГЭ)

Основной государственный выпускников 9-х классов в новой форме - важный шаг на пути к ЕГЭ. Она является не только «инструментом диагностики учебных достижений девятиклассников, но и средством прогнози...

Методическая разработка. Обучающее изложение с лингвистическим анализом текста

Обучающее изложение с лингвистическим анализом текста...