Готовимся к ОГЭ: Анализ текста изложения
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс) по теме
Анализ текста изложения с результатами самопроверки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_teksta_izlozheniya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ текста изложения
Пример 1
- Прочитайте текст НЕ МЕНЕЕ 2-ух раз.
Текст подробного изложения
Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.
Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.
Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.
(По Николаю Прохоровичу Крыщуку)
- Как Вы думаете, О ЧЁМ говорится в тексте?
- Найдите в тексте предложение, которое содержит основную мысль.
- Опираясь на основную мысль, выделите ключевые слова и словосочетания текста.
- Внимательно прочитайте ключевые слова и словосочетания и при необходимости уточните формулировки темы и идеи текста.
Итак, как бы Вы озаглавили текст, если бы потребовалось отразить в названии ТЕМУ ТЕКСТА? ____________________________________________________________________
А каким образом Вы бы назвали текст, если бы в заглавии потребовалось отразить ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА? ______________________________________________
Самопроверка
Как бы Вы озаглавили текст, если бы потребовалось отразить в названии ТЕМУ ТЕКСТА?
Например, "Дружба".
А каким образом Вы бы назвали текст, если бы в заглавии потребовалось отразить
ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА?
Например, "Дружба всегда на первом месте".
Ключевые слова и словосочетания
Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.
Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.
Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения сдрузьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.
(По Николаю Прохоровичу Крыщуку)
Образец текста сжатого изложения
Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы.
Раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах. Мы стремимся обособиться.
Казалось бы, избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью.
(По Николаю Прохоровичу Крыщуку)
(109 слов)
Критерии оценивания изложения
Таблица 1
Информация о тексте для сжатого изложения | |
№ абзаца | Микротема |
1 | Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, встречи друзей становятся редкими. |
2 | Раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Мы стремимся обособиться. |
3 | Такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму. Однако отношения с друзьями остаются на первом месте. |
Таблица 2
№ | Критерии оценивания сжатого изложения | Баллы |
ИК1 | Содержание изложения | |
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1. | 2 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему. | 1 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы. | 0 | |
ИК2 | Сжатие исходного текста | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. | 3 | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста. | 2 | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. | 1 | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста. | 0 | |
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. | 0 | |
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 | 7 |
Пример 2
Текст изложения
(1)Нам лишь кажется, что когда с нами что-то случается, – это уникальное явление, единственное в своем роде. (2)На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе. (3)Любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни — всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано, найдены причины, ответы и запечатлены на страницах художественной литературы. (4)Дело за малым: бери и читай и всё найдёшь в книге.
(5)Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо, удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. (6)В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. (7)Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. (8)Это час взросления. Мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит.
(9)Вот мы взяли в руки книгу. (10)Что происходит в нашей душе? (11)С каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. (12)С помощью литературы человек становится человеком. (13)Неслучайно книгу называют учителем и учебником жизни.
Образец сжатого изложения
Нам кажется, что когда с нами что-то случается, – это уникальное явление. Однако нет ни одной проблемы, чувства и поисков смысла жизни, которые уже когда-то кем-то не были пережиты и запечатлены на страницах художественной литературы. Дело за малым: бери и читай.
Литература творит чудо, преумножает наш внутренний опыт, расширяет взгляд на жизнь. В детстве мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт интриги. Но наступает час, когда мы открываем книгу, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления. Мы ищем в книге мудрого собеседника.
Вот мы взяли в руки книгу. Что происходит в нашей душе? С каждой прочитанной книгой мы становимся другими, настоящими людьми. Неслучайно книгу называют учебником жизни.
Пример 3
Текст изложения
Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.
По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш дурной поступок, каждое наше дурное слово отражаются на окружающих и враждебны самому дорогому, что есть на свете, – человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д.С. Лихачёву)
Образец сжатого изложения
Грубость в языке и в манерах – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о слабости человека. Это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.
Сильный и уравновешенный человек не будет громко говорить и ругаться. Ведь каждый поступок, каждое слово отражается на окружающих и враждебно человеческой жизни. И твёрдый духом человек как раз и силён своим благородством.
Учиться хорошей, спокойной речи надо долго и внимательно. Это действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только поведения, но и нашей личности и способности не поддаваться влияниям среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к ЕГЭ. Анализ текста.
На данном уроке ученики пишут не полное сочинение, а работают над одной микротемой (вступление, формулировка проблемы, комментирование проблемы и т.д.)...
Выступление по теме "Комплексный анализ текста при подготовке учащихся 9 класса к написанию изложения и сочинения"
Работа над изложением связана со всеми сторонами языка, с развитием логического мышления, содействует развитию навыков самостоятельного изложения мыслей в связной форме, обогащению словаря и зак...
ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ПОДГОТОВКА К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ
ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ПОДГОТОВКА К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ...
ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ПОДГОТОВКА К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ
ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ПОДГОТОВКА К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ...
Программа элективного курса "Изложение с комплексным анализом текста"
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Изложение с комплексным анализом текста» рассчитана на учащихся 9 класса, определивших для себ...
От анализа текста - к изложению (Подготовка к ОГЭ)
Основной государственный выпускников 9-х классов в новой форме - важный шаг на пути к ЕГЭ. Она является не только «инструментом диагностики учебных достижений девятиклассников, но и средством прогнози...
Методическая разработка. Обучающее изложение с лингвистическим анализом текста
Обучающее изложение с лингвистическим анализом текста...