Языковые средства
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему
Таблица,в которой отражены языковые средства русского языка. Необходимый материал для создания текстов и анализа художественных произведений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazykovye_sredstva.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Функциональная характеристика
языковых средств выразительности
Языковые средства | Назначение в тексте |
Анафора | - используется для усилия, подчеркивания предшествующего слова |
Антонимы | - как выразительное средство создания контраста |
Вводные слова | - выражают отношение говорящего к высказываемому; - эмоциональная оценка сообщаемого; - указание на экспрессивный характер высказывания; - указание на последовательность изложения; - указание на способ оформления мыслей; - призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам, т.е. как вид коммуникативного контакта др. |
Вопросительные предложения | - служат собственно вопросом, вопросом – размышлением; - подчеркивают нужную мысль; - выражают предположение; - являются эмоциональным откликом на ситуацию |
Восклицание | - выражение сильного чувства, волнения; - выражение отношения автора (возмущение, ирония); - выражение эмоциональной прерывистости речи, например: Все отвергал. Законы! Совесть! Веру! (А.Грибоедов) |
Вставная конструкция | Смысловая емкость, реализующая: - дополнительное пояснение, уточнение; - поправку, оговорку; - попутное замечание; - добавочное сведение |
Гипербола | - с целью преувеличения какого-либо явления |
Градация | - с целью произвести впечатление по нарастающей |
Деепричастие, деепричастные обороты | - выражение краткости и динамичности |
Диалектизмы | - для реалистического изображения быта, т.е. создания «местного колорита»; - для речевой характеристики действующих лиц; - в качестве средств выразительности для передачи особенностей речи жителей определенной местности |
Игра слов | - с целью привлечь внимание, сделать акцент на что-то |
Инверсия | - для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков |
Метафора | - для создания образности (путем скрытого сравнения) и компактности в плане языковых средств, когда о многом можно сказать одним словом |
Многосоюзие | - для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения; - для усиления выразительности речи |
Неологизмы | - для создания оттенка необычности, новизны |
Неполные предложения | - с целью экономии языковых средств |
Обобщенно-личное предложение | - с целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицы и поговорки |
Образные выражения | - с целью сделать изложение живым, легким для восприятия |
Однородные члены (конструкции) | - показ динамики действий; - зарисовка общей картины как единого целого; - создание гаммы красок, звуков и т.д.; - создание ряда эпитетов, обладающих экспрессивностью, живописностью; - создание ритмического рисунка; - создание выразительной смысловой соотнесенности и своеобразной симметрии |
Олицетворение | - для создания образности, выразительности. |
Парцелляция | - как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений |
Побудительное предложение | - для выражения волеизъявления говорящего |
Повтор лексический | - для обозначения большого числа предметов, явлений, например: за теми деревнями леса, леса, леса (П.Мельников-Печерский); - для усиления признака, степени качества или действия, например: Вон темный, темный сад (Н.Некрасов). И ближе, ближе все звучал грузинки голос молодой (М.Лермонтов); - для указания на длительность действия, например: Зимы ждала, ждала природа (А.Пушкин) |
Повтор стилистический | - для подчеркивания каких-либо деталей, в описании создания экспрессивной окраски, например: Прекрасный, чистый учтивый извозчик повез его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых… (Л.Толстой) |
Присоединительные конструкции (п.к.) | - для дополнительных замечаний или разъяснений, создающих экспрессивность; - бессоюзные п.к. придают характер разговорности, непринужденности |
Профессионализмы | - в широком понимании – показатель образованности в определенной сфере, в узком – уместность употребления как уровень культуры |
Прямая речь | - дословная передача чужого высказывания; - средство характеристики говорящего; - средство создания художественного образа |
Разговорная лексика | - для создания атмосферы непринужденности, непосредственности |
Риторический вопрос | - для привлечения внимания читателя |
Ряды однородных членов | - для создания своеобразного ритмического рисунка текста |
Ряды синонимов (синонимы) | - с целью указания смысловых оттенков; - для характеристики экспрессии или эмоций |
Синонимы | Две функции: идеографическая и стилистическая - идеографические синонимы различаются оттенками значений; - стилистические - сферой употребления и экспрессивной окраской на фоне нейтрального основного слова синонимического ряда |
Сложные синтаксические конструкции | - как характеристика авторского стиля |
Сравнения | - для создания художественной выразительности |
Стилистически окрашенные слова | - выражают отношение к слову (разговорные, просторечные, народнопоэтические, высокие, сниженные, шутливо-иронические) |
Термины | - несут в себе информацию значительно большую, чем другие лексические единицы |
Фразеологизмы | - для придания высказыванию выразительности; - для создания образности |
Цитирование | - с целью дословной передачи чужих слов в качестве достоверности |
Эмоционально-окрашенные слова | - для выражения отношения к предметам, поступкам и т.д. |
Эпитеты | - целью художественной выразительности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОДЕННОСТИ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ В СКАЗКАХ О.УАЙЛЬДА
Оскар Уайльд — один из тех писателей XIX века, которого читают и с интересом изучают в XXI веке. Уайльда проходят в школе, его произведения используются для изучения английского языка, о нем читают ле...
Урок литературы в 7 классе по теме «Роль языковых средств в изображении летописца Пимена» ( по трегедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»)
Урок литературыТема: Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».Роль языковых средств в изображении летописца Пимена.Цели урока: Образовательная: углубление и примение на практике знания художе...
Разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме "Языковые средства выразительности".
На данном уроке развивается умение различать тропы, определять их роль в тексте через разнообразные формы работы с использованием ИКТ, с применением исследовательского метода....
Роль языковых средств в художественном тексте
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. Цель: построение образа познаваемого события или явления на основе разрозненных единиц информации (на данном уроке – это ключевое УУД, си...
Языковые средства.
Языковые средства, характерные для публицистического стиля речи. Помогут учащимся 10-11 класса подготовиться к ЕГЭ...
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЁНКОМ С ОВЗ Логопедический диагноз: недостаточная сформированность всех языковых средств, ОНР III уровень (ринолалия)
-Освободить лицевые мышцы от компенсаторных движений.-Развивать подвижность мягкого нёба.-Увеличивать силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи.-Улучшить деятельность артикуляцион...
Перспективный план работы с группой учащихся 4-5-х классов, страдающих несформированностью языковых средств (с элементами ОНР).
Перспективный план работы с группой учащихся 4-5-х классов,страдающих несформированностью языковых средств (с элементами ОНР)....