Языковые средства
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему

Таблица,в которой отражены языковые средства русского языка. Необходимый материал для создания текстов и анализа художественных произведений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazykovye_sredstva.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональная характеристика

языковых средств выразительности

Языковые средства

Назначение в тексте

Анафора

- используется для усилия, подчеркивания предшествующего слова

Антонимы

- как выразительное средство создания контраста

Вводные слова

- выражают отношение говорящего к высказываемому;

- эмоциональная оценка сообщаемого;

- указание на  экспрессивный характер высказывания;

- указание на последовательность изложения;

- указание на способ оформления мыслей;

- призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам, т.е. как вид коммуникативного контакта др.

Вопросительные предложения

- служат собственно вопросом,  вопросом – размышлением;

- подчеркивают нужную мысль;

- выражают предположение;

- являются эмоциональным откликом на ситуацию

Восклицание

- выражение сильного чувства,  волнения;

- выражение отношения автора (возмущение, ирония);

- выражение эмоциональной прерывистости речи, например: Все отвергал. Законы! Совесть! Веру!  (А.Грибоедов)

Вставная конструкция

Смысловая емкость, реализующая:

- дополнительное пояснение, уточнение;

- поправку, оговорку;

- попутное замечание;

- добавочное сведение

Гипербола

- с целью преувеличения какого-либо явления

Градация

- с целью произвести впечатление по нарастающей

Деепричастие, деепричастные обороты

- выражение краткости и динамичности

Диалектизмы

- для реалистического изображения  быта, т.е. создания «местного колорита»;

- для речевой характеристики действующих лиц;

- в качестве средств выразительности для передачи особенностей речи жителей определенной местности

Игра слов

- с целью привлечь внимание, сделать акцент на

что-то

Инверсия

- для создания  добавочных  смысловых и выразительных оттенков

Метафора

- для создания образности (путем скрытого сравнения) и компактности в плане языковых средств, когда о многом можно сказать одним словом

Многосоюзие

- для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения;

- для усиления выразительности речи

Неологизмы

- для создания оттенка необычности, новизны

Неполные предложения

- с целью экономии языковых средств

Обобщенно-личное предложение

- с целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицы и поговорки

Образные выражения

- с целью сделать изложение живым, легким для восприятия

Однородные члены (конструкции)

- показ динамики действий;

- зарисовка общей картины как единого целого;

- создание гаммы красок, звуков и т.д.;

- создание ряда эпитетов, обладающих экспрессивностью, живописностью;

- создание ритмического рисунка;

- создание выразительной смысловой соотнесенности и своеобразной симметрии

Олицетворение

- для создания образности, выразительности.

Парцелляция

- как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений

Побудительное предложение

-  для выражения  волеизъявления говорящего

Повтор лексический

- для обозначения большого числа предметов, явлений, например: за теми деревнями леса, леса, леса (П.Мельников-Печерский);

- для усиления признака, степени качества или действия, например: Вон темный, темный сад (Н.Некрасов). И ближе, ближе все звучал грузинки голос молодой (М.Лермонтов);

- для указания на длительность действия, например: Зимы ждала, ждала природа (А.Пушкин)

Повтор стилистический

- для подчеркивания каких-либо деталей, в описании создания экспрессивной окраски, например: Прекрасный, чистый учтивый извозчик повез его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых…

(Л.Толстой)

Присоединительные конструкции (п.к.)

- для дополнительных замечаний или разъяснений, создающих экспрессивность;

- бессоюзные п.к. придают характер разговорности, непринужденности

Профессионализмы

- в широком понимании – показатель образованности в определенной сфере, в узком – уместность употребления как уровень культуры

Прямая речь

- дословная передача чужого высказывания;

- средство характеристики говорящего;

- средство создания художественного образа

Разговорная лексика

- для создания атмосферы непринужденности, непосредственности

Риторический вопрос

- для привлечения внимания читателя

Ряды однородных членов

- для создания своеобразного ритмического рисунка текста

Ряды синонимов (синонимы)

- с целью указания смысловых оттенков;

- для характеристики экспрессии или эмоций

Синонимы

Две функции: идеографическая и стилистическая

- идеографические синонимы различаются оттенками значений;

- стилистические - сферой употребления и экспрессивной окраской на фоне нейтрального основного слова синонимического ряда

Сложные синтаксические конструкции

- как характеристика авторского стиля

Сравнения

- для создания художественной выразительности

Стилистически окрашенные слова

- выражают отношение к слову (разговорные, просторечные, народнопоэтические, высокие, сниженные, шутливо-иронические)

Термины

- несут в себе информацию значительно  большую, чем другие лексические единицы

Фразеологизмы

- для придания высказыванию выразительности;

- для создания образности

Цитирование

- с целью дословной передачи чужих слов в качестве достоверности

Эмоционально-окрашенные слова

- для выражения отношения к предметам, поступкам и т.д.

Эпитеты

- целью художественной выразительности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОДЕННОСТИ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ В СКАЗКАХ О.УАЙЛЬДА

Оскар Уайльд — один из тех писателей XIX века, которого читают и с интересом изучают в XXI веке. Уайльда проходят в школе, его произведения используются для изучения английского языка, о нем читают ле...

Урок литературы в 7 классе по теме «Роль языковых средств в изображении летописца Пимена» ( по трегедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»)

Урок литературыТема: Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».Роль языковых средств в изображении летописца Пимена.Цели урока: Образовательная: углубление и примение на практике знания художе...

Разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме "Языковые средства выразительности".

На данном уроке развивается умение различать тропы, определять их роль в тексте через разнообразные формы работы с использованием ИКТ, с применением исследовательского метода....

Роль языковых средств в художественном тексте

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. Цель: построение образа познаваемого события или явления на основе разрозненных единиц информации (на данном уроке – это ключевое УУД, си...

Языковые средства.

Языковые средства, характерные для публицистического стиля речи. Помогут учащимся 10-11 класса подготовиться к ЕГЭ...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЁНКОМ С ОВЗ Логопедический диагноз: недостаточная сформированность всех языковых средств, ОНР III уровень (ринолалия)

-Освободить лицевые мышцы от компенсаторных движений.-Развивать подвижность мягкого нёба.-Увеличивать силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи.-Улучшить деятельность артикуляцион...

Перспективный план работы с группой учащихся 4-5-х классов, страдающих несформированностью языковых средств (с элементами ОНР).

Перспективный план работы с группой учащихся 4-5-х классов,страдающих несформированностью языковых средств (с элементами ОНР)....