КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЁНКОМ С ОВЗ Логопедический диагноз: недостаточная сформированность всех языковых средств, ОНР III уровень (ринолалия)
план-конспект занятия на тему
-Освободить лицевые мышцы от компенсаторных движений.
-Развивать подвижность мягкого нёба.
-Увеличивать силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи.
-Улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальное занятие с ребёнком с ОВЗ | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЁНКОМ С ОВЗ Логопедический диагноз: недостаточная сформированность всех языковых средств, ОНР III уровень (ринолалия)
Разработала: учитель-логопед Пулина Нина Павловна
г. Павлово
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
-Совершенствовать фонематический слух, упражнять в выделении фонемы из ряда фонем.
-Автоматизировать звук «С» в слогах, словах, фразах.
- Классифицировать предметы по сходным признакам (мебель, посуда, продукты питания).
- Развивать сложные формы фонематического анализа. (Определять местоположения звука «С» в словах.)
-Формировать фонематический синтез.
-Совершенствовать слоговой анализ ( работа над 2-3 сложными словами со стечением согласных.).
-Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в согласовании числительного с существительным.
Коррекциононо – развивающие:
-Освободить лицевые мышцы от компенсаторных движений.
-Развивать подвижность мягкого нёба.
-Увеличивать силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи.
-Улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры.
-Способствовать развитию слуховой памяти.
-Развивать координацию движений.
-Развивать пальчиковую моторику.
Коррекционно- воспитательные:
Воспитывать навыки:
активности, инициативности, самостоятельности.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Сегодня на занятии у нас будет много интересного: мы вспомним гимнастику для язычка, а помогут нам в этом картинки. Поиграем в разные игры, отправимся в магазин, чтобы купить мебель, посуду и продукты для нашего новоселья.
1.А нашим помощником на занятии будет медсестра по массажу Валентина Васильевна.
Садись удобнее Валентина Васильевна сделает тебе массаж лица.
Массаж лба:
а). Направление движения: от середины лба к вискам.
Тип движения: поглаживающий.
б). Направление движения: от бровей к волосистой части головы.
Тип движения: поглаживающий.
в). Направление движения: от бровей к волосистой части головы.
Тип движения: разминающий.
г). Направление движения: от бровей к волосистой части головы.
Тип движения: вибрационный.
Массаж щёк.
а). Направление движения: от углов рта к вискам по щёчной мышце.
Тип движения: разминающий, растягивающий.
б). Направление движения: от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.
Тип движения: растягивающий, поглаживающий.
Массаж носа.
Направление движения: вдоль крыльной части носовой мышцы.
Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.
Массаж носогубной складки.
Направление движения: от крыльев носа к углам губ.
Массаж рта.
а). Направление движения: от середины верхней губы к углам рта.
Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.
б). Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.
Тип движения: растирающий, вибрационный.
Массаж подбородка.
Направление движения: от подбородка к углу рта.
Тип движения: поглаживающий, разминающий.
Массаж шеи.
Направление движения: вдоль грудинно - ключично-сосцевидной мышцы.
Тип движения: поглаживающий, разминающий.
Спасибо, Валентина Васильевна. А мы с тобой продолжим наше занятие.
II. Основная часть
1.А сейчас гимнастика для мышц шеи.
а). Наклоны головы вправо-влево (от1-3 до 10-12 раз)
б). Наклоны головы вперёд-назад (от 1-3 до 10-12 раз)
в). Круговые движения головой: делаем сначала 3раза в одну сторону, затем 3 раза в другую сторону.
2.А далее интересное для тебя задание: я тебе предлагаю попить из пипетки:
- я буду капать из пипетки тебе на язычок водичку маленькими порциями, а ты по мере поступления водички в ротик, будешь проглатывать её тоже маленькими порциями. (Ребёнок выполняет задание)
3.Следующее наше задание «Подуть в Волшебный язычок». Ты берёшь дыхание через нос, и длительно и сильно дуешь в трубочку «Волшебного язычка», так сильно, чтоб «язычок» выпрямился и засвистел. Ребёнок выполняет задание на развитие речевого дыхания.
4. А сейчас разомнём наш язычок. Выполним вместе с ним гимнастику. Перед тобой рисунки, которые помогут вспомнить название упражнений.
1). «Лягушка-Хоботок»
На счёт 1-улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
На счёт 2-сомкнуть зубы и губы, с напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слонёнок я
Хоботок есть у меня.
2).- Как называется наше второе упражнение?
-«Лопаточка!»
-Верно! Надо улыбнуться, открыть ротик , положить широкий язычок на нижнюю губку. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до 5.
Язык лопаткой положи
И под счёт его держи.
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.
3).Наше следующее упражнение называется…
- «Накажем непослушный язычок».
Надо положить широкий язычок между губами и пошлёпать его: пя-пя-пя.
Ребёнок выполняет упражнение.
4).Посмотри на картинку: - Кто здесь изображён?
-Кошка.
-Что она делает?
-Сердится.
Наше следующее упражнение называется « Киска сердится».
-Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы,
Раз - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы;
Два – вернуться в исходное положение. Кончик язычка при этом не должен
отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
5). На следующей картинке … Ослик.
-Губы в улыбке. Рот приоткрыт. С силой произносить звукосочетание: -ие, ие, ие! Кончик язычка при этом упирается в нижние зубки.
6). А здесь изображена зубная щётка. - Что за упражнение ждёт нас сейчас?
-Верно, «Чистим нижние зубки». Надо улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком вправо-влево, нижняя челюсть при этом не двигается.
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи , и внутри
Не болели чтоб они.
7). «Качели»
-Улыбнуться, открыть рот, на счёт раз-два поочерёдно упираться язычком то в верхние, то в нижние зубки. Нижняя челюсть при этом неподвижная.
На качелях я катаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я всё выше поднимаюсь
Вверх, вниз! Вверх – вниз!
И последняя наша страничка «Посчитай нижние зубки»
-Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
С языком случилось что-то,
Он толкает зубы.
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы
5. Уточнение артикуляции звука «С»
Предлагаю вспомнить ребёнку правильную артикуляцию звука «С»
-Губы в улыбке не прикрывают зубы,
-Зубы сомкнуты или сближены,
-Язычок своим кончиком упирается в нижние передние зубы-резцы,
воздух выдувается с силой и проходит через середину язычка до его кончика. На ладони, поднесённой ко рту ощущается резкая холодная струя. Предлагаю ребёнку вспомнить и правильно произнести «Песенку водички».
6. Наша следующая игра называется «Поймай звук «С». Мой язычок будет петь разные песенки, а ты, как услышишь звук «С» - хлопни в ладоши.
А, К, С, О, Х, В, С, И, С, П, В, С, О , П, С, Ы, У, С.
7.А сейчас игра «Добавлялки». Будем играть с мячом. Я бросаю тебе мяч и называю первый слог, или 2слога, а ты договариваешь последний слог «СА» и возвращаешь мне мяч.
Ли (са). Что получилось? – Лиса.
-Молодец, продолжаем игру: ро (са), ко (са), кас (са), поло(са), колба (са).
-Молодец! А сейчас мы будем добавлять слог «сы». Какой слог мы будем добавлять?
Ребёнок: -СЫ
У (сы), но(СЫ), ча(СЫ), бу (СЫ), ве(СЫ), о(СЫ).
8.Далее нас ожидает сложное задание, но я думаю, что ты с ним справишься. Постарайся запомнить слова из стихотворения.
А). Назову слова я быстро,
Ты произнесёшь их чисто
-Сахар, сад, салат, сапог
Назови-ка первый слог!
-Какой первый слог во всех словах
-СА!
Правильно!
Б). Быстро, чисто называй
Сало, сад, салют, сарай!
Сайка, санки, сажа… Снова
Повтори всё слово в слово!
В). Слушай и запоминай
И красиво называй
Все слова со слогом «СА»:
Полоса, коса, оса.
Все слова со слогом «СО»:
Сода, Соня, колесо.
Все слова со слогом «СЫ»:
Косы, бусы и весы.
Ребёнок повторяет как можно больше слов , которые запомнил
9. Физкультурная пауза.
Я тебе предлагаю взять сумку и отправиться в магазин за покупками. Но чтоб добраться до него надо преодолеть препятствия: пройти по мостику и прыгать с островка на островок не попав на тонкий ледок и не намочив ног.
( ребёнок выполняет движения под музыку.)
10. Вот мы уже и в магазине. Скоро у нас новоселье. В отделе «Мебель»
Мы должны приобрести мебель, в названии которой встречается звук «С». Ребёнок выбирает: стол, стулья, кресло. Предлагаю определить место звука «С» в этих словах. А сейчас, отправляемся в другой отдел, в хозяйственный, где продаётся посуда.
-Какую посуду мы приобретём, в названии которой слышится звук «С»?
Девочка выбирает: самовар, сковороду, кастрюлю. Сухарницу, сахарницу, солонку, стаканы, салатницу, салфетницу.
-А теперь отправляемся в отдел «Продукты». Здесь тебе тоже предстоит выбрать продукты, в названии которых слышится звук «С». Я буду продавец, а ты покупатель. Какие продукты выберешь со звуком «С»? Девочка из предложенных продуктов выбирает необходимые: сыр, сметану, колбасу, масло, мясо, сахар, сок, капусту, свёклу. Сейчас определи количество слогов
в названии каждого продукта, т.е прохлопай слово в ладоши столько раз, сколько в нём слогов. Ребёнок выполняет задание, логопед проверяет правильность выполнения. Девочка закладывает продукты в сумку и возвращается домой.
11.Пальчиковая гимнастика «Дом» и «Мебель»
«ДОМ»
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
«МЕБЕЛЬ»
Стол стоит на тонкой ножке.
Рядом – стульчик у окошка,
Два бочонка под столом.
Вот такой я видел дом.
12.Вот мы и дома. Пора накрывать на стол, будем ждать гостей.
-что поставишь возле стола?
-Стулья!
-Сколько стульев сосчитай!
Девочка считает: 1 стул, 2 стула, 3 стула, 4 стула, 5 стульев, 6 стульев.
А рядом со стульями что поставишь?
- 2 кресла.
- А что постелишь на стол?
-Скатерть!
-Что поставишь на стол?
- Салфетницу с салфетками, сахарницу с сахаром, сухарницу с сухарями, стаканы с соком.
13.Предлагаю девочке разделить слово «СОК» на звуки:
- Какой 1 звук в слове «СОК»?
-«С»
Какой 2 звук в слове «СОК»?
-«О»
-Какой 3звук в слове «СОК»?
-«К»
А сейчас соедини звуки «С», «О», «К» в одно слово . -Какое слово получится?
-СОК!
Обозначь кружочками – символами каждый звук в слове «СОК», а затем буквами. Девочка выполняет задание, обозначая звук «С» ( согласный твёрдый) - кружком синего цвета, звук «О»- гласный – красного цвета, звук «К» - синего цвета. Затее под каждым звуком пишет соответствующую букву. Логопед проверяет задание .
III Заключительная часть.
-Молодец! Спасибо! Со всеми заданиями справилась. А что тебе больше всего понравилось на занятии? Какие задания тебе показались трудными, а какие более лёгкими?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»...
Коррекционно – развивающее занятие с детьми логопедической группы 1 класса с диагнозом ЗПРР
Занятие было составлено учителем-логопедом совместно с педагогом-психологом для группы детей с диагнозом ЗПРР по теме "Дикие животные зимой"...
Межкультурная компетенция как показатель сформированности вторичной языковой личности
На современном этапе развития человечества, в эпоху глобализации, изменения, происходящие во всех областях общественной жизни, требуют от человека мобилизации всех его способностей, которые помо...
План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с включением приёмов тестопластики с ребёнком 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровья
Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностя...
Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия с детьми ЗПР с элементами Монтессори «Тренировка всех модальностей памяти: зрительной, обонятельной, слуховой, тактильной».
laquo;Тренировка всех модальностей памяти: зрительной, обонятельной, слуховой, тактильной»...
Конспект индивидуального занятия с ребёнком с диагнозом задержка психического развития (ЗПР)
Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей.Развивать зрительное внимание и восприятие.Развиват...
Конспект индивидуального занятия с ребёнком с диагнозом умственная отсталость (УО)
Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы. Учить отгадывать загадки, опираясь на информативные признаки.Развивать зрительное в...