Разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме "Языковые средства выразительности".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

На данном уроке развивается умение различать тропы, определять их роль в тексте через разнообразные формы работы с использованием ИКТ, с применением исследовательского метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.zip21.07 КБ
Package icon listok_samokontrolya.zip11.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе.

Тема урока: «Лексические средства выразительности».

Цели урока:

  • познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, определять их роль в тексте;
  • развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.

Оборудование урока: 1. Учебник  С.И.Львова,  В.В.Львов. «Русский язык», 7 класс, часть 1. М.: «Мнемозина», 2010                                                                                  .                                                     2. Мультипроектор с экраном.

                                                      3. Ноутбуки.

Ход урока.

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 1.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам успехов на нашем уроке.

Вы знаете, что наш язык самый богатый, могучий и поистине волшебный, по определению многих поэтов и писателей, - явление уникальное, удивительное. В нем уживаются и тесно переплетаются: красивое и некрасивое, сильное и слабое…

Продолжите ряд противопоставлений…

Какая же проблема стоит перед нами?

Сформулируйте ее.

Правильное и неправильное, родное и чужое, выразительное и невыразительное…

Как сделать так, чтобы язык был лучшим – красивым, величественным, выразительным.

Нужно  сделать нашу речь выразительной. Для этого использовать выразительные средства языка.

 2.

Проверка домашнего задания. Беседа.

Какую речь мы называем выразительной?

Как достигается выразительность речи?

Какие именно?

А какие еще средства выразительности вы знаете из уроков литературы?

Как вы думаете, какой раздел языка изучает эти  средства выразительности?

Предположите, какова же тема нашего урока.

Слайд 1.

Попробуйте сформулировать цели урока.

Зачем нам нужны эти знания?

В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла слова писателя Льва Успенского.

Слайд 2.

 Прочитайте. Как вы понимаете эти слова?

Это речь, в которой излагается не только информация, но и ярко, убедительно передаются чувства, переживания, мысли автора, его оценка

того, о чем он пишет или говорит.

Используются языковые средства.

Фонетические: аллитерация, ассонанс.

Словообразовательные: повторение слов одной морфемной модели, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы.

Лексика.

Лексические средства выразительности.

Повторить понятия эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола.

Научиться находить эти средства выразительности в текстах.

Чтобы научиться писать сочинения, подготовиться к экзаменам…

 3.

Объяснение нового материала.

Алена подготовила презентацию о лексических средствах выразительности.

Какую же роль играют эти средства выразительности в речи?

Об этом мы прочитаем на стр. 160 учебника.

Что еще мы узнали из учебника.

Что такое тропы? Объясните.

Слайд 1.Эпитет.

Слайд 2. Метафора.

Слайд 3. Сравнение.

Слайд 4. Олицетворение.

Слайд 5. Гипербола.

Эти средства называются тропами.

Тропы – одно из главных средств выразительности.  Они строятся на использовании слов в переносном значении.

 4.

  • Закрепление. Самостоятельная работа.

Терминологический диктант. Дается лексическое значение  слов. Ваша задача определить эти слова и записать их в тетрадь.

Слайд 2, 3.

Проверка по слайду 4.

Оцените свою работу в «Листке самоконтроля».

Дети записывают 10 слов.

Проверяют и оценивают свои работы.

  • Работа в парах по карточкам.

Слайд 5. Стрелочками соедините данные примеры с названием средств выразительности.

2 ученика выполняют данную работу на ноутбуках.

Слайд 6.

Проверьте и оцените свою работу.

Выполняют работу на карточках

Проверяют и оценивают свои работы.

  • Исследовательская работа.

Слайд 7.

Выполните упр. 414 в тетрадях, заполнив таблицу примеров средств выразительности.

Проверка и самооценка своих работ.

Выполняется упр. 414 в тетрадях .

2 ученицы выполняют это задание на ноутбуках.

Проверяют и оценивают свои работы.

 5.

 6.

  • Творческая работа.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Заключительное слово учителя.

Слайд 8.

Напишите сочинение-миниатюру по одной из картинок, используя тропы.

Прочитайте свои работы. Назовите средства выразительности.

Итак, урок наш подходит к концу. Подведем итоги.

Продолжите одно из предложений:

Сегодня на уроке

Слайд 9.

Задание по выбору: упр. 413

Слайд 10.

Мы свами должны помнить, что родное слово – это основа нашей культуры. Пусть о вас говорят: «Это культурный человек». А какой он, культурный человек? Это тот, кто умеет правильно, красиво и выразительно говорить, читать, писать.

Учащиеся пишут сочинение-миниатюру по одной из картинок.

 Зачитывают 1-2 работы, кратко рецензируют, называя средства выразительности.



Предварительный просмотр:

Листок самоконтроля

______________________________,

ученика 7 класса

Терминологический диктант

Работа в паре

Исследовательская работа

Творческая работа

Итоговая отметка на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Разработка уроков по русскому языку 6 класс.

Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...