Роль языковых средств в художественном тексте
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. Цель: построение образа познаваемого события или явления на основе разрозненных единиц информации (на данном уроке – это ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД урока). Формирование УУД осуществляется через подготовку к сочинению на лингвистическую тему. В качестве языкового материала взят текст песни группы "Пилот" "Ч-б" ("Чёрно-белый").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_yazykovykh_sredstv_tekhkarta.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Разработчик: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 63 г.о. Самары Жиркова Анастасия Александровна
Учебный предмет: русский язык
Класс: 9
Тема урока: Роль языковых средств в художественном тексте.
Тип урока: Урок закрепления знаний и умений учащихся.
Цель урока: построение образа познаваемого события или явления на основе разрозненных единиц информации
(на данном уроке – это ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД урока).
Задачи урока:
образовательные:
- завершить формирование комплекса умений учащихся, необходимых для написания экзаменационного сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (познавательные и регулятивные УУД);
развивающие:
- способствовать развитию у учащихся УУД поиска и отбора языковых средств, лексических и синтаксических, для доказательства лингвистического тезиса, способствовать развитию умения формулировать роль языковых средств в тексте (познавательные УУД, регулятивные УУД);
- способствовать развитию у учащихся навыков публичного представления учебного продукта (коммуникативные УУД);
воспитательные:
- способствовать развитию у учащихся УУД нравственно-этического оценивания ситуаций межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);
- способствовать развитию у учащихся УУД ценностного отношения (смыслообразования) к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности (личностные УУД).
№ п/п | Этап урока | Методы, реализуемые на этапе | Действия учителя | Действия учащихся | УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
1 | Оргмомент урока | Метод стимулирования отношений долга и ответственности | Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. | Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности. | Оценка ситуации взаимодействия с учителем в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные, личностные). |
2 | Мотивация учебной деятельности | Метод беседы | Предлагает учащимся прослушать отрывок из песни «Чёрно-белый» группы «Пилот» (автор текста Илья Чёрт/Кнабенгоф) и определить назначение песни на уроке русского языка. | Слушают и оценивают предложение учителя, определяют проблему восприятия устной и письменной информации, ведущей к затруднениям при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, в частности при отборе примеров для доказательства лингвистического тезиса. Решение этой проблемы осознают как смысл предстоящей работы на уроке. | Осознание осваиваемого на уроке приёма учебной деятельности как ценности (личностные). |
3 | Целеполагание | Метод самоопределения в целях (по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися). | Формулирует цель урока: научиться грамотно использовать приём замедленного чтения при подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, в частности при выборе примеров из художественного текста. | Определяют, что предстоит:
| Самоопределение в целях учебной деятельности (регулятивные) |
4 | Повторение опорных знаний | Беседа с учащимися | Предлагает вспомнить алгоритм замедленного чтения (Приложение 1). Даёт задание – прочитать отрывок из текста песни группы «Пилот» «Чёрно-белый», используя данный алгоритм (Приложение 2). | Описывают последовательность действий при замедленном чтении | Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям (регулятивные) |
5 | Углубление и обобщение имеющихся знаний, умений и навыков по изучаемой теме | Проектный метод | Сопровождает и контролирует работу каждой группы. При возникновении у учеников затруднений или окончании отведенного на работу лимита времени, даёт подсказку с указанием нужных действий. | Объединяются в 4 группы. Групповая работа проходит в 2 этапа. На первом этапе в течение 10 минут работают с текстом песни Ильи Чёрта «Чёрно-белый», выписывая из него в таблицу лексические и синтаксические средства, выделяют среди них те, которые отличаются наибольшим эмоциональным воздействием. На втором этапе описывают эмоциональное воздействие, которое оказывают на читателя/слушателя выбранные лексические и синтаксические средства, формулируя тем самым их роль в тексте. | Осознание опыта работы в группе, как ценности. (личностные). Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждения и оценки выявленных закономерностей. (познавательные, регулятивные). Оценивание ситуаций совместной работы в группе в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные). |
6 | Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений). | Проблемно-дискуссионный | Предлагает командам: - выбрать докладчика и в рамках полученного задания - изложить содержание заполненной таблицы «Лексические и синтаксические средства» - обосновать выбор языкового средства, описать его роль тексте; - защитить свою позицию, используя логику доказательства или опровержения исходного тезиса. | Слушают одноклассников, вносят коррективы в таблицу «Лексические и синтаксические средства», дополняя её своими примерами. Защищают свою версию роли в тексте песни «Чёрно-белый» выделенного ими языкового средства. | Публичное выступление с презентацией учебного продукта и взаимодействие с аудиторией (коммуникативные). |
7 | Рефлексия | Беседа с учащимися | Предлагает учащимся поделиться впечатлениями от проделанной работы, отметить пользу приёма замедленного чтения при подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему и при выстраивании образа познаваемого события или явления, описанного в тексте | Отвечают на вопросы учителя | Оценивание ситуаций защиты и взаимодействия в соответствии с правилами логики, поведения и этики. (коммуникативные, регулятивные) |
Приложение 1
Алгоритм замедленного чтения.
- Несколько раз медленно прочитать текст с остановками.
- Выделить непонятные слова, если они есть, объяснить их.
- Выделить ключевые слова.
- Связать ключевые слова.
- Сформулировать образ познаваемого события (явления).
Приложение 2
Илья Чёрт (Кнабенгоф)
Отрывок из текста песни «Чёрно-белый»
Время искать себя самого.
Время искать пшеницу средь трав.
Время сжигать золотые мосты.
Время уходить, если ты прав.
Мнения масс, богатство и власть,
И запахи денег куют города...
Но светлый человек мне когда-то сказал:
"Чушь это всё! Всё – суета!"
Чёрная земля, белые цветы...
Что на мой вопрос ответишь ты?
Кто все мы?
Откуда идём?
Кто светит нам в ночи фонарём?
Из какого леса мы вышли?
В какую дверь мы войдём?
Что наша жизнь?
Где мы умрём?
Что служит нам путеводным огнём?
Где потеряли мы сердце?
Где мы свободу найдём?
Приложение 3
Лексические средства | Синтаксические средства |
Языковые антонимы: «Чёрная земля, белые цветы» Контекстуальные антонимы: «Время искать пшеницу средь трав» Контекстуальные синонимы: «Чушь это всё! Всё суета!» (слов экспрессивной (разговорной) лексики чушь и слово книжной лексики суета) Фразеологизм: сжигать золотые мосты Олицетворение: «Мнения масс, богатство и власть и запахи денег куют города» Эпитеты: золотые мосты, светлый человек, чёрная земля, белые цветы, путеводным огнём | Анафора (единоначатие): Время искать себя самого. Время искать пшеницу средь трав. Время сжигать золотые мосты. Время уходить, если ты прав. Ряд однородных членов предложения (подлежащих): «Мнения масс, богатство и власть и запахи денег куют горда» Ряд риторических вопросов: Кто все мы? Откуда идём? Кто светить нам в ночи фонарём? Из какого леса мы вышли? В какую дверь мы войдём? Что наша жизнь? Где мы умрём? Что служит нам путеводным огнём? Где потеряли мы сердце? Где мы свободу найдём? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок в 8 классе (русский язык и литература). Роль однородных членов в художественных текстах. И. С.Тургенев «Лес и степь».
Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения. 2. Показать образную роль однородных членов в расска...
Урок литературы в 7 классе по теме «Роль языковых средств в изображении летописца Пимена» ( по трегедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»)
Урок литературыТема: Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».Роль языковых средств в изображении летописца Пимена.Цели урока: Образовательная: углубление и примение на практике знания художе...
Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах
Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...
Выразительное чтение как средство осмысления художественного текста на уроках литературы.
выразительное чтение играет существенную роль в методике преподавания русской литературы....
Урок – исследование по русскому языку в 8 классе по теме: «Роль односоставных предложений в художественных текстах» Номинация «Урок с применением ЭОР»
Урок помогает увидеть богатство русского языка через примеры текстов художественных произведений....
Стилистическая роль обособленных определений в художественных текстах
В художественной литературе используются все виды обособленных определений, и при этом определения несут не только структурную, но и смысловую, тексто-, сюжетообразующую, эстетическую функцию, функцию...
Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности. (На примере фрагментов произведений И.А. Бунина)
Выступление на МО учителей русского языка и литературы Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности. (На примере фрагм...