Рабочая программа (русский язык, 10 класс, профильное обучение)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) по теме

Сорокина Ирина Тимофеевна

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые определяют достижения выпускника во всех областях жизни, которые способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. 

Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации учебного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся. Русский язык на профильном уровне изучается в социально-гуманитарном и филологическом классах. На его изучение отводится 105 часов (3 часа в неделю) в 10 классе, используется учебник А.И Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык» (Грамматика. Текст. Стили речи.), 10—11 кл, М.: Просвещение, 2007, который включен в Федеральный перечень учебников на 2012/13 учебный год. 

Рабочая программа ориентирована на социально-гуманитарные классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10_klass_profilnoe_obuchenie.rar87.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на   основе  федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года; Программы для средней (полной) школы (профильный уровень), подготовленной А.И. Власенковым, Л.М. Рыбченковой (М.: Просвещение, 2011) , Инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году» Департамента образования  культуры и молодежной политики Белгородской области и Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Владение  русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые определяют достижения выпускника во всех областях жизни, которые способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации учебного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся. Русский язык на профильном уровне изучается в социально-гуманитарном и филологическом классах. На его изучение отводится  105 часов (3 часа в неделю) в 10 классе, используется учебник А.И Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык» (Грамматика. Текст. Стили речи.), 10—11 кл, М.: Просвещение, 2007, который включен в Федеральный перечень учебников на 2012/13 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на социально-гуманитарные классы.

           

Цели обучения русскому языку на профильном уровне:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений  и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающей системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической  системе русского языка; нормах речевой поведения в различных сферах и ситуациях общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия  сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения;

 совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.          

Содержание курса представляет собой  единство процесса усвоения  основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Содержание обучения русскому языку на профильном уровне отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Профильный курс русского языка должен обеспечить готовность учащихся к получению высшего филологического образования, поэтому форма проводимых учебных занятий должна соответствовать основным видам деятельности обучающихся в высших учебных заведениях: лекции, семинары, практикумы.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы.

Обучение русскому языку в социально-гуманитарном профиле имеет определенные особенности, которые связаны с актуализацией межпредметных связей не только с литературой, но и с такими предметами, как история, обществознание, право.

Требования к уровню подготовки выпускников профильных классов (социально-гуманитарных)

 

  В результате изучения русского языка  ученик должен:

    знать/понимать  

              1) функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, , литературном языке и его признаках;

              2) системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

              3) понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм литературного языка;

              4) компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого

общения;

              5) основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферой общения;

             уметь

          1) проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов ,допускающих неоднозначную интерпретацию;

          2) разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

         3) проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

         4) оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

         5) объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

           аудирование и чтение

            1) использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;

           2) извлекать необходимую информацию из различных источников; учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

          3) владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

          говорение и письмо

          1) создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жаров в социально-культурной, учебно-научной (на основе изучаемых дисциплин),  деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

          2) применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы  современного русского литературного языка; использовать синонимические ресурсы русского языка;

          3) применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

         4) соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

        1) осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

         2) углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования ;

         3) совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

         4) увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

         5) развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

        6) удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

        7) самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Особенности организации учебного процесса по курсу

Лекционно-зачетная система (лекция - практические занятия – семинар - зачетный урок). Дифференцированное обучение, практические работы исследовательского характера с использованием ИКТ.

Система контроля и оценки учебных достижений учащихся

Промежуточный, тематический, итоговый контроль. Тестирование, защита презентаций, рефератов, исследовательских работ. Государственная итоговая аттестация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа русский язык 4 класс надомное обучение

Рабочая программа русский язык 4 класс  надомное обучение...

Рабочая программа по русскому языку для профильного обучения (авторы С.И.Львова, О.М.Александрова)

Рабочая программа последовательно реализует дифференцирован­ный подход к обучению русскому языку в 10—11-м классах. ...

Рабочая программа по русскому языку для профильного обучения 11 класс (автор И.В. Гусарова), 2018-19 учебный год

Рабочая программа последовательно реализует дифференцированный подход к обучению русскому языку в 10-11 классах....

Рабочая программа по русскому языку для профильного обучения 10 класс (автор С.И. Львов), 2017-18 учебный год

Рабочая программа последовательно реализует дифференцированный подход к обучению русскому языку в 10-11 классах....

Рабочая программа "Русский язык" (профильный уровень) 11 класс.

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (2004г.) среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднег...

Рабочая программа Русский язык, 10-11 классы, профильное обучение

Программа разработана на основе ФКГОС-2004г.среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089(ред. От 07.06.2017), и примерной программы по русскому языку ...