Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
рабочая программа
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российским образовательным программам и учебникам, представляет огромную трудность. Как правило, такие дети не только слабо владеют русским языком, но и плохо понимают или почти не понимают речь учителя. К сожалению, проблема плохого знания русского языка не единственная. Не менее сложно протекает социальная и психологическая адаптация обучающихся к новой культуре, традициям и обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе. Данная программа создана для обучения детей способам усвоения общественного опыта, овладения русским языком и введения в активный словарь русских слов, развития познавательной активности, развития коммуникативных умений учащихся, расширения знаний учащихся об окружающем мире, формирования положительного отношения к учебе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1-4_klass.doc | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Урайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида»
ПРОГРАММА
Русский язык как государственный
индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком
Чусова Марина Владимировна,
учитель начальных классов
I квалификационная категория
Урай, 2008
Объяснительная записка
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья. Для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VII вида необходимым и обязательным условием является направление ПМПК, заявление родителей и путёвка Департамента образования ХМАО.
Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российским образовательным программам и учебникам, представляет огромную трудность. Как правило, такие дети не только слабо владеют русским языком, но и плохо понимают или почти не понимают речь учителя. К сожалению, проблема плохого знания русского языка не единственная. Не менее сложно протекает социальная и психологическая адаптация обучающихся к новой культуре, традициям и обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.
Как организовать учебный процесс? Как помочь этим детям быстрее пройти этапы адаптации и интеграции?
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VII вида целесообразно организовать дополнительные занятия из расчета 2 часа в неделю.
При проведении занятий непременно должны соблюдаться следующие методические требования:
- создание условий обучения, способствующих формированию внутренней и внешней активности обучаемых (положительный микроклимат, индивидуальный подход к детям с учётом их психических особенностей и т.д.);
- поэтапное предъявление учебного материала (сначала задания на аудирование, затем репродуктивные упражнения);
- многократное повторение учебного материала с опорой на наглядность;
- комплексное предъявление материала представляющего различные аспекты языка в речевых образцах;
- обеспечение положительной мотивации (интерес к происходящему на занятии, значимость учебного содержания, его актуальность для обучаемых);
- выделение учителем для каждого урока речевой учебной задачи и определение системы упражнений, позволяющих успешно её решить;
- формирование общеучебных умений и навыков, с помощью которых осуществляется последующая учебная деятельность;
- систематический контроль усвоения изучаемого материала при отсутствии отметок и домашних заданий.
Цели программы:
Образовательные – направлены на обучение детей способам усвоения общественного опыта, овладение русским языком и введение в активный словарь русских слов, развитие познавательной активности, развитие коммуникативных умений учащихся, расширение знаний учащихся об окружающем мире, формирование положительного отношения к учебе, чтобы помочь детям овладеть тем объемом знаний и умений, который предусмотрен программой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VII вида.
Воспитательные - направлены на решение вопросов социализации и адаптации, повышения самостоятельности, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитание положительных личностных качеств.
Коррекционные - направлены на компенсацию отставания в речевом развитии, накоплении и увеличении словарного запаса, развитие позитивных качеств с тем, чтобы заложить основы дальнейшего продвижения в учении, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
Основные задачи:
- сформировать у детей систему чётко различаемых, противопоставленных друг другу фонем;
- обогащать словарь детей русскими словами;
- развивать монологическую речь в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- совершенствовать умение пользоваться известными и вновь усвоенными словами;
- учить детей правильно согласовывать различные части речи;
- при работе с предлогами отработать понимание пространственного значения, параллельно включая задания, подводящие учащихся к практическому усвоению правила о раздельном написании предлогов со словами;
- научить произносить слова различной слоговой сложности;
- научить соблюдать нормы литературного произношения и изменять, в зависимости от высказывания, просодические компоненты речи;
- развивать различные виды речевой деятельности (письмо, чтение, говорение);
- научить свободно пользоваться приобретёнными навыками в самостоятельной речи.
На каждом занятии должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; формирование навыков связной устной речи: возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно.
Учитывая отвлекаемость детей, пониженную наблюдательность к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в системе коррекционного обучения предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, зрительно-пространственного восприятия, а также проведение в середине занятия физкультминутки и гимнастика для глаз.
Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, синтаксические, композиционные (анализ и составление рассказов простейшего вида) упражнения. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает детям возможность понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повышает уровень их умственного и речевого развития.
При обучении связной речи в каждом классе дается представление о роли речи в жизни человека, вводятся в активный словарь младших школьников слова, используемые для выражения приветствия, прощания, просьбы, приглашения и т.д., иными словами, проводятся элементарные упражнения по культуре речевого общения (речевому этикету).
У младших школьников формируются умения в построении связного текста. Сначала преобладают упражнения позволяющие создавать тексты по образцу, а затем - собственные тексты на основе увиденного, прочитанного, услышанного. Упражнения в связной речи проводятся в устной и письменной форме.
Особую значимость приобретает направленность программы на развитие личности младшего школьника, его мировоззрения, творческих способностей, умение слушать и контролировать свою и чужую речь, а также формирование в процессе обучения доброго, уважительного отношения к человеку, организацию активной речевой деятельности учащихся. Разработанная программа создает основу для развития речи школьников.
Главные принципы, лежащие в основе занятий по данному курсу:
- Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.
- Принцип оптимистического подхода (создание ситуации успеха).
- Принцип поэтапного формирования умственных действий.
- Принцип практической направленности изучаемого материала.
- Принцип связи обучения с жизнью (опора на жизненный опыт ребёнка).
- Принцип необходимости и достаточности.
Продолжительность программы, количество занятий в неделю.
Программа разработана на четыре года обучения 1-4 классы соответственно. Курс предусматривает 34 часа в год, 1 час в неделю.
Условия реализации.
Занятия проводятся в различных формах: дискуссии, работа в группах, экскурсии, способствующие развитию связной речи, обогащению словарного запаса учащихся, расширению представлений об окружающем мире.
Особое внимание уделяется совершенствованию имеющегося словарного запаса и умению пользоваться вновь усвоенными словами в речевой практике.
Содержание контроля.
Подведение итогов по курсу «Русский язык как государственный индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком» в 1–4 классах проводится по результатам практической деятельности школьника. Это может быть конкурс на лучший рассказ на заданную тему, конкурс сообщений о природе, жизни, быте коренных народов Югры, участие в инсценировках, проведении праздников и др.
Для определения уровня знаний по данному курсу, используются индивидуальная и фронтальная устные проверки.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик даёт последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. Особо отмечается использование дополнительной литературы, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Это указывает на уровень сформированности общеучебных умений и навыков каждого учащегося.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащихся самостоятельно обобщать полученные знания, использовать приобретённые знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц и карт. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника с проблемами в обучении, сформированности логического мышления и связной речи.
С целью перехода от контроля и оценки результатов обучения к контролю и оценке индивидуального прогресса учащихся в его динамике от 1 класса к 4 классу в рамках мониторинга качества обучения, были разработаны технологические карты по каждому году обучения. Это позволяет учителю перевести контрольно-оценочную деятельность на качественно новый уровень: от учёта – к анализу и прогнозированию. У учителя появляется возможность определить направления коррекционно-развивающей работы и индивидуализировать процесс обучения на каждом уроке. Также технологические карты дают возможность родителям получить объективную информацию об уровне усвоения материала их ребёнком.
Примерное тематическое планирование занятий
1 класс
(34 ч, 1 ч в неделю)
№ урока | Тема занятия | Словарь |
1 четверть | ||
Праздники. День знаний. | вчера, сегодня, завтра, школа, директор школы | |
Я - школьник. Мои одноклассники. Их имена и фамилии. Культура общения. «Волшебные» слова: слова приветствия и прощания. | класс, ученик, учитель одноклассник, имя, фамилия | |
Школьные помещения и их назначение. Слово, его значение. Знакомство с толковыми словарями. | библиотека, столовая, медицинский кабинет, спортзал | |
Класс. Развитие пространственной ориентации Правила безопасного поведения в классе, столовой и других помещениях школы. | вправо, влево, над, под ит.д., перемена, безопасность, правила поведения | |
Праздники. Международный день пожилых людей. | старик, старушка, пожилой человек | |
Текст. Тема текста. Времена года. Осень. Названия осенних месяцев. Золотая осень. | время года, осень сентябрь, октябрь, ноябрь | |
Праздники. День учителя России. Составление поздравления учителю. | праздник, профессия, педагог | |
Опорные слова в тексте. Семья. Ближайшие родственники. Домашний адрес. | семья, родственник, родители, адрес, микрорайон | |
Тема текста. Заглавие текста. Во дворе. Дружба. Игры и игрушки. | дружба, друзья, соседи, настольная игра, ролевая игра, подвижная игра | |
2 четверть | ||
Основная мысль текста. Моя любимая игрушка. | мягкая игрушка, народная игрушка | |
План текста. Домашние животные и их детёныши. | конура, хлев, овчарня, коровник, свинарник, телёнок, ягнёнок, щенок и т.д. | |
Типы текста: описание, повествование, рассуждение. Дикие животные и их детёныши. | звери, хищники, медвежонок, лисёнок и т.д. | |
Праздники. День Матери. Составление поздравительной открытки маме. | забота, любовь | |
Составление рассказа по циклу сюжетных картинок. Времена года. Зима. | мороз, вьюга, метель | |
Праздники. День конституции. Точность речи. Синонимы. | конституция | |
Праздники. Новый год. Как отмечают Новый год в твоей семье.Составление праздничного поздравления друзьям и родным. | ёлка, ёлочные украшения | |
3 четверть | ||
Зимние забавы детей. Редактирование текста с применением слов-синонимов. | санки, лыжи, коньки снеговик, | |
Кто как зимует. Использование антонимов для составления загадок. | антонимы, берлога, спячка | |
Ранняя весна. Названия весенних месяцев. Пословицы и поговорки о весне. | оттепель, проталины, март, апрель, май | |
Восстановление текста с пропущенными словами. | ||
Составление рассказа по картинкам «На лесной опушке». | лесная опушка | |
Праздники. День защитника Отечества. Составление поздравления к празднику. | отечество, защитник, солдат, армия, от всего сердца, от всей души | |
Составление рассказа по картинке и вопросам «На границе». | собака-пограничник | |
Пересказ текста по вопросам к каждому предложению «Синичка». | синица, зимующие птицы | |
Праздники. Международный женский день. Составление праздничного поздравления для мамы. | букет, подарок | |
Составление рассказа о маме. | ||
4 четверть | ||
Пересказ текста по вопросам «Шар в окне». | шар | |
Праздники. Всемирный день авиации и космонавтики. Космос. Первый космонавт. | космос, космонавт, авиация, ракета | |
Воздушный транспорт. Профессия – лётчик. Восстановление текста с пропущенными словами. | самолет, вертолет, летчик, пилот, бортмеханик, радист | |
Составление рассказа по картинкам и вопросам к каждому предложению «На аэродроме». | аэродром, взлётная полоса | |
Праздники. Праздник весны и труда. Составление рассказа по картинкам и опорным словам «Праздничная демонстрация». | трудящиеся, демонстрация, транспарант, колонна | |
Праздники. День Победы. Составление предложений по схемам и опорным словам. | война, освободитель, захватчик | |
Праздники. День пограничника. | граница, пограничник, дозор | |
Здравствуй лето! Правила безопасности во время летнего отдыха, у водоёмов, во время купания. | купаться, загорать, карусель, аттракцион |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
основные единицы речи; лексическое значение изученных слов; чистоговорки и скороговорки, способствующие быстрому переключению с одной артикуляционной позы на другую; название школьных помещений и их назначение; правила безопасного поведения в школе; имя и отчество учителя, имена одноклассников; названия времён года и их последовательность; названия месяцев.
Учащиеся должны уметь:
отвечать на вопросы, соблюдая нормы литературного произношения и изменяя, в зависимости от высказывания, просодические компоненты речи (силу, высоту, темп, тембр); пересказывать текс по вопросам или по иллюстрациям; составлять рассказ по серии картинок; использовать в речи изученные слова и обороты речи; подбирать синонимы, антонимы, омонимы; ориентироваться в пространстве; соотносить время года и названия месяцев.
2 класс
(34 ч, 1 ч в неделю)
№ занятия | Тема занятия | Словарь |
1 четверть | ||
Праздники. День знаний. Основные текстовые понятия. | торжественная линейка | |
Учебные принадлежности. Работа с контаминированным (смешанным) текстом. | тетрадь, портфель, ранец, пенал | |
Вежливое обращение к работникам школы, одноклассникам. | пожалуйста, будьте любезны, извините | |
Дорога в школу и домой. Выразительное чтение. Интонация. | тротуар, пешеходный переход, светофор | |
Международный день пожилых людей. Роль синонимов и антонимов в построении текстов. | уважение, почет, внимание | |
Мы рисуем. Рисунок для друга. | рисунок, краски, гуашь, палитра | |
День учителя России. | образование | |
Мы лепим. Прямое и переносное значение слова. | пластилин, стека | |
Названия осенних месяцев. Поздняя осень (предзимье). Составление текста-описания по вопросам. | сентябрь, октябрь, ноябрь, предзимье, заморозки | |
2 четверть | ||
Жилой дом. Квартира. Комната. Оборудование и убранство квартиры. Изобразительные средства языка. Явное и скрытое сравнение. | фасад дома, торец дома, подъезд, лифт, лестничная клетка, квартира, планировка, спальня, кухня | |
Родственные связи. Профессии родителей. Редактирование текста. | сестра, брат, бабушка, дедушка, профессия, место работы | |
Праздники. День Матери. Составление поздравления для мамы. | доброта, преданность | |
Транспорт города. Транспорт, связывающий города и села. Обучение сочинению загадок. | автобус, маршрутное такси, такси, поезда, электричка, автобус | |
Где мы живем. Страна. Праздники. День конституции. | Россия, столица, символы государства | |
Зимние забавы детей. Употребление метафор в тексте. | снежки, коньки, лыжи | |
Праздники. Новый год. Изобразительные средства языка. Олицетворения. | хоровод, Дед Мороз, Снегурочка | |
3 четверть | ||
Весна – пробуждение природы. Составление рассказа по картинкам «Весенняя прогулка» | первоцветы, проталина, ледоход | |
Составление рассказа по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» и вопросам. | ||
Праздники. День святого Валентина (День всех влюблённых) | любовь, влюблённый | |
Группы птиц: осёдлые – зимующие, перелётные – кочующие. | осёдлые, зимующие, перелётные, кочующие. | |
Свободный диктант «Скворец Гришка» | скворец | |
Праздники. День защитника Отечества. Военная авиация. Военный лётчик. | Родина, солдат, мужество, истребитель, штурмовик, бомбардировщик | |
Как медведь зиму проводит. Подробное изложение по коллективно составленному плану из вопросов по рассказу И.Соколова – Микитова «В берлоге». | берлога, спячка | |
Праздники. Международный женский день. Составление рассказа «Моя мама на работе». | подарок, букет, открытка | |
Весна в природе. Составление рассказа по серии картинок и по вопросам «Друзья птиц». | проталинки, снеготаяние, первоцветы | |
Обобщающий урок. | ||
4 четверть | ||
Пейзаж. Пейзажная зарисовка «Идет апрель – звенит капель» после прослушивания музыки. | пейзаж, капель | |
Составление рассказа по наблюдениям и вопросам «Ранняя весна». | проталинки, ледоход, первоцветы | |
Праздники. Всемирный день авиации и космонавтики. Сочинение – описание предмета «Моя любимая игрушка - самолёт». | авиация, лётчик | |
Изложение текста по опорным словам «Не обижай животных!» | ||
Праздники. Праздник весны и труда. | шары, флаги, праздничное шествие | |
Праздники. День Победы. | ветеран, победа | |
Составление рассказа по вопросам и опорным словам «Поле розового цвета» | гречиха, медовый запах | |
Здравствуй лето! Правила безопасности во время летнего отдыха, у водоёмов, во время купания. | течение, водоворот |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
изученные слова и обороты речи; средства выражения письменной речи; признаки предметности, качества и действия; особенности общения со знакомыми и незнакомыми людьми; формы приветствия и прощания; различные словесные формы обращения с просьбой; точное словесное обозначение пространственных отношений между предметами; точное название и назначение отдельных предметов мебели, посуды, бытовой техники.
Учащиеся должны уметь:
определять смысловую законченность предложений; пользоваться вариантами интонации конца предложения; корректировать составленные предложения; употреблять различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации; употреблять различные формы обращения с просьбой; находить предмет по словесному описанию его положения; дифференцировать мебель, посуду и бытовую технику от других предметов быта; использовать в речи изученные слова и обороты речи.
3 класс
(34 ч, 1 ч в неделю)
№ занятия | Тема занятия | Словарь |
1 четверть | ||
Праздники. День знаний. Стихотворная речь. Особенности стихотворной речи. | награждение | |
Школьная библиотека. Моя любимая книга. Художественные особенности считалок. | библиотекарь, формуляр, рубрикатор, форзац, титульный лист, автор, иллюстрация | |
Признаки осени. Сочинение-описание по готовому началу, коллективно составленному плану и опорным словам.. | листопад, дождь, заморозки | |
Праздники. Международный день пожилых людей. | уважение, помощь | |
Праздники. День учителя России. | педагог, пединститут | |
Ролевые отношения в семье. Типы текста. Повествование. | муж, жена, ребёнок | |
Праздники в семье. Культура общения На дне рождения. | именины, юбилей | |
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями и необходимый для этого инвентарь. | фикус, бегония, фиалки, лейка, почва, рыхление, подкормка | |
Составление рассказа – описания любимого комнатного растения. | бутон, цветок, время цветения | |
2 четверть | ||
Зимующие и перелетные птицы. Птичья столовая. | голуби, синицы, гуси, лебеди, кормушка | |
Москва – столица Российской Федерации. Стили речи: разговорный и книжный. | столица, Красная площадь, мавзолей | |
Наш округ. Художественный стиль текста. | Ханты-Мансийск, Югра | |
Праздники. День Матери. Разговорный стиль. Диалог. | любовь, уважение, благодарность | |
Составление рассказа на тему «Мама – мой самый лучший друг». | дружба, понимание | |
Город, в котором я живу. Главная площадь города. | улица, площадь, первооткрыватель, Шаим, нефть | |
Праздники. Новый год. Составление рассказа «Новый год в моей семье». | хоровод, карнавал | |
3 четверть | ||
Как я провел зимние каникулы. Составление рассказа. | зимние забавы | |
Выборочное изложение по рассказу Г.Скребицкого «Зима». | снегопад | |
Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Первый снег». | белизна, сияние, изморось, снежинка | |
Кто как зиму зимует. Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану «Зайчонок Яшка». | гайно - беличье гнездо, подшерсток, окрас | |
Зимняя одежда и обувь коренных народов ХМАО. | ягушка, сах, малица, лузан, кисы, унты | |
Занятия и быт народов Югры в зимнее время. Сочинение с элементами рассуждения «Моё любимое занятие». | оленеводство, таёжная охота | |
Праздники. День защитника Отечества. Военно–морской флот. | Родина, армия, эсминец, подводная лодка | |
Праздники. Международный женский день. Составление рассказа-описания «Моя мама». | подарок, поздравление | |
Весенние изменения в природе. Половодье. | половодье, ледоход | |
Изложение текста с элементами рассуждения по рассказу Г.Скребицкого «В половодье». | половодье, разлив реки | |
4 четверть | ||
Жизнь птиц, гнездование, выведение птенцов. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | гнездо, птенец, кладка яиц | |
Праздники. Всемирный день авиации и космонавтики. | ракета, ракетостроение | |
Рождение детёнышей домашних животных. | скот, ветеринар | |
Изложение текста по опорным словам «Не обижай животных!». | кинолог, ветеринар | |
Насекомые. Составление рассказа – описания любого насекомого по выбору. | насекомые, бабочка, шмель, брюшко, крылышки, окраска | |
Праздники. Праздник весны и труда. Жизнь слова. Устаревшие и новые слова. | демонстрация, шары, флаги, транспаранты | |
Праздники. День Победы. Составление рассказа о воевавших родственниках. | освобождение, победа, ветеран, ордена и медали | |
Здравствуй лето! Правила безопасности во время летнего отдыха, у водоёмов, во время купания. | спасатель, шезлонг, спасательный круг |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
изученные слова и обороты речи; понятие о тексте, его особенности (тематическое единство); связь слов в предложении; написание поздравительной открытки; три основных внешних показателя содержания книги (фамилия автора, заглавие книги, иллюстрации); характерные периоды определённых времен года (золотая осень, поздняя осень, ранняя весна и т.д.).
Учащиеся должны уметь:
отличать текст от группы предложений; устанавливать последовательность предложений в тексте; делить сплошной текст на предложения; подписывать поздравительную открытку; самостоятельно знакомиться с детской книгой, записывать фамилию автора и название книги в тетрадь; рассказывать об отдельных характерных периодах времен года (золотая осень, поздняя осень, ранняя весна и т.д.); использовать в речи изученные слова и обороты речи.
4 класс
(34 ч, 1 ч в неделю)
№ занятия | Тема занятия | Словарь |
1 четверть | ||
Праздники. День знаний. Составление небольших разных по содержанию текстов. | грамота, благодарственное письмо | |
Адрес школы. Общественные здания, расположенные возле школы. | администрация, мэрия | |
Технические средства обучения. Составление фразовых конструкций. | компьютер, магнитофон, мультимедийная система | |
Профессии людей работающих в школе. Составление повествовательного текста по плану. | учитель, социальный педагог, фельдшер, повар, плотник | |
Устав школы. Права и обязанности учащегося. Определение типа текста. | устав школы, право, обязанность | |
Охрана здоровья школьника.Участие в беседе-полилог. | режим дня, медосмотр | |
Осенние изменения в природе. Составление текста – описания на заданную тему по готовому плану.. | листопад, заморозки, похолодание | |
Праздники. Международный день пожилых людей. Творческая доработка текста. | уважение, старость, ограниченные возможности | |
Праздники. День учителя России. Сочинение-повествование с элементами описания. | соуправление | |
2 четверть | ||
Изменения в жизни растений и животных с приходом осени. Научный стиль речи. | заготовка корма, сенокос, силос | |
Дикие животные ХМАО. Птицы ХМАО. Словарная статья как пример научного стиля. | медведь, лось, белка и т.д. глухарь, кедровка, канюк | |
Праздники. День Матери. Сочинение-рассуждение. | внимание, забота, многодетная | |
Забота взрослых о детях. Мои домашние обязанности. Крылатые слова. | помощь, пылесос, утюг | |
Праздники. День конституции. Речевой этикет. | закон, милиция, прокуратура | |
Опасности в повседневной жизни. Сигналы: 01, 02, 03, 04. | скорая помощь, МЧС, пожарная часть | |
Праздники. Новый год и Рождество. Сочинение-пейзажная зарисовка с использованием элементов эмоциональной окраски действительности. | карнавал, карнавальный костюм, фейерверк, салют | |
3 четверть | ||
Символы государства. | герб, флаг, гимн | |
Коренные народы ХМАО. Жилища коренных народов ХМАО. Пословицы. Поговорки. Афоризмы. | ханты, манси, чум | |
Зимние явления природы. Осадки. Народные приметы. Составление рассказа по плану «День в зимнем лесу». | снег, иней, метель, вьюга, ледяные узоры, сугроб, снегопад, снежный наст | |
Как разные животные зимуют. Тема зимовки зверей в устном народном творчестве. | спячка, берлога, лубяная | |
Домашние животные – помощники человека. Домашние животные народов Югры. Средства соединения предложений и частей в тексте. | оленеводство, сани, нарты, упряжь, скотоводство | |
Сочинение по рисунку и данному началу «Помощь малышам». | ||
Февраль – зимний месяц. Что такое високосный год. Сочинение-миниатюра. | високосный год, крещение, прорубь | |
Праздники. Международный женский день. Как празднуют этот праздник в других странах. Сочинение делового характера «Как сделать открытку к празднику». | Клара Цеткин , подарок, технология, чертёж | |
Домашние животные, живущие в доме. Сочинение на основе личного опыта и по наблюдениям «Наша кошка» (собака). | попугай, хомяк, морская свинка, котята, щенки | |
Аквариумные рыбы и комнатные растения – гости из разных частей света. Сочинение-описание «Мой аквариум». | аквариумные рыбки, суккуленты, папоротники, водоросли, улитки | |
4 четверть | ||
Праздники. День смеха. | юморист, пародия, пародист | |
Охрана растений и животных. Заповедники ХМАО. Растения и животные нашего края, занесённые в Красную книгу. Описание животного и его детёныша по выбору. | Красная книга, заповедник, «Малая Сосьва», «Юганский», росомаха, западносибирский речной бобр, внешний вид, повадки | |
Праздники. Всемирный день авиации и космонавтики. Ю.А.Гагарин – первый космонавт. | конструктор, Королёв, Гагарин, Терешкова | |
Средства связи: телефон, телеграф, почта. Составление рассказа о работниках почты, телеграфа. | телефон, телеграф, почта, письмо, открытка, телефонист, телеграмма, почтальон | |
Праздники. Праздник весны и труда. Публицистический стиль текста. | демонстрация, транспарант, лозунг | |
Праздники. День Победы. Изложение зрительно воспринятого текста по самостоятельно составленному плану «Медаль за отвагу». | медаль, награда, отвага | |
Праздники. День России. Газетные жанры (корреспонденция, репортаж, интервью). | символы государства, герб, флаг, гимн | |
Здравствуй лето! Правила безопасности во время летнего отдыха, у водоёмов, во время купания. | течение, водоворот, солнечный удар |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
изученные слова и обороты речи; понятие «основная мысль текста», понятие «заголовок»; структуру повествовательного и описательного текстов; роль опорных слов в тексте; различные формы выражения извинения; основные опознавательные признаки нескольких животных.
Учащиеся должны уметь:
выделять части в тексте; определять и формулировать тему текста; озаглавливать текст; находить опорные слова в тексте; точно употреблять слова в тексте; пользоваться средствами языковой выразительности; сочинять короткие тексты по опорным словам; рассказать об основных опознавательных признаках нескольких животных; использовать в речи изученные слова и обороты речи.
Библиография.
- Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А.Уроки развития речи в начальной школе (методика и практика преподавания) - Ростов-н/Д: Феникс - 2003
- Бобровская Г. В. Обогащение словаря младших школьников.//Начальная школа. – 1998. - №6.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2003
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. – Москва - 1998
- Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. – М.: Академия. - 2002
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Изд-во Астрель. – 2003
- Новотворцева Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль: Академия развития. - 1995
- Политова Н. И. Развитие речи в начальных классах. - М.: Просвещение. – 1994
- Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии. – М.: Школа, 1992
- Шульгина В.П. Методическая копилка. Для учителей начальных классов. - Ростов-н/Д: Феникс - 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс
Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...
Методическая разработка: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»
В работе представлен теоретический материал и опыт работы по теме «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»....
Интегрированный урок по математике и русскому языку по теме "Путешествие в страну Числяндию, или как Математика с Русским языком подружились" 6 класс
Урок-путешествие...
Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы по теме "Использование текстов художественной литературы на уроках русского языка как фактор подготовки к ЕГЭ"
Материал, раскрывающий технологию опыта работы учителя при подготовке к ЕГЭ на примерах открытого текста...
Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...
Адаптированная рабочая программа индивидуальных и групповых занятий по русскому языку 5-9 классы
Учащиеся в коррекционных классах в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (задержка психического развития) не всегда могут освоить программный материал по русскому языку в соответствии...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...