Рабочая программа по русскому языку для профильного обучения (авторы С.И.Львова, О.М.Александрова)
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Рабочая программа последовательно реализует дифференцированный подход к обучению русскому языку в 10—11-м классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lvova_11_klass.docx | 92.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
с углубленным изучением отдельных предметов»
________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы Протокол № от 05.09.2016г | Согласовано: зам. директора по УВР | Утверждаю: директор МАОУ «Средняя школа №8» | |
Бахматова О.Г. | Александрова Е.В. | ||
Подпись___________________ | Подпись___________________ | ||
Подпись__________________ |
|
| |
Дата | Дата | Дата |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для обучающихся 11 А класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Брусинская Людмила Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
2016 год
Общее количество часов по учебному плану – 105 (3 часа в неделю).
Основное учебное пособие: С.И.Львова. В.В.Львов. Русский язык. 11 класс (базовый и углублённый уровни): учебник для общеобразовательных организаций. — М.: Мнемозина, 2015.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Примерной программы по русскому языку для 10-11 классов (авторы С.И.Львова, О.М.Александрова). (Примерные программы среднего (полного) общего образования: русский язык и литература: 10 – 11 классы/ С.И.Львова, О.М.Александрова, Б.А.Ланин и др.; под об. Ред. В.М.Рыжакова. – М.: Вентана-Граф, 2012)
Формирование коммуникативной компетенции предполагает совершенствование навыков владения всеми видами речевой деятельности в разнообразных условиях коммуникации, расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению. Кроме того, совершенствование коммуникативной компетенции связано с целенаправленным формированием культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определённой функциональной разновидности языка, а также учитывать в процессе коммуникации языковой (нормативный), коммуникативный, этический и эстетические аспекты культуры речи. Особое внимание в старших классах уделяется воспитанию готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию с людьми, способности предупреждать и преодолевать в процессе общения речевые неудачи. Важнейшей особенностью совершенствования коммуникативных умений и навыков в 10—11-м классах является опора на систему знаний из области современной теории речевого общения, с основами которой знакомятся старшеклассники на уроках русского языка, а также осознанное и целенаправленное использование коммуникативных знаний, умений и навыков «за рамками предмета», то есть в процессе учебной деятельности, организующейся при изучении других школьных дисциплин.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются в старших классах в процессе овладения системой знаний о функциональных разновидностях языка, об основных аспектах культуры речи и литературной норме; в ходе активного формирования навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности, а также навыков правильного, уместного и выразительного использования разнообразных языковых единиц в речевой практике. Кроме того, совершенствование данного вида предметной компетенции предполагает дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников; формирование способности анализировать и оценивать языковые явления и факты, в том числе и сложные, допускающие неоднозначную интерпретацию. Важнейшим направлением в работе является совершенствование умения пользоваться различными лингвистическими словарями, в том числе и электронными, а также в режиме онлайн.
Культуроведческая компетенция на этапе старшей школы заключается в более глубоком осознании языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально- культурной специфики русского языка; в осмысленном владении этическими и эстетическими нормами культуры речи в разных сферах общения. Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку определяет особенности предъявления материала в рабочей программе: содержание представлено не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуро- ведческой компетенций нашла отражение в содержании рабочей программы, в которой чётко прослеживаются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций: 1) содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; 2) содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций; 3) содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия, направленная на совершенствование коммуникативной компетенции, представлена в рабочей программе разделами «Язык как средство общения», «Виды речевой деятельности и информационная переработка текста», изучение которых направлено на сознательное и целенаправленное совершенствование умений во всех видах речевой деятельности, навыков речевого общения. Вторая содержательная линия, предполагающая совершенствование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций, включает разделы «Функциональная стилистика» и «Культура речи», углубляющие изученные ранее сведения из области функциональной стилистики, культуры речи, теории речевого воздействия, то есть целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения. Это содержание обучения является базой для развития на заключительном этапе изучения родного языка коммуникативной компетентности учащихся. Третья содержательная линия представлена в рабочей программе разделами «Русский язык как хранитель духовных ценностей нации», «Язык как компонент национальной культуры», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа, что обеспечивает культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Нужно обязательно подчеркнуть, что в учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс углубления знаний о языковой системе и личный опыт использования языка в определённых ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.
Рабочая программа последовательно реализует дифференцированный подход к обучению русскому языку в 10—11-м классах.
Раздел I. Общая характеристика курса русского языка для 10 – 11 классов
Курс русского языка является составной частью недавно введённого в старшую школу предмета «Русский язык и литература» и, следовательно, связан с курсом литературы.
Каждый из двух предметных компонентов — и русский язык, и литература — направлен на достижение общих целей обучения предмету «Русский язык и литература». Перечислим эти общие цели обучения.
Профильный уровень:
- приобщить учащихся в процессе изучения русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры, к нравственному и эстетическому опыту человечества; сформировать интерес к чтению произведений художественной литературы как уникального вида искусства, материалом которого является слово, сформировать представление об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- добиться осознания значимости чтения, изучения русского языка и литературы как необходимых условий успешного обучения другим предметам, как основы самопознания, самообразования и социализации личности, её нравственного и интеллектуального развития;
- сформировать культуру современного читателя, который владеет основными стратегиями чтения, навыками понимания явной и скрытой, основной и второстепенной информации текста, обладает эстетическим вкусом, способностью выражать своё отношение к прочитанному тексту в виде развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываний; совершенствовать навыки владения различными приёмами редактирования текстов;
- сформировать навыки анализа художественных текстов с учётом их жанрово-родовой специфики, особенностей создания художественной картины жизни, системы художественных образов и использованных изобразительно-выразительных возможностей русского языка, а также развить способность ориентироваться в историческом, историко- культурном контексте и творчестве писателя при анализе художественного текста;
сформировать общеучебные умения и универсальные учебные действия, которые связаны со способностью формулировать цели учебной деятельности, планировать её и осуществлять, анализировать и оценивать результаты; проводить информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию в соответствии с поставленной целью, используя при этом различные источники, включая СМИ и Интернет.
Рабочая программа и учебники по русскому языку направлены на реализацию специфических целей изучения предмета. Эти цели отражают значимость уроков русского языка в системе образования в целом, поскольку владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В связи с этим основными целями обучения русскому языку в 10—11-м классах на базовом и углублённом уровнях являются следующие:
Профильный уровень:
1) углубить представление о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; о роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых современному человеку для успешной самореализации, для овладения профессией, для развития навыков самообразования и социализации в обществе;
- сформировать навыки самоанализа и самооценки собственной речи, развить способность прогнозировать коммуникативные трудности и преодолевать их в процессе общения, опираясь на основные постулаты современной теории коммуникации; развить умения оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- усовершенствовать умения, связанные со всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; помочь учащимся овладеть механизмами адекватного понимания чужой речи при чтении и аудировании, а также механизмами создания коммуникативно успешного речевого высказывания в процессе говорения и письма;
- сформировать навыки информационно-смысловой переработки прочитанных или прослушанных текстов и умение передавать их содержание в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сообщений, докладов и т. п., что является основой функциональной грамотности современного человека, условием успешного формирования навыков самообразования и подготовкой к формам учебно-познавательной деятельности при обучении в высших учебных заведениях; усовершенствовать навыки поиска, анализа, обработки и предъявления научной информации, представленной в том числе в электронном виде на различных информационных носителях;
- углубить знания в области функциональной стилистики, расширить представление о функциональных разновидностях русского языка и на этой основе сформировать умения лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, а также усовершенствовать навыки комплексного анализа, который затрагивает композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой аспекты текста, что содействует развитию способности ориентироваться в речевом пространстве и совершенствованию важнейших коммуникативных умений;
- сформировать представление о культуре речи как компоненте национальной культуры, об основных аспектах культуры речи, о языковой норме, её функциях и вариантах и на этой основе активизировать внимание к проблемам речевой культуры и совершенствовать умения применять в коммуникативной практике основные нормы современного русского литературного языка;
- повторить, обобщить и углубить ранее изученный на уроках русского языка материал и целенаправленно развивать на этой основе орфографическую и пунктуационную грамотность, а также ключевые умения, связанные с проведением разных видов языкового анализа, что является основой совершенствования важнейших умений, востребованных в коммуникативной практике;
- расширить активный словарный запас и объём используемых языковых и речевых средств, что обеспечивает достижение точности, стилистической уместности и выразительности речевого высказывания и соответствие его условиям и сфере речевого общения;
- сформировать умения проводить лингвистический эксперимент, описывать его результаты и предъявлять в виде сообщений, докладов, мультимедийных презентаций, рефератов, исследовательских проектов; использовать навыки информационно-смысловой переработки текстов при подготовке сообщений, докладов, мультимедийных презентаций, рефератов, исследовательских проектов по другим школьным предметам.
Таким образом, в рамках учебного предмета «Русский язык и литература», изучаемого на базовом и углублённом уровнях, компонент «Русский язык* выполняет как общие, так и специфические цели обучения, что отражено в рабочей программе и соответствующих ей учебниках.
Методическую систему, реализованную в учебниках для 5—9-го и для 10—11-го классов, отличают следующие особенности:
- направленность на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся;
- поэтапное развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
- функционально-семантический подход в организации работы с грамматико-орфографическим материалом, усиленное внимание к употреблению в речи изучаемых явлений языка;
- формирование функциональной грамотности учащихся и нацеленность на метапредметные результаты обучения;
- целенаправленное формирование навыков самостоятельной работы школьников с использованием справочников, словарей (в том числе и в режиме онлайн), самоучителей, пособий по русскому языку, мультимедийных средств, ресурсов Интернета и др.
Указанные направления в обучении реализуются и на заключительном этапе изучения русского языка в 10—11-м классах, где так же, как и в курсе для 5—9-го классов, усилена деятельностная составляющая. Кроме того, содержание и структуру учебников для старших классов определеяют перечисленные выше общие цели изучения предмета «Русский язык и литература», а также специфические цели, которые решаются на уроках русского языка. В обобщённом виде эти цели могут быть сформулированы как дидактические ориентиры прагматического характера, которые должны осознавать старшеклассники, приступая к изучению русского языка на заключительном этапе его освоения в школе:
1) овладеть эффективными способами речевого общения, усовершенствовать умения и навыки, связанные с речевой деятельностью; добиться существенного продвижения в освоении функциональной грамотности, то есть способности человека быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, умело использовать полученные знания и умения для решения самых разных жизненных задач; овладеть навыками элементарной исследовательской работы, навыками самообразования, тем самым подготовить себя к взрослой жизни, в которой речевая деятельность во многом определяет успешность и благополучие человека;
- углубить представление об эстетической функции родного языка как языка великой русской литературы; понять истоки выразительности словесного искусства; научиться всматриваться в художественное слово, в детали текста, определяя его эстетические достоинства, использованные изобразительно-выразительные языковые средства; и, наконец, осмыслить тесную взаимосвязь русского языка и литературы, которые в 10—11-м классах представляют один общий предмет «Русский язык и литература»;
- подготовиться к предстоящему экзамену, в связи с чем повторить, обобщить, систематизировать основной материал по русскому языку, изученный в 5—9-м классах, и добиться существенного развития ключевых практических умений и навыков, связанных с разнообразными видами анализа языковых единиц и грамотным, правильным, уместным, выразительным использованием их в устной и письменной речи.
Старшеклассникам, изучающим русский язык на углублённом уровне, предстоит решить и другие задачи:
- углубить знания о лингвистике как науке, её связи с другими гуманитарными науками; получить представление о родном языке как развивающемся явлении;
- расширить свой лингвистический кругозор;
- научиться анализировать сложные и неоднозначно трактуемые в лингвистике языковые явления; приобрести опыт проведения лингвистического эксперимента,
- овладеть элементарными навыками научно-исследовательской работы и подготовиться к продолжению образования по избранному профилю в вузе.
Методическая система, реализованная в данных учебниках русского языка, способствует достижению указанных целей обучения благодаря последовательной реализации системно-деятельностного подхода, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит дальнейшее развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей старшеклассников.
Особое значение приобретает метапредметная функция, которую выполняет русский язык в системе школьного образования в целом. Предшествующий этап обучения (5—9-й классы) характеризуется яркой особенностью — нацеленностью на овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Материал каждого учебника этой предметной линии организован таким образом, что уроки родного языка становятся естественной основой формирования метапредметных умений, универсальных учебных действий. Способы предъявления материала нацеливают на развитие устойчивого навыка «извлекать» из памяти или из предлагаемого текста необходимую информацию для решения учебных задач, активно использовать приобретённые умения и навыки в различных учебных ситуациях, в том числе нестандартных. На уроках русского языка школьники последовательно овладевают таким важным метапредметным умением, как использование различных способов освоения содержания текста, то есть приёмами информационной переработки текста. В учебниках для 5—9-го классов организована поэтапная работа, обеспечивающая формирование указанного умения путём предъявления специальных заданий: составление вопросов по прочитанному тексту лингвистического содержания; написание различных видов плана прочитанного или прослушанного текста (простой, сложный; вопросный, назывной, тезисный; план-конспект); пересказ текста; передача содержания текста в виде схемы, таблицы, рисунка и т. п. Указанные умения становятся стартовыми при проведении этой работы на заключительном этапе изучения родного языка — в старших классах, где вопросам информационной переработки текста придаётся первостепенное значение и отводится на развитие соответствующих умений довольно большое количество времени.
Принцип преемственности соблюдается в 10—11-м классах и во всех других компонентах курса, обеспечивающих формирование предметных и метапредметных умений и навыков. Так, на заключительной ступени обучения по-прежнему большое внимание уделяется отработке навыков осознанного чтения научно-учебного текста. Осуществляя разнообразную работу с учебно-научным текстом, учащиеся с 5-го класса постепенно овладевают основными видами чтения (просмотровым, поисковым, ознакомительным, изучающим) и видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), что, безусловно, имеет исключительно важное практическое значение мета- предметного характера.
В старших классах предусмотрено не просто развитие и совершенствование этих умений, а включение учащихся в более сложную коммуникативную среду, которая максимально приближена к условиям обучения именно на старшей ступени школы, где требуется способность быстро ориентироваться в учебно-речевой ситуации, стратегически правильно выбирать коммуникативную линию поведения и эффективные приёмы работы с речевым материалом, который может быть представлен в разнообразных видах: текст учебника или тексты двух и более учебников по разным школьным дисциплинам; серия справочных материалов; гипертекстовая информация, представленная на сайтах Интернета; лекция учителя; видео- или аудиоинформация, подлежащая анализу; цикл устных или письменных высказываний на одну и ту же тему; информация, предъявляемая в виде доклада на защите проекта и в виде высказываний при обсуждении этого доклада и т. п.
Особое внимание к метапредметной образовательной функции родного языка на этапе его заключительного изучения в школе определяет особый статус предмета «Русский язык» в старшей школе, что связано с универсальным, обобщающим характером воздействия языка на развитие личности в целом, на самореализацию подростка и формирование способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, что очень важно в дальнейшей, взрослой жизни выпускника. Высокий уровень владения русским языком, как известно, определяет способность аналитически мыслить и успешно овладевать способами интеллектуальной деятельности, убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
При таком подходе центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках развития речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящён. В этом смысле каждый урок русского языка становится уроком развития речи, развития речемыслительных способностей учащихся, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения, аудирования, письма и говорения.
Усиление деятельностной составляющей курса родного языка отражает общую установку современной образовательной системы на реализацию деятельностного подхода, актуализацию её прагматического характера, нацеленности на формирование умения учиться, на овладение жизненно важными компетенциями на основе усвоения определённой системы знаний, умений, навыков, что особенно важно в старшей школе. В связи с этим и рабочая программа, и учебники для 10-го и 11-го классов реализуют компетентностный подход — направленность обучения не только на усвоение учащимися целостной системы знаний, овладение соответствующими умениями и навыками, в том числе и коммуникативными, но и на развитие способности применять полученные знания, умения и навыки в быту, в своей учебной и общественной деятельности.
дискуссиях.
Подчёркивая метапредметную значимость изучения родного языка в школе, нужно отметить, что современный этап развития методики русского языка характеризуется повышенным вниманием к проблеме формирования в процессе обучения русскому языку мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и передавать в определённой форме разнообразную информацию; принимать решения на основе полученных знаний, умений и навыков.
Система диагностики.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности данного курса не означает ослабления системного подхода в обучении русскому языку. Более того, традиционный для русской школы системный подход наполняется новым содержанием и открывает новые перспективы для коммуникативно направленного обучения, поскольку системные представления о языке и речи при таком подходе формируются в результате специально организованной учебно-коммуникативной деятельности. Так, особым образом проводится работа с учебником, с текстами теоретического содержания, с правилами, таблицами, схемами, планами, справочными материалами, мультимедийными приложениями ит. п.; особым способом организуется системное повторение изученного в 5—9-м классах материала, осуществляется целенаправленная подготовка к предстоящему выпускному экзамену по предмету. В результате продуманной работы, обеспечивающей системное восприятие нового материала и системность в повторении и тренировочных учебных действиях, происходит полноценное овладение всеми видами компетенций: коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой.
Системное изучение основ лингвистики на деятельностной основе способствует тому, что ученик глубже осознаёт суть лингвистического понятия, осмысляя его многостороннюю языковую, коммуникативную природу и важнейшую прагматическую функцию; лучше понимает взаимосвязь языковых единиц и коммуникативных установок и потому способен не только опознавать конкретное языковое явление, анализировать его, но и объяснять уместность/неуместность его использования в конкретной речевой обстановке. При таком подходе к изучению родного языка школьник учится адекватно реагировать на языковое явление не только в учебных ситуациях, но и в естественных коммуникативных условиях, старается при этом уместно использовать приёмы исправления речевых недостатков и погрешностей, применяя эффективные способы редактирования. Постепенно ученик овладевает способностью адекватно оценивать примеры употребления конкретного языкового явления в речевой действительности и пытается в собственных речевых высказываниях использовать его в соответствии с основными критериями образцовой речи, то есть правильно, точно, уместно, выразительно ит. п. При коммуникативно-деятельностном подходе классические компоненты курса «язык» и «развитие речи» объединяются в образовательном процессе на деятельностной основе, то есть в результате специально организованной речемыслительной деятельности в учебно-коммуникативном пространстве.
Совершенствование речевой деятельности, развитие общей речевой культуры учащихся строится в 10—11-м классах на основе усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности (раздел «Язык как средство общения», «Виды речевой деятельности и информационная переработка текста»), а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми типами норм современного русского литературного языка (языковыми, коммуникативными и этическими). Таким образом, предметные цели курса русского языка максимально приближаются к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры учащихся.
Основное внимание на заключительном этапе изучения русского языка уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих успешную коммуникацию в различных ситуациях общения. Учащиеся 10—11-го классов учатся осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. В связи с этим центральными разделами лингвистики становятся «Функциональная стилистика» и «Культура речи», изучение которых поможет старшеклассникам осознать закономерности организации языковых средств в разных стилях речи и вооружить их основными способами употребления этих средств для достижения максимальной эффективности общения в разных коммуникативных условиях.
Коммуникативная направленность курса подразумевает и более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая, целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы и в текстах других функциональных разновидностей языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. При этом многие упражнения учебников для 10—11-го классов непосредственно связаны с тем материалом, который изучается на уроках литературы. Реализация эстетической функции родного языка предполагает и целенаправленный, правильно организованный процесс развития языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения.
В данном курсе усилен культуроведческий аспект не только на углублённом, но и на базовом уровне преподавания родного языка. Это проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских учёных-лингвистах, материалов по этимологии, современной лингвокультурологии (см. раздел «Язык и культура»). В центре внимания оказываются единицы языка с национально-культурным компонентом значения, наиболее ярко представленные в произведениях устного народного творчества (в основном — в пословицах) и художественных текстах.
В соответствии с этими установками в учебниках русского языка для 10—11-го классов так же, как и в учебниках для 5—9-го классов, усилена аксиологическая направленность обучения. Это проявляется в том, что представленная в учебниках методическая система нацелена на овладение родным языком как основным средством социализации личности, а также средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, к культурно-историческому опыту человечества. Старшеклассники должны осознать, что умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира; что родной язык выступает основой формирования этических норм поведения ребёнка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиции моральных норм.
Отличительная особенность данного курса — внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отражёнными в слове. Такую работу помогает организовать учебный этимологический словарь.
Нужно отметить, что на заключительном этапе обучения русскому языку в школе совершенствуются и навыки работы с разнообразными лингвистическими словарями, что даёт возможность не только укреплять и развивать разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и формировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, развивать способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом. Совершенствуются также умения использовать онлайн-информацию, содержащуюся в интернет-словарях разных видов.
Рабочая программа и учебники для 10—11-го классов продолжают реализацию идеи дифференцированного подхода к обучению. Дифференцированный подход к обучению выражается и в том, что в разделе рабочей программы «Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности; совершенствование речевой деятельности» содержатся формулировки, которые дают возможность учителю варьировать конкретные цели изучения той или иной темы, приближая их к реальному учебному процессу. Так, формулировка «использование в речи...» определяет довольно широкий диапазон умений, предполагающих как наблюдение за употреблением языкового явления в речевых образцах, так и непосредственное использование этого явления учащимся в собственной речевой практике.
Важным условием повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках русского языка является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, ожидаемым результатом которой становится самостоятельное открытие школьниками новых для них знаний.
Данный вид деятельности открывает новые возможности в области как индивидуального, так и коллективного творчества, способствует реализации потребности учащихся в общении с определёнными группами одноклассников и учителей, овладению нормами взаимоотношений в процессе продуктивной поисковой и творческой деятельности и формированию навыков как индивидуальной самостоятельной работы, так и сотрудничества в коллективе.
В целом курс русского языка в 10—11-м классах направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: интенсивное развитие речемыслительных способностей старшеклассников, коммуникативных навыков; формирование представления о связи языка и культуры народа, об истоках богатства и выразительности русского языка; формирование представления об эстетическом речевом идеале и о том, как к нему можно приблизиться в собственной речевой практике, руководствуясь критериями образцовой речи; целенаправленное и взаимосвязанное развитие предметных компетенций, необходимых для успешной деятельности в разных сферах жизни, в том числе и в учебно-коммуникативной (разнообразные виды речевого общения на уроках, во время диспутов, защиты проекта, на экзаменах по разным предметам, в том числе и по русскому языку, и т. п.).
Книги для учителя
Львова С. И. Рабочие программы. Русский язык. 10—11 классы. — М.: Мнемозина, 2014.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10— 11 классы: пособие для учителя. — М.: Мнемозина, 2003.
Львова С. И. Этимологический анализ на уроках русского языка: пособие для учителя. — М.: Мнемозина, 2013.
Опыт внедрения учебно-методического комплекта по русскому языку под редакцией С. И. Львовой: сборник статей по итогам научно- практической конференции / под ред. С. И. Львовой. — М.: Мнемозина, 2012.
Черепанова Л. В. Новые технологии в обучении русскому языку: Языковой портфель школьника: методическое пособие для учителя. — М.: Мнемозина, 2013.
Книги для учащихся
Львова С. И. Русская орфография: самоучитель. — М.: Мнемозина, 2005.
Школьные словари
Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. 5—11 классы. — М.: Мнемозина, 2004.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М.: Мнемозина, 2004.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МАОУ «Средняя школа №8 с углубленным преподаванием отдельных предметов г. Когалыма». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 11-А классе ( профильном) – 105 час.
Раздел III. Учебно-тематический план.
Тема | Количество часов |
Язык и культура (2 ч) | |
| 6 |
Функциональная стилистика (14 ч) | |
| 8 |
| 6 |
| 7 |
| 8 |
| 6 |
| 10 |
Культура речи (40 ч) | |
| 8 |
| 10 |
| 12 |
| 10 |
Повторение в конце учебного года (15 ч) |
Состав класса
Всего учащихся | Количество учащихся по уровням обученности | ||
высокий | средний | низкий | |
11-а - 22 | 6 | 11 | 5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
класс 11-А
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 11 класса.
Профильный уровень:
1.Представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; об основных функциях языка; о взаимосвязи языка и культуры, истории народа.
2.Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
3.Владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение
- адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
- осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
- способность извлекать необходимую информацию из текстов разной функционально-стилевой и жанровой разновидности, представленных в печатном или электронном виде на различных информационных носителях;
- владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде планов, тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Говорение и письмо
- создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита проекта, реферата;
- применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
- соблюдение коммуникативных и этических норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
- осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов.
- Освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевые жанры, речевая деятельность и её основные виды, речевая ситуация и её компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи; основные требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения.
- Проведение различных видов анализа языковых единиц; установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка и к определённому жанру; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности, уместности и выразительности их употребления в речевом высказывании.
- Анализ речевого высказывания с точки зрения основных условий эффективности речевого общения; оценка коммуникативной, этической и эстетической стороны речевого высказывания; исправление речевых недочётов, а также нарушений языковых, коммуникативных и этических норм современного литературного языка в чужой и собственной речи.
Коммуникативные умения
Метапредметная направленность общения русскому языку в 10— 11-м классах отражена во всех компонентах рабочей программы: система целеполагания, планируемые результаты обучения и непосредственное содержание курса. Итоговый этап в освоении родного языка предполагает существенное продвижение старшеклассника в овладении коммуникативными умениями, по сути своей имеющими метапредметный статус. Достаточно обратиться к перечню метапредметных результатов обучения по русскому языку, чтобы убедиться в этом. Однако если присмотреться к списку предметных результатов обучения по русскому языку, то станет ясно, что он тоже почти полностью состоит из коммуникативных умений, которые соотносимы с метапредметными результатами обучения. Таким образом, деление умений на предметные и метапредметные является в известной степени условным применительно к предмету, связанному с изучением родного языка в школе. По своей природе коммуникативные умения связаны с речемыслительной деятельностью и, следовательно, выходят за рамки одной школьной дисциплины, чем и определяется их над предметный статус.
Основные коммуникативные умения, которые целенаправленно отрабатываются в курсе русского языка в 10—11-м классах и являются основой метапредметных результатов обучения, можно разделить на следующие группы: 1) информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования; 2) создание устного и письменного речевого высказывания; 3) соблюдение языковых, коммуникативных и этических норм в процессе речевого общения.
Умения каждой группы постепенно и поэтапно отрабатываются в основной школе1, а затем в 10—11-м классах развиваются и совершенствуются в связи с реализацией коммуникативной направленности курса, призванного усилить метапредметный статус родного языка, свободное владение которым является условием успешного обучения в старшей школе и дальнейшей социализации выпускника «во взрослой жизни». При этом работа в старших классах строится на основе осмысления важнейших положений современной теории коммуникации и анализа собственного речевого опыта школьника в овладении коммуникативными умениями, основными из которых являются следующие:
1) Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования. Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста; определять позицию автора; использовать основные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное и др.) и основные виды аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного его содержания, с выборочным извлечением информации и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования; осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; использовать ресурсы Интернета, опираясь при этом на специфические возможности гипертекста; свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку, в том числе в режиме онлайн; передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развёрнутых и сжатых планов, полного или сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование; использовать информацию исходного текста в других видах деятельности (например, при составлении рабочих материалов при выполнении проектных заданий, при подготовке докладов, рефератов).
- Создание устного и письменного речевого высказывания. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания; развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения; выбирать нужный стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи; высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным достоинствам исходного текста; владеть основными жанрами публицистики (эссе, рецензия); создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы; писать сочинения различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций; использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; создавать устные высказывания на лингвистические темы общего характера (основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов и т. п.); в устной и письменной форме объяснять смысл лингвистических понятий (речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи и т. д.); строить рассуждения на лингвистические темы, характеризуя основные закономерности языка (например, взаимосвязь единиц языка); владеть приёмами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии; оценивать речевые высказывания (устные и письменные) с опорой на полученные речеведческие знания.
3) Соблюдение языковых, коммуникативных и этических норм в процессе речевого общения. Применять в практике устного/письменного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, а также орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически уместно использовать языковые единицы в речи; соблюдать коммуникативные и этические нормы речевого поведения в социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой сферах общения; определять цель речевого общения, учитывать коммуникативные намерения партнёра и выбирать адекватные стратегии коммуникации; прогнозировать коммуникативные трудности и преодолевать их в процессе общения, учитывая основные положения современной теории коммуникации; уметь выслушивать разные мнения и учитывать интересы участников группы в процессе коллективной работы; обосновывать собственную позицию, оценивать разные точки зрения и вырабатывать единое мнение, договариваться и приходить к общему решению; фиксировать замеченные нарушения норм в процессе речевого общения, различать грамматические ошибки и речевые недочёты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников; принимать активное участие в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться/не соглашаться с мнением оппонента, применяя при этом основные этические правила речевого этикета.
Критерии оценивания обучающихся по русскому языку
Оценка устных ответов учащихся
- Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: полноту и правильность ответа;∙ степень осознанности, понимания изученного;∙ языковое оформление ответа.
- Отметка "5" ставится, если ученик: полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное∙ языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои∙ суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения∙ норм литературного языка.
- Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
- Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении∙ понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои∙ суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в∙ языковом оформлении излагаемого.
- Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка диктантов
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности
О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценка сочинений и изложений
С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (учебник С.И.Львовой, В.В.Львова)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса на 2013-2014 учебный год к учебнику С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык. 5 класс» (М.: Мнемозина, 2013). Рассчитана на 207 час...
Рабочая программа по русскому языку.5 класс. УМК авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе материалов рабочих программ по русскому языку для 5-9 классов. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова
Рабочая программа и тематические планирования 5-9 классы....
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса. УМК С.И. Львовой, В.В. Львова. 2017-2018 учебный год
Рабочая программа русскому языку для 5 класса составлена на основе программы для 5-9 классов под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова и включает в себя 3 раздела: "Планируемые результаты осв...
Рабочая программа по русскому языку для профильного обучения 11 класс (автор И.В. Гусарова), 2018-19 учебный год
Рабочая программа последовательно реализует дифференцированный подход к обучению русскому языку в 10-11 классах....
Рабочая программа по русскому языку для профильного обучения 10 класс (автор С.И. Львов), 2017-18 учебный год
Рабочая программа последовательно реализует дифференцированный подход к обучению русскому языку в 10-11 классах....