Урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме

Плюснина Анна Сергеевна

 

 «Предложения с обособленными определениями» (урок обобщения)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

 «Предложения с обособленными определениями» (урок обобщения)

Учитель: Плюснина А.С.

Цели урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Предложения с обособленными определениями»; закрепление умения находить и обособлять согласованные и несогласованные определения.

  1. Вводное слово:

- Какую тему мы с вами изучали на протяжении нескольких уроков? (Обособленные определения).

- В оглавлении учебника найдите параграфы, которые относятся к одной теме. Прочитайте их названия и подумайте, все ли мы рассмотрели по данной теме?

- Какими могут быть цели нашего урока? (Обобщить знания по обособленным определениям).

  1. Подготовка к работе:

*Тема на доске.

  1. Работа с текстом:

– На партах у каждого текст, в котором пропущены буквы и знаки препинания. Ваша задача списать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки  и расставляя недостающие знаки препинания.

      Тонкая вода о..блёскивала со..нцем под водой сверкала галька. Камни белые и гла..кие ре..ко и светло отражали со..нце и ж..лтый песок обозначив былую ширь лесно..о ручья. Отпотевший камыш в зав..ди был туг масл..нист  густо зелен. (Из)редка между каме(н)(нн)ыми кругляшами уст..лавшими дно проскальзывал тёмным вёртким телом вьюн к..сой штриховкой прон..сились стаи малявок. Лишь тяжело нависшие с берега вётлы  сопр..тивлялись пожарной силе со..нца.

  В их густой листве и..дали почти ч..рной гасли яркие тучи. Пела горлинка. Свою п..сенку тонкую и нежную она прерывала вдруг ре..ким  пронзительным вскриком  а потом как (ни) (в) чём (не) бывало длила тоненькую оборва(н)(нн)ую ноту.  (до 15 мин.)

                

*Самостоятельно работают.

В паре: взаимопроверка (Слайд 1: полный текст на экране).

II.  Задания по тексту:

- Укажите номера предложений с обособленными определениями (2,4,6,8).

- Составьте их схему, указав ней условие обособления

(*Один работает на закрытой доске, остальные самостоятельно).

- Найдите сложные предложения (1,4)

- Найдите предложение, в котором есть согласованное определение (5).

- Почему оно не обособлено? (Оно не обособлено, так как причастный оборот стоит перед главным словом).

- Перестройте это предложение так, чтобы согласованное определение стало обособленным, составьте его схему (* Один работает у доски).

Схема:

- Закончили работу. Что мы повторили во время работы с текстом?

III . Исследовательская работа:

- Вам предлагается небольшая исследовательская работа: вы видите схемы и предложения; ваша задача к каждой схеме подобрать соответствующее предложение (*Самостоятельно на распечатках, один у доски).

  1. А. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах,  спускался по склону холма.
  2. Б. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.
  3. В. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
  4. Г. Я слушаю их с наслаждением, странным, томительным.
  5. Д. Оглушенный падением, Григорий еле поднялся на ноги.

- Проверим работу (на экране ответы):

Слайд 2:        1 – Г;

                        2 – В;

                        3 – Д;

                        4 – А;

                        5 – Б.

- При каких условиях обособляется определение?

Слайд 3

IV.Тест.

Вашему вниманию предлагается небольшой тест по теме “Обособленные определения”.

 

1. В каком предложении определение, выраженное причастным оборотом, не обособляется?

1.  Ветер дувший с моря подгонял лодку.

2.  Плох человек ничего не знающий и не пытающийся что-либо узнать.

3.  В воздухе закружилась листва сорванная с деревьев и мелкие сучья.

4.  Над заливом еще не успевшим замерзнуть с криком носились чайки.

5.  Дувший с моря ветер подгонял лодку.

 2. В каком предложении определение не обособляется?

1.   Молодая сосна ровная, стройная красовалась на опушке.

2.  Тишина тягучая и властная овладела лесом.

3.  Ветер злой и холодный запел свою песню.

4.  Тягучая и властная тишина овладела лесом.

5.  Падают яблоки крупные, спелые.

3.   В каком предложении определение обособляется?

1.  В воздухе закружилась сорванная с деревьев листва.

2.  К роднику вела заросшая травой тропинка.

3.  В саду просвеченном солнцем пахло сиренью.

4.  К нам стали подходить гулявшие в парке знакомые.

5.  В просвеченном солнцем саду пахло сиренью.

4. В каком предложении   согласованное определение не обособляется?

1.  Она усталая не могла идти дальше.

2.  Очень усталые мы не могли идти дальше.

3.  Утомленный долгой речью я закрыл глаза.

4.  Вечером пыльные и усталые мы вступили в ворота

 5. На месте каких цифр в предложении ставятся запятые?

В пейзажах Левитана1 изображавших осень2 лучше всего передана печаль прощальных дней3 листьев4 тихо сыплющихся с деревьев5 тихого гудения6 пчел перед холодами7 и предзимнего солнца8 едва пригревающего землю.

V. Итоги урока:

- Что мы сегодня повторили?

- Какие условия обособления определений есть?

VI. Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

   Списать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки  и расставляя недостающие знаки препинания.

   Тонкая вода о..блёскивала со..нцем под водой сверкала галька. Камни белые и гла..кие ре..ко и светло отражали со..нце и ж..лтый песок обозначив былую ширь лесно..о ручья. Отпотевший камыш в зав..ди был туг масл..нист  густо зелен. (Из)редка между каме(н)(нн)ыми кругляшами уст..лавшими дно проскальзывал тёмным вёртким телом вьюн к..сой штриховкой прон..сились стаи малявок. Лишь тяжело нависшие с берега вётлы  сопр..тивлялись пожарной силе со..нца. В их густой листве и..дали почти ч..рной гасли яркие тучи. Пела горлинка. Свою п..сенку тонкую и нежную она прерывала вдруг ре..ким  пронзительным вскриком  а потом как (ни) (в) чём (не) бывало длила тоненькую оборва(н)(нн)ую ноту.

                

Списать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки  и расставляя недостающие знаки препинания.

   Тонкая вода о..блёскивала со..нцем под водой сверкала галька. Камни белые и гла..кие ре..ко и светло отражали со..нце и ж..лтый песок обозначив былую ширь лесно..о ручья. Отпотевший камыш в зав..ди был туг масл..нист  густо зелен. (Из)редка между каме(н)(нн)ыми кругляшами уст..лавшими дно проскальзывал тёмным вёртким телом вьюн к..сой штриховкой прон..сились стаи малявок. Лишь тяжело нависшие с берега вётлы  сопр..тивлялись пожарной силе со..нца. В их густой листве и..дали почти ч..рной гасли яркие тучи. Пела горлинка. Свою п..сенку тонкую и нежную она прерывала вдруг ре..ким  пронзительным вскриком  а потом как (ни) (в) чём (не) бывало длила тоненькую оборва(н)(нн)ую ноту.

                

Списать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки  и расставляя недостающие знаки препинания.

   Тонкая вода о..блёскивала со..нцем под водой сверкала галька. Камни белые и гла..кие ре..ко и светло отражали со..нце и ж..лтый песок обозначив былую ширь лесно..о ручья. Отпотевший камыш в зав..ди был туг масл..нист  густо зелен. (Из)редка между каме(н)(нн)ыми кругляшами уст..лавшими дно проскальзывал тёмным вёртким телом вьюн к..сой штриховкой прон..сились стаи малявок. Лишь тяжело нависшие с берега вётлы  сопр..тивлялись пожарной силе со..нца. В их густой листве и..дали почти ч..рной гасли яркие тучи. Пела горлинка. Свою п..сенку тонкую и нежную она прерывала вдруг ре..ким  пронзительным вскриком  а потом как (ни) (в) чём (не) бывало длила тоненькую оборва(н)(нн)ую ноту.

Соотнесите схему и предложение.

1.                                А. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах,  спускался по склону холма.

2.                                Б. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.

3.                                В. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

4.                                Г. Я слушаю их с наслаждением, странным, томительным.

5.                                Д. Оглушенный падением, Григорий еле поднялся на ноги.

        

Соотнесите схему и предложение.

1.                                А. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах,  спускался по склону холма.

2.                                Б. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.

3.                                В. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

4.                                Г. Я слушаю их с наслаждением, странным, томительным.

5.                                Д. Оглушенный падением, Григорий еле поднялся на ноги.

Соотнесите схему и предложение.

1.                                А. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах,  спускался по склону холма.

2.                                Б. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.

3.                                В. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

4.                                Г. Я слушаю их с наслаждением, странным, томительным.

5.                                Д. Оглушенный падением, Григорий еле поднялся на ноги.

 

Соотнесите схему и предложение.

1.                                А. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах,  спускался по склону холма.

2.                                Б. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.

3.                                В. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

4.                                Г. Я слушаю их с наслаждением, странным, томительным.

5.                                Д. Оглушенный падением, Григорий еле поднялся на ноги.

Соотнесите схему и предложение.

1.                                А. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах,  спускался по склону холма.

2.                                Б. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.

3.                                В. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

4.                                Г. Я слушаю их с наслаждением, странным, томительным.

5.                                Д. Оглушенный падением, Григорий еле поднялся на ноги.

Соотнесите схему и предложение.

1.                                А. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах,  спускался по склону холма.

2.                                Б. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.

3.                                В. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

4.                                Г. Я слушаю их с наслаждением, странным, томительным.

5.                                Д. Оглушенный падением, Григорий еле поднялся на ноги.

Тест по теме “Обособленные определения”.

1. В каком предложении определение, выраженное причастным оборотом, не обособляется?

1.  Ветер дувший с моря подгонял лодку.

2.  Плох человек ничего не знающий и не пытающийся что-либо узнать.

3.  В воздухе закружилась листва сорванная с деревьев и мелкие сучья.

4.  Над заливом еще не успевшим замерзнуть с криком носились чайки.

5.  Дувший с моря ветер подгонял лодку.

 2. В каком предложении определение не обособляется?

1.   Молодая сосна ровная, стройная красовалась на опушке.

2.  Тишина тягучая и властная овладела лесом.

3.  Ветер злой и холодный запел свою песню.

4.  Тягучая и властная тишина овладела лесом.

5.  Падают яблоки крупные, спелые.

3.   В каком предложении определение обособляется?

1.  В воздухе закружилась сорванная с деревьев листва.

2.  К роднику вела заросшая травой тропинка.

3.  В саду просвеченном солнцем пахло сиренью.

4.  К нам стали подходить гулявшие в парке знакомые.

5.  В просвеченном солнцем саду пахло сиренью.

4. В каком предложении   согласованное определение не обособляется?

1.  Она усталая не могла идти дальше.

2.  Очень усталые мы не могли идти дальше.

3.  Утомленный долгой речью я закрыл глаза.

4.  Вечером пыльные и усталые мы вступили в ворота

 5. На месте каких цифр в предложении ставятся запятые?

В пейзажах Левитана1 изображавших осень2 лучше всего передана печаль прощальных дней3 листьев4 тихо сыплющихся с деревьев5 тихого гудения6 пчел перед холодами7 и предзимнего солнца8 едва пригревающего землю.

Тест по теме “Обособленные определения”.

1. В каком предложении определение, выраженное причастным оборотом, не обособляется?

1.  Ветер дувший с моря подгонял лодку.

2.  Плох человек ничего не знающий и не пытающийся что-либо узнать.

3.  В воздухе закружилась листва сорванная с деревьев и мелкие сучья.

4.  Над заливом еще не успевшим замерзнуть с криком носились чайки.

5.  Дувший с моря ветер подгонял лодку.

 2. В каком предложении определение не обособляется?

1.   Молодая сосна ровная, стройная красовалась на опушке.

2.  Тишина тягучая и властная овладела лесом.

3.  Ветер злой и холодный запел свою песню.

4.  Тягучая и властная тишина овладела лесом.

5.  Падают яблоки крупные, спелые.

3.   В каком предложении определение обособляется?

1.  В воздухе закружилась сорванная с деревьев листва.

2.  К роднику вела заросшая травой тропинка.

3.  В саду просвеченном солнцем пахло сиренью.

4.  К нам стали подходить гулявшие в парке знакомые.

5.  В просвеченном солнцем саду пахло сиренью.

4. В каком предложении   согласованное определение не обособляется?

1.  Она усталая не могла идти дальше.

2.  Очень усталые мы не могли идти дальше.

3.  Утомленный долгой речью я закрыл глаза.

4.  Вечером пыльные и усталые мы вступили в ворота

 5. На месте каких цифр в предложении ставятся запятые?В пейзажах Левитана1 изображавших осень2 лучше всего передана печаль прощальных дней3 листьев4 тихо сыплющихся с деревьев5 тихого гудения6 пчел перед холодами7 и предзимнего солнца8 едва пригревающего землю.



Предварительный просмотр:

Тонкая вода о..блёскивала со..нцем под водой сверкала галька. Камни белые и гла..кие ре..ко и светло отражали со..нце и ж..лтый песок обозначив былую ширь лесно..о ручья. Отпотевший камыш в зав..ди был туг масл..нист  густо зелен. (Из)редка между каме(н)(нн)ыми кругляшами уст..лавшими дно проскальзывал тёмным вёртким телом вьюн к..сой штриховкой прон..сились стаи малявок. Лишь тяжело нависшие с берега вётлы  сопр..тивлялись пожарной силе со..нца. В их густой листве и..дали почти ч..рной гасли яркие тучи. Пела горлинка. Свою п..сенку тонкую и нежную она прерывала вдруг ре..ким  пронзительным вскриком  а потом как (ни) (в) чём (не) бывало длила тоненькую оборва(н)(нн)ую ноту.

  Тонкая вода отблёскивала солнцем, под водой сверкала галька. Камни, белые и гладкие, резко и светло отражали солнце и жёлтый песок, обозначив былую ширь лесного  ручья. Отпотевший камыш в заводи был туг, маслянист, густо зелен. Изредка между каменными кругляшами, устилавшими дно, проскальзывал тёмным вёртким телом вьюн, косой штриховкой проносились стаи малявок. Лишь тяжело нависшие с берега вётлы  сопротивлялись пожарной силе солнца. В их густой листве, издали почти чёрной, гасли яркие тучи. Пела горлинка. Свою песенку, тонкую и нежную, она прерывала вдруг резким, пронзительным вскриком, а потом как ни в чём не бывало длила тоненькую оборванную ноту.

Критерии оценки

«5» выставляется за безошибочную работу.

«4» выставляется при наличии 2 орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических.

«3» выставляется при наличии 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографических и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических.

Соотнесите схему и предложения.

1 – Г;

2 – В;

3 – Д;

4 – А;

5 – Б.

Обособляются следующие согласованные определения.

  1. Определения, которые выражены причастиями с зависимыми словами (причастными оборотами) или прилагательными с зависимыми словами и стоят позади определяемого существительного.

  1. Два или несколько определений без зависимых слов, если они стоят позади определяемого существительного.

  3. Одиночные и распространённые определения, если они относятся к личному местоимению, независимо от их места в предложении.

  4. Определения, выраженные причастиями и прилагательными с зависимыми словами и стоящие впереди определяемого существительного, если говорящий придаёт им причинное или уступительное значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...