Урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме
«Предложения с обособленными определениями» (урок обобщения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse._predlozheniya_s_obosoblennymi_opredeleniyami.doc | 39 КБ |
spisat.docx | 18.12 КБ |
tonkaya_voda_otblyoskivala_solncem.docx | 14.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе
«Предложения с обособленными определениями» (урок обобщения)
Учитель: Плюснина А.С.
Цели урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Предложения с обособленными определениями»; закрепление умения находить и обособлять согласованные и несогласованные определения.
- Вводное слово:
- Какую тему мы с вами изучали на протяжении нескольких уроков? (Обособленные определения).
- В оглавлении учебника найдите параграфы, которые относятся к одной теме. Прочитайте их названия и подумайте, все ли мы рассмотрели по данной теме?
- Какими могут быть цели нашего урока? (Обобщить знания по обособленным определениям).
- Подготовка к работе:
*Тема на доске.
- Работа с текстом:
– На партах у каждого текст, в котором пропущены буквы и знаки препинания. Ваша задача списать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.
Тонкая вода о..блёскивала со..нцем под водой сверкала галька. Камни белые и гла..кие ре..ко и светло отражали со..нце и ж..лтый песок обозначив былую ширь лесно..о ручья. Отпотевший камыш в зав..ди был туг масл..нист густо зелен. (Из)редка между каме(н)(нн)ыми кругляшами уст..лавшими дно проскальзывал тёмным вёртким телом вьюн к..сой штриховкой прон..сились стаи малявок. Лишь тяжело нависшие с берега вётлы сопр..тивлялись пожарной силе со..нца.
В их густой листве и..дали почти ч..рной гасли яркие тучи. Пела горлинка. Свою п..сенку тонкую и нежную она прерывала вдруг ре..ким пронзительным вскриком а потом как (ни) (в) чём (не) бывало длила тоненькую оборва(н)(нн)ую ноту. (до 15 мин.)
*Самостоятельно работают.
В паре: взаимопроверка (Слайд 1: полный текст на экране).
II. Задания по тексту:
- Укажите номера предложений с обособленными определениями (2,4,6,8).
- Составьте их схему, указав ней условие обособления
(*Один работает на закрытой доске, остальные самостоятельно).
- Найдите сложные предложения (1,4)
- Найдите предложение, в котором есть согласованное определение (5).
- Почему оно не обособлено? (Оно не обособлено, так как причастный оборот стоит перед главным словом).
- Перестройте это предложение так, чтобы согласованное определение стало обособленным, составьте его схему (* Один работает у доски).
Схема:
- Закончили работу. Что мы повторили во время работы с текстом?
III . Исследовательская работа:
- Вам предлагается небольшая исследовательская работа: вы видите схемы и предложения; ваша задача к каждой схеме подобрать соответствующее предложение (*Самостоятельно на распечатках, один у доски).
- А. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма.
- Б. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.
- В. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
- Г. Я слушаю их с наслаждением, странным, томительным.
- Д. Оглушенный падением, Григорий еле поднялся на ноги.
- Проверим работу (на экране ответы):
Слайд 2: 1 – Г;
2 – В;
3 – Д;
4 – А;
5 – Б.
- При каких условиях обособляется определение?
Слайд 3
IV.Тест.
Вашему вниманию предлагается небольшой тест по теме “Обособленные определения”.
1. В каком предложении определение, выраженное причастным оборотом, не обособляется?
1. Ветер дувший с моря подгонял лодку.
2. Плох человек ничего не знающий и не пытающийся что-либо узнать.
3. В воздухе закружилась листва сорванная с деревьев и мелкие сучья.
4. Над заливом еще не успевшим замерзнуть с криком носились чайки.
5. Дувший с моря ветер подгонял лодку.
2. В каком предложении определение не обособляется?
1. Молодая сосна ровная, стройная красовалась на опушке.
2. Тишина тягучая и властная овладела лесом.
3. Ветер злой и холодный запел свою песню.
4. Тягучая и властная тишина овладела лесом.
5. Падают яблоки крупные, спелые.
3. В каком предложении определение обособляется?
1. В воздухе закружилась сорванная с деревьев листва.
2. К роднику вела заросшая травой тропинка.
3. В саду просвеченном солнцем пахло сиренью.
4. К нам стали подходить гулявшие в парке знакомые.
5. В просвеченном солнцем саду пахло сиренью.
4. В каком предложении согласованное определение не обособляется?
1. Она усталая не могла идти дальше.
2. Очень усталые мы не могли идти дальше.
3. Утомленный долгой речью я закрыл глаза.
4. Вечером пыльные и усталые мы вступили в ворота
5. На месте каких цифр в предложении ставятся запятые?
В пейзажах Левитана1 изображавших осень2 лучше всего передана печаль прощальных дней3 листьев4 тихо сыплющихся с деревьев5 тихого гудения6 пчел перед холодами7 и предзимнего солнца8 едва пригревающего землю.
V. Итоги урока:
- Что мы сегодня повторили?
- Какие условия обособления определений есть?
VI. Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Списать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.
Тонкая вода о..блёскивала со..нцем под водой сверкала галька. Камни белые и гла..кие ре..ко и светло отражали со..нце и ж..лтый песок обозначив былую ширь лесно..о ручья. Отпотевший камыш в зав..ди был туг масл..нист густо зелен. (Из)редка между каме(н)(нн)ыми кругляшами уст..лавшими дно проскальзывал тёмным вёртким телом вьюн к..сой штриховкой прон..сились стаи малявок. Лишь тяжело нависшие с берега вётлы сопр..тивлялись пожарной силе со..нца. В их густой листве и..дали почти ч..рной гасли яркие тучи. Пела горлинка. Свою п..сенку тонкую и нежную она прерывала вдруг ре..ким пронзительным вскриком а потом как (ни) (в) чём (не) бывало длила тоненькую оборва(н)(нн)ую ноту.
Списать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.
Тонкая вода о..блёскивала со..нцем под водой сверкала галька. Камни белые и гла..кие ре..ко и светло отражали со..нце и ж..лтый песок обозначив былую ширь лесно..о ручья. Отпотевший камыш в зав..ди был туг масл..нист густо зелен. (Из)редка между каме(н)(нн)ыми кругляшами уст..лавшими дно проскальзывал тёмным вёртким телом вьюн к..сой штриховкой прон..сились стаи малявок. Лишь тяжело нависшие с берега вётлы сопр..тивлялись пожарной силе со..нца. В их густой листве и..дали почти ч..рной гасли яркие тучи. Пела горлинка. Свою п..сенку тонкую и нежную она прерывала вдруг ре..ким пронзительным вскриком а потом как (ни) (в) чём (не) бывало длила тоненькую оборва(н)(нн)ую ноту.
Списать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.
Тонкая вода о..блёскивала со..нцем под водой сверкала галька. Камни белые и гла..кие ре..ко и светло отражали со..нце и ж..лтый песок обозначив былую ширь лесно..о ручья. Отпотевший камыш в зав..ди был туг масл..нист густо зелен. (Из)редка между каме(н)(нн)ыми кругляшами уст..лавшими дно проскальзывал тёмным вёртким телом вьюн к..сой штриховкой прон..сились стаи малявок. Лишь тяжело нависшие с берега вётлы сопр..тивлялись пожарной силе со..нца. В их густой листве и..дали почти ч..рной гасли яркие тучи. Пела горлинка. Свою п..сенку тонкую и нежную она прерывала вдруг ре..ким пронзительным вскриком а потом как (ни) (в) чём (не) бывало длила тоненькую оборва(н)(нн)ую ноту.
Соотнесите схему и предложение.
1. А. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма.
2. Б. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.
3. В. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
4. Г. Я слушаю их с наслаждением, странным, томительным.
5. Д. Оглушенный падением, Григорий еле поднялся на ноги.
Соотнесите схему и предложение.
1. А. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма.
2. Б. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.
3. В. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
4. Г. Я слушаю их с наслаждением, странным, томительным.
5. Д. Оглушенный падением, Григорий еле поднялся на ноги.
Соотнесите схему и предложение.
1. А. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма.
2. Б. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.
3. В. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
4. Г. Я слушаю их с наслаждением, странным, томительным.
5. Д. Оглушенный падением, Григорий еле поднялся на ноги.
Соотнесите схему и предложение.
1. А. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма.
2. Б. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.
3. В. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
4. Г. Я слушаю их с наслаждением, странным, томительным.
5. Д. Оглушенный падением, Григорий еле поднялся на ноги.
Соотнесите схему и предложение.
1. А. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма.
2. Б. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.
3. В. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
4. Г. Я слушаю их с наслаждением, странным, томительным.
5. Д. Оглушенный падением, Григорий еле поднялся на ноги.
Соотнесите схему и предложение.
1. А. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма.
2. Б. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.
3. В. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
4. Г. Я слушаю их с наслаждением, странным, томительным.
5. Д. Оглушенный падением, Григорий еле поднялся на ноги.
Тест по теме “Обособленные определения”.
1. В каком предложении определение, выраженное причастным оборотом, не обособляется?
1. Ветер дувший с моря подгонял лодку.
2. Плох человек ничего не знающий и не пытающийся что-либо узнать.
3. В воздухе закружилась листва сорванная с деревьев и мелкие сучья.
4. Над заливом еще не успевшим замерзнуть с криком носились чайки.
5. Дувший с моря ветер подгонял лодку.
2. В каком предложении определение не обособляется?
1. Молодая сосна ровная, стройная красовалась на опушке.
2. Тишина тягучая и властная овладела лесом.
3. Ветер злой и холодный запел свою песню.
4. Тягучая и властная тишина овладела лесом.
5. Падают яблоки крупные, спелые.
3. В каком предложении определение обособляется?
1. В воздухе закружилась сорванная с деревьев листва.
2. К роднику вела заросшая травой тропинка.
3. В саду просвеченном солнцем пахло сиренью.
4. К нам стали подходить гулявшие в парке знакомые.
5. В просвеченном солнцем саду пахло сиренью.
4. В каком предложении согласованное определение не обособляется?
1. Она усталая не могла идти дальше.
2. Очень усталые мы не могли идти дальше.
3. Утомленный долгой речью я закрыл глаза.
4. Вечером пыльные и усталые мы вступили в ворота
5. На месте каких цифр в предложении ставятся запятые?
В пейзажах Левитана1 изображавших осень2 лучше всего передана печаль прощальных дней3 листьев4 тихо сыплющихся с деревьев5 тихого гудения6 пчел перед холодами7 и предзимнего солнца8 едва пригревающего землю.
Тест по теме “Обособленные определения”.
1. В каком предложении определение, выраженное причастным оборотом, не обособляется?
1. Ветер дувший с моря подгонял лодку.
2. Плох человек ничего не знающий и не пытающийся что-либо узнать.
3. В воздухе закружилась листва сорванная с деревьев и мелкие сучья.
4. Над заливом еще не успевшим замерзнуть с криком носились чайки.
5. Дувший с моря ветер подгонял лодку.
2. В каком предложении определение не обособляется?
1. Молодая сосна ровная, стройная красовалась на опушке.
2. Тишина тягучая и властная овладела лесом.
3. Ветер злой и холодный запел свою песню.
4. Тягучая и властная тишина овладела лесом.
5. Падают яблоки крупные, спелые.
3. В каком предложении определение обособляется?
1. В воздухе закружилась сорванная с деревьев листва.
2. К роднику вела заросшая травой тропинка.
3. В саду просвеченном солнцем пахло сиренью.
4. К нам стали подходить гулявшие в парке знакомые.
5. В просвеченном солнцем саду пахло сиренью.
4. В каком предложении согласованное определение не обособляется?
1. Она усталая не могла идти дальше.
2. Очень усталые мы не могли идти дальше.
3. Утомленный долгой речью я закрыл глаза.
4. Вечером пыльные и усталые мы вступили в ворота
5. На месте каких цифр в предложении ставятся запятые?В пейзажах Левитана1 изображавших осень2 лучше всего передана печаль прощальных дней3 листьев4 тихо сыплющихся с деревьев5 тихого гудения6 пчел перед холодами7 и предзимнего солнца8 едва пригревающего землю.
Предварительный просмотр:
Тонкая вода о..блёскивала со..нцем под водой сверкала галька. Камни белые и гла..кие ре..ко и светло отражали со..нце и ж..лтый песок обозначив былую ширь лесно..о ручья. Отпотевший камыш в зав..ди был туг масл..нист густо зелен. (Из)редка между каме(н)(нн)ыми кругляшами уст..лавшими дно проскальзывал тёмным вёртким телом вьюн к..сой штриховкой прон..сились стаи малявок. Лишь тяжело нависшие с берега вётлы сопр..тивлялись пожарной силе со..нца. В их густой листве и..дали почти ч..рной гасли яркие тучи. Пела горлинка. Свою п..сенку тонкую и нежную она прерывала вдруг ре..ким пронзительным вскриком а потом как (ни) (в) чём (не) бывало длила тоненькую оборва(н)(нн)ую ноту.
Тонкая вода отблёскивала солнцем, под водой сверкала галька. Камни, белые и гладкие, резко и светло отражали солнце и жёлтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья. Отпотевший камыш в заводи был туг, маслянист, густо зелен. Изредка между каменными кругляшами, устилавшими дно, проскальзывал тёмным вёртким телом вьюн, косой штриховкой проносились стаи малявок. Лишь тяжело нависшие с берега вётлы сопротивлялись пожарной силе солнца. В их густой листве, издали почти чёрной, гасли яркие тучи. Пела горлинка. Свою песенку, тонкую и нежную, она прерывала вдруг резким, пронзительным вскриком, а потом как ни в чём не бывало длила тоненькую оборванную ноту.
Критерии оценки
«5» выставляется за безошибочную работу.
«4» выставляется при наличии 2 орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических.
«3» выставляется при наличии 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографических и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических.
Соотнесите схему и предложения.
1 – Г;
2 – В;
3 – Д;
4 – А;
5 – Б.
Обособляются следующие согласованные определения.
- Определения, которые выражены причастиями с зависимыми словами (причастными оборотами) или прилагательными с зависимыми словами и стоят позади определяемого существительного.
- Два или несколько определений без зависимых слов, если они стоят позади определяемого существительного.
3. Одиночные и распространённые определения, если они относятся к личному местоимению, независимо от их места в предложении.
4. Определения, выраженные причастиями и прилагательными с зависимыми словами и стоящие впереди определяемого существительного, если говорящий придаёт им причинное или уступительное значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....