Конспект урока по теме: "Буквы и, у, а после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект
урока по русскому языку
в 5 классе
Каширина Оксана Викторовна
учитель русского языка и литературы
2012-2013 уч.г.
Тема урока: «Правописание букв и, у, а после шипящих»
Цель урока: формировать навык правильного написания слов с этой орфограммой и слов-исключений.
Задачи:
- обучающая: познакомить с правилом написания и, у, а после шипящих;
- развивающая: способствовать овладению культурой устной речи, формировать умение высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения; развивать навык пользования орфографическим словарем;
- воспитательная: воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков работы в группе.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания. Орфографический диктант по упр. 49, объяснение орфограмм.
Легкие крылья, звенят счастливо, мелькают радостно, перья на грудках, сладкий мед.
Карточка №1
Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Лишнее слово подчеркните.
Влас..ный, вя..кий, гиган..ский, со..нце.
Карточка №2
Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Лишнее слово подчеркните.
Гря..ка, у..кий, ненас..ный, сугро.. .
- Работа по теме урока.
- Чтение стихотворения, записанного на доске.
Жили два медвежонка в чащобе глухой.
И один был хороший, другой был плохой,
И хороший твердил свое: «Дважды один»,
А плохой все немытый ходил.
Найти в тексте всегда твердые и всегда мягкие шипящие согласные и записать их
в [ ]. Подчеркнуть всегда твердые согласные одной чертой, а всегда мягкие – двумя. (Всегда твердые - [ж], [ш], [ц]; всегда мягкие - [ч], [щ]).
- Знакомство с орфограммой №5 и правилом на стр. 22. запись в грамматическую тетрадь слов жюри, брошюра, парашют. Выяснение их значения по толковому словарю учебника. (стр.301) составление и запись предложений с этими словами.
Брошюра- брошь- игла (франц.)
Жюри-жюри-клятва, присяга на верность.
Парашют-пара- против (греч.)
шют- падение (франц.)
Брошюра- небольшая книжка, где листы скреплены металлическими скрепками.
Жюри- собрание судей (в спорте, конкурсах)
Парашют- устройство для спуска по воздуху в виде купола со стропами, изготовлено из высококачественного шелка.
Составить со словами предложения, подчеркнуть орфограммы
- Запись под диктовку.
Чудный, навещу, хороши, ежик, роща, лыжи, карандашик, ощупать, журчит, чужой, сшить, чаща.
Обозначить графически ту морфему, в которой есть орфограмма №5.
- Тренировочные упражнения.
1. Списать стихотворение, вставить пропущенные буквы, орфограмму №5 обозначить.
Садись на камень под сосну,
Лесную слушай тиш..ну.
Ж..рчит, л..печет ручеек
О том, что путь д..лек, д..лек.
Упала ш..шка, скрипнул сук,
Ж..жжит, ж..жжит т..желый жук.
2. Упр.50. Записать слова, распределяя их в три столбика: слова с и после шипящих (ши), слова с у после шипящих (щу), слова с а после шипящих (ча).
3. Чтение сказки.
Про шипящие
Сказка
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали, искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот обиженные, усталые, голодные, спотыкаясь, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, и после Ж, Ш, Ч, Щ пишутся И, У, А.
( Книга «Занимательная грамматика», составители Е.Г.Бурлак, И.Н.Прокопенко, Донецк, ПКФ «БАО», 1997г., стр.45)
- Какую орфограмму вы услышали в сказке?
- Работа с таблицей.
Вид орфограммы в корне | Примеры |
Буквы и, у, а после шипящих |
Учащиеся должны заполнить таблицу примерами.
V. Подведение итогов.
- С какой новой орфограммой вы сегодня познакомились?
- Расскажите о правописании букв и, у, а после шипящих.
- С какими орфограммами вам ещё пришлось работать в течение урока?
VI. Домашнее задание. Выучить правило на странице 22, выполнить упражнение №53
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме:"Буквы Ы-И после Ц"
Урок разработан для учащихся 5 класса...
Конспект урока по теме "буквы О-Ё после шипящих"
Урок по теме "Буквы О-Ё после шипящих " представляет собой урок повторения и знакомства с новым материалом на основе уже изученного материала.Постороен в виде путешествия, с применением современных пе...
Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс
Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...
Конспект урока по теме «Буквы о — ё после шипящих в корне» в 5 классе.
Подробный конспект урока русского языка в 5 классе.Учебник Т.А. Ладыженской....
конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"
Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости....
Конспект урока по ФГОС "Гласные и,у,а после шипящих"
Этот урок был проведен в кожуунном МО учителей русского языка и литературы...
Конспект урока « Буквы о,е на конце наречий, после шипящих»
Представленный конспект урока предназначен для учеников 7 класса. Данный материал разработан к учебнику под ред. М.М. Разумовской и др. Главная задача урока: изучить правописание суффиксов нареч...