Конспект урока по теме:"Буквы Ы-И после Ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок разработан для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_bukvy_y-i_posle_c.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Буквы Ы-И после Ц».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: 

  1. знать условия выбора Ы-И в корнях после Ц, в суффиксах и  окончаниях.
  2. уметь обосновывать этот выбор, находить орфограммы в морфемах.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего теста.

А) Найдите слово с буквой А

0)  подр__с                                  3) Р__стов

  1. выр__стать                             4) Р__стислав
  2. пор__сль                                5) прир__ст

Б) Найдите слово с буквой О

  1.  произр__стать                      5) насл__ждение
  2. пол__жить                             6) нал__гать
  3. прил__гать                             7) прир__щение
  4. выр__щивать                         8) изл__гать
  5. р__стить

В) Найдите слово- исключение

          0)  р__сток                                   3)   р__стение    

          1)  выр__стать                             4)   р__стительный

  1. подр__щивать                        5)  ср__стись

Г) Найдите приставку с буквой З на конце

  1. ра__писание                          3) ра__толкать
  1. ра__суждение                       4) ра__свет
  2. ра__резать                             5) ра__цвет

Д) Найдите приставку с буквой С на конце

  1. ра__дать                                 3) бе__радостный
  2. и__зябнуть                             4) бе__звучный
  3. ра__пустить                           5) ра__бить

Е) Найдите слово- исключение

  1. крыж__вник                           3) ж__лтый
  2. ч__рт                                      4) ч__рный
  3. ш__лк                                     5) ж__рдочка

Ж) Найдите слово с буквой О

  1. ж__лудь                                  3) пч__лы
  2. ш__мпол                                 4) ш__л
  3. ш__пот                                    5) ж__рнов

З) Найдите слово с буквой Ё

  1. щ__лкать                                3) ш__рох
  2. ш__к                                        4) ш__фер
  3. ш__в                                        5) ш__колад

  1. Запись даты в тетради, постановка целей урока.
  2. Работа с новым материалом:

А) Проблемный вопрос?

Почему в одних столбиках слова написаны с буквой И, а  в других с буквой Ы?

ЦИФРА

ЦИРК

ЦИРКУЛЬ

ЦИТРУС

МИЛИЦИЯ

АКАЦИЯ

ДЕЛЕГАЦИЯ

ЛЕКЦИЯ

ПТИЦЫН

КУРИЦЫН

СИНИЦЫН

ВОЛЧИЦЫН

КРУГЛОЛИЦЫЙ

МОЛОДЦЫ

ОВЦЫ

ГОРЦЫ

Б) Запись в тетрадь слов- исключений: цыган, цыпочки, цыпленок, цыкнуть, цыц (составить с ними предложение).

В) материал для наблюдений в учебнике

Г) вывод: буква И после Ц  пишется в корне слова, в окончаниях на ЦИЯ. Буква Ы пишется в суффиксах и окончаниях и в словах- исключениях.

  1. Составление алгоритма:
  1. Читаю слово.
  2. Проверяю, не является ли это слово исключением.
  3. Если слово оканчивается на ЦИЯ, ставлю И.
  4. Определяю, в какой части слова пропущена орфограмма.
  5. Если это корень, ставлю И.
  6. Если это суффикс или окончание, ставлю Ы.
  7. Пишу слово.

  1. Работа по учебнику:

Упражнение 446 (устно цепочкой по составленному алгоритму).

Упражнение 447 (работа в парах. 1 пара- 1 абзац, 2 пара- 2 абзац). Представители от пары делают фонетический и морфемный разборы.

7. Игра «Следопыт»

  1. Какая часть слова называется корень?
  2. Какая часть слова называется приставка?
  3. Какая часть слова называется суффикс?
  4. Какая часть слова называется окончание?
  5. Что входит в основу слова?
  6. Сделайте фонетический разбор слова её.
  7. Сделайте морфемный разбор слова подорожник.
  8. Расставьте знаки препинания в предложении

Сегодня хорошая погода сказала мама.

  1. Расставьте знаки препинания в предложении

Иван спросил Как тебе живется на даче.

  1.  Расставьте знаки препинания в предложении

На лугу росли красивые цветы васильки ромашки.

8. Работа на интерактивной доске.

А) работа со словами.

Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

Ра__чертить, в__дыхать, во__становить, __бить, __десь, ра__будить. Предл__жение, сл__жение, изл__гать, предл__гать, изл__жение.

Выр__сти, подр__сли, подр__стать, выр__щивать, р__сток.

Ж__лтый, ч__рточка, капюш__н, ш__л, зайч__нок.

Ц__пленок, ц__фра, полиц__я,  сестриц__н, с улиц__.

Б) узнайте и запишите слово:

  1. твердый покров некоторых животных (панцирь)
  2. коврик, сплетенный из соломы (циновка)
  3. основной закон государства (конституция)
  4. инструмент для вычерчивания окружности (циркуль)
  5. плодовые растения, к которым относятся апельсин и мандарин (цитрусовые).

9. Итог урока. Оценки за урок.

10. Домашнее задание: упражнение 448, стр. 183 вопросы 1-11. Индивидуальное задание: повторить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "буквы О-Ё после шипящих"

Урок по теме "Буквы О-Ё после шипящих " представляет собой урок повторения и знакомства с новым материалом на основе уже изученного материала.Постороен в виде путешествия, с применением современных пе...

Конкурсный урок по теме Буквы И-Ы после Ц

Конкурсный урок по теме Буквы И-Ы после Ц...

Конспект урока русского языка "Буквы И-Ы после Ц"

В сценарии урока представлены различные формы работы с учащимися, позволяющими закрепить знания, умения и навыки по теме "Буквы И-Ы после Ц"...

Конспект урока по теме «Буквы о — ё после шипящих в корне» в 5 классе.

Подробный конспект урока русского языка в 5 классе.Учебник Т.А. Ладыженской....

Технологическая карта урока по теме: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»

Цели: 1. Формирование УУД при изучении темы «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных».2. Изучение  и закрепление нового материала по теме урока.Планируемые результаты:Предме...

Конспект урока 5 класс «БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»

КОНСПЕКТ УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: «БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»...