Конспект урока по теме:"Буквы Ы-И после Ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Буквы Ы-И после Ц».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель:
- знать условия выбора Ы-И в корнях после Ц, в суффиксах и окончаниях.
- уметь обосновывать этот выбор, находить орфограммы в морфемах.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Проверка домашнего теста.
А) Найдите слово с буквой А
0) подр__с 3) Р__стов
- выр__стать 4) Р__стислав
- пор__сль 5) прир__ст
Б) Найдите слово с буквой О
- произр__стать 5) насл__ждение
- пол__жить 6) нал__гать
- прил__гать 7) прир__щение
- выр__щивать 8) изл__гать
- р__стить
В) Найдите слово- исключение
0) р__сток 3) р__стение
1) выр__стать 4) р__стительный
- подр__щивать 5) ср__стись
Г) Найдите приставку с буквой З на конце
- ра__писание 3) ра__толкать
- ра__суждение 4) ра__свет
- ра__резать 5) ра__цвет
Д) Найдите приставку с буквой С на конце
- ра__дать 3) бе__радостный
- и__зябнуть 4) бе__звучный
- ра__пустить 5) ра__бить
Е) Найдите слово- исключение
- крыж__вник 3) ж__лтый
- ч__рт 4) ч__рный
- ш__лк 5) ж__рдочка
Ж) Найдите слово с буквой О
- ж__лудь 3) пч__лы
- ш__мпол 4) ш__л
- ш__пот 5) ж__рнов
З) Найдите слово с буквой Ё
- щ__лкать 3) ш__рох
- ш__к 4) ш__фер
- ш__в 5) ш__колад
- Запись даты в тетради, постановка целей урока.
- Работа с новым материалом:
А) Проблемный вопрос?
Почему в одних столбиках слова написаны с буквой И, а в других с буквой Ы?
ЦИФРАЦИРК ЦИРКУЛЬ ЦИТРУС | МИЛИЦИЯАКАЦИЯДЕЛЕГАЦИЯЛЕКЦИЯ | ПТИЦЫН КУРИЦЫНСИНИЦЫН ВОЛЧИЦЫН | КРУГЛОЛИЦЫЙ МОЛОДЦЫ ОВЦЫ ГОРЦЫ |
Б) Запись в тетрадь слов- исключений: цыган, цыпочки, цыпленок, цыкнуть, цыц (составить с ними предложение).
В) материал для наблюдений в учебнике
Г) вывод: буква И после Ц пишется в корне слова, в окончаниях на ЦИЯ. Буква Ы пишется в суффиксах и окончаниях и в словах- исключениях.
- Составление алгоритма:
- Читаю слово.
- Проверяю, не является ли это слово исключением.
- Если слово оканчивается на ЦИЯ, ставлю И.
- Определяю, в какой части слова пропущена орфограмма.
- Если это корень, ставлю И.
- Если это суффикс или окончание, ставлю Ы.
- Пишу слово.
- Работа по учебнику:
Упражнение 446 (устно цепочкой по составленному алгоритму).
Упражнение 447 (работа в парах. 1 пара- 1 абзац, 2 пара- 2 абзац). Представители от пары делают фонетический и морфемный разборы.
7. Игра «Следопыт»
- Какая часть слова называется корень?
- Какая часть слова называется приставка?
- Какая часть слова называется суффикс?
- Какая часть слова называется окончание?
- Что входит в основу слова?
- Сделайте фонетический разбор слова её.
- Сделайте морфемный разбор слова подорожник.
- Расставьте знаки препинания в предложении
Сегодня хорошая погода сказала мама.
- Расставьте знаки препинания в предложении
Иван спросил Как тебе живется на даче.
- Расставьте знаки препинания в предложении
На лугу росли красивые цветы васильки ромашки.
8. Работа на интерактивной доске.
А) работа со словами.
Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.
Ра__чертить, в__дыхать, во__становить, __бить, __десь, ра__будить. Предл__жение, сл__жение, изл__гать, предл__гать, изл__жение.
Выр__сти, подр__сли, подр__стать, выр__щивать, р__сток.
Ж__лтый, ч__рточка, капюш__н, ш__л, зайч__нок.
Ц__пленок, ц__фра, полиц__я, сестриц__н, с улиц__.
Б) узнайте и запишите слово:
- твердый покров некоторых животных (панцирь)
- коврик, сплетенный из соломы (циновка)
- основной закон государства (конституция)
- инструмент для вычерчивания окружности (циркуль)
- плодовые растения, к которым относятся апельсин и мандарин (цитрусовые).
9. Итог урока. Оценки за урок.
10. Домашнее задание: упражнение 448, стр. 183 вопросы 1-11. Индивидуальное задание: повторить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "буквы О-Ё после шипящих"
Урок по теме "Буквы О-Ё после шипящих " представляет собой урок повторения и знакомства с новым материалом на основе уже изученного материала.Постороен в виде путешествия, с применением современных пе...
Конспект урока по теме: "Буквы и, у, а после шипящих"
Урок изучения нового материала...
Конкурсный урок по теме Буквы И-Ы после Ц
Конкурсный урок по теме Буквы И-Ы после Ц...
Конспект урока русского языка "Буквы И-Ы после Ц"
В сценарии урока представлены различные формы работы с учащимися, позволяющими закрепить знания, умения и навыки по теме "Буквы И-Ы после Ц"...
Конспект урока по теме «Буквы о — ё после шипящих в корне» в 5 классе.
Подробный конспект урока русского языка в 5 классе.Учебник Т.А. Ладыженской....
Технологическая карта урока по теме: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»
Цели: 1. Формирование УУД при изучении темы «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных».2. Изучение и закрепление нового материала по теме урока.Планируемые результаты:Предме...
Конспект урока 5 класс «БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»
КОНСПЕКТ УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: «БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»...