Конспект урока по ФГОС "Гласные и,у,а после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Этот урок был проведен в кожуунном МО учителей русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_konstruirovaniya_uroka.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет – Русский язык
Класс - 5
Тема урока - Гласные и,у,а после шипящих.
Цель урока: Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и,у а после шипящих, отработать умения правильно писать гласные и,у,а после шипящих.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Знать правило написания букв и,у,а после шипящих и слова-исключения; уметь правильно писать слова с буквами и,у,а после шипящих и слова-исключения, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарём.
Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию.
Словарь урока: Орфограмма
Ресурсы урока: учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова и др., 2014г; Презентация по теме урока; Компьютер, экран, проектор.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формы организации
взаимоконтроля
УУД
1
Оргмомент
-Здравствуйте, ребята!
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Много предстоит узнать.
Постарайтесь все понять.
Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
Фронтальная
2
Мотивация
-Сегодня мы отправляемся в путешествие. А на чем мы отправимся? Посмотрите на доску (На экране изображение поезда)
-Верно, на веселом паровозе.
Слайд №1
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.
Фронтальная
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу
Регулятивные: формирование волевого качества.
3
Актуализация знаний
Слайд№2
Чтоб ходу паровозу набрать,
Слово вам предстоит прочитать.
Я думаю, это нетрудный вопрос :
Слово сложи из веселых колес.
(Щ,Н,О,Ч,И,А)
-Правильно, мы должны сегодня добраться до станции Чащино.
-А пока наш паровозик подъехал к станции «Вспоминай-ка»
Слайд№3
Слайд№4(Пословицы с пропущенным словом. Во всех трех словах орфограмма «Непроизносимый согласный в корне»)
- Посмотрите, ребята, сколько на станции пассажиров, Если вы верно отгадаете пропущенные слова, то только тогда они смогут сесть в вагон паровозика.
-А какое из этих слов нельзя проверить, а нужно запомнить?
-Молодцы, ребята! Всех усадили в вагоны! А теперь отправляемся на станцию «Узнавай-ка».
Слайд№5
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.
Смотрят на экран. Отгадывают слово.
Работают с пословицами, записываю их, слушают друг друга, поправляют, беседуют с учителем.
Фронтальная
Личностные: повышение мотивации к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляются для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения
Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
4
Целеполагание.
Слайд№6
-Перед вами схема. Подумайте и попробуйте ее объяснить.
-Кто догадался, как звучит тема нашего урока? И давайте попробуйте сформулировать цели нашего сегодняшнего урока?
Слайд №7
Объясняют схему. Слушают друг друга, дополняют.
Формулируют тему урока и цели. Записывают тему себе в тетради.
Создание проблемной ситуации.
Групповая
Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий
Познавательные:воспринимают информацию, представленную в схематичной форме.
5
Открытие новых знаний
-А паровозик наш тем временем прибыл на нашу станцию –Чащино. Слайд №8
От нее недалеко находится небольшая чаща и озеро, в которых живут звери, птицы, в названиях которых мы и встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих. Теперь нам нужно сформулировать это правило.
Слайд №9
- Но есть, ребята, исключения: брошюра, жюри, парашют. Слайд №10
-Запишите эти слова в словарик и запомните как они пишутся.
Дети
Отвечают на вопросы;
Формулируют правило, а затем сравнивают ответ со слайдом.
Записывают слова в словарь.
Наблюдение над языком. Фронтальная.
Индивидуальная.
Личностные: приобретают новые ЗУН, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Физкультминутка:
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо! И еще
Через левое плечо!
6
Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
-Придумайте и запишите слова с данными сочетаниями.
-Найдите и запишите в тетради слова с нашим сегодняшним правилом. Слайд №11
-Давайте попробуем с вами заполнить таблицу
(таблица начерчена на ватмане, заполнен только первый столбик, остальные три заполняются совместно с учащимися)
Сочета-
ние
Буква,
которую пишем
Буква,
которую слышим
Объяснение
ЖИ / ШИ
ЧА / ЩА
ЧУ / ЩУ
Придумывают и записывают слова.
Работают с заданием.
Заполняют таблицу
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения
7
Рефлексия
- Итак, ребята, молодцы! Славно сегодня поработали. Посмотрите, пожалуйста, перед вами вам уже знакомое дерево, а точнее его ствол. На ваших партах листочки: желтые обозначают, что правило вы усвоили лучше, чем в начальной школе; зеленые – вам что-то осталось непонятным; подойдите к дереву и приклейте нужный для вас листок.
Приклеивают листочки. Обсуждение непонятных моментов.
Индивидуальная
Личностные: понимают в чем значение знаний для человека
Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
8
Домашнее задание
Выполнить задание по карточкам. Списать, обозначив изученную орфограмму.
Ветер упал, точно крылья слож.л. Ночным душ.стым теплом повеяло от земли. Лодка отч.лила и понеслась по быстрой реке. Словно на прощ.ние примчались звуки старинного вальса. Я поч.вствовала себя сч.стливым. Лучи гасли один за другим. Последний луч вонзился в ч.щу ветвей. На небе ярко свекнула, как ж.вописный глаз, первая звездочка.
Записывают домашнее задание
Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе
«Буквы И, У, А после шипящих»
По учебнику Т.А. Ладыженской.
ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ: познакомить с правилами написания гласных И, У, А после шипящих; развивать орфографическую зоркость; мотивировать к изучению русского языка.
ЭТАПЫ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
Организац. | Приветствует. Настраивает на работу | Демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная | — формирование положительного отношения к учению
— учебно-познавательный интерес
— формирование волевого качества |
Взаимопров. д/з | Просит учащихся поменяться тетрадями с соседом по парте, проверить домашнее упражнение, исправить ошибки и подписать свою фамилию карандашом (если ошибок нет, то поставить «0»).
Собирает тетради с домашним заданием | Меняются тетрадями, проверяют ошибки. Сдают тетради | Парная | — Формировать готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни
— адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
|
Разминка с элементами проверки д/з | Показывает на доске пословицы. Даёт задание: восстановить пословицы, вставив пропущенное слово (устно). Во всех трёх пропущенных слова х орфограмма «Непроизносимый согласный в корне».
1) Без кота мышам … (праздник) 2) … (сердце) матери греет лучше солнца 3) Человек трудолюбивый – самый … (счастливый)
— Какое из этих слов нельзя проверить, а нужно запомнить? (Праздник)
| Слушают учителя. Читают пословицы. Отгадывают пропущенное слово, проверяют его на наличие орфограммы. Отвечают | Фронтальная | — планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
— выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме
— вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
Работа над темой урока | — Посмотрите на схему. Подумайте и попробуйте её объяснить. Ж Ч Ш Щ И У А Ж Ч Ш Щ Ы Ю Я Например: щука, живот, чаша
Исключения: брошюра, жюри, парашют
— Запишите слова-исключения в словарик
— Найдите и запишите в тетради слова с нашим сегодняшним правилом.
— Чудак! То, что ты мне рассказал про щуку, поющую частушки в чуме, полная чушь! — Зато ты чуть живот не надорвал со смеху…
| Начинают оформлять классную запись (число, «классная работа», тема урока).
Объясняют схему. Слушают друг друга, дополняют. Записывают словарные слова.
Выписывают из текста нужные слова. Отвечают. | Фронтальная. Индивидуальная | — способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи
— стремление к соблюдению этически-моральных норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним
— принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками
— вносить необходимые коррективы в действия
— выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
— понимать информацию, представленную в разных формах
|
Самост. работа | Даёт задание: выполнить упр. 53 (можно использовать черновик). Текст в тетради должен быть написан аккуратно.
Просит нескольких желающих прочитать получившиеся тексты | Выполняют упражнение.
Несколько учащихся читают тексты вслух | Индивидуальная | — способность организовать самостоятельную учебную деятельность
— планировать свое действие в соответствии с задачей
— готовность использовать ЗУН в учебной деятельности
— стремление к соблюдению этически-моральных норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним
|
Рефлексия | Просит подвести итоги и оценить свою работу на занятии | Оценивают свою деятельность на уроке
| Фронтальная | — способность оценивать свою деятельность |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: пар. 11, составить предложения со словами исключениями, самостоятельно изучить 12 параграф. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"
Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....
Урок-путешествие "Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
Урок русского языка в 6 классе. Идея урока-путешествия дает возможность связать русский язык и литературу, включить элементы краеведения, а так же помогает формировать у учащихся бережное отношение к ...
Конспект урока по теме "буквы О-Ё после шипящих"
Урок по теме "Буквы О-Ё после шипящих " представляет собой урок повторения и знакомства с новым материалом на основе уже изученного материала.Постороен в виде путешествия, с применением современных пе...
Урок в 6 классе "О-ё после шипящих"
Урок русского языка в 6 классе "О-ё после шипящих"...
Конспект урока по теме «Буквы о — ё после шипящих в корне» в 5 классе.
Подробный конспект урока русского языка в 5 классе.Учебник Т.А. Ладыженской....
Конспект урока "Буква Ь на конце наречий после шипящих"
Урок открытия новых знаний....
Конспект урока русского языка «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Конспект предназначен для учащихся 5а и 5Б православной гимназии в рамках дистанционного обучения...