конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"
план-конспект по русскому языку на тему
Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.
Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 613 Московского района Санкт-Петербурга
Московский пр., дом. 203 Тел.: 417 32 10
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
НА ТЕМУ «Правописание гласных после шипящих »
Составлен учителем: Майлат Татьяной Владимировной
Учебный год: 2016-2017
Санкт - Петербург
Конспект урока русского языка в 4 классе
Тема: Правописание гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.
Цель урока: Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической «зоркости».
Задачи урока:
- Образовательная: Актуализация знаний учащихся об орфограммах.
Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.
Закрепление навыков работы с текстом, предложением, различения правил на слух, умение писать по памяти.
- Коррекционно-развивающая: Развитие фонематического слуха при дифференциации слов. Формирование осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, предложений с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Обогащение словарного запаса учащихся.
- Воспитательная: Развитие у учащихся личностных качеств самоконтроля и самооценки.
Оборудование: магнитная доска, панно «Город Правил», тетради для чистописания, тетради по русскому языку, таблица с образцом написания ЖШ, ЧЩ. Фонограмма мелодии. Сигнальные карточки ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Этапы урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент. Учитель проводит психогимнастику. Время на проведение: 1 мин. - изобразите толстощекого Колобка - надуйте щеки, покажите руками как катится Колобок - дыхательные упражнения: вдох – живот стал как бочок у Колобка - медленный выдох – расслабление - изобразите грустного, веселого Колобка. Я предлагаю вам слоги, вырезанные из наждачной бумаги. Вы закройте глаза, а я положу перед каждым из вас такой слог. Нужно обвести их указательным пальцем правой (левой) руки и угадать, какой же слог у вас на парте (сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ). Откройте глаза и проверьте, правильно ли вы угадали слог. Актуализация знаний, полученных учениками на прошлых уроках. Время на проведение: 2 мин. - Ребята, сегодня мы с вами пройдем по улице «Город Правил». Вот дом, где живут «ЖИ» и «ШИ». - С какими гласными они дружат? ЖИ-ШИ – неразлучные друзья живут на этой улице. ЖИ-ШИ – всегда пиши с гласной букой «И». Далее идем по улице ЧА-ЩА. - Вспомните правило: звуки (ч?, щ?) – мягкие, но в сочетаниях ЧА, ЩА пишется буква «А». Далее идем по какой улице? Улица сочетаний ЧУ-ЩУ. В сочетаниях ЧУ-ЩУ пишется буква «У». - Приведите примеры слов, где бы встречались все эти сочетания. Для детей, затрудняющихся в подборе слов, на доску выставляется ряд предметных картинок, из которых можно выбрать нужные. 1 мин. Минутка чистописания. Сейчас вы будете красиво писать в тетрадях. Учитель напоминает гигиенические правила при письме, а учащиеся их выполняют. К магнитной доске прикрепляется таблица с образцом написания ЖШ, ЧЩ. - Правильно взяли ручки и красиво пишем в тетради прописные слияния букв Ж-Ш, Ч-Щ. Сообщение темы урока. Время на проведение 0,5 мин. Глазами пройдем по улицам города, где живут правила ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Вспомним правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой «И». Миша, Миша: не спеши, Повнимательней пиши! Да потише нажимай, Карандаш свой не сломай! Г.Ладонщиков ЧА и ЩА пиши с буквой «А». Пища, чаща, роща, куча, Саранча, кочан и туча, Дача, чайка, каланча – Все слова на ЧА и ЩА. Н.М.Бетенькова ЧУ и ЩУ пиши с буквой «У». Я грамотно писать хочу, Слова на ЧУ и ЩУ учу: Чулок, и чудо, и чугун, Чудак, и щука, и ворчун, Чумазый, чучело, чурбан, Чудесный, чувство и чулан, Кричу, ворчу, ищу, тащу – Я с У пишу и ЧУ и ЩУ! ФИЗМИНУТКА: Время на проведение: 1 мин. Дети встают «паровозиком», двигаются по кабинету и поют: «чщ, чщ…» Вот поезд наш мчится, колеса стучат, А в поезде нашем ребята сидят. Чу-чу-чу-чу-чу… чщ-чщ… Обобщение опыта. На доске слова с пропущенными буквами: ПИЩ., СВЕЧ., ЗАДАЧ., Ч.ТКИЙ, Ч.ЩА, ЧИЩ., Щ.КА, Ч.ДО, СНЕЖ.НКА, Ш.ПИТ, КУВШ.Н, НОЖ., ЕЖ.ХА. Упражнение. На партах конверты с буквами, нужно составить слово, детей предупреждают, что одна буква лишняя. Варианты слов в конвертах: для ЖИ, ЖИ: ерши(ы), ножи(ы), шило(ы) и т.п.; для ЧА, ЩА: кочан(я), качал(я), гуща(я), роща(я); для ЧУ, ЩУ: щука(ю), чудо(ю), угощу(ю), драчун(ю). Упражнение. Работа над деформированным текстом. На магнитной доске составлен (из слов на магнитиках) деформированный текст: чижи и стрижи Улетели. (Улетели стрижи и чижи). саду В тишина. (В саду тишина.) решил час я Через задачу. (Через час я решил задачу.) Работа с учебником. Откройте учебники на странице 42. Мы будем выполнять упражнение 74. Объясните как будете работать. - Как нужно изменить слова, чтобы сказать о многих птицах? Напишите: пестрые дятлы стуЧАт на деревьях, Сороки треЩАт и т.д. Подчеркните «ошибкоопасные» места в словах. Чтение пословицы. Умей друж… доро… . (Умей дружбой дорожить). Поспе… - людей насме… . (Поспешишь – людей насмешишь). Итог урока. - Чем занимались на уроке? Какие правила русского языка мы сегодня повторяли? - Что больше всего понравилось? Оценки за работу. | Ученики выполняют задание ЖИ-ШИ (жил, шил) ЧА-ЩА (задача, роща) ЧУ-ЩУ (чудо, ЩУКА) Дети самостоятельно пишут в тетрадях. Дети объясняют какую букву нужно вставить, при этом проговаривается правило. Ученики вписывают цветным мелом нужную букву. Дети исправляют ошибки, переставляя слова в тексте. Находят «ошибкоопасные» места в словах, объясняют правило. Затем по памяти с комментированием записывают текст в тетради. Подчеркивают орфограммы. Учащиеся объясняют смысл обеих пословиц. Сильные ученики списывают пословицы в тетради с орфографическим проговариванием. (Взаимопроверка тетрадей). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку "Правописание О-Е после шипящих" 10 класс.
Систематизация знаний по данной теме....
Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс
Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...
План-конспект урока по ФГОС на тему: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
Урок для 6-го класса с разработкой технологической карты по данной теме...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"....
Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих "
Учащиеся должны не только формировать представление о способе выбора о-ё после шипящих в корне слов и умение определять, комментировать условия такого написания,но и формировать умение учит...
Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"
Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"...
Конспект урока по русскому языку "Буквы ы, и после приставок"
ТемаБуквы ы, и после приставок.ЦелиОбразовательные: познакомить с условиями выбора орфограммы, научить применять правило.Предметные уменияФормировать УУД:Планируемый результатнаходить слова с ор...