План урока на тему: "Придаточные предложения условные, причины и цели".
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме
Тип урока : Урок-исследование.
Тема: Придаточные предложения условные, причины и цели (на материале произведений А.C. Пушкина).
Цели: Повторить и обобщить изученное о сложных предложениях;
познакомить учащихся 9 класса со сложноподчинёнными предложениями с придаточными условными, причины и цели;
формировать умение определять структуру сложноподчинённых предложений с придаточными условными, причины и цели;
отличать указанные виды придаточных от других видов; правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с изученными придаточными, составлять их схемы; определять стилистические особенности союзов, связывающих придаточные с главными;
способствовать эстетическому воспитанию, прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_otkrytogo_uroka.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Арская гимназия № 5 Арского муниципального района
Республики Татарстан
План открытого урока русского языка
в 9 классе по теме
«Придаточные предложения условные,
причины и цели
(на материале произведений А.C. Пушкина)».
Учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
МБОУ - Арской гимназии № 5 Арского муниципального района Республики Татарстан
Зарипова Фильсина Рафисовна
План открытого урока русского языка в 9 классе по теме «Придаточные предложения условные, причины и цели
(на материале произведений А.C. Пушкина)».
Тип урока : Урок-исследование.
Тема: Придаточные предложения условные, причины и цели (на материале произведений А.C. Пушкина).
Цели: Повторить и обобщить изученное о сложных предложениях;
познакомить учащихся со сложноподчинёнными предложениями с придаточными условными, причины и цели;
формировать умение определять структуру сложноподчинённых предложений с придаточными условными, причины и цели;
отличать указанные виды придаточных от других видов; правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с изученными придаточными, составлять их схемы; определять стилистические особенности союзов, связывающих придаточные с главными;
способствовать эстетическому воспитанию, прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина.
Оборудование: презентация, аудиозапись, листочки с индивидуальными и коллективными заданиями.
I.1. Приветствие. Запись числа, темы урока.
Ребята, сегодня на нашем уроке, как вы уже поняли, будут звучать предложения из произведений А.C. Пушкина.
Чтение эпиграфа:
…У каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца.
А.Т.Твардовский.
Действительно, мы знакомимся с творчеством А.С.Пушкина в детстве и обращаемся к его произведениям, став взрослыми.
2. Выполнение тестовой работы из сборника тестов на повторение сложных предложений.
Перед выполнением - словарная работа.
Бастион - крепостное или полевое военное укрепление пятиугольной формы.
Вал – (здесь) длинная земляная насыпь.
Сносный – удовлетворительный, достаточный, терпимый.
(Параллельно идет индивидуальная работа по карточкам.)
После выполнения теста – синтаксический разбор предложения.
Молодость и природа ускорили мое выздоровление.
II. Изучение нового материала.
1. Работа по таблице (на экране и у каждого на листочке).
Выясним, на какие вопросы отвечают придаточные условные, причины и цели, к чему они присоединяются, какие средства связи и указательные слова используются в предложениях.
2. Закрепление.
Работа с предложениями, записанными на листочках.
Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить виды придаточных, составить схемы.
Словарная работа.
Верста – русская мера длины, равная 1,06 км.
Поворотить (просторечное слово) – повернуть.
Присмиреть – стать смирным, успокоиться.
Анализ предложений.
Ямщику вздумалось ехать рекою, чтобы сократить нам путь тремя верстами.
Если б Григорий Иванович мог предвидеть эту встречу, то поворотил бы в сторону.
Оттого я присмирел, что я слышу топот дальний, трубный звук и пенье стрел.
3. Проверка домашнего задания.
Ребята, сегодня мы часто обращались к творчеству А.С Пушкина. Теперь посмотрим, какие сложные предложения нашли вы сами в произведениях А.С.Пушкина. Попытайтесь определить, к какой группе сложных предложений они относятся. С помощью каких средств связи соединяются простые предложения в составе сложного?
(Ответы учащихся.)
4. Устная работа.
Перед вами предложения (на экране и на листочках). Попробуем определить группы придаточных обстоятельственных, стилистическую роль союзов.
В бурю, в мороз уходит он в сени, чтоб только отдохнуть от крика.
Лиза призналась, что поступок её казался ей легкомысленным.
Прошу имени моего не упоминать, ибо я весьма уважаю и люблю сочинителей.
Если только жив я буду, чудный остров навещу, у Гвидона погощу.
Тот же лекарь, который приезжал к гусару, лечил и его.
Кабы я была царица, то на весь бы мир одна наткала я полотна.
5. Составление предложений по схемам.
Определение групп придаточных. Можно ли поменять местами главное и придаточное в предложениях?
6. На фоне музыки – просмотр слайдов, связанных с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. (См. на экран.)
На уроках литературы мы ещё будем изучать творчество А.С.Пушкина (его стихи, поэмы, повести, роман «Евгений Онегин») и поговорим обо всём подробнее.
III. Итоги урока. Обобщение. Оценки.
С какими придаточными мы сегодня познакомились?
На какие вопросы они отвечают?
К чему присоединяются?
Какие средства связи используются в придаточных предложениях условия, цели, причины? Союзы или союзные слова?
IV. Домашнее задание.
Дома вы напишете сочинение – миниатюру об А.С.Пушкине, озаглавите его. Постарайтесь использовать сложноподчиненные предложения, определите группы придаточных, укажите средства связи.
Список использованной литературы
1. А.С.Пушкин. Стихи и сказки. – М.: «Детская литература», 1978
2. А.С.Пушкин. Золотые сказки. – М.: «Азбука», 2011
3. А.С.Пушкин. Повести. Драматические произведения. – М.: «Эксмо», 2009
4. А.С.Пушкин. Проза («Повести Белкина», «Дубровский», «Капитанская дочка»). – М.: «Ардис-Консалт», 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план урока по теме: "Сложноподчиненные предложения"
Тема урока: Сложноподчинённые предложения. Цели:- углубить знания о сложноподчинённом предложении, повторить и закрепить в сознании учащихся главные признаки, по которым выделяется придаточ...
Урок в 8 классе по теме "Придаточные определительные предложения"
Конспект урока в 8 классе по УМК Кауфман ставит целью обеспечить отработку придаточных определительных предложений и формировать навыки изучающего чтения....
Грамматический тест по немецкому языку по теме "Придаточные дополнительные предложения", 7 класс
Данный тест можно проводить при прохождении темы "Придаточные предложения", тем самым понять уровень ЗУН по этой теме. Учащимся дается задание на понимание построения придаточных предложений в немецко...
Комплекс упражнений по теме "Придаточные дополнительные предложения"
Разработка комплекса упражнений по немецкому языку по теме " Придаточные дополнительные предложения" для учащихся 11 классов....
План урока по теме "Сложные предложения" и рефлексивный отчет
План урока по теме "Сложные предложения" и рефлексивный отчет...
Презентация к уроку по теме: "Придаточные дополнительные"
Презентация к уроку "Придаточные дополнительные"...
Конспект урока на тему "Придаточное времени"
Тема урока: СПП с придаточным времени Цели урока: 1) Познакомить с особенностями структуры СПП с придаточными времени; 2)научить распознавать придаточные времени, отличать их от других видо...