план урока по теме: "Сложноподчиненные предложения"
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме
Тема урока: Сложноподчинённые предложения.
Цели:
- углубить знания о сложноподчинённом предложении, повторить и закрепить в сознании учащихся главные признаки, по которым выделяется придаточное предложение;
- дать понятие о классификации сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, последовательном, однородном, параллельном подчинении.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблица «Виды придаточных предложений», мультимедийный проектор, компьютерная программа «1С: Репетитор. Русский язык».
Эпиграф урока: Труд – основа нашей жизни.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Проверка усвоения изученного материала.
а) Блиц – опрос.
б) Ученик работает с компьютерной программой «1С: Репетитор. Русский
язык» (раздел Пунктуация. Знаки препинания в сложносочинённом
предложении.
3. Объяснение нового материала.
1. Выборочный диктант с использованием графических схем (слайд 2)
а) Земля благодарит земледельца урожаями за то, что он трудиться.
б) Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее – от человека.
в) Труд человека кормит – лень портит.
- Какое из предложений сложноподчинённое?
- Каковы отличительные признаки сложноподчинённых предложений?
- В чём различие главного и придаточного предложений?
- По каким признакам мы определяем придаточное предложение?
2. Наблюдения над интонацией и пунктуационный разбор (слайд 3)
а) Где труд, там и счастье.
- Где нужно сделать паузу?
- Какое слово выделяется логическим ударением?
- Где наблюдается повышение и понижение голоса?
- Найдите главное и придаточные предложения.
- Начертите схему предложения.
б) Каждый молодой боец, которого прославила страна за его ударный труд, никогда не должен терять почву под ногами. (слайд 4)
- Сделай пунктуационный разбор предложения.
- Каково место придаточного предложения по отношению главному?
3. Конструирование предложений (слайд 5)
- Из двух простых составьте сложносочинённое и сложноподчинённое предложения:
а) Человек нашёл своё призвание.
б) Труд становится для него радостью.
Проверим (слайд 6)
- Что общего между сложносочинённым и сложноподчинённым и чем они отличаются?
- Чем отличаются союзы от союзных слов?
4. Лингвистический эксперимент (слайд 7)
- Докажите, что союзные слова являются членами предложения. (Для этого используйте способ расчленения сложной конструкции).
Только творя, мы можем почувствовать всё счастье, которое даёт нам свободный труд.
- Какими словами заменили КОТОРОЕ? (это счастье)
- Каким членом предложения является слово СЧАСТЬЕ? (дополнением)
Следовательно: слово которое – союзное слово, оно является дополнением.
- Чем связывается придаточное с главным? (союзным словом)
5. Агния Львовна Барто (1906-1982) (слайд 8)
6. Классификация сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными: последовательном, однородном, параллельном подчинении. (слайд 9)
а) Когда мы читаем стихи Агнии, мы с восхищением отмечаем, что поэтессе присуще острое чувство смешного. (слайд 10)
- Назовите главное и придаточные предложения.
- К чему относится первое придаточное и на какой вопрос отвечает?
- К чему относится второе придаточное предложение и на какой вопрос оно отвечает?
- Как называется вид такого подчинения. (параллельное, на доске чертим схему)
б) Агнии Барто противна корысть, которая развивается у ребят, когда они высчитывают «очки» за добрые поступки. (слайд 11)
- Назовите главное и придаточные предложения.
- К чему относится первое придаточное, второе?
- Как называется вид такого подчинения? (последовательное)
в) Вы родились в стране, где каждый может получить образование, где уважают творческий труд. (слайд 12)
- К какому предложению относится первое придаточное, второе?
- На какой вопрос они отвечают?
- Какое значение имеют?
- Какое слово в главном они поясняют?
- Какое подчинение? (однородное)
4. Закрепление.
- определите вид придаточного (слайд 13)
Вы должны научиться относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное, самое высокое создание в мире – это человек. (М.Горький) – пр. изъяснительное.
Добро, которое мы делаем другим в добро, послужит нам самим. (И.Крылов) – пр. определительное.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Труд – основа нашей жизни», «Моя будущая профессия» используя виды сложных предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnopodchinyonnye_predlozheniya_prezentaciya.ppt | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выборочный диктант с использованием графических схем. -Определите, какой из данных схем соответствует каждое из диктуемых предложений. 1. ( ), и ( ). 2. ( ) – ( ). 3. (…за то ), (что…).
Наблюдения над интонацией. Где труд, там и счастье. Где нужно сделать паузу? Какое слово выделяется логическим ударением? Где наблюдается повышение и понижение голоса? Найдите главное и придаточные предложения.
Каждый молодой боец, которого прославила страна за его ударный труд, никогда не должен терять почву под ногами. Сделай пунктуационный разбор предложения. Каково место придаточного предложения по отношению главному?
Конструирование предложений. Из двух простых составьте сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. 1. Человек нашёл своё призвание. 2. Труд становится для него радостью.
1. Человек нашёл своё призвание, и труд становится для него радостью. (ССП) 2. Если человек нашёл своё призвание, труд становится для него радостью. (СПП) Что общего между предложениями и чем они отличаются? Чем отличаются союзы от союзных слов?
Лингвистический эксперимент -Докажите, что союзные слова являются членами предложения. (для этого используйте способ расчленения сложной конструкции ) Только творя, мы можем почувствовать своё счастье, которое даёт нам свободный труд.
Агния Львовна Барто (1906-1982) Русская советская поэтесса. Пишет о жизни школы, семьи. В последние годы писала много о природе, о внутреннем мире ребёнка. Её стихи отмечены мягким юмором, ясностью языка.
Классификация сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными: последовательном, однородном, параллельном подчинении
Когда мы читаем стихи Агнии Барто, мы с восхищением отмечаем, что поэтессе присуще острое чувство смешного. Назовите главное и придаточные предложения. К чему относится первое придаточное и на какой вопрос оно отвечает? К чему относится второе придаточное и на какой вопрос оно отвечает? Как называется вид такого подчинения? ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ
Агнии Барто противна корысть, которая развивается у ребят, когда они высчитывают «очки» за добрые поступки. Назовите главное и придаточные предложения. К чему относится первое придаточное, второе придаточное? Как называется вид такого подчинения? ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИ
Вы родились в стране, где каждый может получить образование, где уважают творческий труд. К какому предложению относится первое придаточное, второе придаточное? На какие вопросы они отвечают? Какое значение имеют? Какое слово в главном они поясняют? ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ
Определите вид придаточного Вы должны научиться относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное, самое высокое создание в мире – это человек. (М.Горький) Добро, которое мы делаем другим в добро, послужит нам самим. (И.Крылов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока на тему:"Сложноподчиненные предложения"
Урок-презентация на тему : "Сложноподчиненные предложения" построен с целью закрепления изученного материала о сложноподчиненных предложениях, навыков пунктуации в сложноподчиненных предложениях, восп...
Интегративный урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Интегративный урок развития – это урок, на котором благодаря интегрированию русского языка и литературы донского края создаётся речевая ситуация, способствующая развитию художественного ...
Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными...
Обобщающий урок по теме «Сложноподчиненное предложение»
Обобщающий урок по теме «Сложноподчиненное предложение» (на материале пословиц народов Северного Кавказа в их соответствии с русскими)...
Урок по теме "Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП".
Углубить знания обучающихся о строении СПП и постановке знаков препинания в нем; научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки....
Методические рекомендации к уроку по теме "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных"
Обобщение и закрепление знаний по теме "Сложноподчиненное предложение"....
Первые уроки по теме "Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными" 9 класс
Уроки разработаны по учебнику С.Г.Бархударова, С.Е.крючкова " Русский язык 9 класс". Используется работа в парах, групповая работа, ролевая игра....