план урока по теме: "Сложноподчиненные предложения"
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме

Коновалова Любовь Николаевна

 

Тема урока: Сложноподчинённые предложения.

 

Цели:

- углубить знания о сложноподчинённом предложении, повторить и закрепить в сознании учащихся главные признаки, по которым выделяется придаточное предложение;

- дать понятие о классификации сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, последовательном, однородном, параллельном подчинении.

 

Тип урока: комбинированный

 

Оборудование: таблица «Виды придаточных предложений», мультимедийный  проектор, компьютерная программа «1С: Репетитор. Русский язык».

 

Эпиграф урока:  Труд – основа нашей жизни.

 

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка усвоения изученного материала.

    а) Блиц – опрос.

    б) Ученик работает с компьютерной программой «1С: Репетитор. Русский     

        язык» (раздел Пунктуация. Знаки препинания в сложносочинённом 

       предложении.

3. Объяснение нового материала.

    1. Выборочный диктант с использованием графических схем (слайд 2)

       а) Земля благодарит земледельца урожаями за то, что он трудиться.

       б) Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее – от человека.

       в) Труд человека кормит – лень портит.

- Какое из предложений сложноподчинённое?

- Каковы отличительные признаки сложноподчинённых предложений?

- В чём различие главного и придаточного предложений?

- По каким признакам мы определяем придаточное предложение?

 

   2. Наблюдения над интонацией и пунктуационный разбор (слайд 3)

       а) Где труд, там и счастье.

- Где нужно сделать паузу?

- Какое слово выделяется логическим ударением?

- Где наблюдается повышение и понижение голоса?

- Найдите главное и придаточные предложения.

- Начертите схему предложения.

       б) Каждый молодой боец, которого прославила страна за его ударный труд, никогда не должен терять почву под ногами. (слайд 4)

- Сделай пунктуационный разбор предложения.

- Каково место придаточного предложения по отношению главному?

 

    3. Конструирование предложений (слайд 5)

 - Из двух простых составьте сложносочинённое и сложноподчинённое предложения:

     а) Человек нашёл своё призвание.

     б) Труд становится для него радостью.

Проверим (слайд 6)

- Что общего между сложносочинённым и сложноподчинённым и чем они отличаются?

- Чем отличаются союзы от союзных слов?

 

   4. Лингвистический эксперимент (слайд 7)

- Докажите, что союзные слова являются членами предложения. (Для этого используйте способ расчленения сложной конструкции).

   Только творя, мы можем почувствовать всё счастье, которое даёт нам свободный труд.

- Какими словами заменили КОТОРОЕ? (это счастье)

- Каким членом предложения является слово СЧАСТЬЕ? (дополнением)

Следовательно: слово которое – союзное слово, оно является дополнением.

- Чем связывается придаточное с главным? (союзным словом)

 

  5. Агния Львовна Барто (1906-1982)     (слайд 8)

 

  6. Классификация сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными: последовательном, однородном, параллельном подчинении. (слайд 9)

      а) Когда мы читаем стихи Агнии, мы с восхищением отмечаем, что поэтессе присуще острое чувство смешного. (слайд 10)

- Назовите главное и придаточные предложения.

- К чему относится первое придаточное и на какой вопрос отвечает?

- К чему относится второе придаточное предложение и на какой вопрос оно отвечает?

- Как называется вид такого подчинения. (параллельное, на доске чертим схему)

    б) Агнии Барто противна корысть, которая развивается у ребят, когда они высчитывают «очки» за добрые поступки. (слайд 11)

- Назовите главное и придаточные предложения.

- К чему относится первое придаточное, второе?

- Как называется вид такого подчинения? (последовательное)

    в) Вы родились в стране, где каждый может получить образование, где уважают творческий труд. (слайд 12)

- К какому предложению относится первое придаточное, второе?

- На какой вопрос они отвечают?

- Какое значение имеют?

- Какое слово в главном они поясняют?

- Какое подчинение? (однородное)

 

4. Закрепление.

- определите вид придаточного (слайд 13)

  Вы должны научиться относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное, самое высокое создание в мире – это человек. (М.Горький) – пр. изъяснительное.

  Добро, которое мы делаем другим в добро, послужит нам самим. (И.Крылов) – пр. определительное.

 

5. Итог урока.

6. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Труд – основа нашей жизни», «Моя будущая профессия» используя виды сложных предложений.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon slozhnopodchinyonnye_predlozheniya_prezentaciya.ppt2.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения. Труд – основа нашей жизни.

Слайд 2

Выборочный диктант с использованием графических схем. -Определите, какой из данных схем соответствует каждое из диктуемых предложений. 1. ( ), и ( ). 2. ( ) – ( ). 3. (…за то ), (что…).

Слайд 3

Наблюдения над интонацией. Где труд, там и счастье. Где нужно сделать паузу? Какое слово выделяется логическим ударением? Где наблюдается повышение и понижение голоса? Найдите главное и придаточные предложения.

Слайд 4

Каждый молодой боец, которого прославила страна за его ударный труд, никогда не должен терять почву под ногами. Сделай пунктуационный разбор предложения. Каково место придаточного предложения по отношению главному?

Слайд 5

Конструирование предложений. Из двух простых составьте сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. 1. Человек нашёл своё призвание. 2. Труд становится для него радостью.

Слайд 6

1. Человек нашёл своё призвание, и труд становится для него радостью. (ССП) 2. Если человек нашёл своё призвание, труд становится для него радостью. (СПП) Что общего между предложениями и чем они отличаются? Чем отличаются союзы от союзных слов?

Слайд 7

Лингвистический эксперимент -Докажите, что союзные слова являются членами предложения. (для этого используйте способ расчленения сложной конструкции ) Только творя, мы можем почувствовать своё счастье, которое даёт нам свободный труд.

Слайд 8

Агния Львовна Барто (1906-1982) Русская советская поэтесса. Пишет о жизни школы, семьи. В последние годы писала много о природе, о внутреннем мире ребёнка. Её стихи отмечены мягким юмором, ясностью языка.

Слайд 9

Классификация сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными: последовательном, однородном, параллельном подчинении

Слайд 10

Когда мы читаем стихи Агнии Барто, мы с восхищением отмечаем, что поэтессе присуще острое чувство смешного. Назовите главное и придаточные предложения. К чему относится первое придаточное и на какой вопрос оно отвечает? К чему относится второе придаточное и на какой вопрос оно отвечает? Как называется вид такого подчинения? ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ

Слайд 11

Агнии Барто противна корысть, которая развивается у ребят, когда они высчитывают «очки» за добрые поступки. Назовите главное и придаточные предложения. К чему относится первое придаточное, второе придаточное? Как называется вид такого подчинения? ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИ

Слайд 12

Вы родились в стране, где каждый может получить образование, где уважают творческий труд. К какому предложению относится первое придаточное, второе придаточное? На какие вопросы они отвечают? Какое значение имеют? Какое слово в главном они поясняют? ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ

Слайд 13

Определите вид придаточного Вы должны научиться относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное, самое высокое создание в мире – это человек. (М.Горький) Добро, которое мы делаем другим в добро, послужит нам самим. (И.Крылов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока на тему:"Сложноподчиненные предложения"

Урок-презентация на тему : "Сложноподчиненные предложения" построен с целью закрепления изученного материала о сложноподчиненных предложениях, навыков пунктуации в сложноподчиненных предложениях, восп...

Интегративный урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Интегративный урок развития – это урок, на котором благодаря  интегрированию русского языка и литературы донского края создаётся речевая  ситуация, способствующая развитию художественного ...

Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными  обстоятельственными...

Обобщающий урок по теме «Сложноподчиненное предложение»

Обобщающий урок по теме «Сложноподчиненное предложение» (на материале пословиц  народов Северного Кавказа в их соответствии с русскими)...

Урок по теме "Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП".

Углубить знания обучающихся  о строении СПП  и постановке знаков препинания в нем; научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки....

Методические рекомендации к уроку по теме "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных"

Обобщение и закрепление знаний по теме "Сложноподчиненное предложение"....

Первые уроки по теме "Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными" 9 класс

Уроки разработаны по  учебнику С.Г.Бархударова, С.Е.крючкова " Русский язык 9 класс". Используется работа в парах, групповая работа, ролевая игра....