План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi.docx | 15.13 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект урока по развитию речи
« Что такое тип речи».
Цель:
- дать понятие о функционально-смысловых типах речи
Задачи:
-научить разграничивать типы речи на основе их типового значения, используя при затруднении приём фотографирования;
- формировать умение подвести под понятие текст, обосновать своё суждение;
-подготовить учащихся к созданию текста определённого текста
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Что изучает стилистика?( Стили речи)
- Дайте определение стиля речи.
( Зависимость высказывания от речевой ситуации.)
- Перечислите известные вам стили речи.
(Разговорный, художественный, деловой, научный.)
3. Целеполагание для учащихся.
- Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос, что такое «тип речи» и научиться различать типы речи, используя определённые приёмы.
4.Изучение нового материала
1.Обратимся к учебнику.
- Откройте параграф 106, с.305( ученик читает параграф)
- О чём мы узнали из прочитанного?
- Как вы понимаете выражение « окружающая действительность»?
Итак, в своей речи мы отражаем окружающую действительность.Тип речи- способ отражения окружающего нас мира. Мы говорим и пишем о том, что видим, о чём думаем, как понимаем происходящее вокруг. Таким образом, значение текста, создаваемого нами , зависит от содержания высказывания.
На доске и в тетрадях делается запись: Тип речи- зависимость значения текста от содержания высказывания.
2.Работа с таблицей» Типы речь».
- Сколько различают типов речи?( Три: повествование, описание, рассуждение)
- Каково значение каждого типа речи?
Запись на доске и в тетрадях:
а) Повествование- что за чем происходит?
б)Описание- кто?что?----какой?
в) Рассуждение- почему так? Почему так случилось?
-Выразительно прочитайте предложенные тексты. Что , на ваш взгляд, их объединяет? К какому стилю вы их отнесёте? Почему?
* Лебеди летели через море. На небе был полный месяц. И лебеди далеко внизу видели под собой синеющую воду. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу.
*Белый, как снег, с длинною, гибкою шеей, лебедь невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между камышей по тёмно- синей поверхности воды.
* Лебедь справедливо назван царём всей водоплавающей птицы. Своей величиной, силой, красотой и величавой осанкой он затмит кого угодно.
- К какому из этих текстов можно поставить соответствующий вопрос:» Какой это предмет?,» Что произошло?»,»Почему это произошло?»
- Представьте себе, что вам нужно рассказать о лебедях не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого высказывания вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему? Содержание какого высказывания вам вообще не удастся сфотографировать? Почему?
- определите типовое значение 1 текста( повествование);2-( описание);3-( рассуждение)
5.Закрепление изученного материала.
- Пользуясь приёмом фотографирования, определите тип речи следующих текстов:
* Окраска опёнка осеннего желтовато- серая грязно- коричневая, к середине шляпки более тёмная. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.
* Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул, повертев так и этак полено, начал ножом вырезать куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом- лоб, потом- глаза…Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки…
* Игры- это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатываются ловкость, гибкость, развиваются ум, смекалка, формируется характер человека.
1. Работа с памяткой» как определить тип речи».
* Внимательно прочти текст, определи, ради чего создано это высказывание:
а)если охарактеризовать какой- либо предмет. Сообщить о его признаках. То это описание;
б) если сообщить о сменяющих друг друга действиях, то это повествование;
в)дать объяснение какому-либо факту, явлению, событию. То это рассуждение.
* Если вы сомневаетесь в правильности своего ответа, прибегните к приёму фотографирования:
а) если содержание высказывания можно передать одной фотографией, то это описание;
б) если содержание высказывания можно передать несколькими фотографиями, то это повествование;
в) если содержание высказывания нельзя передать в фотографиях. То это рассуждение.
6.Итоги урока.
- Что нового мы сегодня узнали? Чему научились?
- Что для вас было особенно трудно?
- Какой приём позволяет безошибочно определить тип речи?
Далее идёт оценивание и комментарий учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс
Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...
План - конспект интегрированного урока развития речи, ИЗО, музыки на тему: "Музыкальный пейзаж"
Данный урок развития речи, изобразительного искусства и музыки представляет собой интегрированный урок русского языка. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои речевые умения выра...
План – конспект открытого урока развития речи по русскому языку в 5 классе
Тема урока: «Дождь».Тип урока: урок повторения и закрепление изученного по разделу «Речь».Вид урока: мастерская творческого письма, урок творчества и развития речи.Используемые технологии: технология ...
Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)
Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Логопедическая мозаикаБродилки«Проказы Бабы Яги» Подготовили учителя – логопедыКравченко Ю.В.Шарова Н.В....