План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Гусарова Ирина Владимировна

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока по развитию речи

« Что такое тип речи».

Цель:

- дать понятие о функционально-смысловых типах речи

Задачи:

-научить разграничивать типы речи на основе их типового значения, используя при затруднении приём фотографирования;

- формировать умение подвести под понятие текст, обосновать своё суждение;

-подготовить учащихся к созданию текста определённого текста

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Что изучает стилистика?( Стили речи)

- Дайте определение стиля речи.

( Зависимость высказывания от речевой ситуации.)

- Перечислите известные вам стили речи.

(Разговорный, художественный, деловой, научный.)

3. Целеполагание для учащихся.

- Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос, что такое «тип речи» и научиться различать типы речи, используя определённые приёмы.

4.Изучение нового материала

1.Обратимся к учебнику.

- Откройте параграф 106, с.305( ученик читает параграф)

- О чём мы узнали из прочитанного?

- Как вы понимаете выражение « окружающая действительность»?

Итак, в своей речи мы отражаем окружающую действительность.Тип речи- способ отражения окружающего нас мира. Мы говорим и пишем о том, что видим, о чём думаем, как  понимаем происходящее вокруг. Таким образом, значение текста, создаваемого нами , зависит от содержания высказывания.

На доске и в тетрадях делается запись: Тип речи- зависимость значения текста от содержания высказывания.

2.Работа  с  таблицей» Типы речь».

- Сколько различают типов речи?( Три: повествование, описание, рассуждение)

- Каково значение каждого типа речи?

Запись  на доске и в тетрадях:

а) Повествование- что за чем происходит?

б)Описание- кто?что?----какой?

в) Рассуждение- почему так? Почему так случилось?

-Выразительно прочитайте предложенные тексты. Что , на ваш взгляд, их объединяет? К какому стилю вы их отнесёте? Почему?

* Лебеди летели через море. На небе был полный месяц. И лебеди далеко внизу видели под собой синеющую воду. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу.

*Белый, как снег, с длинною, гибкою шеей, лебедь невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между камышей по тёмно- синей поверхности воды.

* Лебедь справедливо назван царём всей водоплавающей птицы. Своей величиной, силой, красотой и величавой осанкой он затмит кого угодно.

- К какому из этих текстов можно поставить соответствующий вопрос:» Какой это предмет?,» Что произошло?»,»Почему это произошло?»

- Представьте себе, что вам нужно рассказать о лебедях не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого высказывания вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему? Содержание какого высказывания вам вообще не удастся сфотографировать? Почему?

- определите типовое значение 1 текста( повествование);2-( описание);3-( рассуждение)

5.Закрепление изученного материала.

- Пользуясь приёмом фотографирования, определите тип речи следующих текстов:

* Окраска опёнка осеннего желтовато- серая грязно- коричневая, к середине шляпки более тёмная. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

* Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул, повертев так и этак полено, начал ножом вырезать куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом- лоб, потом- глаза…Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки…

* Игры- это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатываются ловкость, гибкость, развиваются ум, смекалка, формируется характер человека.

1. Работа с памяткой» как определить тип речи».

* Внимательно прочти текст, определи, ради чего создано это высказывание:

а)если охарактеризовать какой- либо предмет. Сообщить о его признаках. То это описание;

б) если сообщить о сменяющих друг друга действиях, то это повествование;

в)дать объяснение какому-либо факту, явлению, событию. То это рассуждение.

* Если вы сомневаетесь в правильности своего ответа, прибегните к приёму фотографирования:

а) если содержание высказывания можно передать одной фотографией, то это описание;

б) если содержание высказывания можно передать несколькими фотографиями, то это повествование;

в) если содержание высказывания нельзя передать в фотографиях. То это рассуждение.

6.Итоги урока.

- Что нового мы сегодня узнали? Чему научились?

- Что для вас было особенно трудно?

- Какой приём позволяет безошибочно определить тип речи?

Далее идёт оценивание и комментарий учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс

Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439  Петродворцового района Санкт-Петербурга   Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...

План - конспект интегрированного урока развития речи, ИЗО, музыки на тему: "Музыкальный пейзаж"

   Данный урок развития речи, изобразительного искусства и музыки представляет собой интегрированный урок русского языка. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои речевые умения выра...

План – конспект открытого урока развития речи по русскому языку в 5 классе

Тема урока: «Дождь».Тип урока: урок повторения и закрепление изученного по разделу «Речь».Вид урока: мастерская творческого письма, урок творчества и развития речи.Используемые технологии: технология ...

Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Логопедическая мозаикаБродилки«Проказы Бабы Яги»        Подготовили учителя – логопедыКравченко Ю.В.Шарова Н.В....