План - конспект интегрированного урока развития речи, ИЗО, музыки на тему: "Музыкальный пейзаж"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Данный урок развития речи, изобразительного искусства и музыки представляет собой интегрированный урок русского языка. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои речевые умения выражать музыкальные впечатления в форме устного высказывания, знакомятся с пейзажным жанром в искусстве. Интегрированный урок предназначен для учащихся 6 класса. Содержание занятия способствует формированию эстетической культуры школьников, пробуждает в них чувство любви к окружающей природе, к искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_razvitiya_rechi.doc | 55.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ, ИЗО, МУЗЫКИ
НА ТЕМУ: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ»
(6 КЛАСС)
Подготовила:
учитель русского языка и чтения
ГКОУ ВО СКОШИ г. Кольчугино
Потапова Светлана Владимировна
Цели урока:
1). Совершенствовать у учащихся речевые умения.
2). Формировать умение выражать музыкальные впечатления в форме устного высказывания.
3). Продолжать эстетическое воспитание учащихся, пробуждая в них чувство любви к окружающей природе.
Оборудование: компьютер, слайд – шоу на тему «Пейзаж», аудиозапись «Времена года» А.Вивальди.
Ход урока.
I. Вводное слово учителя.
- Ребята, сегодня мы с вами будем готовиться к описанию пейзажа, поговорим о зимнем пейзаже в литературе, музыке, живописи.
Сейчас мы с вами посмотрим слайд – шоу на тему «Пейзаж» и послушаем сообщение о пейзаже и его роли в искусстве.
Пейзажный жанр в отечественном искусстве очень популярен. С течением времени его роль становится всё более значимой. Если в ХVIII – начале ХIХв. изображение природы было необходимо лишь как формальное обозначение места действия, то к середине ХIХв.
пейзаж стал трактоваться как портрет определённой местности, а к концу ХIХв. он становится одним из главнейших эмоциональных и смысловых составляющих любого живописного произведения. Историческую, бытовую сцену или даже портрет художник рубежа ХIХ – ХХ столетий стремился представить как нечто непосредственно увиденное в действительности, как живую сцену, выхваченную из жизни. Для достижения этого была необходима пленэрная живопись, возможности которой напрямую связаны с развитием пейзажа. Именно он позволял привнести в картину любого жанра «правду видения», которая стала насущной потребностью искусства того времени. Кроме того, именно изображение природы могло создать в картине нужную эмоциональную атмосферу.
Одним из наиболее ярких проявлений указанных тенденций в русском изобразительном искусстве стало творчество художника В.А.Серова. В своих работах на зимние темы он пытается передать живые и поэтические переживания от восприятия натуры. Уже в ранних пейзажных этюдах Серов органически соединяет свежесть впечатления с лиричностью чувств и убедительной материальностью живописи. В этюде «Зима в Абрамцево» (1886г.) он использует чистые светлые краски, синие тени на белом снегу, на фоне которых отчётливо видны коричневые силуэты деревьев и церковка на втором плане.
В пейзаже «Зима» (1898г.) мотив внезапно появляющейся из – за сарая лошади с санями и седоком выражает естественность, непридуманность момента. Художник утверждает эстетическую ценность непосредственно схваченного момента. Но эта непосредственность мастерски выстроена им: соотношение основных участников композиции (сарай, лошадь с санями, полоса леса вдали) хорошо продумано и уравновешено; направления линий рисунка (брёвна сарая, колея дороги, направление полоски леса) рождают впечатление стремительности бега лошади. Так же точно соотнесены все цветовые оттенки картины при кажущейся простоте колорита, построенного на вариациях коричневого, серого и белого.
Поиски героического образа природы связаны с работами 1900-х гг. В картине «Стригуны на водопое» (1904г.) настороженное и вместе с тем возвышенное состояние создаётся за счёт контраста тревожного жёлтого заката и голубого с жёлтыми рефлексами снега. Композиция динамична и неуравновешенна – тёмные массы деревянных строений сдвинуты вправо и обрезаны краями картины, образуя противостояние с далеко уходящим вглубь пространства слева и фигуркой удаляющегося человека. Настроение напряжённого ожидания сконцентрировано в образе жеребёнка, тревожно приподнявшего голову. Это настроение и является главным содержанием картины.
Одна из самых интересных сторон творчества В.А.Серова – его графические произведения, в частности, иллюстрации. Характерно его обращение к лирике А.С.Пушкина, где художник имеет возможность не прямо передавать (иллюстрировать) содержание поэтического произведения , а выразить его эмоциональное богатство, передать музыкальность стихосложения в зримых формах. Необходимость проникнуться поэзией Пушкина вернула художника к решению жанрово – пейзажных работ. Темпера «Тройка» (1899г.), иллюстрация к стихотворению А.С.Пушкина «Зимняя дорога», продолжает линию прежних серий Серова. Пейзаж здесь составляет основу эмоционального строя изображения. Едва пробивающийся сквозь тучи лунный свет, вязкость тусклой атмосферы, однообразие окружающего вида соотносятся с настроением путника – «скучно, грустно…путь мой скучен…»
( Один из учеников читает стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога».)
II. Чтение и анализ отрывков из произведений А.С.Пушкина.
Слово учителя.
- Ребята, вы заметили, что не только художники, но и поэты умели передать душу природы. Послушайте, как это передано в стихах великого русского поэта А.С.Пушкина.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
( «Зимний вечер», А.С.Пушкин)
Когда могучая зима,
Как бодрый вождь, ведёт сама
На нас косматые дружины
Своих морозов и снегов,
Навстречу ей трещат камины,
И весел зимний жар пиров.
( «Пир во время чумы», А.С.Пушкин )
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин – дин – дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
( «Бесы», А.С.Пушкин)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
( «Зимнее утро», А.С.Пушкин)
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.
( «Евгений Онегин», А.С.Пушкин)
- Какая тема объединяет эти отрывки?
- Что описывает поэт?
- Одинаковы ли по настроению отрывки?
- Каким настроением проникнут каждый из них?
Природа, которую наблюдает поэт, разнообразна, необычна. Это и чудесный зимний день, и тёмная вьюжная ночь; это и красочный зимний лес, и пустынная печальная дорога. И все эти картины природы наполняют душу ощущением покоя, радости, а может, и тревоги, и тоски. И неудивительно, что ощущения просятся быть отображёнными в слове, красках, в мелодии.
III. Подготовка к прослушиванию музыки.
Великий итальянский композитор Антонио Вивальди страстно любил природу и выразил эту любовь в музыке. Им создано замечательное музыкальное произведение «Времена года».
Казалось бы, Италия так далеко от нас, и климат там другой, и природа несколько иная, но если внимательно вслушаться в музыку, созданную композитором, то мы без труда узнаем в ней природу нашей матушки – России.
Послушаем один из фрагментов, который называется «Зима», и попытаемся словесно нарисовать картину, которую изобразил нам композитор с помощью волшебных звуков.
( Прослушивание записи.)
IV. Беседа о музыкальных впечатлениях.
1. Что вы представили себе, слушая музыку?
2. Какие образы возникли у вас? (Вьюга, метель, пурга, позёмка…)
3. Давайте запишем эти слова в порядке их последовательности. Посмотрите на лексическое значение данных слов (запись на доске):
Вьюга – снежная буря.
Метель – сильный ветер со снегом.
Позёмка – метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.
Пурга – сильная вьюга, снежная буря.
4. Давайте подберём метафоры к данным образам (запись на доске и в тетради).
Поднялась вьюга, воет вьюга. Метель метет. Поднялась, закрутилась позёмка.
5. Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж? (Тревогой, ожиданием, силой, торжеством разбушевавшейся стихии…)
V. Повторное слушание музыки. Отбор языкового материала.
Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайные.
Музыка: притягивает, завораживает, зовёт, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льётся легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой.
Настроение: светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание.
Оркестр: громко, сильно, во всю мощь, торжественно.
Скрипки: трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь, запели.
VI. Устные сочинения.
Обсуждение возможного начала текста.
VII. Написание сочинений – миниатюр.
VIII. Чтение сочинений.
Сочинение 1.
Звучат первые звуки музыки, и я мысленно переношусь в сказочный лес. Подул ветерок, и появилась позёмка. Она змейкой побежала по земле. Но вот звуки музыки стали резче, и мне показалось, что поднялась метель. Снег кружился, то поднимаясь, то опускаясь, но позёмка всё равно жила. Ветер подул ещё сильнее, и появилась теперь уже не метель, а вьюга. Она смешала позёмку со снегом, перешла эта вьюга в пургу. Уже ничего не
видно – всё смешалось: и земля, и небо, и деревья. Музыка закончилась, и всё стало спокойно и тихо».
Сочинение 2.
Зазвучала музыка, и её чарующие звуки перенесли меня в незнакомый сказочный мир.
Музыка как бы бежит, захватывает и уносит с собой. Она зовёт всё дальше и дальше. Я вижу, как хрупкие белые снежинки то поднимаются вверх, то опускаются на землю. Музыкальная тропинка заводит меня в музыкальную чащу. Снег кружится, летает. Иногда его подхватывает ветер, и начинается вьюга. Но вдруг стихия успокаивается. Кругом тишина. Но это какая-то странная тишина. Это затишье перед бурей. Музыка нарастает, гремит и переходит в пургу, точнее, в торжествующий гимн разбушевавшейся стихии.
( Учащиеся сдают написанные сочинения).
IХ. Итог урока. Обобщающее слово учителя.
Ребята, каждый из вас услышал в музыке А.Вивальди что-то своё: одни – бедную несчастную снежинку, спасающуюся от непогоды , другие почувствовали мощь разбушевавшейся стихии , третьи – что-то ещё. И каждый из вас прав. Ведь музыка - искусство, которое обращается к самым потаённым уголкам человеческой души, к его и только его воспоминаниям. Композитор лишь намекнул, высветил с помощью волшебных звуков отдельные впечатления, будто рассыпал стекляшки калейдоскопа. А в заключение урока давайте ещё раз окунёмся в этот волшебный мир звуков – музыку Антонио Вивальди.
Звучит музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»
На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....
План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс
Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...
План – конспект открытого урока развития речи по русскому языку в 5 классе
Тема урока: «Дождь».Тип урока: урок повторения и закрепление изученного по разделу «Речь».Вид урока: мастерская творческого письма, урок творчества и развития речи.Используемые технологии: технология ...
конспект интегрированного урока развитие речи+труд
Урок проведен во 2 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Наступила весна.(развитие речи). Бумажный кораблик. (труд)...
Конспект открытого урока развития речи в 7 классе с использованием ЭОР : «Особенности изображения зимнего пейзажа языком поэзии, живописи, музыки»
Урок развития речи в 7 классе с использованием ЭОР: : «Особенности изображения зимнего пейзажа языком поэзии, живописи, музыки» средствами классической музыки, живописи, поэзии....
Конспект интегрированного урока развития речи в 5 классе по тексту И.Шмелева "На святой"
Изложение по тексту Шмелева интересно по своей тематике , проводится в канун святого праздника Пасхи , формирует не только речевые навыки , но и воздействует на духовно-нравственные аспекты личности р...
Интегрированный урок развития речи и музыки
Цели и задачи бинарного урока:подготовить учащихся к написанию сжатого изложения по фрагменту из лекции Кабалевского;расширить представления учащихся о личности Л.Бетховена и познакомить их с фрагмент...