Понятие об обособлении 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Вводный урок к разделу "Обособленные члены предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_8_klass_23.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок 8 класс 23.01.12.
Понятие об обособлении
Тип урока: объяснения нового материала (вступительный урок по теме «Обособленные члены предложения»)
Вид урока: урок теоретических и практических работ, анализа и самостоятельных выводов.
Задачи урока:
1)образовательные:
Знания: знакомство с обособлением как средством выделения смыслов, заключённых в предложении
Умения и компетенции: обучение приёмам определения условий обособления и дополнительных значений обособленных членов предложения совершенствование умений определять границы обособленных членов, пользуясь средствами интонации.
2) общеучебные: развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности; совершенствование умений пользоваться изученным раннее материалом для применения его в решении новых задач.
3) воспитательная задача: способствовать формированию у учащихся положительного отношения к процессу получения знаний, стремлению учащихся к самооцениванию, самокоррекции.
Ход урока.
1. Оргмомент. (+ запишем дату)
2.Подведение к теме. Актуализация (фаза вызова)
1) - Расставьте знаки препинания, если требуется. Объясните свой выбор:
ДДД
1) Узкая и извилистая тропа спускалась к ущелью.
2)Над ущельем возвышались скалистые неприступные горы.3) По дну ущелья с шумом проносился наполненный растопленными снегами поток.4) Удивлённые путники остановились
2) Работа по анализу текста:
- Можно данный набор предложений назвать текстом? Почему?(кратко отвечают)
- Какие речевые ошибки вы заметили? (неоправданный повтор. Редактируем. )
3) Анализ текста с введением элементов исследования
-В каждом предложении есть определения. Попробуем, не меняя состава предложений, именно к ним привлечь внимание. Как это можно сделать?
ДДД(с помощью логического ударения, изменения порядка слов:
ССС11) Тропа, узкая и извилистая , спускалась к ущелью.2)Над ним возвышались горы, скалистые, неприступные.3) По дну ущелья с шумом проносился поток , наполненный растопленными снегами.4) Удивлённые, путники остановились.
- Обратите внимание, какую функцию выполнят запятые в предложениях теперь: выделяющую или отделяющую? (выделяющую) Следовательно, они выделяют определённую часть предложения. А что изменилось в последнем предложении? (появилось дополнительное значение причины)
3. Объяснение нового материала
1)Лексико-орфографическая работа.
- Как иначе можно сказать? Рассмотрим это через толкование слова путём подбора синонимов: выделиться – отличиться, отделиться, обособиться. Как такие члены предложения могут называться? (обособленные) Запишем тему: «Обособленные члены предложения»
- Выделим корень в слове (-особ-), подберём родственные слова (особый, особенный, особо) Значит, обособленные члены предложения делают какую-то часть предложения особенной.
2) Наблюдение и анализ по упражнению учебника
№ 311(ответ на вопрос к заданию: с помощью обособленных членов можно в краткой форме , в одном предложении передать два сообщения).
3) Сделаем вывод: выделяясь, некоторые члены предложения изменяют смысл всего предложения или дополняют его. Также с помощью обособленных членов в одном высказывании можно передать кратко несколько сообщений – то есть их употребление делает речь сжатой, но содержательной. ССС2
-А какие ещё члены предложения могут выполнять такую функцию при обособлении, вы узнаете самостоятельно в параграфе 190
4) Самостоятельное изучение материала параграфа 190 и беседа по содержанию:
- Какие члены предложения ещё могут выполнять такую функцию? (обстоятельства, приложения – обычно второстепенные члены)
-Кроме выделения смысла и придания дополнительных оттенков предложению, какие ещё функции могут выполнять обособленные члены? (они могут уточнять обстоятельства)
4.Упражнения на закрепление
1)-Как раз в упр № 313 имеются такие примеры. Давайте исследуем первые два предложения и попробуем определить, что уточняет обособленный член. Какой уточняющий вопрос вам поможет? (совместное выполнение, записываем один пример)
2)- Упр № 314 выполните самостоятельно первое предложение, потом проведите самопроверку. Чтобы выполнить его верно, какие умения вам понадобятся? (о том, как образовывать причастия и деепричастия, а также обороты с ними)
(для тех, кому сложно – карточки-помощники, в которых показаны схемы образования и алгоритм образования причастия и деепричастия)
(Для детей с 7 В – карточки с индивидуальными заданиями)
- Думаю, все сделали правильно (Самооценка. Озвучивание своих результатов.)
Промежуточное повторение теоретического материала.
- Какую особенность обособленных членов предложения, выполняя это упражнение, вы здесь наблюдали? (способность «сжимать» текст)
- Где вам пригодятся эти умения? (при написании изложения, особенно сжатого)
3) Упр № 315 Пользуясь специальными приёмами, самостоятельно замените необособленные определения обособленными – в 1, 2 и 5 предложениях (устно)
5. Обобщение. Рефлексия.
- Что нового вы узнали? (о том, что обособленные члены предложения играют в предложении двойную роль: являясь второстепенными членами, они одновременно выражают добавочное сообщение;
что они могут дополнять смысл предложения, уточнять его;
что с их помощью можно «сжимать» текст)
6. Объяснение домашнего задания
- упр 315(1,2,5 – письменно), параграф 190,*упр 312
7. Итоги урока. Оценивание
-Скажите, материал для вас сегодня был сложным? Почему? (потому что он даётся на основе ранее изученного)
(при наличии времени) -Поставьте себе оценку. Объясните, почему вы так решили.
1. Прочитай предложение:
Лес … сладко благоухал.
Поставь подходящее по смыслу определение (из данного ниже списка) на место точек, сделав их обособленными. Не забудь поставить запятые с двух сторон! Прочитай. Запиши, подчеркнув определения
(омытый дождём; омывающийся дождём)
2. Прочитай предложение:
Море … бушевало несколько дней.
Поставь подходящие по смыслу обстоятельства на место точек, сделав их обособленными. Не забудь выделить запятыми! Прочитай. Запиши, подчеркнув обстоятельства.
(наводя ужас на жителей побережья; вздыхая)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие об обособлении. Обособленное определение.
Презентация к уроку русского языка. Содержит материал для наблюдения....
Открытый урок по теме"Понятие об обособленных членах предложения", 8 класс
Урок по теме " Понятие об обособленных членах предложения" , 8 класс, по учебнику Е.В. Бунеевой, Р.Н.Бунеевой....
Сценарный план урока русского языка по теме "Понятие об обособлении. Обособленные определения" (8 класс)
Сценарный план разработан в соответствии с требованиями ФГОСООО...
Урок русского языка в 8 классе «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений». (Учебный матeриал в раздел "Основная
Урок разработан с использование технологии критического мышления.Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радост...
Понятие об обособлении. Обособленные определения
Анализ-схема урока...
Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения
Понятие об обособленных членах предложения...
Урок русского языка в 8 классе на тему "Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них".
Знакомство с понятием обособление членов предложения.Задачи: показать, что обособление – один из способов смыслового выделения части предложения; научить находить грамматические условия обособле...