Понятие об обособлении 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Большакова Надежда Юрьевна

Вводный урок к разделу "Обособленные члены предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_8_klass_23.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок 8 класс                     23.01.12.

Понятие об обособлении

Тип урока: объяснения нового материала (вступительный урок по теме «Обособленные члены предложения»)

Вид урока: урок теоретических и практических работ, анализа и самостоятельных выводов.

Задачи урока:

1)образовательные:

Знания: знакомство с обособлением  как  средством выделения смыслов, заключённых в предложении

Умения и компетенции: обучение приёмам определения условий обособления и дополнительных значений обособленных членов предложения совершенствование умений определять границы обособленных членов, пользуясь средствами интонации.

2) общеучебные: развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности; совершенствование умений пользоваться изученным раннее материалом для применения его в решении новых задач.

3) воспитательная задача: способствовать формированию  у учащихся положительного отношения к процессу получения знаний, стремлению учащихся к самооцениванию, самокоррекции.

                          Ход урока.

1. Оргмомент. (+ запишем дату)

2.Подведение к теме. Актуализация (фаза вызова)

1) - Расставьте знаки препинания, если требуется. Объясните свой выбор:

ДДД

1) Узкая и извилистая тропа спускалась к ущелью.

2)Над ущельем возвышались скалистые неприступные горы.3) По дну ущелья с шумом проносился наполненный растопленными снегами поток.4) Удивлённые путники остановились

2) Работа по анализу текста:

- Можно данный набор предложений назвать текстом? Почему?(кратко отвечают)

- Какие речевые ошибки вы заметили? (неоправданный повтор. Редактируем. )

3) Анализ текста с введением элементов исследования

-В каждом предложении есть определения. Попробуем, не меняя состава предложений, именно к ним  привлечь внимание.  Как это можно сделать?

 ДДД(с помощью логического ударения, изменения порядка слов:

ССС11) Тропа, узкая и извилистая , спускалась к ущелью.2)Над ним возвышались горы, скалистые, неприступные.3) По дну ущелья с шумом проносился поток , наполненный растопленными снегами.4) Удивлённые, путники остановились.

- Обратите внимание, какую функцию выполнят запятые в предложениях теперь: выделяющую или отделяющую? (выделяющую) Следовательно, они выделяют определённую часть предложения. А что изменилось в последнем предложении? (появилось дополнительное значение причины)

3. Объяснение нового материала

1)Лексико-орфографическая работа.

- Как иначе можно сказать? Рассмотрим это через толкование слова путём подбора синонимов: выделиться – отличиться, отделиться, обособиться. Как такие члены предложения могут называться? (обособленные) Запишем тему: «Обособленные члены предложения»

- Выделим корень в слове (-особ-), подберём родственные слова (особый, особенный, особо) Значит, обособленные члены предложения делают какую-то часть предложения особенной.

2) Наблюдение и анализ по упражнению учебника

№ 311(ответ на вопрос к заданию: с помощью обособленных членов можно в краткой форме , в одном предложении передать два сообщения).

 

3) Сделаем вывод: выделяясь, некоторые члены предложения изменяют смысл всего предложения или дополняют его. Также с помощью обособленных членов в одном высказывании можно передать кратко несколько сообщений – то есть их употребление делает речь сжатой, но содержательной. ССС2

-А какие ещё члены предложения могут выполнять такую функцию при обособлении, вы узнаете самостоятельно в параграфе 190

4) Самостоятельное изучение материала параграфа 190 и беседа по содержанию:

- Какие члены предложения ещё могут выполнять такую функцию? (обстоятельства, приложения – обычно второстепенные члены)

-Кроме выделения смысла и придания дополнительных оттенков предложению, какие ещё функции могут выполнять обособленные члены? (они могут уточнять обстоятельства)

4.Упражнения на закрепление

1)-Как раз в упр № 313 имеются такие примеры. Давайте исследуем первые два предложения и попробуем определить, что уточняет обособленный член. Какой уточняющий вопрос вам поможет? (совместное выполнение, записываем один пример)

2)- Упр № 314 выполните самостоятельно первое предложение, потом проведите самопроверку. Чтобы выполнить его верно, какие умения вам понадобятся? (о том, как образовывать причастия и деепричастия, а также обороты с ними)

(для тех, кому сложно – карточки-помощники, в которых показаны схемы образования и алгоритм образования причастия и деепричастия)

(Для детей с 7 В – карточки с индивидуальными заданиями)

- Думаю, все сделали правильно (Самооценка. Озвучивание своих результатов.)

Промежуточное повторение теоретического материала.

-  Какую особенность обособленных членов предложения, выполняя это упражнение, вы  здесь наблюдали? (способность «сжимать» текст)

- Где вам пригодятся эти умения? (при написании изложения, особенно сжатого)

3) Упр № 315 Пользуясь специальными приёмами, самостоятельно замените необособленные определения обособленными – в 1, 2 и 5 предложениях (устно)

5. Обобщение. Рефлексия.

- Что нового вы узнали? (о том, что обособленные члены предложения играют в предложении двойную роль: являясь второстепенными членами, они одновременно выражают добавочное сообщение;

что они могут дополнять смысл предложения, уточнять его;

что с их помощью можно «сжимать» текст)

6. Объяснение домашнего задания

- упр 315(1,2,5 – письменно), параграф 190,*упр 312

7. Итоги урока. Оценивание

-Скажите, материал для вас сегодня был сложным? Почему? (потому что он даётся на основе ранее изученного)

(при наличии времени) -Поставьте себе оценку. Объясните, почему вы так решили.

1. Прочитай предложение:

Лес   …    сладко благоухал.

Поставь подходящее по смыслу определение (из данного ниже списка) на место точек, сделав их обособленными. Не забудь поставить запятые с двух сторон! Прочитай. Запиши, подчеркнув определения

(омытый дождём; омывающийся дождём)

2. Прочитай предложение:

Море   …  бушевало несколько дней.

Поставь подходящие по смыслу обстоятельства на место точек, сделав их обособленными. Не забудь выделить запятыми! Прочитай. Запиши, подчеркнув обстоятельства.

 (наводя ужас на жителей побережья; вздыхая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие об обособлении. Обособленное определение.

Презентация к уроку русского языка. Содержит материал для наблюдения....

Открытый урок по теме"Понятие об обособленных членах предложения", 8 класс

Урок по теме " Понятие об обособленных членах предложения" , 8 класс, по учебнику Е.В. Бунеевой, Р.Н.Бунеевой....

Урок русского языка в 8 классе «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений». (Учебный матeриал в раздел "Основная

Урок разработан с использование технологии критического мышления.Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радост...

Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения

Понятие об обособленных членах предложения...

Урок русского языка в 8 классе на тему "Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них".

Знакомство с понятием обособление членов предложения.Задачи: показать, что обособление – один из способов смыслового выделения части предложения; научить находить грамматические условия обособле...