Открытый урок по теме"Понятие об обособленных членах предложения", 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок по теме " Понятие об обособленных членах предложения" , 8 класс, по учебнику Е.В. Бунеевой, Р.Н.Бунеевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме: «Понятие об обособленных членах предложения».
Цели урока: - образовательная: дать понятие обособления, обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через подводящий диалог, учить находить в тексте смысловые отрезки – обособленные члены предложения;
-развивающая: развивать умение выделять обособленные члены предложения на письме и определять способ их выражения; создать условия для развития умений формулировать тему, учебную цель, делать самостоятельные выводы;
-воспитательная: развитие коммуникативных навыков, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
Оборудование: раздаточный материал, тесты.
Тип урока : изучение нового материала.
Используемая технология: проблемно-диалоговая.
Ход урока
I. Оргмомент.
II.Языковая разминка.
Учащиеся списывают текст с доски, расставляют знаки препинания.
И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожами извозчики, шлепающие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, показавшиеся в тумане очень высокими, - все было мне особенно мило и значительно. (Л.Н.Толстой)
1 ученик производит синтаксический разбор предложения, строит графическую схему.
2 ученик выделят смысловые отрезки – однородные члены предложения и причастные обороты, объясняет пунктуацию при них; комментирует знаки препинания между обобщающим словом и однородными членами.
3 ученик находит проверяемые и непроверяемые орфограммы-гласные в корнях слов, обозначает их графически.
4 ученик проводит морфологическую работу и морфемный анализ: выписывает все встретившиеся в предложении причастия (покачивающие, покрытые, шлепающие, показавшиеся), определяет их вид и время, разбирают причастия по составу.
III. Устный опрос с элементами проверки домашнего задания.
-Как отличить однородные определения от неоднородных?
-Назовите условия постановки и непостановки знаков препинания знаков препинания между определениями.
-Расскажите о предложениях, осложненных однородными членами (д/з, №471)
IV.Открытие нового знания, формулирование темы урока.
1.Для постановки учебной проблемы используется подводящий диалог.
учитель | ученики |
-Прочитайте предложения -Что общего в этих предложениях? -Чем различаются эти предложения? -На какое слово в первом предложении падает логическое ударение -А во втором предложении? - Есть ли паузы в 1-м предложении, во 2-м ? -Проследите, как меняется интонация в предложениях. - Как вы думаете, с какой целью был изменен порядок слов, интонационный рисунок во 2-м предложении? -В каком предложении эти признаки более самостоятельны, более значимы? -Как называются отрезки, имеющие дополнительное смысловое значение? -Как они выделяются на письме? -Какая же проблема будет решаться на уроке? -Какие смысловые отрезки вы уже знаете? -Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним видом смысловых отрезков – обособленными второстепенными членами предложения. -Попробуйте сформулировать понятие «обособленные члены» на основе рассмотренных примеров. -Запишите тему урока. -Попробуйте сформулировать цель урока.
| Читают. Пришла яркая и солнечная весна. Пришла весна, яркая и солнечная. -Они имеют одинаковый состав, одни и те же члены предложения. -Определения занимают разное положение по отношению к главному слову: в 1-м предложении- перед существительным весна, во 2-м – после существительного весна. - На слово весна. - На слова яркая , солнечная. - В 1-м предложении пауз нет, а во 2-м есть пауза после слова весна. -В 1-м предложении интонация понижается к концу предложения, а во 2-м – повышается в середине предложения на слове весна, а затем резко падает. -Чтобы подчеркнуть, выделить признаки весны. -Во 2-м предложении. -Смысловыми отрезками -Запятыми. -Как называются эти смысловые отрезки? Как выделяются? -Однородные члены предложения, причастные обороты, деепричастные обороты, обращения, вводные слова.
-Обособленные члены предложения – это смысловые отрезки, которые имеют дополнительное смысловое значение, выделяются интонационно и на письме запятой. Записывают тему : «Понятие об обособлении» -Научиться находить в тексте и выделять на письме смысловые отрезки - обособленные члены предложения. |
2.Чтение теоретического материала на стр.235-237.
Сравните свое определение обособленных членов с определением в учебнике .
-Назовите виды обособленных членов предложения (со значением добавочного действия; со значением сравнения, уподобления; со значением уточнения, присоединения.
-Как выделяются обособленные члены предложения? (В устной речи - с помощью выделительной интонации, в письменной – выделительными знаками препинания)
-какие признаки имеют обособленные второстепенные члены? (Смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные).
V.Развитие умений находить обособленные члены предложения.
1.Устное выполнение упр.№473 - развивается умение находить обособленные члены предложения и определять способ их выражения.
2.Работа по карточкам- развивается умение находить смысловые отрезки- обособленные члены предложения, оформлять их на письме и графически обозначать.
Прочитайте предложения. Какие слова выделяются интонационно и по смыслу? Расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные члены предложения. Графически обозначьте слово, к которому они присоединяются. Найдите и подчеркните грамматическую основу первого предложения.
1.Арно услышавший сзади себя разговор повернулся и побежал к людям. 2. Собака зевнула завив язык трубочкой затряслась всем телом и тонко взвизгнула. 3.Соленая вода ему не понравилась, а легкие волны шуршавшие о прибрежный гравий пугали его. 4.Собака тотчас же поплыла назад выставив наружу только одну морду со всплывшими наверх ушами громко и обиженно фыркая. 5.Выскочив на сушу она затряслась всем телом, и тучи брызг полетели на старика и Сергея .6.Пес уже давно скакал в волнении всеми четырьмя лапами на дедушку вылезавшего боком из лямки и лаял на него.
3.Работа с тестом- отслеживание первичного усвоения материала.
ТЕСТ
Вариант I
I. Выберите верный ответ. Обособление - это
- слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
- один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
- члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит
- выделить по смыслу, т.е. интонационно;
- выделить запятыми;
- в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.
III. Укажи предложения с обособленными определениями
- Надвигалась ночь, бесконечно долгая, угрюмо холодная.
- Укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи.
- Справа, совсем близко, метнулись огненные искры.
IV. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.
- Скупой теряет всё, желая всё достать.
- Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
- Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
V. Укажи предложения, в которых необходимо изменить порядок слов, чтобы выделить по смыслу обособленные члены предложения.
- Старик, собравший грибы, присел отдохнуть на пенёк.
- Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом.
- Пастух увидел наш костёр, заночевавший в степи.
Вариант II
I. Выберите верный ответ. Обособление - это
- слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
- один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
- члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит
- выделить по смыслу, т.е. интонационно;
- выделить запятыми;
- в устной речи произнести с особой интонацией, а на
письме выделить запятыми.
III. Укажи предложения с обособленными определениями
- Скупой теряет всё, желая всё достать.
- Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
- Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
IV. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.
- Ветер, всё ещё сильный, дул с востока.
- Я рвал отчаянной рукой шиповник, спутанный плющом.
- Дым, остывая, стелется туманом.
V. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов.
- Подгоняемая лодка неслась по реке брёвнами.
- В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц.
- Старик присел отдохнуть на пенёк, собиравший грибы.
VI. Подведение итогов урока.
-Назовите ключевые слова урока (обособленные члены предложения, смысловой отрезок, выделительные знаки препинания).
-Задайте вопросы по теме урока.
VII. Домашнее задание.
1.П.№ 36, упр. № 476.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков РЯ в 8 кл. ( «Обособленные члены предложения». Уроки "1,2)
Представлены первые четыре урока по теме "Обособленные члены" с использованием информационных технологий, материала для подготовки к ГИА и ЕГЭ. ...
Конспекты уроков РЯ в 8 кл.( «Обособленные члены предложения». Уроки №3,4)
Уроки разработаны с использованием информационных технологий, материала для подготовки к ГИА, ЕГЭ...
Открытый урок по теме «Союзы при однородных членах предложения». ( 7 класс)
Открытый урокпо теме «Союзы при однородных членах предложения».( 7 класс)Цель: - ознакомить учащихся с союзами при однородных членах предложения, с пра...
урок русского языка по теме "Понятие об однородных членах предложения"
урок разработан по учебнику русского языка М.М. Разумовской и является первым в изучении темы "Однородные члены"...
Дидактический материал по теме "Однородные и обособленные члены предложения"
Данный материал рассчитан на учащихся 10-11 классов, изучающих русский язык на углублённом и профильном уровнях для обобщения и ситематизации знаний. Все предложения взяты из произведений К.Г. Паустов...
Открытый урок на тему: «Понятие менеджмент. Технологии менеджмента» 8 класс.
Открытый урок на тему: «Понятие менеджмент. Технологии менеджмента»8 класс....
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе. Тема: Понятие об однородных членах предложения.
Конспект урока включаетне только обьяснение нового материала, но и практическую часть с отработкой навыка определения однородных членов....