Урок русского языка в 8 классе «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений». (Учебный матeриал в раздел "Основная
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок разработан с использование технологии критического мышления.Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku_v_8_klass1.docx | 35.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 8 классе
Учитель: Курпанова Татьяна Петровна
Предмет: русский язык
Класс: 8 Б
Тема: «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений».
Дата проведения : 20. 02. 2014 г.
Продолжительность урока: 40 минут
Тип урока: открытие новых знаний.
Место урока в системе уроков по теме: 1 урок по теме «Обособленные члены предложения».
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Использованные приемы:
- «мозговой штурм»,
- таблица «Знаю – хочу знать — узнал»,
- объединение информации в блоки через сопоставление.
Оборудование:
- раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал».
Цели образовательные:
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Определение»;
- формирование знаний об обособленных членах предложения, формирование умений определять обособленные члены предложения, выделять их интонационно в устной речи и запятыми в письменной;
- формирование знаний об обособленных согласованных распространённых и нераспространённых определениях, формирование умений обособлять согласованных распространённые и нераспространённые определения.
цели развивающие:
- развитие навыков монологической речи;
- развитие навыков парной и групповой работы;
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
цели воспитательные:
-способствовать воспитанию уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Ход урока
I. Организационный момент. (3 минуты)
- Ребята, из материала, изученного на прошлых уроках, мы знаем, что простое предложение может быть осложненным. Чем может быть оно осложнено?
( Обучающиеся перечисляют знакомые виды осложнений: ряды однородных членов, обращения, вводные слова и предложения).
А сегодня мы узнаем, чем ещё может быть осложнено простое предложение. Перед нами новая тема – «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений».
(Запись даты, темы урока в тетради)
- Кто может сформулировать цель нашего урока?
(Ученики определяют цель урока, исходя из темы: узнать, что такое обособление, какие члены предложения могут обособляться, в каких случаях определения могут быть обособленными)
- Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.
II. Стадия вызова.
1. Вопросы учащимся:
- Ребята, какое понятие из темы урока для вас новое? (Обособление)
- Где можно узнать значение этого слова? (В словаре)
- Обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова. Какое значение слова нужно для нашего урока?
ОБОСО́БЛЕННЫЙ
1.
Стоящий особняком, отдельный.
"Занимать обособленное положение"
2.
В грамматике: являющийся самостоятельной (по интонации) составной частью предложения. "О. второстепенный член предложения"
- Попробуйте, опираясь на словарную статью, сформулировать определение обособленных членов предложения. Только имейте в виду, что обособленными членами предложения могут быть только второстепенные члены.
- А теперь прочитаем материал на стр. 133 учебника и сверим свои ответы с правилом. (5 минут)
2. Работа в парах. (3 минуты)
- Найдите примеры предложений с обособлением:
а) Вступив в лицей, Пушкин уже знал английский язык. (А. Пушкин)
б) Вне лицея Пушкин был знаком с некоторыми гусарами, жившими в то
время в Царском Селе. (С. Комовский)
в) Учился Пушкин легко, но небрежно. (А. Пушкин)
г) В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что
видел. (М. Волконская)
д) Друг мой, упрёки твои жестоки и несправедливы. (А. Пушкин)
- Разберите (устно) предложение под буквой б) по членам. Каким членом предложения является грамматическая конструкция «жившими в то время в Царском Селе»? Чем выражена? (Определением; причастным оборотом)
- Давайте вспомним всё об определении и заполним первую графу таблицы, которая поможет нам систематизировать материал. ( 3 мин)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Отвечает на вопросы какой? Чей? | Какие определения обособляются | |
Обозначает признак предмета | ||
Поясняет подлежащее, дополнение и др. члены предложения, выраженные существительными. | Причины обособления определения | |
Может быть согласованным и несогласованным | ||
Может быть выражено причастным оборотом, который выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова | ||
Приложения |
Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».
- Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.
3. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки.
Задание: Обсудите в группе данные предложения. Подчеркните определения. Запишите предложения, объединив их в блоки. Время на выполнение – (7 минут).
- Вулкан, дремавший несколько столетий, пробудился. 2. Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил. (А. Чехов) 3. Палатка, наполовину скрытая мелкими лиственницами, казалась совсем маленькой. 4. Ветер, злой и холодный, уныло запел свою песню (А. Федосеев) 5. Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади почти без памяти. (С. Аксаков) 6. Уверенный в своей правоте, Андрей Гаврилович мало беспокоился о деле. (А. Пушкин) 7. Дорогу перегораживала недавно обрушившаяся береза. (И. Тургенев) 8. В воздухе, полном копоти, чувствовалось влияние чего-то бодрого. (М. Горький) 9. В седьмом часу вечера, пыльные и усталые, мы вступили в широкие, укрепленные ворота крепости. (А. Толстой). 10.Молодой и росистый лес окружал нас.
- Сколько блоков вы получили? По какому принципу объединяли предложения?
Учащиеся озвучивают свои предложения: 1. Можно было разделить на 2 группы : определения, обособленные запятыми и не обособленные. 2. Можно было объединить по способу выражения определений.)
- Что сегодня для нас важно? Что бы мы хотели узнать, выполняя данную работу? Давайте заполним вторую графу таблицы.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Отвечает на вопросы какой? Чей? | Какие определения обособляются | |
Обозначает признак предмета | ||
Поясняет подлежащее, дополнение и др. члены предложения, выраженные существительными. | Причины обособления определения | |
Может быть согласованным и несогласованным | ||
Может быть выражено причастным оборотом, который выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова | Зависит ли обособление от того, какой частью речи выражено определение? | |
Приложения |
Физкультминутка. ( 1 мин) Ребята, выпрямились все, заложили руки за голову, развернули плечи, повернулись направо, налево, подняли голову вверх, подняли руки вверх. Поглядели друг на друга, улыбнулись и продолжили работу.
III. Стадия осмысления.
1. Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал».
- Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф 29 (стр.133 — 134). Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение – 4 минуты.
Проверка колонки «Узнал».
В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Отвечает на вопросы какой? Чей? | Какие определения обособляются | Обособляются:
а) имеют добавочное обстоятельственное значение; б) отделены от определяемого слова другими членами предложения. |
Обозначает признак предмета | ||
Поясняет подлежащее, дополнение и др. члены предложения, выраженные существительными. | Причины обособления определения | |
Может быть согласованным и несогласованным | ||
Может быть выражено причастным оборотом, который выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова | Зависит ли обособление от того, какой частью речи выражено определение? | |
Приложения |
2. Применение правила на практике. ( 3мин)
Задание. Объясните обособление определений в предложениях, над которыми вы работали. ( После недолгого обсуждения в группах учащиеся дают объяснение причин обособления определений)
3. Практическое закрепление знаний. ( 7 мин)
1. Упражнение 300. (Необособленные определения сделать обособленными, а обособленные - необособленными. Списать. Указать, как при этом меняются интонация и смысл предложений.)
2. Проверка выполнения.
IV. Стадия рефлексии (3 мин)
- Что узнали сегодня нового?
- Что вы делали для того, чтобы узнать новое?
(Этапы:
1) вспомнили то, что известно, объединяли в блоки предложения, сами формулировали вопросы, требующие решения;
2) при помощи работы с учебником самостоятельно в паре находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;
3) закрепляли знания через применение их на практике.)
- Что было легко?
- Что вам помогало в работе?
- Как оцениваете свои действия?
5. Домашнее задание:
1) §29, знать правила обособления определений
2) на выбор:
- написать сочинение - миниатюру, используя как можно больше предложений с обособленными согласованными распространенными и нераспространенными определениями.
- сделать упражнение 301, 302 (1 мин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них"
Данный материал содержит разработку урока по теме "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них" и раздаточный материал для учащихся....
Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них"
Цель урока: дать понятие об обособлении членов предложения; показать, что обособление - один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; научить находить грамматические у...
Русский язык 9 класс конспект урока по теме: "Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с разными видами придаточных".
Данный материал помогает детям анализировать сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных, тренирует навык конструирования СП разынх типов, отрабатывает навык ставить знаки препинания, о...
Презентация "Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания"
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания.Цель: научиться находить уточняющие члены предложения, научиться ставить знаки препинания при них.-Что такое обособление...
«Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».
laquo;Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения»....
Урок русского языка в 8 классе на тему "Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них".
Знакомство с понятием обособление членов предложения.Задачи: показать, что обособление – один из способов смыслового выделения части предложения; научить находить грамматические условия обособле...