урок русского языка в 7 классе
видеоурок по русскому языку (7 класс) по теме
Тема: Слова категории состояния. урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_7_klass.docx | 27.11 КБ |
slova_kategorii_sostoyaniya.ppt | 762 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку 7 класс
Тема: Слова категории состояния.
Цель:
- Познакомить со значением категории состояния, её семантическими группами, морфологическими признаками, синтаксической ролью.
- Учить отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.
- Формировать навык определения, к какой группе по значению относятся слова категории состояния.
- Развивать интерес к русскому языку.
Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал, презентация
Ход урока.
1. Орг. момент
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
2. На слайде записаны 3 предложения. (2 слайд).
- Задание: назовите повторяющиеся слова, определите их синтаксическую
роль и часть речи.
- Какое предложение вызвало затруднение?
- Каким членом предложения является слово тепло, есть ли в предложении подлежащее,
может ли оно быть?
- Можно ли определить принадлежность слова тепло к какой-либо части речи без включения
его в предложение?
- Как называются слова, которые одинаково пишутся, произносятся, но отличаются по
значению? (омонимы)
Слово учителя:
Части речи, как и люди, живут своей особой жизнью: у каждой свой характер (морфологические признаки), у них есть родственные связи, они ходят на работу в предложения. У наречия, например, есть брат-близнец, очень на него похожий. Зовут его слово категории состояния. И сегодня мы с ним познакомимся.
Вы узнаете, на какие вопросы он отвечает, что обозначает, какую работу выполняет в предложении, и вообще, чем похож и не похож на брата.
(слайд 3 ), заголовок
Запишите тему урока.
3. Усвоение новых знаний
- Какова цель нашего сегодняшнего урока? (слайд 4)
1) определять значения ……
2) отличать ……. от других частей речи
3) употреблять в речи …..
- Не пользуясь учебником, вы можете сказать, какие слова относятся к словам категории состояния и что обозначают слова категории состояния? (Нет)
- Сравним записанные на доске пары предложений. Попытаемся сделать их синтаксический разбор:
1) Лицо темнеет от загара. 2) Летом в Сочи темнеет очень быстро.
1) Весь июль солнце пекло немилосердно. 2) Весь июль пекло немилосердно.
- Что же увидели? В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: лицо темнеет, солнце пекло. Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого-глагола: темнеет, пекло.
- Таким образом, мы с вами видим, что в речи существуют предложения, не имеющие подлежащего.
- Что они передают? Они чаще всего передают состояния окружающей среды, физическое и душевное состояние людей.
- Запишем в тетрадях предложения и подчеркнём главные и второстепенные члены (один человек работает у доски):
Утро солнечно и радостно.
Глаза светились радостно.
На душе у ребят было радостно.
- Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (Каждое предложение содержит одно общее слово)
-Давайте определим, какие же слова относятся к словам категории состояния?
- Рассмотрим первое предложение.
- Какой частью речи является слово радостно в первом предложении? (кратким прилагательным).
- От какого слова задаем вопрос? (от существительного утро)
- На какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?)
- Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).
- Во втором? – наречие, так как обозначает признак действия: Светились как? радостно, В предложении является обстоятельством.
- В третьем предложении? Радостно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было радостно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Это неизменяемая часть речи употребляется в предложении без подлежащего. Это и есть слово категории состояния.
- Давайте заполним таблицу на слайде (для заполнения каждого столбца таблицы вызываются ученики, наиболее «сильный» заполняет четвёртый столбец). Ученики работают со своей таблицей.(слайд 5,6,7,8)
Вопросы | Краткое Прилагательное | Наречие | Слово категории состояния (СКС) |
К какому слову относится? | Существительное | Глагол | Не зависит от других слов |
На какой вопрос отвечает? | Каков? какова? каковы? | Как? где? | как? каково? |
Что обозначает? | Признак Предмета | Признак действия, признак другого признака | Состояние природы, человека, оценку действия |
Каким членом предложения является? | Сказуемое | Обстоятельство | Сказуемое в предложении без подлежащего |
Как изменяется? | По родам, числам, падежам | Не изменяется | Не изменяется |
- Итак, ребята, мы с вами заполнили таблицу. А теперь всё внимание на теоретический материал, который лежит у вас на партах. (Один из учеников читает материал)
Давайте внимательно рассмотрим слова СТЫДНО, БОЛЬНО, ГОРЬКО из предложения: «Стыдно, больно, горько было ей». (И.С. Тургенев)
Они отвечают на вопросы КАК? или КАКОВО? и обозначают состояние человека. Обратите внимание, что рядом со словами СТЫДНО, БОЛЬНО, ГОРЬКО есть глагольная связка БЫЛО, она указывает нам, что состояние имело место в прошлом. Они не зависят ни от каких других слов и являются сказуемыми в предложении, где нет подлежащего. Эти слова имеют особенное, не совпадающее ни с какой другой частью речи значение, имеют свои морфологические признаки и свою синтаксическую роль, следовательно, их можно выделить в особую часть речи, которую называют категория состояния (или слова состояния).
Слова, относящиеся к этой части речи, обозначают:
1) душевное состояние человека: ВЕСЕЛО, РАДОСТНО, СКУЧНО, ЛЕГКО, ТРЕВОЖНО, ГРУСТНО, ОТРАДНО. (Например: «В толпе мне было всегда легко и отрадно». (Тургенев);
2) физическое состояние человека или животного: ГОЛОДНО, ДУРНО, ДУШНО (Например: «Мне душно и жарко»);
3) состояние природы: СУХО, ХОЛОДНО, МОРОЗНО, ВЕТРЕНО. (Например: «Было солнечно и ветрено»);
4) оценку действий: МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО, НУЖНО (Например: «Нужно выучить правила»).
Слова категории состояния, образованные от прилагательных с помощью суффикса -О, имеют сравнительную степень. Например: СЕГОДНЯ БОЛЕЕ ЖАРКО, ЧЕМ ВЧЕРА; СЕГОДНЯ ЖАРЧЕ, ЧЕМ ВЧЕРА.
- Ребята, запишем в нашу грамматическую тетрадь, что обозначают слова категории
состояния. (прочитать)
- Итак, подведем итоги.
- Что представляют собой слова категории состояния.
СКС – самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы КАК? КАКОВО? Обозначает? Морфологические признаки категории состояния – не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. Синтаксическая роль – сказуемое, в каких предложениях? (слайд 9)
- Молодцы. А теперь прочитаем правило в учебнике на стр. 127.
- Как же мы рассуждаем, находя слова категории состояния в предложении? Читаем рассуждение стр. 128.
- А теперь мы с вами должны научиться отличать категорию состояния от прилагательного и наречия. ( слайд 11)
- Краткая форма прилагательного согласуется в роде, числе, падеже с определяемым существительным и в предложении бывает сказуемым. Наречие определяет глагол-сказуемое, отвечает на вопросы: как, когда и т.д. и в предложении является обстоятельством. Слова категории состояния употребляются в безличных предложениях и являются сказуемым.
4. Закрепление.
Задание 1.
- Послушайте отрывки из поэтических произведений М.Ю. Лермонтова и найдите в них слова категории состояния:
И скучно, и грустно, и некому руку подать…
В небесах торжественно и чудно,
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?..
- Посмотрите, как украшают слова категории состояния поэтический текст. Ведь поэзия – это, в первую очередь, выражение чувств, эмоций, переживаний. Здесь никак не обойтись без слов категории состояния.
- Давайте попробуем придумать собственные предложения, используя слова категории состояния (учащиеся придумывают по 2-3 предложения и озвучивают их).
Задание 2.
(Слайд 12) . Запишите к себе в тетрадь предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова и их синтаксическую роль.
- Хоть тяжело подчас в ней бремя, телега на ходу легка… (А.С.Пушкин)
- И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь. (А.С.Пушкин)
- «Эй! Пошёл, ямщик!..» - «Нет мочи: коням, барин, тяжело…» (А.С.Пушкин)
Задание 3.
(Слайд 13). Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются словами категории состояния, краткими прилагательными, наречиями. Распределите в три колонки.
- Его лицо было грустно.
- Он грустно улыбнулся.
- Мне грустно.
- На него смешно смотреть.
- Такое поведение смешно.
- Он смешно выглядит.
- Сочинение интересно написано.
- С ним интересно спорить.
- Соревнование интересно составом участников.
(Слайд 14). Проверим себя! Выделенные слова – наречия: 2, 6, 7. Слова категории состояния: 3, 4, 8. Краткие прилагательные: 1, 5, 9.
Задание 4. Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой "SOS". Он совсем запутался и просит помочь ему вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст. Поможем? Работаем в карточке, которая у вас на столе. Проверяем.
_____________________________
Я встал рано. На улице уже _____________. Кругом _____________ от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ________________, щеки пощипывает, снег скрипит. Дышится ______________. ______________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. ___________ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой _______________представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ___________увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. __________ стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не бывает __________. День пролетел незаметно. Уже ____________. ________ домой. После этой прогулки на душе ___________ и ____________.
Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.
Задание 5. (Слайд 15). Распределите слова категории состояния на группы: состояние человека, состояние окружающей среды, оценка состояния.
Состояние человека | Состояние окружающей среды | Оценка состояния |
скучно | тихо | плохо |
душно | ветрено | хорошо |
стыдно | сыро | красиво |
5. Подведение итога.
Слайд 16. Подведём итоги.
- Каково значение слов категории состояния?
- Назовите морфологические признаки категории состояния?
- В чём категория состояния схожа с наречиями и краткими прилагательными?
- Как различить слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные?
6. Домашнее задание. Текст и к нему задание.(слайд 17)
Тихо. Между деревьями син..м столбом подымае(тся, ться) прямой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.
А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживле…о (по) весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.
Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не м…шают! Да, вот именно такое утро сегодня, как буд(то) каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н…кому (не) м…шает: вот исти…ый образ мира во всем мире. (М. Пришвин)
1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Озаглавьте текст.
4. Каков стиль текста? Определите тип текста.
5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.
6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....