Рабочая программа по русскому языку 7 класс. Автор учебника - Бабайцева В.В
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов. (Авторы Бабайцева В.В. и др. // Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л.М Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2011. – С. 63-110).
Программа рассчитана на 136 часов, из них на развитие речи - 34 часа
Количество часов в неделю: 4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass.doc | 632.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов. (Авторы Бабайцева В.В. и др. // Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л.М Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2011. – С. 63-110).
Программа рассчитана на 136 часов, из них на развитие речи - 34 часа
Количество часов в неделю: 4
При сопоставлении Примерной и авторской программ мною выявлено (в последующем – учтено и включено в данную рабочую программу), что в авторской программе отсутствуют следующие дидактические единицы:
Раздел программы | Дидактические единицы для изучения |
Морфология |
|
В Примерной программе выделен раздел «Речевая деятельность» (аудирование, чтение, говорение, письмо) и раздел «Культура речи», что позволяет определить одно из приоритетных направлений в обучении русскому языку: усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе - формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.
При планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: диктанты: (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий с дополнительными заданиями), тест, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения небольшого объема по началу, по опорным словам и т.д.
Общая характеристика учебного предмета
Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации состоят в следующем: формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
- формирование у учащихся языковой интуиции;
- приобретение и систематизация знаний о родном языке;
- овладение функциональной грамотностью;
- расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;
- формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.
Основные понятия курса:
Богатство, образность, выразительность языка; нормы современного русского языка, фонетика, графика, орфография, морфология, синтаксис, словосочетание, предложение, союзные сложные предложения., бессоюзные предложения, общий второстепенный член, пунктуационный разбор, синтаксический разбор, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова, придаточные предложения, главное предложение, виды подчинения, сложные предложения с разными видами связей, стили речи, способы передачи чужой речи, предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью, цитаты, способы цитирования, язык как развивающееся явление, словарь как вид справочной литературы, виды словарей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание тем учебного предмета
Общие сведения о языке
Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость.
Морфология
Причастие
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой формы, их роль в предложении. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего). Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Словообразование действительных причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами -вш- и -ш-. Словообразование страдательных причастий. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание н в кратких формах страдательных причастий. Правописание гласных в причастиях перед нн и н. Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных. Правописание не с причастиями.
Деепричастие
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот. Выделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие
Служебные части речи . Общее понятие о служебных частях речи.
Предлог
Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи. Разряды предлогов по значению: пространственные, временные, причинные, целевые и др. Многозначность предлогов. Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные. Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.). Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Союз Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей текста. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях. Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато. Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении. Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные. Правописание составных подчинительных союзов. Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).
Частица Понятие о частицах. Значение частиц. Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение). Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки, -ка.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные
Междометие Понятие о междометии. Значение междометий в речи. Признаки междометий.
Знаки препинания при междометиях. Звукоподражательные слова.
Повторение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Результаты освоения образовательной программы | Вид контроля, | Дата проведения План\факт | ||
предметные | личностные | метапредметные | ||||||
Общие сведения о русском языке | ||||||||
1-2. | Русский язык - национальный язык русского народа | 2 | беседа Работа с текстом | Понимать роль русского языка как средства общения в межнациональном коллективе, бережно и сознательно относиться к русскому языку как национальной ценности | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России | Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. | План лекции учителя. Работа с текстом | |
3. | Морфология | 1 | Морфологический разбор, диктант | Уметь опознавать части речи, знать их морфологические и грамматические признаки, определять функцию в предложении и тексте, употреблять в речи | Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. | Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства | Объяснительный диктант | |
4. | Правописание имен существительных и прилагательных | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм,работа с таблицей | Уметь находить орфограммы в морфемах, опознавать части речи, безошибочно писать, группировать слова по видам орфограмм | ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; | Исследование несложных реальных связей и зависимостей. | Заполнить таблицу «Части речи» своими примерами. Взаимодиктант | |
5. | Правописание глагола и наречия | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Правильно выбирать форму глагола, соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте, безошибочно писать, обозначая орфограммы в глаголах и наречиях | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе | Объяснение изученных положений | Деформированный текст | |
6. | Знаки препинания в простом осложненном предложении | 1 | Составление предложений, словарная работа, самопроверка, самостоятельная работа | Уметь выделять знаками препинания обращения, вводные слова, однородные члены предложения, видеть структуру предложения, конструировать предложения, составлять схемы, употреблять осложненные простые предложения в речи, соблюдать на письме пунктуационные нормы | Объективное оценивание своих учебных достижений. | Объяснение изученных положений | Диктант «Проверяю себя» | |
7. | Р/Р Текст. Стили речи | 1 | Анализ текста по основным признакам, самостоятельная работа | Уметь находить признаки, текста, аргументировано доказывать принадлежность к тексту, выразительно читать, соблюдая правильную интонацию, озаглавливать текст, определять его тем, основную мысль, средства связи предложений в тексте | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | Исследование несложных реальных связей и зависимостей | Анализ текста | |
8. | Р/Р Сочинение по картине | 1 | Творческая работа | Уметь связно писать текст по картине, соблюдая все признаки текста, использовать выразительные средства языка в тексте-описании | учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат. | Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства | Сочинение | |
9. | Вопрос о причастии в системе частей речи | 1 | Словарнач работа, диктант | Знать общее грамматическое значение причастия, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении, опознавать причастия в предложении и тексте, отличать причастия от прилагательных, понимать значения причастий при сопоставлении с глаголом и прилагательным | конструктивное восприятие иных мнений и идей | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах | Выборочный диктант | |
10. | Морфологические и синтаксические признаки причастий | 1 | Контрольное списывание, орфографический разбор, морфологический разбор | Уметь аргументировано доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков, определять его функцию в предложении, отличать причастия от прилагательных | постановка общей цели и определение средств ее достижения | Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства | Списывание, определить роль причастия в тексте. Устное сообщение с опорой на афористичное определение В.И. Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» |
11. | Признаки прилагательного у причастия | 1 | Морфемный разбор, морфологический разбор | Определять грамматические признаки причастия, уметь строить рассуждение в научном стиле на основе образца доказательств в опорных материалах, согласовывать причастие с определяемым существительным, определять условия выбора гласных в окончаниях причастий | Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды | Исследование несложных реальных связей и зависимостей | Объяснительный диктант | |
12. | Признаки прилагательного у причастия | 1 | Комментированное письмо | Уметь правильно согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно, отличать причастия от прилагательных | Объективное оценивание своих учебных достижений. | Умение развернуто обосновывать суждения, | Тест | |
13- 14. | Описание общего вида местности. Сочинение «Мой любимый уголок природы» | 2 | Творческая работа | Уметь описывать местность с позиции наблюдателя (автора описания), использовать нужный тип речи при создании текста, выразительно читать текст, употреблять глаголы, выступающие в роли однородных членов, уметь создавать связный текст, соблюдая композицию описания, определяя границы темы | Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды | Умение развернуто обосновывать суждения | Составление сложного плана к описанию местности. Пересказ описательного текста. Сочинение | |
15. | Признаки глагола у причастия | 1 | Морфемный разбор, морфологический разбор | Уметь определять признаки глагола у причастия, соблюдать видовременную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; | Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность | Сообщение о причастии по плану | |
16. | Причастный оборот | 1 | Конструирование предложений по схемам,диктант | Уметь определять границы причастного оборота, составлять интонационные схемы, устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, понимать отличия зависимого слов от определяемого | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; | Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность | Выборочный диктант | |
17. | Причастный оборот | 1 | Словарная работа, письмо под диктовку,анализ текста | Уметь выделять интонацией причастный оборот в устной и пунктуационно - в письменной речи, правильно определять синтаксическую роль причастного оборота, предупреждать ошибки в употреблении причастного оборота, строить предложения синонимичных конструкций | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; | Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность | Анализ текста. Редакторская правка | |
18. | Причастный оборот | 1 | Составление предложений, словарная работа, самопроверка,диктант | Уметь графически обозначать причастный оборот, использовать причастные обороты в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, выделять причастный оборот на письме и в устной речи | Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. | Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа | Творческий диктант | |
19- 20. | Р/Р Описание действий | 2 | Творческая работа | Уметь составлять связный рассказ с описанием трудовых процессов, соблюдая выбранный тип речи; уметь включать в текст причастные обороты | объективное определение своего вклада в общий результат. | Создание собственных произведений с использованием разнообразных (в том числе художественных) средств. | Составление связного высказывания | |
21. | Правописание НЕ с причастиями | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Знать правила слитного и раздельного написания НЕ с' причастиями; уметь различать НЕ как приставку, часть корни, частицу; графически обозначать орфограмму; применять алгоритм правила на основе оппозиции «полное одиночное причастие» - «причастный оборот» | Понимание ценности образования как средства развития культуры личности | Извлечение необходимой информации из источников | Составление таблицы «НЕ с причастиями» | |
22. | НЕ с причастиями | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Уметь обобщать знания о правописании НЕ с причастиями и другими частями речи, делать правильный выбор написания, употреблять в речи, исправлять ошибки, соблюдая литературное нормы | Объективное оценивание своих учебных достижений | Умение развернуто обосновывать суждения | Объяснительный диктант | |
23. | Изложение | 1 | Творческая работа | Понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, составить сложный план, обобщая материал, уметь воспроизводить текст, сохраняя логику изложения мысли | Понимание ценности образования как средства развития культуры личности | Создание собственных произведений с использованием разнообразных (в том числе художественных) средств. | Пересказ по цепочке смысловых частей текста. Изложение | |
24. | Контрольная работа | 1 | Самостоятельная работа | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы | Объективное оценивание своих учебных достижений. | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Диктант | |
25. | Анализ контрольной работы | 1 | самостоятельная работа | Уметь грамотно писать текст, видеть орфограммы, правильно использовать изученные правила | Объективное оценивание своих учебных достижений. | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Деформированный текст. Работа по индивидуальным карточкам | |
26. | Действительные и страдательные причастия | 1 | Диктант, словарная работа | Знать отличия действительных и страдательных причастий, отличать действительные причастия от страдательных, аргументировано Доказывать принадлежность слова к действительному или; страдательному причастиям по совокупности признаков, уметь конструировать предложения с причастным оборотом, правильно ставить знаки препинания | использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу | Выборочный диктант | |
27. | Образование и правописание действительных причастий настоящего времени | 1 | Словарная работа, письмо под диктовку | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, уметь образовывать действительные причастия, обосновывать выбор гласной в суффиксах | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, | Высказывание на лингвистическую тему. Составление таблицы «Суффиксы причастий» | |
28. | Образование и правописание действительных причастий настоящего времени | 1 | Словарная работа, письмо под диктовку | Уметь образовывать действительные причастия настоящего времени, обосновывать выбор гласной в суффиксах | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Свободный диктант |
29. | Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени | 1 | Словарная работа, письмо под диктовку,работа с текстом | Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени, обосновывать выбор гласной в суффиксах ОМ, ЕМ, ИМ, уметь выделять знаками препинания причастный оборот в предложении. Правильно писать гласную перед суффиксом страдательного причастия | совершенствование духовно-нравственных качеств личности | умение понимать проблему | Деформированный текст. Дополнить таблицу «Суффиксы причастий» | |
30. | Образование и правописание страдательных Причастий настоящего времени | 1 | Словарная работа, письмо под диктовку | Уметь правильно писать суффиксы страдательных причастий настоящего времени, аргументированно доказывать свой выбор, согласовывать причастия с определяемыми словами, анализировать роль причастия в тексте/выделять знаками препинания причастный оборот в предложении | Развитие этических чувств | умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Распределительный диктант | |
31- 32. | Р/Р Повествование. Рассказ на основе услышанного | 2 | Творческая работа | Уметь писать преамбулу (введение) рассказа, выбирать из вариантов введений необходимое, воспринимать материал для рассказа от собеседника на слух, создавать рассказ на основе услышанного, соблюдать нормы русского языка при созданий собственного текста | Развитие этических чувств | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Анализ текста. Сопоставление плана текста с типовой композицией рассказа. Коллективная работа над преамбулой прослушанного текста, оформление рабочих записей | |
33. | Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени | 1 | Словарная работа, письмо под диктовку | Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласной перед суффиксами причастий, уметь правильно писать причастия, обосновывая выбор гласной перед суффиксом, опознавать действительные причастия прошедшего времени по суффиксу, соблюдать орфоэпические нормы при произнесении причастия | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Дополнить таблицу «Суффиксы причастий». Творческое списывание |
34. | Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени | 1 | Словарная работа, письмо под диктовку | Уметь правильно писать причастия, аргументированно доказывать написание причастий | Понимание ценности образования как средства развития культуры | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Устное сообщение. Образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени | |
35. | Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Словарная работа, письмо под диктовку | Знать способы образования страдательных причастий прошедшего времени, уметь их образовывать, правильно писать причастия, аргументированно доказывать написание причастий, отличать страдательные причастия прошедшего времени от прилагательных | принятие образца «хорошего ученика»; | Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). | Ответить на вопрос: что общего в способах образования действительных и страдательных причастий прошедшего времени? Распределительный диктант | |
36. | Правописание Е -Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм ,самопроверка | Уметь объяснять и обозначать орфограммы «Гласные после шипящих», соблюдать орфоэпические нормы | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). | Диктант «Проверяю себя» | |
37. | Правописание гласных перед Н и НН | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Уметь объяснять и правильно писать суффиксы радетельных причастий прошедшего времени, выбирать гласную перёд Н и НН, используя алгоритм, правильно произносить причастия | Понимание ценности образования как средства развития культуры | умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Работа с деформированным текстом |
38- 39. | Р/Р Отзыв о книге. Тема, основная мысль текста, художественное совершенство понравившейся сцены, картины | 2 | Творческая работа | Уметь оценить содержание прочитанного произведения, его язык и стиль, писать сочинение-отзыв в соответствии с требованиями логичности, выразительности | Развитие этических чувств | умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Чтение и обсуждение литературных отзывов о книге. Озаглавливание отзыва. Коллективное составление плана отзыва | |
40. | Краткие причастия | 1 | Диктант, морфологический разбор | Знать, как образуется краткая форма причастия, уметь правильно употреблять их в собственной речи, соблюдать нормы орфоэпии | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). | Выборочный диктат- | |
41. | Краткие причастия | 1 | Словарная работа, письмо под диктовку | Уметь отличать краткие страдательные причастия, краткие прилагательные и наречия, определять их синтаксическую функцию в предложении, правильно употреблять в речи | Понимание ценности образования как средства развития культуры | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Тест | |
42. | НЕ с краткими и полными причастиями | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Уметь применять правило написания НЕ с полными и краткими причастиями при письме под диктовку и при создании собственных текстов, отличать причастия от прилагательных, соблюдать орфоэпические нормы при произнесении причастий | Понимание ценности образования как средства развития культуры | умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Свободный диктант. Устное сообщение «Правописание НЕ с полными и краткими страдательными причастиями» |
43. | Правописание НН в причастиях | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Знать способ разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов, уметь обосновывать написание Н или НН, правильно употреблять в речи | принятие образца «хорошего ученика»; | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Графический диктант | |
44. | Правописание НН в причастиях | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Уметь применять правила написания Н и НН в причастиях и прилагательных, правильно писать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, разграничивать омонимичные причастия и прилагательные | Понимание ценности образования как средства развития культуры | умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Осложненное списывание текста с грамматическим заданием | |
45- 46. | Систематизация» обобщение изученного по теме «Причастия» | 2 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Уметь находить причастия в тексте, определять их грамматические признаки, разграничивать омонимичные части речи, правильно писать орфограммы в причастиях, определять границы причастного оборота, выделять его на письме запятыми, осуществлять замену придаточного определительного синонимичными конструкциями с причастиями и причастными оборотами, правильно строить и читать предложения с причастными оборотами | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Диктант «Проверяю себя» | |
47. | Контрольная работа | 1 | Сам.работа | Уметь находить причастия в тексте, определять их грамматические признаки, разграничивать омонимичные части речи, правильно писать орфограммы в причастиях, определять границы причастного оборота, выделять его на письме запятыми, осуществлять замену придаточного определительного синонимичными конструкциями с причастиями и причастными | Понимание ценности образования как средства развития культуры | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Диктант |
оборотами, правильно строить и читать предложения с причастными оборотами, производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста | ||||||||
48. | Анализ контрольной работы | 1 | Сам.работа | Уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления, приводить свои примеры | Понимание ценности образования как средства развития культуры | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Работа по индивидуальным карточкам | |
49. | Р/Р Отзыв о научно- популярной книге | 1 | Творческая работа | Уметь писать отзыв по составленному плану. Оценивать содержание, форму и стиль научно-популярной книги, владеть разными типами речи, подтверждать примерами, фактами каждое положение отзыва | Развитие этических чувств | умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Чтение и обсуждение отзывов-образцов | |
50. | Р/Р Редактирование предложений, текста | 1 | Творческая работа | Уметь видеть и слышать речевые ошибки, исправлять их, редактировать чужой текст | Развитие этических чувств | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Конкурс на лучшее редактирование небольшого текста | |
51. | Понятие о деепричастии | 1 | Словарная работа, морфемный рабор | Знать лексическое и грамматическое значение деепричастий, уметь разграничивать основное и добавочное действие, конструировать предложения с деепричастием, соблюдать нормы при употреблении деепричастий | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). | Конструирование предложений | |
52. | Понятие о деепричастии | 1 | Словарная работа, письмо под диктовку | Аргументированно доказывать принадлежность слова, к деепричастию, определять его значение, уметь использовать деепричастия как синонимы к глаголам-сказуемым | Понимание ценности образования как средства развития культуры | Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). | Работа с деформированным текстом. Используя алгоритм нахождения деепричастия (опорный материал), найти деепричастия, привести доказательства |
53. | Признаки глагола и наречия у деепричастия. НЕ с деепричастием. | 2 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Уметь различать в тексте деепричастие, определять его значение, сопоставлять с глаголом, причастием и наречием, определять синтаксическую роль в предложении, безошибочно писать НЕ с деепричастием, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий | принятие образца «хорошего ученика»; | Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). | Объяснительный диктант. Упр. 232 (сравнить причастие и деепричастие, рассказать о них по плану) | |
54. | PIP Описание действий как вид текста | 1 | Творческая работа | Знать композицию текста-описания спортивных действий: подготовка спортсмена к действиям, их выполнение, оценка спортивных действий самим спортсменом, тренером, зрителями, судьями, журналистами; уметь создать свой текст-описание, соблюдая последовательность при описании действий, уместно включая деепричастия | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Составление плана текста, отражающего его композицию, пересказ текста по цепочке. Анализ тем сочинений. Прослушивание телепередачи | |
55. | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 1 | Словарная работа, письмо под диктовку | Знать определение деепричастного оборота, понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное, уметь находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания, использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). | Комментированное письмо | |
56. | Деепричастный оборот. Запятые при | 1 | Составление предложений, словарная работа, самопроверка, самостоятельная работа | Уметь находить деепричастный оборот, отличать его от причастного оборота, правильно ставить пунктуационные знаки, использо- | принятие образца «хорошего ученика»; | Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). | Объяснительный диктант |
деепричастном обороте и одиночном деепричастии | вать деепричастия и деепричастные обороты в речи, правильно строить предложения по заданной модели, находить и исправлять ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов | |||||||
57. | Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование | 1 | Комментированное письмо, диктант, самопроверка | Знать способы образования деепричастия, уметь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида, опознавать их в тексте, безошибочно писать гласную перед суффиксами -В-, -ВШИ- , употреблять в речи, соблюдая орфоэпические и грамматические нормы | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Диктант «Проверяю себя» | |
58. | Словообразование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование | 1 | Словарная работа, письмо под диктовку, творческая работа | Уметь различать в тексте деепричастия, определять вид, синтаксическую функцию в предложении, безошибочно писать гласную перед суффиксами, употреблять в речи, правильно строить предложения с одиночным Деепричастием и деепричастным оборотим | принятие образца «хорошего ученика»; | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Свободный диктант | |
59. | Употребление деепричастий в речи | 1 | Составление предложений, словарная работа, самопроверка, самостоятельная работа | Уметь использовать свойства деепричастия. «Дорисовывать движение» в текстах разных стилей и типов речи, определять роль деепричастий в художественных текстах, производить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастными оборотами, уместно употреблять фразеологизмы, включающие в свой состав деепричастия | принятие образца «хорошего ученика»; | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем деепричастий. Редактирование текста |
60. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие» | 1 | Словарная работа, письмо под диктовку | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам и значению на основе структурно-семантического и грамматического анализа слова, отличать деепричастие от других частей речи, безошибочно писать суффиксы деепричастий, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, пунктуационно оформлять их, исправлять ошибки | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Осложненное списывание. Конструирование предложений | |
61. | Контрольная работа | 1 | Сам.работа | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам и значению на основе структурно-семантического и грамматического анализа слова, отличать деепричастие от других частей речи, безошибочно писать суффиксы деепричастий, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, пунктуационно оформлять, конструировать предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, исправлять ошибки в предложениях, воспроизводить текст, воспринятый на слух, в соответствии с нормами, выполнять различные виды разбора | Понимание ценности образования как средства развития культуры | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Диктант с грамматическим заданием | |
62. | Анализ контрольной работы | 1 | Сам.работа | Уметь находить и объяснять допущенные ошибки, аргументированно доказывать правильное написание | Понимание ценности образования как средства развития культуры | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Работа по индивидуальным карточкам | |
63- 64. | Р/Р Характеристика литературного героя | 2 | Творческая работа | Уметь составить характеристику литературного героя на основе нескольких фрагментов художественного произведения, включать цитаты в собственный текст, систематизировать фактический материал, необходимый для характеристики героя, использовать | Развитие этических чувств | умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Составление плана характеристики. Выборочный пересказ характеристики. Обсуждение образцов |
смысловые связи между частями текста и лингвистические средства их выражения | ||||||||
65. | Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие | 1 | Пересказ, лингвистическое сообщение | Уметь опознавать части речи, определять их значение, синтаксическую роль в предложении, способ образования | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | умение структурировать материал | Устное сообщение на основе теоретического материала § 145 «Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие» | |
66. | Повторим орфографию | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Уметь осуществлять выбор орфограмм «Гласная и согласная буква в корне», применять алгоритм при рассуждении, группировать орфограммы по видам, грамотно писать под диктовку и в собственных высказываниях. | Понимание ценности образования как средства развития культуры | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Свободный диктант. | |
67. | Повторим орфографию | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Уметь делать правильный выбор слитного/раздельного написания НЕ с разными частями речи, опознавать разные части речи, группировать слова по видам орфограмм. | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Устные сообщения: 1. «НЕ с именами прилагательными, существительными и наречиями на 0-Е». 2. «НЕ с причастиями» 3. «НЕ с глаголами и деепричастими». | |
68- 69. | Р/Р Книжные стили речи. Публицистический стиль. | 2 | Творческая работа | Знать признаки публицистического стиля, Анализировать тексты, составлять собственные тексты. | Развитие этических чувств | умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Устное выступление «Знания важны» |
70. | Повторим пунктуацию | 1 | Комментированное письмо | Уметь определять структуру предложения, расставлять в нем знаки препинания, анализировать конструкции заданной модели, конструировать предложения по схеме, использовать различные синтаксические конструкции в речи. | Понимание ценности образования как средства развития культуры | умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Конструирование предложений по схемам. Составить устное сообщение на тему «Что я знаю о пунктуации». | |
71. | Понятие о служебных частях речи | 1 | Словарная работа, диктант | Уметь различать самостоятельные и служебные части речи, знать их специфику, определять их значение и роль в предложении, находить в тексте | принятие образца «хорошего ученика»; | умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Выборочный диктант | |
72. | Предлог. Понятие о предлоге | 1 | Словарная работа, диктант | Знать определение предлога как служебной части речи, его роль в предложении, уметь отличать предлог от омонимичных приставок, определять производные предлоги, их происхождение, правильно их писать | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | умение структурировать материал | Объяснительный диктант | |
73. | Разряды предлогов по значению. Многозначность предлогов | 1 | Словарная работа, диктант | Знать об однозначных и многозначных предлогах, разрядах предлогов по значению, способностях предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; уметь определять производные предлоги, их происхождение, правильно их писать, употреблять в речи; производить синонимичную замену предлогов, различать предлоги-антонимы и предлоги-синонимы | принятие образца «хорошего ученика»; | умение структурировать материал | Распределительный диктант. Ответить на вопрос: как вы понимаете слова лингвиста В.А. Богородицкого, что предлоги - это «словечки отношений»? В чем же состоит роль предлогов, если учесть их высокую частотность? |
74. | Употребление предлогов | 1 | Сам.работа, работа с тестами | Уметь употреблять предлоги с разными частями речи, соблюдать нормы употребления предлогов В, НА, С, ИЗ, БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ и др. с существительными, производить синонимичную замену предлогов, исправлять допущенные ошибки при употреблении предлогов | принятие образца «хорошего ученика»; | умение структурировать материал | Составить текст «Круг моих интересов» | |
75. | Производные и непроизводные предлоги | 1 | Творческая работа с текстом, словарная работа | Знать разряды предлогов по происхождению, приемы отграничения предлогов от омонимичных частей речи, уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять в речи | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | умение структурировать материал | Работа с текстом: заменить непроизводные предлоги производными | |
76. | Правописание производных предлогов | 1 | Словарная работа, письмо под диктовку | Уметь правильно писать производные предлоги с нужным падежом, букву Е на конце предлогов, различать производные предлоги, отличать их от омонимичных частей речи | принятие образца «хорошего ученика»; | умение структурировать материал | Взаимодиктант | |
77. | Правописание предлогов | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Уметь правильно писать производные предлоги, уметь отличать производные предлоги от существительных с непроизводными предлогами, соблюдать норму употребления предлогов ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ и др. | принятие образца «хорошего ученика»; | умение структурировать материал | Творческое списывание | |
78. | Правописание предлогов | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Уметь правильно писать производные предлоги, определять роль предлогов в русском языке, отличать их от существительных с предлогом, от наречий, деепричастий | Понимание ценности образования как средства развития культуры | умение структурировать материал | Анализ текста. Редакторская правка. Упр.319 (на основе опорного материала составить устное высказывание) |
79. | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов | 1 | Морфологический разбор, словарный диктант | Уметь определять разряд предлогов по составу, производить морфологический разбор предлогов | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Диктант «Проверяю себя» | |
80- 81. | Р/Р Интервью - жанр публицистики | 2 | Творческая работа | Знать типовую композицию интервью, уметь озаглавливать его, формулировать цепочку взаимосвязанных вопросов, оформлять диалог, создавать сочинение в жанре интервью, сохраняя его композиционные части | Развитие этических чувств | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Прослушивание интервью, его озаглавливание, запись по памяти 3-4 реплик из интервью, формулирование вопросов и ответов на них, работа с памяткой «Как работать над сочинением в жанре интервью» | |
82- 83. | Систематизация и обобщение изученного в разделе «Предлог» | 2 | Комментированное письмо, морфол разбор | Уметь различать предлоги разных разрядов, правильно писать, различать на письме производные предлоги и созвучные словосочетания, анализировать экспрессивное использование предлогов в художественных текстах, правильно и точно употреблять предлоги | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | умение понимать проблему | Выписать из словаря 4-5 устойчивых выражений, в состав которых входили бы производные предлоги. Составить с ними предложения | |
84. | Контрольная работа | 1 | Сам.работа | Уметь различать предлоги разных разрядов, правильно писать, различать на письме производные предлоги и созвучные словосочетания, анализировать экспрессивное использование предлогов в художественных текстах, правильно и точно употреблять предлоги | Понимание ценности образования как средства развития культуры | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Зачет |
85- 86. | Р/Р Выборочное изложение. | 2 | Творческая работа | Адекватно понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность текста к типу речи, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его выразительные языковые и речевые средства | Чувство прекрасного и эстетические чувства | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Выборочное изложение | |
87. | Понятие о союзе | 1 | Комментированное письмо, морфол разбор | Знать определение служебной части речи - союза, уметь опознавать союз, определять его роль в предложении и тексте, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях | принятие образца «хорошего ученика»; | умение понимать проблему | Составление предложений по схемам. Устное сообщение «Что я знаю о союзе» | |
88. | Простые составные союзы | 1 | Списывание, сам работа | Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении и тексте, ставить Знаки препинания в простых и сложных предложениях | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | умение понимать проблему | Осложненное списывание | |
89. | Р/Р Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста | 1 | Анализ текста | Знать лексические и морфологические средства связи предложений в тексте, роль союза как средства связи самостоятельных предложений, смысловых частей текста, функции присоединительных союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ | Понимание ценности образования как средства развития культуры | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Анализ текста. Выразительное чтение текста. Определение его основной мысли, темы, способов и средств связи частей текста | |
90. | Р/Р Изложение, близкое к тексту | 1 | Творческая работа | Уметь писать изложение, близкое к тексту, по прочитанному тексту и готовому плану, сохраняя последовательность мысли, языковые, речевые выразительные средства, используя сравнение, соблюдать нормы русского языка на письме | Чувство прекрасного и эстетические чувства | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Изложение |
91. | Сочинительные союзы | 1 | Конструирование предложений по схемам | Знать группы сочинительных союзов по значению, определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания в простом и сложном предложении | Объективное оценивание своих учебных достижений. | умение понимать проблему | Графический диктант. Конструирование предложений по схемам | |
92. | Сочинительный союз в простом и сложносочиненном предложении. Употребление сочинительных союзов | 1 | Составление предложений, словарная работа, самопроверка, самостоятельная работа | Уметь ставить знаки препинания в простых осложненных предложениях и сложносочиненных, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями, пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи | Объективное оценивание своих учебных достижений. | умение понимать проблему | Создать текст на тему «Природа учит нас понимать прекрасное» | |
93. | Подчинительные союзы | 1 | Словарн работа, диктант | Знать разряды подчинительных союзов по значению, уметь отличать сочинительные союзы от подчинительных, правильно их использовать в сложном предложении | Понимание ценности образования как средства развития культуры | умение понимать проблему | Объяснительный диктант. Конструирование предложений. Ответить на вопрос: чем отличаются предлоги и подчинительные союзы? | |
94. | Подчинительные союзы | 1 | Комментированное письмо | Уметь различать подчинительные союзы, употреблять их для связи предложений и целого текста, производить синонимичную замену союзов и синтаксических конструкций, разграничивать функциональные омонимы | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | умение понимать проблему | Заменить простые предложения сложными. Ответить на вопросы сложноподчиненными предложениями | |
95. | Союзы сочинительные и подчинительные. Мор- | 1 | Конструирование предложений по схемам | Уметь выполнять морфологический разбор союзов, различать союзы сочинительные и подчинительные, объяснять их значение, определять смысловые отноше- | Объективное оценивание своих учебных достижений. | умение понимать проблему | Найти ошибки в построении предложений, исправить их. Составить план |
фологический разбор союза | ния между частями сложных предложений, которые передаются союзами, использовать союзы для связи предложений и частей текста, безошибочно ставить знаки препинания в простом и сложном предложении | устного ответа «Сочинительные и подчинительные союзы» | ||||||
96. | Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Знать правила правописания союзов, уметь обличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, применять правила на письме | Объективное оценивание своих учебных достижений. | умение понимать проблему | Составить таблицу «Отличие союзов от других частей речи». Комментированное письмо | |
97. | Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ. ЗАТО, ЧТОБЫ | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Уметь различать союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ. ЗАТО, ЧТОБЫ от других частей речи, правильно их писать, в речи, интонационно и пунктуационно оформлять, соблюдать нормы: при произношении союзов ЧТО, ЧТОБЫ | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Тест. Взаимодиктант | |
98- 99. | Систематизация и обобщение изученного в разделе «Союз» | 2 | Конструирование предложений. Морфол разбор | Уметь опознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы, определять их значение, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски | Объективное оценивание своих учебных достижений. | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Подготовить устное высказывание «Общее и отличное между предлогом и союзом». Конструирование предложений. Составление предложений с союзами, которые употребляются в официально-деловом и разговорном стиле | |
100. | Контрольная работа | 1 | Сам.работа | Уметь опознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы, определять их значение, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении м тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски, определять тему, основную мысль текста, стиль и тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов текста, анализировать правописание союзов и предлогов и пунктуацию в простом и сложном предложениях | Понимание ценности образования как средства развития культуры | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Комплексный анализ текста | |
101. | Анализ контрольной работы | 1 | Сам работа | Умение корректировать свои работы | Понимание ценности образования как средства развития культуры | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Анализ текста. Работа по индивидуальным карточкам | |
102- 103. | Повторим орфографию | 2 | Словарная работа, письмо под диктовку | Уметь образовывать новые слова приставочным способом, выделять исходную часть слова из словообразовательной морфемы в процессе словообразовательного анализа, писать приставки с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова, на письме применять правила правописания неизменяемых приставок, приставок, написание которых зависит от первой согласной корня, приставок, написание которых зависит от их значения, безошибочно писать разделительные Ъ и Ь | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Заполнить таблицу «Правописание приставок». Сочинение на лингвистическую тему |
104- 105. | Повторим пунктуацию | 2 | Словарная работа, письмо под диктовку | Понимать роль интонации в осмыслении содержания текста, безошибочно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, уметь оценивать языковые средства, характерные для научного стиля речи, различать ССП, СПП и БСП, уметь объяснять их сходство и различие | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Работа со схемами предложений. Графический диктант | |
106- 107. | Р/Р Сжатое изложение повествовательного текста, осложненное диалогом | 2 | Творческая работа | Уметь дифференцировать известную и неизвестную информацию текста, выделять основную и дополнительную информацию, воспроизводить прочитанный текст сжато, сохранив типологическую структуру текста, его выразительные языковые средства, включать в текст диалог | Развитие этических чувств | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Изложение | |
108. | Понятие о частице | 1 | Словарная работа, работа с тестами | Знать особенности частиц как служебной части речи, понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, семантику частиц, доказывать принадлежность слова к частицам, использовать частицы в разных стилях речи, выразительно читать предложения с частицами | Объективное оценивание своих учебных достижений. | умение понимать проблему | Упр.384. Пользуясь образцом доказательства в опорном материале, доказать принадлежность выделенных слов к частицам | |
109. | Формообразующие частицы | 1 | Словарная работа, творческая работа | Знать частицы, образующие формы слов или новые слова, понимать ее роль в предложении и при образовании форм глагола, степеней сравнения прилагательных и наречий, неопределенных местоимений; уметь отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; усвоить формы вежливости при выражении просьбы и использовать их в речи | Понимание ценности образования как средства развития культуры | умение понимать проблему | Составить связный текст, употребив в нем глаголы повелительного наклонения с частицами ПУСТЬ, ДАВАЙТЕ |
110. | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Уметь отличать частицы по значению и написанию, правильно их писать, использовать их для выражения различных эмоций, отличать написание частиц БЫ, ЖЕ со знаменательными частями речи от правописания союзов ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ | Объективное оценивание своих учебных достижений. | умение понимать проблему | Работа с деформированным текстом. Конструирование предложений | |
111. | Значения частиц | 1 | Работа с таблицей,словарная работа | Знать группы частиц по значению, уметь пользоваться вопросительными частицами, правильно их писать, выделять их среди других частей речи, читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысловых оттенков речи | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | умение понимать проблему | Заполнить таблицу «Отрицательные, модальные, формообразующие частицы» примерами. Преобразовать предложение, включая в его состав разные частицы, сделать вывод: как меняются интонация и смысл предложений? | |
112. | Значения частиц | 1 | Составление плана, словарная работа | Понимать многообразие значений модальных частиц, уметь находить их в тексте, определять значение, оценивать их выразительную роль, употреблять в собственной речи | Объективное оценивание своих учебных достижений. | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Составление развернутого плана устного высказывания «Группы частиц по значению» | |
113. | Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Понимать роль и смысловое значение частицы НЕ, определять ее смысловое значение (отрицательное, утвердительное), правильно писать частицу НЕ с разными частями речи | Понимание ценности образования как средства развития культуры | умение понимать проблему | Предупредительный диктант. Заменить личные формы глагола синонимами с НЕ | |
114. | Отрицательные частицы | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Понимать значение частицы НИ, смысловые различия частиц НЕ и НИ, уметь использовать алгоритм | Объективное оценивание своих учебных достижений. | умение понимать проблему | Взаимодиктант |
НЕ и НИ. Значение частицы НИ | рассуждения при различении значений этих частиц, различать приставку НЕ и частицу НЕ, употреблять частицу НЕ с разными частями речи | |||||||
115. | Различение на письме частиц НЕ и НИ | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ, правильно употреблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении, отличать частицу НИ от повторяющегося сочинительного союза НИ-НИ, понимать, чтф такое двойное отрицание, знать; роль частицы НЕ в восклицательных предложениях, значение частицы НИ в устойчивых сочетаниях | Объективное оценивание своих учебных достижений. | умение понимать проблему | Диктант «Проверяю себя». Упр.420, на основе таблицы подготовить устное сообщение «Значение и правописание частиц НЕ и НИ» | |
116. | Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ | 1 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Уметь различать частицу и приставку НИ, союз НИ-НИ, выбирать правильное написание, уметь писать безошибочно выражения НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК, НЕ КТО ИНОЙ, КАК НИЧТО ИНОЕ, НИКТО ИНОЙ, устойчивые сочетания слов с НИ, конструировать предложения с ними | Объективное оценивание своих учебных достижений. | умение понимать проблему | Осложненное списывание | |
117- 118. | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ | 2 | Словарная работа, объяснение орфограмм и пунктограмм | Уметь применять правило написания НЕ с различными частями речи, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных и неопределенных местоимениях, в отрицательных наречиях | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Выборочный диктант. Упр. 422 (привести свои примеры к каждой графе таблицы) | |
119. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы» | 1 | Словарная работа, письмо под диктовку | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять НЕ с разными частями речи | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Выписать из басни И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» частицы, объяснить их роль. |
Написать небольшое сочинение: объяснить, как вы понимаете высказывание лингвиста Т.М.Николаевой, что частицы - «это слова, максимально ответственные за передачу общения»? | ||||||||
120. | Контрольная работа | 1 | Сам работа | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять НЕ с разными частями речи | Понимание ценности образования как средства развития культуры | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Тест | |
121. | Междометия как особый разряд слов. Разряды междометий | 1 | Работа с таблицей, словарная работа | Понимать, что междометия не являются ни самостоятельными, ни служебными частями речи* уметь распознавать междометия» определять группы междометий по значению и происхождению, употреблять междометия, выразительно читать предложения с междометиями, пунктуационно оформлять на письме | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | умение понимать проблему | Составить таблицу «Междометия, используемые для: 1) выражения эмоций; 2) некоторых 3) команды, приказа». Подготовить устное высказывание на |
122. | Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличия от междометий | 1 | Анализ текста, словарная работа | Использовать звукоподражательные, разговорные слова в устной речи, находить их в художественном тексте, определять роль, выразительно читать предложения с междометиями и звукоподражательными словами | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | Анализ текста | ||
123. | Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях | 1 | Словарная работа, письмо под диктовку | Знать о пунктуационном оформлении междометий, уметь интонационно и пунктуационно употреблять междометия в речи и тексте | Развитие этических чувств | умение понимать проблему | Составить и записать предложения, в которых междометия выражали бы разные чувства | |
124. | Знаки препинания при междометиях. Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и в художественном произведении | 1 | Словарная работа, письмо под диктовку | Правильно и уместно использовать междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов, уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия в предложениях, понимать экспрессивное использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и художественном произведении, различать омонимичные междометия и самостоятельные части речи | Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности | умение понимать проблему | Упр. 465. Образовать от глаголов междометия и звукоподражательные слова. Продолжить ряд междометий, которые произошли от других частей речи и сохранили некоторые их признаки | |
125 126. | Р/Р Контрольное изложение | 2 | Творческая работа | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, передавать его содержание на письме, сохраняя типологическую структуру текста, его выразительные языковые и речевые средства, соблюдая на письме орфографические, грамматические и пунктуационные нормы | Чувство прекрасного и эстетические чувства | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Изложение |
Повторение и систематизация изученного в 7 классе | ||||||||
127. | Р/Р Текст. Стили речи | 1 | Анализ текста по основным признакам, самостоятельная работа | Знать особенности текста, черты стилей речи; уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте | Развитие этических чувств | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Анализ текстов разных типов и стилей | |
128- 129. | Контрольное сочинение | 2 | Творческая работа | Уметь составлять сообщение на основе публикаций газет и журналов или о событиях (полезных делах) своего класса в жанре заметки информационного характера, определять тему в соответствии с заглавием, составлять план, сохранять особенности стиля, выбирать тип речи и определять композицию; предупреждать возможные речевые ошибки; соблюдать нормы литературного языка | Развитие этических чувств | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Сочинение | |
130. | Культура речи. Орфоэпическая норма | 1 | Анализ текста, словарная работа | Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их | Развитие этических чувств | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Работа с текстом, с отдельными предложениями. Пользуясь орфоэпическим словарем, составить упражнения: определить цель выполнения, сформулировать задание, после этого подобрать материал из словарика |
131. | Лексические нормы | 1 | Анализ текста | Уметь находить нарушение лексических норм, исправлять их, строить высказывания, соблюдая лексические нормы | Развитие этических чувств | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок | |
132. | Грамматические нормы | 1 | Словарная работа, письмо под диктовку | Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена, исправить ее, самим не допускать нарушения грамматических норм | Развитие этических чувств | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Творческое списывание | |
133- 134. | Нормы построения текста | 2 | Анализ текста по основным признакам, самостоятельная работа | Уметь производить текстоведческий анализ, определять признаки текста, использовать средства связи и средства выразительности в тексте | Развитие этических чувств | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Редакторская правка. Упр. 459 (текстоведческий анализ) |
135. | Нормы речевого поведения (речевой этикет) | 1 | Комментированное письмо | Уметь применять правила речевого поведения, использовать этикетные выражения в определенной речевой ситуации и объяснять уместное их использование | Развитие этических чувств | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | Обратиться с вопросом «который час?» и др. к незнакомому человеку, соседу по парте, учителю, участнику молодежной тусовки. Выбрать слова, смягчающие отказ, ответить вежливо на просьбу | |
136. | Контрольная работа | 1 | Сам работа | Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора | Понимание ценности образования как средства развития культуры | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | Диктант с грамматическим заданием |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
для учителя:
- Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2011.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.: АРКТИ, 2011.
- Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка.4-9 классы. - М.: УЦ «Перспектива», 2011.
- Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика»5-9 классы. – М.: Дрофа, 2011.
- Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя. - М: Просвещение, 2011.
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией С.Н.Пименовой. - М.: Дрофа, 2012.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи.7 класс. - М.: Дрофа, 2012.
Селезнева Л.Б.Русская орфография: Алгоритмизированное обучение. СПб: Специальная литература, 2011
- Шаповалова Т.Е. Русский язык. Служебные части речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа,2012.
- Шипицина Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2012.
для учащихся:
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык. Теория.5-9 классы. - М.Дрофа,2012
- Лайло В.В. Проверь себя. Русский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь №1,2.- М.: Дрофа, 2011.
- Львова С.И. Практикум по русскому языку:7 класс. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2011.
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7класс. - М.Дрофа,2012
- Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 7 класс - М.: Дрофа, 2011.
- Русский язык. Практика.7 класс / Под ред. Пименовой С.Н.- М. Дрофа,2011
- Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях:5-7 классы. - М.: Изд. «Первое сентября», 2012.
Шапиро Н.А.Учимся понимать и строить текст:5-9 классы.- М.: Изд. «Первое сентября», 2012.
Планируемы результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.
Уметь: речевая деятельность:
аудирование:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
- составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
чтение:
•дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять
информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
- проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);
- составлять тезисный план исходного текста;
- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
- с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
говорение:
- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
- формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
- размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);
- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
письмо:
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
- писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;
- определять способы образования слов разных частей речи;
- анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
- составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
лексикология и фразеология:
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- пользоваться различными видами лексических словарей;
- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения 1равданного повтора;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
- использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника А.Г. Мордкович
В рабочую программу входят пояснительная записка, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся 7 класса и календарно-тематическое планирование...
рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника Ю. Н. Макарычев
В программу входят пояснительная записка, региональный компонент, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по алгебре 8 класс автор учебника Ю.Н.Макарычев
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, календарно тематическое планирование....
рабочая программа по алгебре 9 класс автор учебника А.Г. Мордкович
содержит пояснительную записку, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, тематическое планирование к учебнику выпуска 2010 года...
рабочая программа по геометрии 9 класс автор учебника Л.С. Атанасян
содержит пояснительную записку, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, два варианта планирования...
рабочая программа по геометрии 11 класс автор учебника Л.С. Атанасян
рабочая программа содержит пояснительную записку, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, планирование учебного материала....
Рабочая программа по русскому языку (9класс) по УМК Бабайцевой (базовый уровень)
Рабочая программа по русскому ЯЗЫКУ (9класс) по УМК Бабайцевой В.В. (Базовый уровень)...