Урок в 5 классе"Местоимение"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Лошицер Татьяна Изосимовна

Урок  построен по новым ФГОСам, системно-деятельностный подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_rezhime_sistemno.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в режиме системно-деятельностного подхода. 

Тема. Местоимение как часть речи

Цель: формирование системы лингвистических понятий по теме «Морфология» (данная цель является ведущей для учителя, она проходит по всем урокам при изучении темы, чтобы учащиеся поняли роль и значение местоимения, могли отличать местоимение от других частей речи, не допуская речевых ошибок. На каждый урок прописывается своя задача, которую формируют сами учащиеся)

1 этап урока.

 Мобилизующая часть урока (Создание учебной ситуации.) (Учитель создаёт учебную ситуацию)

Работа в зоне актуального развития учащихся

Посмотрите на тему урока. Какой раздел языкознания изучает части речи?

Какие вы знаете части речи?

Какова роль местоимения?

Запись и анализ предложений с точки зрения морфологии

Я люблю бывать в лесу. Он красив в разное время года

Работа в зоне ближайшего развития

Мои друзья каждую осень бывают в лесу. Столько загадок таит осенний лес! (специально создаётся учебная ситуация, когда учащиеся испытывают трудности в определении частей речи.

Учитель просит перечислить возникшие затруднения. Учащиеся формулируют самостоятельно учебную задачу)

2 этап урока.

 Добывание недостающих знаний учащимися.

(Учащиеся должны осознать, что местоимения подобно существительным, прилагательным и числительным указывают на предмет, признак, количество и порядок предметов, но не называют их) – Учитель организует деятельность учащихся по определению способов решения учебной задачи. Учащиеся ищут способы решения учебной задачи.

1.Выдвижение гипотез о том, какими же частями речи являются слова: мои, каждую, столько.

Возможно это местоимения? Как проверить предположение? Признаки каких частей речи имеют слова? (прилагательное, числительное). Местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные?

2. Работа с учебником – изучение лингвистического текста. Групповая или парная работа в зависимости от уровня подготовки класса (подразумевается, что учащиеся, работая с лингвистическим текстом, уточняют свои гипотезы (новые знания), думают над тем, как представить свои знания, в какой форме (таблица, схема, алгоритм…)

3 этап урока.

Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по нахождению, определению местоимений в тексте. 

Учащиеся, основываясь на критериях определения «местоимения» ищут и обосновывают своё мнение, работая с текстом. (текст распечатан). Иллюстрируют теорию примерами.

В раннем возрасте он был мал, слаб. Но года через два набрался жизненных сил.

Шёл в рост наш друг быстро. Как-то он стал заглядывать по вечерам в моё окно. Думал, наверное, что никого нет дома.

К осени он вымахал ещё на два метра с лишним. И теперь смело смотрит в окна нашего четвёртого этажа.

Наш друг – тополь.

Работа в зоне ближайшего развития.

Учащиеся затруднились определить как часть речи слово как-то

Информация для размышления. У учёных-лингвистов нет единой точки зрения по определению местоимения как части речи. Сравните две точки зрения: Барановой и Бабайцевой: (работа в группах с определениями Барановой и Бабайцевой)

Баранова И.В.

Три имени: существительное, прилагательное, числительное – называют предмет, его признак, количество и порядок (бабочка, белая, одна, третья). Их опознавательные вопросы: кто? что? чей? какой? сколько? который? Но с помощью тех же вопросов можно указать на те же предметы, признаки, количество, порядок, не называя их: она, моя, такая, столько, какая-то. Вы видите, что УКАЗАНИЯ занимают МЕСТО ИМЁН. Вот почему указательные слова называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. (См. учебник Барановой И.В., стр.93)

Бабайцева В.В.

Выделяет четыре группы местоимений: местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия, которые отвечают на вопросы: кто? что? какой? чей? каков? сколько? как? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?

Кто прав, по- вашему мнению? К какой части речи мы отнесём слово как-то?

4 этап урока.

 Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по самооценке, взаимооценке новых и отрабатываемых знаний, побуждает к выявлению и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин, оказанию взаимопомощи одноклассникам; доброжелательной и принципиальной оценке деятельности друг друга и своей собственной. Учащиеся оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников, учатся взаимодействию. Учитель тоже оценивает некоторых учащихся (консультантов)

Учебник стр. 295-296 упражнение № 650 . Задание: прочитайте текст. Затем спишите его, восстанавливая опущенные местоимения и знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок, выбирая нужные местоимения.

Однажды упало из ведра одно семечко и приютилось…в ящике меж камней и глиной. Долго томилось…семечко а потом напилось росой распалось выпустило из…тонкие волоски корешка впилось… в камень и глину и стало расти.

Так начал жить на свете…маленький цветок….было питаться в камне и глине; капли дождя упавшие с неба сходили по верху земли и не проникали до…корня а цветок…жил и жил и рос помаленьку выше.

( А. Платонов )

Слова для справки: себя, это, оно, ими, его, тот, нечем, ему, всё.

(консультанты помогают тем, кому требуется помощь или для консультантов даётся подобное задание, но без слов для справок). После выполнения заданий учащиеся анализируют, почему данные слова являются местоимениями и составляют морфологическую модель.

Местоимения:

Существительные

Прилагательные

Числительные

Наречия

- По каким признакам определяем?

- Почему местоимение не может заменить глагол? (индивидуальная работа даётся в качестве домашнего задания сильному ученику)

5 этап урока -рефлексия

Домашняя работа № 648 стр. 294 (заменить повторяющиеся имена существительные, прилагательные, числительные подходящими местоимениями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе: "Местоимения much,many и a lot of"

Тема: Местоименияmuch, many  иa lot of.  Лексическая тема урока – «Продукты питания».  Грамматическая тема урока – «Местоимения much, many, a lot of.        ...

План-конспект урока русского языка в 7 классе "Местоимение как часть речи"

План-конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы VIII вида "Местоимение как часть речи"...

Урок как основная форма подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Модель урока «Это многоликое местоимение» в 10-м классе с использованием УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.

Модель предлагаемого читателю урока иллюстрирует, как, используя деятельностный подход в обучении, можно эффективно готовить обучающихся   к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока была выбрана н...

5 класс МЕСТОИМЕНИЯ. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ

Презентация составлена на основе готового материала конспекта к уроку из интернет-источника. Конспект прилагается, без претензии на авторство....

Конспект урока 6 класс Местоимения как часть речи

Конспект урока 6 класс "Местоимения как часть речи"...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Местоимение. Урок-обобщение"

Конспект урока русского языка в 6 классеТема: «Местоимение. Урок – обобщение»Тип урока: повторение и обобщение изученного материала Форма урока: урок - исследован...