Урок в 5 классе"Местоимение"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок построен по новым ФГОСам, системно-деятельностный подход
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_rezhime_sistemno.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в режиме системно-деятельностного подхода.
Тема. Местоимение как часть речи
Цель: формирование системы лингвистических понятий по теме «Морфология» (данная цель является ведущей для учителя, она проходит по всем урокам при изучении темы, чтобы учащиеся поняли роль и значение местоимения, могли отличать местоимение от других частей речи, не допуская речевых ошибок. На каждый урок прописывается своя задача, которую формируют сами учащиеся)
1 этап урока.
Мобилизующая часть урока (Создание учебной ситуации.) (Учитель создаёт учебную ситуацию)
Работа в зоне актуального развития учащихся
Посмотрите на тему урока. Какой раздел языкознания изучает части речи?
Какие вы знаете части речи?
Какова роль местоимения?
Запись и анализ предложений с точки зрения морфологии
Я люблю бывать в лесу. Он красив в разное время года
Работа в зоне ближайшего развития
Мои друзья каждую осень бывают в лесу. Столько загадок таит осенний лес! (специально создаётся учебная ситуация, когда учащиеся испытывают трудности в определении частей речи.
Учитель просит перечислить возникшие затруднения. Учащиеся формулируют самостоятельно учебную задачу)
2 этап урока.
Добывание недостающих знаний учащимися.
(Учащиеся должны осознать, что местоимения подобно существительным, прилагательным и числительным указывают на предмет, признак, количество и порядок предметов, но не называют их) – Учитель организует деятельность учащихся по определению способов решения учебной задачи. Учащиеся ищут способы решения учебной задачи.
1.Выдвижение гипотез о том, какими же частями речи являются слова: мои, каждую, столько.
Возможно это местоимения? Как проверить предположение? Признаки каких частей речи имеют слова? (прилагательное, числительное). Местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные?
2. Работа с учебником – изучение лингвистического текста. Групповая или парная работа в зависимости от уровня подготовки класса (подразумевается, что учащиеся, работая с лингвистическим текстом, уточняют свои гипотезы (новые знания), думают над тем, как представить свои знания, в какой форме (таблица, схема, алгоритм…)
3 этап урока.
Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по нахождению, определению местоимений в тексте.
Учащиеся, основываясь на критериях определения «местоимения» ищут и обосновывают своё мнение, работая с текстом. (текст распечатан). Иллюстрируют теорию примерами.
В раннем возрасте он был мал, слаб. Но года через два набрался жизненных сил.
Шёл в рост наш друг быстро. Как-то он стал заглядывать по вечерам в моё окно. Думал, наверное, что никого нет дома.
К осени он вымахал ещё на два метра с лишним. И теперь смело смотрит в окна нашего четвёртого этажа.
Наш друг – тополь.
Работа в зоне ближайшего развития.
Учащиеся затруднились определить как часть речи слово как-то
Информация для размышления. У учёных-лингвистов нет единой точки зрения по определению местоимения как части речи. Сравните две точки зрения: Барановой и Бабайцевой: (работа в группах с определениями Барановой и Бабайцевой)
Баранова И.В.
Три имени: существительное, прилагательное, числительное – называют предмет, его признак, количество и порядок (бабочка, белая, одна, третья). Их опознавательные вопросы: кто? что? чей? какой? сколько? который? Но с помощью тех же вопросов можно указать на те же предметы, признаки, количество, порядок, не называя их: она, моя, такая, столько, какая-то. Вы видите, что УКАЗАНИЯ занимают МЕСТО ИМЁН. Вот почему указательные слова называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. (См. учебник Барановой И.В., стр.93)
Бабайцева В.В.
Выделяет четыре группы местоимений: местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия, которые отвечают на вопросы: кто? что? какой? чей? каков? сколько? как? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?
Кто прав, по- вашему мнению? К какой части речи мы отнесём слово как-то?
4 этап урока.
Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по самооценке, взаимооценке новых и отрабатываемых знаний, побуждает к выявлению и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин, оказанию взаимопомощи одноклассникам; доброжелательной и принципиальной оценке деятельности друг друга и своей собственной. Учащиеся оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников, учатся взаимодействию. Учитель тоже оценивает некоторых учащихся (консультантов)
Учебник стр. 295-296 упражнение № 650 . Задание: прочитайте текст. Затем спишите его, восстанавливая опущенные местоимения и знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок, выбирая нужные местоимения.
Однажды упало из ведра одно семечко и приютилось…в ящике меж камней и глиной. Долго томилось…семечко а потом напилось росой распалось выпустило из…тонкие волоски корешка впилось… в камень и глину и стало расти.
Так начал жить на свете…маленький цветок….было питаться в камне и глине; капли дождя упавшие с неба сходили по верху земли и не проникали до…корня а цветок…жил и жил и рос помаленьку выше.
( А. Платонов )
Слова для справки: себя, это, оно, ими, его, тот, нечем, ему, всё.
(консультанты помогают тем, кому требуется помощь или для консультантов даётся подобное задание, но без слов для справок). После выполнения заданий учащиеся анализируют, почему данные слова являются местоимениями и составляют морфологическую модель.
Местоимения:
Существительные
Прилагательные
Числительные
Наречия
- По каким признакам определяем?
- Почему местоимение не может заменить глагол? (индивидуальная работа даётся в качестве домашнего задания сильному ученику)
Домашняя работа № 648 стр. 294 (заменить повторяющиеся имена существительные, прилагательные, числительные подходящими местоимениями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе: "Местоимения much,many и a lot of"
Тема: Местоименияmuch, many иa lot of. Лексическая тема урока – «Продукты питания». Грамматическая тема урока – «Местоимения much, many, a lot of. ...
План-конспект урока русского языка в 7 классе "Местоимение как часть речи"
План-конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Местоимение как часть речи"...
Урок как основная форма подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Модель урока «Это многоликое местоимение» в 10-м классе с использованием УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.
Модель предлагаемого читателю урока иллюстрирует, как, используя деятельностный подход в обучении, можно эффективно готовить обучающихся к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока была выбрана н...
5 класс МЕСТОИМЕНИЯ. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ
Презентация составлена на основе готового материала конспекта к уроку из интернет-источника. Конспект прилагается, без претензии на авторство....
Конспект урока 6 класс Местоимения как часть речи
Конспект урока 6 класс "Местоимения как часть речи"...
Конспект урока русского языка в 6 классе "Местоимение. Урок-обобщение"
Конспект урока русского языка в 6 классеТема: «Местоимение. Урок – обобщение»Тип урока: повторение и обобщение изученного материала Форма урока: урок - исследован...