5 класс МЕСТОИМЕНИЯ. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Никитина Елена Александровна

Презентация составлена на основе готового материала конспекта к уроку из интернет-источника. Конспект прилагается, без претензии на авторство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комментарий: При разработке урока использованы материалы из интернет -источников.

Урок 22. МЕСТОИМЕНИЯ. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о местоимении, углубить понятие о роли местоимений в речи, формировать умения определять синтаксическую роль местоимения в предложении, отработать умение правильно писать

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные резуль-

таты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать личные местоимения 1, 2 и 3-го лица; склонение личных местоимений, правило раздельного написания личных местоимений с предлогами и их употребление; уметь находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net                         http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuch.info                        http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                        http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Местоимение, морфема, морфемный разбор, приставка, предлог

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания

и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
обучающихся

Формы
организации взаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы на вопросы

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И мое местоимение

Все вокруг склоняют так.

Перво-наперво решительно

Скажет всем моя семья,

Что, конечно, Именительный –

Это я и только я!

Не смотрите подозрительно,

У меня родня – броня!

И запомните: Винительный

Не касается меня!

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной!..

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж родительный

Для кого? А для меня.

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

Дарят мне подарки. Дательный –

Это значит – только мне!

Нет, друзья, падеж Творительный

Сотворен совсем не мной!

Ждете, видимо, Предложного?

Новых данных обо мне?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне.

– О какой части речи говорится в стихотворении

М. Раскатова «Моя грамматика»? (Местоимение.)

– Что мы знаем о местоимениях? (Употребляются вместо существительного, изменяются по падежам, бывают 1, 2, 3-го лица.)

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

2. Выявление места
и причины затруднения

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

– Прочитайте текст и выпишите из него все местоимения. Обоснуйте вашу точку зрения.

В субботу наш отряд отправился на экскурсию в музей. Он расположен в доме, где жил поэт И. А. Некрасов. Самолет летел над тайгой. Она раскинулась на сотни километров. Дорога круто спускалась к озеру, которое искрилось в лучах яркого солнца. На пришкольном участке трудились ребята. Они сажали цветы, окапывали деревья.

– Прочтите запись:

У нее, к нему, до тебя, мне, за вами, к ним.

– Назовите лишнее в записи. (Мне.)

– Почему? (Без предлога.)

Объявляет тему урока

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Групповая, индивидуальная

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. 

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. 

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

Вопросы для уточнения информации

Физкультминутка

Буратино потянулся,              Руки в сторону развел,

Раз – нагнулся,              Ключик, видно, не нашел.

Два – нагнулся,              Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся.              Нужно на носочки встать

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

3. Целеполагание и постро-

ение про-екта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа по вопросам. Формулирование правила, составление схемы-помощницы. Просмотр мультимедийной презентации «Местоимение. Правописание местоимений с предлогами»

Местоимения с предлогами пишутся раздельно:

– Измените местоимения 1-го лица по вопросам:

Кто?                 Я                Мы

У кого?         У меня         У нас 

К кому?        Ко мне        К нам

На кого?         На меня         На нас

С кем?                Со мной        С нами

О ком?         Обо мне        О нас

– По каким вопросам мы изменяли местоимения?

(По падежным.) 

– Как нужно писать местоимения с предлогами?

(Раздельно.) 

– Почему? (Предлог – это слово.)

Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают

лингвистические термины

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность

в парах и рабочих группах

Устные ответы. Вопросы для уточнения информации

4. Твор-ческая практическая деятельность

Игра, письменная работа, выполнение упр. 112

Итак, мы вспомнили правило правописания местоимений с предлогами. Между предлогом и существительным можно вставить другое слово, например: у школы – у новой школы.

А между предлогом и местоимением? (Вопрос.)

Игра«Сколько местоимений в тексте?»

Читает текст из рассказа К. Паустовского.

– Запишите местоимения, которые вы услышали.

Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку.

Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.

– Какие местоимения вы записали? (Я, (ко) мне, она, (около) меня, меня, его, ей, он, (надо) мной, мне, их.)

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над заданием

Фронтальная,

индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебников.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. 

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах

Устные ответы

5. Первичное закрепление с комментирова-

нием

во внешней речи

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа

– А теперь давайте закрепим наши знания, выполнив небольшой тест.

Тест*

1. Укажите местоимения 1-го лица.

    1) Я, вы.       2) Он, ты.       3) Я, мы.       4) Он, она.

2. Укажите местоимения 1-го лица в родительном падеже.

    1) У тебя, у вас.                   3) Со мной, с нами.

    2) У меня, у нас.                  4) С ним, с ними.

3. В каком предложении местоимение является подлежащим?

    1) У нас в классе есть аквариум.

    2) Сегодня он пришел раньше всех.

    3) Девочки вышли с нами на прогулку.

4. Укажите предложения с местоимением 1-го лица ед. ч.

    1) Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.

    2) Лучше, мама, не пищи, ты мне няньку поищи.

    3) Жук летает над лужком, он устал ходить пешком.

    4) Мы шли-шли-шли, земляничку нашли

Отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. 

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. 

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Организует выполнение разных по сложности упражнений, подобранных в соответствии с уровнем подготовки класса

Выполняют упражнения

111, 113 и др.

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. 

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письменные работы

7. Включение

в систему знаний и повторение

Обобщение

полученных

на уроке сведений, оценивание

Игра«Четвертое лишнее».

На доске записаны группы слов. Одно из слов в каждой группе является лишним. Нужно найти это слово и ответ обосновать.

1) ОН, ОНА, ОНО, Я. (Я – местоимение 1-го лица, остальные 3-го лица.)

2) Я, ТЫ, ОНИ, ОН. (ОНИ – местоимение во множественном числе, остальные – в единственном.)

3) МЫ, ОН, НО, ВЫ. (НО – союз, остальные – местоимения.)

4) ТЫ, К, ОТ, ЗА. (ТЫ – местоимение, остальные – предлоги.)

5) МНЕ, МНУ, МНИ, МНЕМ. (МНЕ – местоимение, остальные – глаголы.)

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки. 

Коммуникативные: формулируют собственные мысли

Оценивание работы обучающихся на уроке

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог

урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Личностные: стремятся к приобретению новых знаний и умений. 

Регулятивные: оценивают свою работу. 

Коммуникативные: строят монологические высказывания

Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

Конспект урока плюс презентация разработаны для проведения урока в 6 классе по учебнику под редакцией М.Т.Баранова....

Урок русского языка "Раздельное написание частицы не и ни в отрицательных местоимениях"

Урок  по УМК под редакцией Е.В.Бунеева. Тип урока - комбинированныйс мультимедийным сопровождением...

Модульный урок по русскому языку в 7 классе. Тема: «Раздельное написание не с деепричастиями».

1.Модульное обучение- весь материал по теме делится на отдельные блоки. В каждом блоке содержится проверочная работа. Ученик учится постоянно в зоне своего ближайшего развития, так как учебная деятель...

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы, от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Урок в 8 классе.

Цель урока: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречия и местоимений с частицами то, же, бы,; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато, подгот...

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ- и НИ-

Технологическая карта урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОСТип урока:  урок изучения нового материала....

Урок русского языка в 5 классе. Слитное - раздельное написание не с именами существительными

Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.:  Дрофа, 2016....