5 класс МЕСТОИМЕНИЯ. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Презентация составлена на основе готового материала конспекта к уроку из интернет-источника. Конспект прилагается, без претензии на авторство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_mestoimeniya._razdelnoe_napisanie_mestoimeniy_s_predlogami.zip | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Комментарий: При разработке урока использованы материалы из интернет -источников.
Урок 22. МЕСТОИМЕНИЯ. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ
Цель деятельности учителя | Актуализировать и восстановить знания о местоимении, углубить понятие о роли местоимений в речи, формировать умения определять синтаксическую роль местоимения в предложении, отработать умение правильно писать |
Тип урока | Урок систематизации ЗУН |
Планируемые образовательные резуль- таты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать личные местоимения 1, 2 и 3-го лица; склонение личных местоимений, правило раздельного написания личных местоимений с предлогами и их употребление; уметь находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия | Местоимение, морфема, морфемный разбор, приставка, предлог |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность | Формы ствия | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1. Актуализация | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы на вопросы | Я талантлив от рождения! Не дурак и не простак! И мое местоимение Все вокруг склоняют так. Перво-наперво решительно Скажет всем моя семья, Что, конечно, Именительный – Это я и только я! Не смотрите подозрительно, У меня родня – броня! И запомните: Винительный Не касается меня! Жизнь легка и упоительна За родительской спиной!.. Мать склонилась умилительно, А за ней и вся родня. И не зря. Падеж родительный Для кого? А для меня. Все заботятся старательно И заслуженно вполне Дарят мне подарки. Дательный – Это значит – только мне! Нет, друзья, падеж Творительный Сотворен совсем не мной! Ждете, видимо, Предложного? Новых данных обо мне? Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне. – О какой части речи говорится в стихотворении М. Раскатова «Моя грамматика»? (Местоимение.) – Что мы знаем о местоимениях? (Употребляются вместо существительного, изменяются по падежам, бывают 1, 2, 3-го лица.) | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Групповая | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
2. Выявление места | Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | – Прочитайте текст и выпишите из него все местоимения. Обоснуйте вашу точку зрения. В субботу наш отряд отправился на экскурсию в музей. Он расположен в доме, где жил поэт И. А. Некрасов. Самолет летел над тайгой. Она раскинулась на сотни километров. Дорога круто спускалась к озеру, которое искрилось в лучах яркого солнца. На пришкольном участке трудились ребята. Они сажали цветы, окапывали деревья. – Прочтите запись: У нее, к нему, до тебя, мне, за вами, к ним. – Назовите лишнее в записи. (Мне.) – Почему? (Без предлога.) Объявляет тему урока | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Групповая, индивидуальная | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | Вопросы для уточнения информации |
Физкультминутка | Буратино потянулся, Руки в сторону развел, Раз – нагнулся, Ключик, видно, не нашел. Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать, Три – нагнулся. Нужно на носочки встать | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | |||
3. Целеполагание и постро- ение про-екта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа по вопросам. Формулирование правила, составление схемы-помощницы. Просмотр мультимедийной презентации «Местоимение. Правописание местоимений с предлогами» | Местоимения с предлогами пишутся раздельно: – Измените местоимения 1-го лица по вопросам: Кто? Я Мы У кого? У меня У нас К кому? Ко мне К нам На кого? На меня На нас С кем? Со мной С нами О ком? Обо мне О нас – По каким вопросам мы изменяли местоимения? (По падежным.) – Как нужно писать местоимения с предлогами? (Раздельно.) – Почему? (Предлог – это слово.) Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах | Устные ответы. Вопросы для уточнения информации |
4. Твор-ческая практическая деятельность | Игра, письменная работа, выполнение упр. 112 | – Итак, мы вспомнили правило правописания местоимений с предлогами. Между предлогом и существительным можно вставить другое слово, например: у школы – у новой школы. А между предлогом и местоимением? (Вопрос.) Игра«Сколько местоимений в тексте?» Читает текст из рассказа К. Паустовского. – Запишите местоимения, которые вы услышали. Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету. – Какие местоимения вы записали? (Я, (ко) мне, она, (около) меня, меня, его, ей, он, (надо) мной, мне, их.) | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над заданием | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебников. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах | Устные ответы |
5. Первичное закрепление с комментирова- нием во внешней речи | Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа | – А теперь давайте закрепим наши знания, выполнив небольшой тест. Тест* 1. Укажите местоимения 1-го лица. 1) Я, вы. 2) Он, ты. 3) Я, мы. 4) Он, она. 2. Укажите местоимения 1-го лица в родительном падеже. 1) У тебя, у вас. 3) Со мной, с нами. 2) У меня, у нас. 4) С ним, с ними. 3. В каком предложении местоимение является подлежащим? 1) У нас в классе есть аквариум. 2) Сегодня он пришел раньше всех. 3) Девочки вышли с нами на прогулку. 4. Укажите предложения с местоимением 1-го лица ед. ч. 1) Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи. 2) Лучше, мама, не пищи, ты мне няньку поищи. 3) Жук летает над лужком, он устал ходить пешком. 4) Мы шли-шли-шли, земляничку нашли | Отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Индивидуальная | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | Организует выполнение разных по сложности упражнений, подобранных в соответствии с уровнем подготовки класса | Выполняют упражнения 111, 113 и др. | Индивидуальная, групповая | Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Письменные работы |
7. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Игра«Четвертое лишнее». На доске записаны группы слов. Одно из слов в каждой группе является лишним. Нужно найти это слово и ответ обосновать. 1) ОН, ОНА, ОНО, Я. (Я – местоимение 1-го лица, остальные 3-го лица.) 2) Я, ТЫ, ОНИ, ОН. (ОНИ – местоимение во множественном числе, остальные – в единственном.) 3) МЫ, ОН, НО, ВЫ. (НО – союз, остальные – местоимения.) 4) ТЫ, К, ОТ, ЗА. (ТЫ – местоимение, остальные – предлоги.) 5) МНЕ, МНУ, МНИ, МНЕМ. (МНЕ – местоимение, остальные – глаголы.) | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли | Оценивание работы обучающихся на уроке |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная, групповая | Личностные: стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят монологические высказывания | Листы обратной связи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях
Конспект урока плюс презентация разработаны для проведения урока в 6 классе по учебнику под редакцией М.Т.Баранова....
Урок русского языка "Раздельное написание частицы не и ни в отрицательных местоимениях"
Урок по УМК под редакцией Е.В.Бунеева. Тип урока - комбинированныйс мультимедийным сопровождением...
Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях 6 класс
Разработка урока...
Модульный урок по русскому языку в 7 классе. Тема: «Раздельное написание не с деепричастиями».
1.Модульное обучение- весь материал по теме делится на отдельные блоки. В каждом блоке содержится проверочная работа. Ученик учится постоянно в зоне своего ближайшего развития, так как учебная деятель...
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы, от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Урок в 8 классе.
Цель урока: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречия и местоимений с частицами то, же, бы,; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато, подгот...
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ- и НИ-
Технологическая карта урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОСТип урока: урок изучения нового материала....
Урок русского языка в 5 классе. Слитное - раздельное написание не с именами существительными
Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2016....