Урок по теме: "Местоимение как часть речи. Личные местоимения".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Егорова Ирина Борисовна

План урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План урока31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Местоимение как часть  речи. Личные местоимения.

Педагогические цели:

   Создать условия для осознания и осмысления учебного материала средствами технологии развивающего обучения; содействовать развитию коммуникативной, языковой, познавательных компетенций, активизировать мыслительную деятельность обучающихся заданиями исследовательского, творческого характера, содействовать развитию интереса к изучению русского языка.

Тип урока - ввод новых знаний с опорой на изученный ранее материал.

Основное содержание темы: Местоимение как часть речи, личные местоимения. Функция местоимений в речи.

Образовательные ресурсы:

-учебник русского языка для 5 класса, ч. 2, Л. М. Рыбченковой,

Схемы, карточки, компьютер.

Этапы урока:

1.Целеустановка.

2.Обобщение и систематизация знаний - форма групповая, метод - практический.

3.Работа с кластером-форма групповая, метод исследовательский.

4.Работа с текстом - форма индивидуальная и групповая,

5.Рефлексия (физкультминутка)

6.Продолжение работы с текстом.

7.Итог урока.

8.Домашнее задание.

  1. Целевая установка

1.- Добрый день, уважаемые коллеги!

Добрый день, ребята, (садитесь, пожалуйста)

Я рада вас приветствовать на уроке русского языка в 5А классе

2. -Возможно, есть классы и лучше, и краше

Но пусть в нашем классе вам будет светло, пусть будет уютно и всем интересно, нисколько не скучно, но и нелегко

3.-Улыбнитесь! Мы начинаем урок, на котором  все вместе углубим ваши знания об одной самостоятельной части речи, а вот о какой  – попробуйте догадаться сами:

Он, она, они и мы                                                                

Этот, тот, у нас, вы ты

С вами, вы, о вас и я                                                        

Это что же за семья?

Это, без сомнения, слова

Дети: местоимения

- Правильно, ребята, это местоимения.

4.Открываем тетради, записываем аккуратным почерком дату, тему сегодняшнего урока:

Местоимение как часть речи. Личные местоимения.        

(В это время отмечаю отсутствующих)

  1. 1.Общаясь между собой, мы употребляем самые разные части речи. Давайте вспомним их и восстановим недостающие лепестки на цветке.

Дети: местоимение, глагол

2.Прикрепляю на доску с помощью магнитов.                            

? Ребята, а почему 1 лепесток по цвету не такой, как остальные?  

                                                                                         

Может быть, личные местоимения чем-то отличаются от других частей речи? Интересно чем?

Ответ к отгадке вы найдете на стр. учебника с.48 в рамочке.      

3.Вывод: местоимение - это самостоятельная часть речи.

 Личные местоимения лишь указывают на лицо или предмет, но не называют их.

1.Закройте учебники. Откройте орфографические словари.

Подумайте и назовите волшебное слово, которое подсказал маленький старичок с седой бородой Павлику, герою рассказа Валентины Осеевой.

Это слово произносится всегда учтиво, негромко, а на письме выделяется запятыми.

Дети:  отвечают - пожалуйста.

2.Записываем это слово в  орфографические словарики.

Составляем с ним предложение и записываем в тетрадь. 

3 учеников зачитывают предложение со словом пожалуйста (Слежу за логикой и произношением).                                                                                                                                         

  1. 1.Сегодня на уроке вы будете составлять коллективный кластер по теме «Местоимение как часть речи». Для этого вы будете работать в группах.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

4 гр.

ФИО

ФИО

ФИО

ФИО

ФИО

ФИО

ФИО

ФИО

2. Группы получают конверты, в которых находятся информация о местоимении. (раздать конверты)    

На это задание    отводится                                                                            5 мин.

1 группа. Конверт  №1

 Слово местоимение латинского происхождения: от слова «промен», что в переводе обозначает «вместо меня».

Местоимения очень часто встречаются в речи. Всего в русском языке существует 69 местоимений, но по частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола. Они употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и   указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение.

  Изобразите полученную информацию рисунком.

2 группа. Конверт  №2

 Местоимения обладают особой изобразительной силой. Личные местоимения придают речи оттенок искренности, они как бы притягивают к себе, передают личное, свое. Изобразите полученную информацию рисунком.

3 группа. Конверт  №3

Рассмотрите схемы в учебнике на стр. 50 упр. 367. Ответьте на вопросы. Изобразите полученную информацию рисунком.

4 группа.  Конверт  №4

Прочитайте информацию на стр. учебника 51 упр.№369 . Сделайте вывод об особенностях употребления местоимений 3 лица в косвенных падежах с предлогами.

Изобразите полученную информацию рисунком.

Вывод: после простого предлога к местоимению  добавляем в косвенных падежах букву  «н».

2. Работа у доски с кластером. Докладчик от группы выходит к доске, прикрепляет на кластер рисунок, комментирует его.

  3 группа.   Устно просклонять м-е  «Я»

Вывод: Личные местоимения изменяются по падежам, лицам, числам, родам (если есть).

 4 группа. Задаю детям вопрос:

? Если личное местоимение стоит в косвенном падеже, каким членом предложения оно является (дополнением). А если в именительном падеже? -   (подлежащим).

  1. Цветотерапия (физкультминутка).

Ваши глаза устали.  Давайте полечим их с помощью цвета и звуков музыки талантливого композитора Микаэла Таривердиева

Включить музыку. Закройте глаза. Зачитываю текст                                            3 мин

… Расслабьте мышцы тела, спину держим прямо. Постарайтесь представить высокое бездонное небо, синее-синее, как переливаются кристаллики снега под лучами февральского солнца,  когда вы идете домой из школы. Вот с вами заиграл серебристо-голубой, розовато- -желтый, золотисто - красный лучик, рядышком  вспыхнул ярко - зеленый и тут же погас, и снова серебристо - голубой,    и так до бесконечности…, необыкновенно красив наш родной городок, весь облитый февральской лазурью.

Упражнение для плеч. Руки на пояс.

 Правым плечом пишем свою фамилию, левым - имя. Подбородком - отчество.

Тихо садимся на место.

     VI. Работа с текстом.

Дети получают конверты с заданием. Открываю изображение на проектор.

Задание: Мы с девоч(…) ками к…тались во дворе на роликах. Вдруг ко (мне) п…дход…т жен(…)щина с большой сумкой и г…ворит: «Здра…ствуй, Настенька! Ты меня( не) помниш…? А я тебя сразу узнала. Мы с твоей мамой хорошие подруги».                

Я сказала, что мама на р…бот... А она говорит:  «Какая досада. Я ведь в Москве проездом». Женщина спросила у меня  номер маминого телефона. Отойдя в сторону, она позвонила, а потом говорит: «Настенька, мама велела под…ждать ее у вас дома. Ты открой мне дверь, а сама можеш… погулять»…

Внимательно прочтите текст. Определите его тип. Докажите свою точку зрения.

(Текст повествование, потому что в нем много глаголов. Этот текст отличает

- последовательность событий - начало, развитие, конец действий, -мы можем к нему задать вопрос: Что и как произошло?

- Можно сделать несколько фотоснимков.)                    

 2. Вставьте пропущенные буквы.    

 3. Какую роль играют личные местоимения  в тексте?                                                                                                           ( они делают нашу речь более экономной и разнообразной, связываю отдельные    предложения в целые высказывания),                                                                          

4. Сверьте свою работу с образцом на слайде.

 Мы с девочками катались во дворе на роликах. Вдруг ко мне подходит женщина с большой сумкой и говорит: «Здравствуй, Настенька! Ты меня не помнишь? А я тебя сразу узнала. Мы с твоей мамой хорошие подруги».                

Я сказала, что мама на работе. А она говорит:  «Какая досада. Я ведь в Москве проездом». Женщина спросила у меня  номер маминого телефона. Отойдя в сторону, она позвонила, а потом говорит: «Настенька, мама велела подождать ее у вас дома. Ты открой мне дверь, а сама можешь погулять»…

5. Поставьте себе отметку. Если допущены 1-2 ошибки, поставьте «4», 3 ошибки- «3», четыре и более ошибки- «2». Орфограммы прокомментирует 1 уч-ся (по желанию).                                                          

6. Как должна поступить Настя, зная основы безопасности жизнедеятельности?

7. Продолжите рассказ. Напишите 3-4 предложения. Зачитываем вслух, обсуждаем.

После проверки собирать листочки с отметкам, выставить их в сводную ведомость.                                                                                       

ВЫВОД: нельзя идти на контакт с незнакомыми тебе людьми.                                                                                             

VII. Подвести итог урока, обращаясь к кластеру (дать определение М., занимают 3-е место по частоте употребления, изменяются по падежам, числам, лицам, родам  -  если есть, в предложении могут быть подлежащим или дополнением).

 Выставить отметки в оценочный лист и журнал, дневники.

VIII. Раздать домашнее задание на яблоке. Ребята, в нашей школе, в учительской, есть дерево, на которое прикреплены именные яблоки тем учителям, которые в этом году уже дали открытые уроки. Я думаю, что в ближайшее время такое яблоко будет и у меня. Получить его помогаете сегодня вы.

Сейчас вы тоже получите яблоки,  на которых написано Д.З. на завтра.

Урок окончен.

До свидания.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс

Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...

Презентация по теме: "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений...

Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений»

Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений» по УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для...

Методика изучения части речи «Личные местоимения»

Методика русского языка в специальной (коррекционной) школе, как и любая другая методика, относится к педагогическим дисциплинам. Она исследует цели, содержание, закономерности, принципы, методы и при...