Урок по теме: "Местоимение как часть речи. Личные местоимения".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
Педагогические цели:
Создать условия для осознания и осмысления учебного материала средствами технологии развивающего обучения; содействовать развитию коммуникативной, языковой, познавательных компетенций, активизировать мыслительную деятельность обучающихся заданиями исследовательского, творческого характера, содействовать развитию интереса к изучению русского языка.
Тип урока - ввод новых знаний с опорой на изученный ранее материал.
Основное содержание темы: Местоимение как часть речи, личные местоимения. Функция местоимений в речи.
Образовательные ресурсы:
-учебник русского языка для 5 класса, ч. 2, Л. М. Рыбченковой,
Схемы, карточки, компьютер.
Этапы урока:
1.Целеустановка.
2.Обобщение и систематизация знаний - форма групповая, метод - практический.
3.Работа с кластером-форма групповая, метод исследовательский.
4.Работа с текстом - форма индивидуальная и групповая,
5.Рефлексия (физкультминутка)
6.Продолжение работы с текстом.
7.Итог урока.
8.Домашнее задание.
- Целевая установка
1.- Добрый день, уважаемые коллеги!
Добрый день, ребята, (садитесь, пожалуйста)
Я рада вас приветствовать на уроке русского языка в 5А классе
2. -Возможно, есть классы и лучше, и краше
Но пусть в нашем классе вам будет светло, пусть будет уютно и всем интересно, нисколько не скучно, но и нелегко
3.-Улыбнитесь! Мы начинаем урок, на котором все вместе углубим ваши знания об одной самостоятельной части речи, а вот о какой – попробуйте догадаться сами:
Он, она, они и мы
Этот, тот, у нас, вы ты
С вами, вы, о вас и я
Это что же за семья?
Это, без сомнения, слова
Дети: местоимения
- Правильно, ребята, это местоимения.
4.Открываем тетради, записываем аккуратным почерком дату, тему сегодняшнего урока:
Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
(В это время отмечаю отсутствующих)
- 1.Общаясь между собой, мы употребляем самые разные части речи. Давайте вспомним их и восстановим недостающие лепестки на цветке.
Дети: местоимение, глагол
2.Прикрепляю на доску с помощью магнитов.
? Ребята, а почему 1 лепесток по цвету не такой, как остальные?
Может быть, личные местоимения чем-то отличаются от других частей речи? Интересно чем?
Ответ к отгадке вы найдете на стр. учебника с.48 в рамочке.
3.Вывод: местоимение - это самостоятельная часть речи.
Личные местоимения лишь указывают на лицо или предмет, но не называют их.
1.Закройте учебники. Откройте орфографические словари.
Подумайте и назовите волшебное слово, которое подсказал маленький старичок с седой бородой Павлику, герою рассказа Валентины Осеевой.
Это слово произносится всегда учтиво, негромко, а на письме выделяется запятыми.
Дети: отвечают - пожалуйста.
2.Записываем это слово в орфографические словарики.
Составляем с ним предложение и записываем в тетрадь.
3 учеников зачитывают предложение со словом пожалуйста (Слежу за логикой и произношением).
- 1.Сегодня на уроке вы будете составлять коллективный кластер по теме «Местоимение как часть речи». Для этого вы будете работать в группах.
1 гр. | 2 гр. | 3 гр. | 4 гр. |
ФИО | ФИО | ФИО | ФИО |
ФИО | ФИО | ФИО | ФИО |
2. Группы получают конверты, в которых находятся информация о местоимении. (раздать конверты)
На это задание отводится 5 мин.
1 группа. Конверт №1
Слово местоимение латинского происхождения: от слова «промен», что в переводе обозначает «вместо меня».
Местоимения очень часто встречаются в речи. Всего в русском языке существует 69 местоимений, но по частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола. Они употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение.
Изобразите полученную информацию рисунком.
2 группа. Конверт №2
Местоимения обладают особой изобразительной силой. Личные местоимения придают речи оттенок искренности, они как бы притягивают к себе, передают личное, свое. Изобразите полученную информацию рисунком.
3 группа. Конверт №3
Рассмотрите схемы в учебнике на стр. 50 упр. 367. Ответьте на вопросы. Изобразите полученную информацию рисунком.
4 группа. Конверт №4
Прочитайте информацию на стр. учебника 51 упр.№369 . Сделайте вывод об особенностях употребления местоимений 3 лица в косвенных падежах с предлогами.
Изобразите полученную информацию рисунком.
Вывод: после простого предлога к местоимению добавляем в косвенных падежах букву «н».
2. Работа у доски с кластером. Докладчик от группы выходит к доске, прикрепляет на кластер рисунок, комментирует его.
3 группа. Устно просклонять м-е «Я»
Вывод: Личные местоимения изменяются по падежам, лицам, числам, родам (если есть).
4 группа. Задаю детям вопрос:
? Если личное местоимение стоит в косвенном падеже, каким членом предложения оно является (дополнением). А если в именительном падеже? - (подлежащим).
- Цветотерапия (физкультминутка).
Ваши глаза устали. Давайте полечим их с помощью цвета и звуков музыки талантливого композитора Микаэла Таривердиева
Включить музыку. Закройте глаза. Зачитываю текст 3 мин
… Расслабьте мышцы тела, спину держим прямо. Постарайтесь представить высокое бездонное небо, синее-синее, как переливаются кристаллики снега под лучами февральского солнца, когда вы идете домой из школы. Вот с вами заиграл серебристо-голубой, розовато- -желтый, золотисто - красный лучик, рядышком вспыхнул ярко - зеленый и тут же погас, и снова серебристо - голубой, и так до бесконечности…, необыкновенно красив наш родной городок, весь облитый февральской лазурью.
Упражнение для плеч. Руки на пояс.
Правым плечом пишем свою фамилию, левым - имя. Подбородком - отчество.
Тихо садимся на место.
VI. Работа с текстом.
Дети получают конверты с заданием. Открываю изображение на проектор.
Задание: Мы с девоч(…) ками к…тались во дворе на роликах. Вдруг ко (мне) п…дход…т жен(…)щина с большой сумкой и г…ворит: «Здра…ствуй, Настенька! Ты меня( не) помниш…? А я тебя сразу узнала. Мы с твоей мамой хорошие подруги».
Я сказала, что мама на р…бот... А она говорит: «Какая досада. Я ведь в Москве проездом». Женщина спросила у меня номер маминого телефона. Отойдя в сторону, она позвонила, а потом говорит: «Настенька, мама велела под…ждать ее у вас дома. Ты открой мне дверь, а сама можеш… погулять»…
Внимательно прочтите текст. Определите его тип. Докажите свою точку зрения.
(Текст повествование, потому что в нем много глаголов. Этот текст отличает
- последовательность событий - начало, развитие, конец действий, -мы можем к нему задать вопрос: Что и как произошло?
- Можно сделать несколько фотоснимков.)
2. Вставьте пропущенные буквы.
3. Какую роль играют личные местоимения в тексте? ( они делают нашу речь более экономной и разнообразной, связываю отдельные предложения в целые высказывания),
4. Сверьте свою работу с образцом на слайде.
Мы с девочками катались во дворе на роликах. Вдруг ко мне подходит женщина с большой сумкой и говорит: «Здравствуй, Настенька! Ты меня не помнишь? А я тебя сразу узнала. Мы с твоей мамой хорошие подруги».
Я сказала, что мама на работе. А она говорит: «Какая досада. Я ведь в Москве проездом». Женщина спросила у меня номер маминого телефона. Отойдя в сторону, она позвонила, а потом говорит: «Настенька, мама велела подождать ее у вас дома. Ты открой мне дверь, а сама можешь погулять»…
5. Поставьте себе отметку. Если допущены 1-2 ошибки, поставьте «4», 3 ошибки- «3», четыре и более ошибки- «2». Орфограммы прокомментирует 1 уч-ся (по желанию).
6. Как должна поступить Настя, зная основы безопасности жизнедеятельности?
7. Продолжите рассказ. Напишите 3-4 предложения. Зачитываем вслух, обсуждаем.
После проверки собирать листочки с отметкам, выставить их в сводную ведомость.
ВЫВОД: нельзя идти на контакт с незнакомыми тебе людьми.
VII. Подвести итог урока, обращаясь к кластеру (дать определение М., занимают 3-е место по частоте употребления, изменяются по падежам, числам, лицам, родам - если есть, в предложении могут быть подлежащим или дополнением).
Выставить отметки в оценочный лист и журнал, дневники.
VIII. Раздать домашнее задание на яблоке. Ребята, в нашей школе, в учительской, есть дерево, на которое прикреплены именные яблоки тем учителям, которые в этом году уже дали открытые уроки. Я думаю, что в ближайшее время такое яблоко будет и у меня. Получить его помогаете сегодня вы.
Сейчас вы тоже получите яблоки, на которых написано Д.З. на завтра.
Урок окончен.
До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс
Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...
Презентация по теме: "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений...
Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений»
Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений» по УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для...
Методика изучения части речи «Личные местоимения»
Методика русского языка в специальной (коррекционной) школе, как и любая другая методика, относится к педагогическим дисциплинам. Она исследует цели, содержание, закономерности, принципы, методы и при...