Конспект урока 6 класс Местоимения как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Щиголева Юлия Александровна

Конспект урока 6 класс "Местоимения как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimeniya_urok.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

6 класс

Тема         «Местоимения как часть речи».

Место урока в рабочей программе – первый урок по теме.

Цели:

обучающая: дать понятие о местоимении как части речи;

 развивающая: научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;

воспитательная: способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

Личностные: 

  • обучающиеся готовы к восприятию нового, к    саморазвитию  и самообразованию; ответственно относятся  к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность,   уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:  

  • ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней; выдвигают простейшие гипотезы; выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их; работают с информацией и преобразуют её; находят причинно-следственные связи; оценивают свою работу.

Предметные:

  • имеют представление принадлежности слов к различным частям речи; умеют видеть в тексте местоимение, его назначение в речи;  владеют терминологией; характеризуют местоимение как часть речи по его грамматическим признакам.

Тип урока:

  • по ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;
  • по способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
  • по ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Методы:

Основной: 

  • проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

Дополнительные: 

  • словесные (беседа, диалог); наглядные (работа со схемой, учебником, карточками, учебной доской); практические (составление схемы, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение);  «мозговой штурм».

Средства обучения:

  • учебник «Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват.  организаций. В 2 ч. Ч.2 / [Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская,  А.Г.Нарушевич]. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016»; дополнительный текстовый материал; презентация «Местоимение как часть речи»; таблица целеполагания.

Предметы интеграции: русский язык, литература, биология.

Оборудование: телевизор, компьютер, «таблица самоконтроля», дидактический материал.

Используемые образовательные технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающая технология обучения и воспитания, ИКТ.

Список литературы  

Для учителя:

Для учащихся:

Ход урока

Содержание этапа урока

Образовательные технологии.

Приёмы, методы обучения

І. Оргмомент.

Проверка готовности класса к уроку по предмету и по здоровьесберегающей технологии.

Технология В.Ф.Базарного (работа за конторками, перьевые ручки, индивидуальные коврики)

ІІ. Актуализация опорных знаний

- Мы продолжаем путешествие по удивительной стране Морфологии. Используя ваши проекты, давайте вспомним, что же изучает морфология и как же распределены жители этой страны территориально.

(Рассматриваем проект ученицы, где чётко видно, что в стране Морфологии отдельно живут самостоятельные и служебные части речи. А междометие не принадлежит к этим группам частей речи).

Проектная деятельность

- Мы уже изучили особенности нескольких частей речи. Давайте вспомним их.

- Работая в парах, отгадайте, чем дополнить стихотворения о частях речи, используя особенности этих частей речи, и допишите название части речи.

Всё, что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и _______? Верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и _____.

У него к тому же _____ склонения есть,

Падежей различных сразу целых _______.

Часть речи - _____________________________

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? __________? ___________? Какие?

С папой существительным

Живет на редкость дружно:

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется никогда уже:

Стоит с ним в одном роде, числе и ____________.

Часть речи - ____________________________

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счете их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и ______________?

Часть речи - ____________________

Я заменить могу другие части речи,

 Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение мне надо указать.

_Часть речи - ______________

Какую же часть речи из названных мы не изучали в этом учебном году? (Местоимение)

Работа в парах

Проблемно-поисковая деятельность

ІІІ. Этап целеполагания и мотивации.

- Как вы думаете, можем ли мы приступить к изучению местоимений? Почему вы так думаете (можем, так как местоимение может заменить имя сущ., имя прилаг., имя числительное, а их особенности мы уже изучили)

- Запишите дату урока, «классная работа» и тему урока.

Местоимение вместо имени… или Дружелюбная часть речи.

Только выполнив все задачи урока, мы сможем расшифровать эту тему!!!

Проблемный вопрос.

Мотивация – приём «отсроченная отгадка».

- Определим цели и задачи нашего урока.

Работа с таблицей целеполагания. Проставьте «+» в тех строчках, где указаны задачи именно сегодняшнего нашего урока.

Дедуктивный метод

Таблица целеполагания

Цели и задачи урока

+/-

Раскрыть понятие местоимения как части речи

Изучить особенности всех разрядов местоимений

Узнать, какие есть разряды местоимений

Изучить особенности всех самостоятельных частей речи

Развивать умения находить местоимения в речи, правильно употреблять их

Обогащать словарный запас

Воспитывать культуру устной и письменной речи

IV. Изучение нового материала

- Прочитайте предложения.

В  НЁМ  СУЩЕСТВУЕТ  НЕСКОЛЬКО  ТАКИХ ВСЯКИХ  ИХ.  ТАКАЯ  ОНА  ОЧЕНЬ ЖДЁТ  НАШЕЙ  ЕЁ.  

- Вы можете определить, о чём эти предложения. СУЩЕСТВУЕТ  - где (в нём)? Ответить на вопрос можем, а понять, где именно? (Нет). СУЩЕСТВУЕТ – сколько? Несколько. Ответить на вопрос получилось, а понять, сколько именно? Нет.

- А можете определить, где в предложении местоимения? И какие части речи они заменяют?

- Давайте проверим ваши догадки.

В КРЫМУ СУЩЕСТВУЕТ 7 СЕРЬЁЗНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ. РОДНАЯ ПРИРОДА ЖДЁТ НАШЕЙ ПОМОЩИ.

- Какие же части речи мы заменили местоимениями? (Существительное, прилагательное, числительное). Чем местоимение отличается от этих частей речи? (указывает на предмет, признак, количество, но не называет их).

Строим схему определения местоимений.

Местоимения

- самост. часть речи;

- указывает на предмет, признак, количество, но не называет их;

- кто? что? какой? чей? сколько? который?

Проблемное обучение.

«Мозговой штурм»

- Как вы думаете, откуда появилось название «МЕСТОИМЕНИЕ»? (Слово местоимение латинского происхождения: “pronomen”, что в переводе обозначает “ВМЕСТО ИМЕНИ”). Но зачем же нам заменять полноценные самостоятельные части речи: сущ. , прилагательное, числительное – местоимениями, которые даже ничего не обозначают, а только указывают?

Речь культурного человека отличается лаконичностью и красотой. Для того, чтобы  красиво и грамотно разговаривать и писать, необходимо не только обогащать свой словарный запас, но и следить за построением предложений. Скажите мне, почему  следующий текст нельзя назвать грамотным и красивым? Дополните текст и запишите.

Леса Крыма прекрасны и уникальны. Леса встречают нас чистым целебным воздухом. Чистый целебный воздух не встретишь в большом городе, где много транспорта и промышленных предприятий. Но нерадивые туристы часто наносят вред природе: ______________________________________________. Животные и растения крымских лесов молят о пощаде. Животные и растения просят: «______________________».

Учащиеся записывают исправленный текст и приходят к выводу, что местоимения делают нашу речь красивее и богаче, помогают избегать повторов.

Творческая работа

Работа с текстовой информацией

V. Физкультминутка (офтальмотренажёр +  дополнительное упражнение).

Хлопаем в ладошки, услышав местоимение, с поворотом вправо-влево.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок...
Если все - и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты... 
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты - 
Если мы сорвем цветы. 

- Много ли весной цветов в крымских лесах? Можно ли их уничтожать? Какие цветы занесены в Красную Книгу Крыма? (Первоцветы – подснежники, крокусы). Наше домашнее задание будет связано именно с растениями и животными крымских лесов. Но… об этом позже.

Сказка о местоимениях.

Когда-то жило в маленьком домике местоимение Оно. Это местоимение было очень одиноко. Оно не имело друзей, почти никогда не ходило на улицу подышать свежим воздухом и полюбоваться цветами. Ему ни с кем не хотелось дружить.

Как-то раз, когда выдался хороший и солнечный день, местоимение Оно решило отправиться гулять и поискать себе друзей. Местоимение направилось к лесу. Оно думало, что так будет лучше.

      Вдруг Оно видит, что на поляне бегает местоимение Мой. Оно очень обрадовалось, что, наконец,  нашло своего товарища, но Мой не захотел с ним дружить и сказал: «Ты ведь не притяжательное!».

      Тогда местоимение, которое искало себе друзей, подумало, что никто с ним не захочет дружить и отправилось домой. Оно очень замерзло и решило выпить горячего чая. Но вдруг в дверь кто-то постучался. Местоимение не стало открывать дверь, но стук продолжался.

       Тогда Оно открыло, и в дом вошло местоимение Я. Ему надо было тоже с кем-нибудь подружиться, и два местоимения стали друзьями.

       Вскоре к ним стали приходить новые местоимения, и этот дом наполнился друзьями – личными местоимениями.

- Нам с вами хорошо знакомы эти милые друзья:

Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

Но есть и другие дружные семьи местоимений (таблица разрядов местоимений)

Работа с текстовой информацией

Разряды местоимений.

Местоимения.

Личные

Я, ты, он, она, мы, вы, они.

Возвратное

Себя

Вопросительные

Кто?, что?, какой?, чей?, который?, сколько?, каков? (формируют вопросительные предложения.)

Относительные

Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков (связывают части сложного предложения.)

Неопределенные

Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо. Кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь.

Отрицательные

Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего.

Притяжательные

Мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их.

Указательные

Тот, этот, такой, таков, столько.

Определительные

Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой.

VI. Рефлексия.

Интересно – Что для вас было интересно  на уроке?

Творчество – Каким творчеством вы занимались?

Обучение – Чему научились?

Главное – Что вы узнали на уроке?

- Почему же мы тему урока обозначили как «Местоимение вместо имени… или Дружелюбная часть речи»?

VII. Домашнее задание.

Репродуктивный уровень. Упражнение 427.

Творческий уровень.

- Возьмите интервью у обитателя крымского леса. В тексте должны быть использованы местоимения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 7 классе "Местоимение как часть речи"

План-конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы VIII вида "Местоимение как часть речи"...

Урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"

Урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи" по УМК Ладыженской, Баранова. Первый урок в разделе "Местоимение". Этот урок был проведен в ГКОУ "Казачий кадетский корпус" (г. Буденно...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"

Презентация к уроку русского языка "Местоимение как часть речи" рассчитана на учащихся 6 класса, обучающихся по УМК Т.А.Ладыженской. Может быть использована для знакомства с разрядами местоимений. Зад...

Урок в 6 классе "Местоимение как часть речи"

Данный урок посвящен  знакомству с местоимением как частью речи. На нем дается первые представления о роли местоимений в речи, некоторых разрядах. Урок имеет практическую направленность: учащиеся...

Урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"

Данный урок является уроком изучения нового материала по теме «Местоимение как часть речи». Учитель ставит задачу совершенствования   языковых знаний, умений и навыков по данной теме. На уро...

Урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"

В архиве представлены технологическая карта урока, презентация и маршрутный лист для учащихся....