Обобщающий урок: лексикология.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Урок русского языка в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка по теме "Обобщение. Лексика" | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок: лексикология. Лексический анализ текста на основе работы со словарями.
Цели:
- Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по разделам "Лексика и фразеология" для успешного выполнения заданий ЕГЭ.
- Обогатить словарный запас учащихся новой лексикой; способствовать развитию устной и письменной речи.
- Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Оборудование:
- компьютер,
- ЖК-телевизор,
- карточки для групповой работы,
- раздаточный материал (задания для речеведческого анализа),
- тестовые задания.
Эпиграф
Повторное чтение уже прочитанных книг - самый надёжный пробный камень образованности. Кристиан Фридрих Геббель
Ход урока
Слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Единый государственный экзамен - серьёзный шаг в вашей жизни. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому предмету, во многом определяется тем, насколько вы подготовлены к нему. Сегодня наш урок посвящён теме "Лексика. Фразеология". Он поможет вам не только обобщить и систематизировать свои знания по теме, но и потренироваться в выполнении различных видов заданий, пополнить свой лексический запас.
Эпиграфом сегодняшнего урока взяла слова Кристиана Фридриха Геббеля: "Повторное чтение уже прочитанных книг - самый надёжный пробный камень образованности". Как вы понимаете эти слова? (Ребята отвечают)
1. Лингвистическая разминка.
а) Сначала мы выполним словарную работу, пополним свой лексический запас. На доске написаны слова. Нужно их правильно прочитать, переписать и проставить ударения.
Граждане, гражданин, гражданство, характерный - разнохарактерный, фосфористый, развитой, малоразвитый, бальзамировать, грушевый, сливовый, позвонит, банты, мускулистый, возрастной - великовозрастный, закупорить, звонишь, черпать.
Проверка. Спрашиваю ученика, в ком сама уверена, что прочитает правильно. (тОрты, грАждане, гражданИн, граждАнство, характЕрный - разнохарАктерный, фОсфористый, развитОй, мАлоразвитый, бальзамИровать, грУшевый, слИвовый, позвонИт, бАнты, мУскулистый, возрастнОй - великовОзрастный, закУпорить, звонИшь, чЕрпать).
б) Сейчас познакомимся со словами, которые появятся на экране телевизора. Как вы понимаете значение этих слов?
- Деликатный
- Имманентный
- Лояльный
(Учащиеся пытаются дать толкование словам. Учитель, помогая правильно сформулировать мысли, даёт толкование данных слов. На экране слайды. Ученики записывают в словарики)
Деликатный 1) Вежливый, мягкий в обращении; 2) затруднительный, требующий чуткого, тактичного отношения (деликатный человек)
Имманентный - присущий природе самого предмета, внутренний (имманентная причина)
Лояльный - держащийся формально в пределах законности, в пределах благожелательно-нейтрального, как бы безразличного отношения к кому-нибудь, чему-нибудь (соблюдать лояльность)
в) Придумайте и запишите с новыми словами словосочетания с разными способами подчинения. (Два ученика читают свои словосочетания: имманентные законы (согл.), очень деликатный (прим.), лояльный ко всему (управ.)
2. Обобщение знаний по теме.
Мы переходим к основной части урока: повторяем изученное по теме "Лексика".
Учитель. Как называется раздел языкознания, где изучается лексика?
Ученик. Этот раздел называется лексикология.
Учитель. Что такое лексика?.
Ученик. Словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения.
Учитель. Что включает в себя понятие "лексическое значение слова"?
Ученик. Это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.
Слово учителя. Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством, числом:
Рьяный - очень усердный;
Повстречать - случайно встретить;
Фильмотека - собрание фильмов;
Вволю - сколько угодно.
Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет, действие признак.
Учитель. Дайте определение лексическому понятию "антонимы"
Ученик. Антонимы - слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное значение. Например, зной - жара, тёмный - светлый, подниматься - спускаться, хорошо - плохо.
Учитель. Что такое синонимы?
Ученик. Синонимы - слова одной и той же части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. Например, бегемот - гиппопотам, думать - размышлять, сосредоточить - сконцентрировать.
Учитель. Дайте определение омонимам.
Ученик. Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. От многозначных слов отличаются тем, что обозначают предметы, действия, признаки, не имеющие между собой ничего сходного. Например, омонимы: ключ - родник, ключ -стержень для отпирания, запирания замка.
Учитель. Расскажите о неологизмах и заимствованных словах.
Ученик. Неологизмы - это слова, которые являются новыми лексическими единицами для данного исторического периода. Например, брейкер, дайвинг.
Заимствованными являются слова, пришедшие в русский язык из других языков на разных этапах его развития. Слова мазурка, мещанин, вензель пришли из польского. Бутербород, галстук, процент - из немецкого, матрос, шлюпка, руль - из голландского.
Учитель. Как отличить архаизмы и историзмы?
Ученик. Историзмы - слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в результате развития общества. Например, челобитная, стрельцы, будённовец, продотряд. Архаизмы - слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми, например: ланиты - щёки, чресла - поясница, рамена - плечи.
Учитель. Какие слова называются диалектными? Какие профессиональными?
Ученик. Диалектные слова - это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, "оброть" - уздечка, "мряка" - сырая погода с моросящим дождём. Профессиональная лексика - это слова и сочетания слов, употребляемые людьми определённой профессии. Например, скальпель, брадикардия, трансмиссия, дифференциал.
Учитель. Мы повторили с вами тему "Лексика". Сейчас переходим к практическим заданиям.
3. Выполнение практических заданий.
А) Задание устное. Учитель читает, ученики отмечают вариант ответа. Далее учитель проговаривает правильные варианты, объясняя значения слов - паронимов.
1) Укажите, в каком предложении вместо слова черепаший нужно употребить слово черепаховый?
а) На первое подали черепаший суп.
б) Он приближался к цели черепашьим шагом.
2) В каком предложении вместо слова выплатить нужно употребить слово оплатить?
а) Заработную плату выплатили с опозданием.
б) Учреждение выплачивает расходы по командировке.
3) В каком предложении вместо слова явный нужно употребить слово явственный?
а) Я увидел явные очертания гор.
б) Это была явная ложь.
Б) Задание на телевизоре (через компьютер) Ученики отмечают правильный ответ словосочетания.
1.
а) обратный билет
б) обратимый билет
2.
а) слова осуждения
б) слова обсуждения
3.
а) человечное достоинство
б) человеческое достоинство
4.
а) абонент не отвечает
б) абонемент не отвечает
Проверка. Ответы. 1. а; 2. а; 3. б; 4. а.
В) Групповая работа. Ученики разделены на 4 группы. Задания на карточках. Указать, значение какого слова определено неверно?
1 группа.
1)
1. фат - щеголь, любящий рисоваться, пустой человек.
2. трактат - научное сочинение.
3. монополия - игра.
4. провоцировать - вызвать на какие-либо действия путём провокации.
2)
1. салоп - широкое женское пальто.
2. тотальный - политический.
3. фанаберия - гордость, спесь.
4. узурпировать - произвести незаконный захват, присвоение чего-нибудь.
Ответ. 1) 3; 2) 2.
2 группа.
1)
1. увенчаться - завершиться чем-нибудь хорошим
2. ристалище - площадь для гимнастических, конных состязаний
3. риторичный - напыщенный, внешне украшенный.
4. сангвинический - спокойный.
2)
1. скрижаль - доска с написанным на ней священным текстом.
2. тальма - женская длинная накидка без рукавов.
3. одиозный - единственный
4. недосягаемый - недостижимый
Ответ 1) 4; 2) 3.
3 группа.
1)
1. молебен - краткая церковная служба.
2. компиляция - сочинение, представляющее собой изложение результатов чужих исследований без самостоятельной обработки источников
3. глумиться - улыбаться.
4. дымчатый - сероватого цвета, напоминающего дым.
2)
1. зеница - глаз, зрачок.
2. конгресс - собрание, съезд.
3. либретто - словесный текст музыкально-вокального произведения
4. диадема - ожерелье
Ответ. 1) 3; 2) 4.
4 группа.
1)
1. панегирик - ораторская речь обличительного характера.
2. невежда - малообразованный человек
3. невежа - грубый, невоспитанный человек.
4. модуль - в точных науках название некоторых коэффициентов.
2)
1. обскурант - враг просвещения, мракобес
2. ономастика - раздел языкознания, изучающий собственные имена.
3. регресс - продвижение вперёд, от низшего к высшему.
4. хронический - постоянный, непрекращающийся.
Ответ. 1) 1; 2) 3.
4. Работа с текстом. Задания для речеведческого анализа.
Учитель. А сейчас следующее задание, более сложное. Анализ текста.
(Каждый ученик получает лист, на котором отпечатан текст и задания к нему).
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) С чего начать разговор о России?
(2) Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии.
(3) Россия велика.
(4) На её территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая.
(5) Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы.
(6) Может, разговор начать с того, какая Россия разная?
(7) Это и безлесная, насквозь промёрзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.
(по Б. Короткову)
1. Сколько микротем в данном тексте?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
2. К какому стилю речи относится текст?
1) к публицистическому
2) к научному
3) к разговорному
4) к деловому
3. Каков тип речи текста?
1) описание
2) рассуждение
3. повествование
4) повествование с элементами рассуждения
4. С каким предложением связано 6-е предложение текста?
1) с 6-м
2) со всеми предыдущими предложениями
3) с 1-м
4) с 3-м
5. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте?
1) вопросительные предложения, ряды однородных членов, контекстные антонимы
2) ряды однородных членов, метафора, гипербола
3) контекстные синонимы, антитеза, синекдоха
4) гипербола, вопросительные предложения, ряды однородных членов
6. Подберите синоним к слову разговор.
7. Подберите к слову разместить однокоренные слова разных частей речи .
Выполненные работы собираю для оценивания.
Ответы к заданиям. 1. 3); 2. 1); 3. 2); 4. 3); 5. 1); 6. беседа; 7. место, размещённый, поместив, вместительный.
5. Слово учителя.
К разделу "Лексика" примыкает раздел "Фразеология". На экзамене вам встретятся задания, которые требуют знаний этого раздела. А что мы называем фразеологизмами? Приведите примеры.
Ученик. Это устойчивые сочетания, которые делают нашу речь яркой, выразительной. Например, вешать лапшу на уши, белыми нитками шито, дать руку на отсечение, изливать душу, лечь костьми, проглотить язык, прописная истина.
Учитель. Укажите предложение с фразеологизмом. (Задание на слух).
а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.
б) Сел поросёнок в лужу и довольно улыбается.
в) В луже сидеть - любимое занятие свиней.
г) С такой подготовкой как бы нам в лужу не сесть.
Ученик. Верный ответ - г. Выражение "сесть в лужу" - фразеологизм со значением "опозориться". Синтаксически неделимое словосочетание, в предложении является сказуемым.
Учитель. А сейчас предлагаю вам решить фразеологические загадки.
- Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.
- Её толкут в ступе или носят в решете те люди, которые занимаются бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат.
- Он в голове несерьёзного человека; его советуют поискать в поле; не него бросают слова и деньги.
- Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают.
- Его тянут за хвост; покупают в мешке; изредка плачут.
- Её ловят в мутной воде; непринуждённо чувствовать себя в какой-то области; безрезультативно добиваться улучшения материального положения.
Ответы.
1. язык
2. вода
3. ветер
4. уши
5. кот
6. рыба
6. Подведение итогов урока.
Учитель. На этом уроке мы закрепили знания по лексике и фразеологии. Поработали с текстом. Рассмотрели типы заданий ЕГЭ по лексике и фразеологии. Вернёмся к эпиграфу урока. Прочитайте слова Кристиана Фридриха Геббельса. Может быть, добавите ещё что-то к сказанному в начале урока?
Ученики отвечают.
В заключении предлагаю вам решить тестовые задания, проверить и оценить свои знания. Каждый ученик получает лист с тестовыми заданиями.
(можно дать в качестве домашнего задания)
Тест
1. В каком ряду представлены синонимы?
- жизненный - житейский
- высокомерие - надменность
- высокий - низкий
- комнату заставили мебелью - меня заставили учиться
2. Какой пример не содержит фразеологического оборота?
- Сегодня у меня всё падает из рук.
- На экзамене я взял себя в руки.
- Он прибрал у рукам всё производство.
- Я трудился не покладая рук.
3. В каком ряду все слова являются разговорными?
- кассирша, раззява, картофель
- дикторша, охламон, весельчак
- жадина, картошка, Интернет
- электричка, старьёвщик, неразбериха
4. В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления?
- гутарить, компьютер
- поэт, лицедей
- интернет, притаранить (принести)
- колбаситься, предки (родители)
5. Какое из перечисленных слов имеет значение "недавно появившееся в языке слово"?
- архаизм
- фразеологизм
- неологизм
- диалектизм
6. В каком предложении вместо слова единичный нужно употребить слово единственный?
- Собирательные существительные обозначают совокупность единичных однородных предметов.
- В наше время сохранились только единичные экземпляры этой книги.
- Главная, единичная его страсть была любовь к науке.
- Это были далеко не единичные случаи, почти ежегодно они повторялись
7 Значение какого слова определено неверно?
- адресант - лицо, отправляющее письмо
- аукцион - публичная распродажа
- дезинформировать - сообщить искажённые или ложные факты
- импорт - вывоз товаров из страны для продажи
8. В каком предложении выделенное слово употреблено в переносном значении?
- Добыча серебра - трудоёмкий процесс.
- Утрами мороз серебром покрывал траву, дорогу, крыши изб.
- Савельич вынул из кармана длинный вязаный кошелёк, полный серебра.
- Мундир был расшит серебром.
9. Укажите слово, имеющее омоним.
- успех
- острый
- топить
- сидеть
10. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
- молчаливый
- неразговорчивый
- спокойный
- безгласный
11. В каком ряду лексическое значение одного из слов сформулировано неверно?
- пресс-секретарь - представитель власти по делам печати; штраф - денежное взыскание
- овация - бурные аплодисменты; экспонат - предмет для обозрения в музее, на выставке
- штурман - специалист по вождению кораблей, самолётов; филиал - часть какого-то предприятия, учреждения
- приватизация - передача собственности в частные руки; демонстрировать - выйти на демонстрацию
12. Каково лексическое значение устаревшего слова верста?
- старинная мера длины, равная 1, 06 км.
- старинная мера длины, равная 4,4 см.
- старинная мера длины, равная 1, 711 м.
- старинная мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами.
13. Какой фразеологический оборот имеет значение "мера, под которую насильственно подгоняют что-то"?
- тришкин кафтан
- прокрустово ложе
- дамоклов меч
- пиррова победа
14. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
- на краю света, бог знает где, за тридевять земель
- держать себя в руках, держать ухо востро, держать язык за зубами
- бить баклуши, собак гонять, лодыря гонять
- болеть душой, принимать участие, входить в положение
15. В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении?
- лисья хитрость, железная воля, каменный дом
- холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ
- золотое сердце, тёплый приём, чистая посуда
- дырявая память, туманный намёк, сердечный человек
16. В каком ряду синонимов нет слов, употребляющихся в разговорной речи?
- ходатайствовать, просить, хлопотать, канючить
- спрятаться, затаиться, схорониться, укрыться
- перегнать, опередить, превзойти, обставить
- пленять, очаровывать, прельщать, покорять
17. Какое из перечисленных слов имеет значение "заботливый, чуткий, предупредительный"?
- бдительный
- неослабный
- внимательный
- настороженный
18. Какое из перечисленных слов имеет значение "не имеющий определённых убеждений, пренебрегающий моральными нормами"?
- бесцеремонный
- бессодержательный
- бессознательный
- беспринципный
Ответы: 1. 2); 2. 1); 3. 2); 4. 4); 5. 3); 6. 3); 7. 4); 8. 2); 9. 3); 10. 3); 11. 4); 12. 1); 13. 1); 14. 2); 15. 4); 16. 4; 17. 3); 18. 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий
Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма урока: «Математическая сказка». УМК: «Математика». Учебник для 5 класса общеобра...
Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Технологическая карта урока "Лексикология. Повторение"
Данная технологическая карта предназаначена для обобщения и систематизации знаний учеников по теме "Лексикология"...
по русскому языку к уроку "Лексикология. Введение"
Конспект урока "Лексикология. Введение" для 5-го класса по русскому языку...