Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и высказывать свою точку зрению по прочитанному материалу.
2.Раскрыть понятия героизма в отрывке «Петя Ростов» из романа «Война и мир».
3. Научить сопоставлять актуальные проблемы в произведении с реальной жизнью
Развивающие:
1. Совершенствование устных и письменных, речевых умений и навыков, развитие логического мышления, памяти, творческих способностей.
2. Развивать такие учебные действия как, сравнение и сопоставление, выделения главного в изучаемом материале.
3. Развитие навыков работы с различными источниками информации, умения анализировать, прогнозировать, устанавливать закономерности.
4. Развитие навыков работы с программой презентации, для эффективного применения этого на уроках литературы.
Воспитательные:
1. Воспитание самостоятельности суждений, понимание «диалектики души», любви к миру, к людям через чуткое отношение к ним.
2. Развивать умение общаться в процессе группового взаимодействия, самодисциплины, коммуникативные качества личности.
Оборудование:информационные листы, фломастеры, мультимедийный проектор, презентация к уроку, творческие работы учеников, презентации.
Тип урока: Презентация решения.
Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесно – наглядные методы; эвристические (частично – поисковые); логический аспект, синтез и анализ, классификация; управленческий аспект (степень самостоятельности ученика): самостоятельная работа с элементами беседы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pbl_otkrytyy_urok_po_literature.docx | 45.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Сценарий
Школьные стены обрисовали нецензурными словами. Рисовавших мальчишек увидели учителя. Лишь одного мальчика по имени Альберт они узнали. Когда его пригласили в кабинет директора, у него спросили имена остальных учеников, которые вместе с ним обрисовали школьные стены. Директору так и не удалось узнать имена мальчишек, Альберт не признался. Он, покрывая своих друзей, посчитал себя героем!? Такой поступок Альберта удивил учителей, у них сложилось отрицательное мнение о нем.
Почему?Герой ли он на самом деле? Что такое героизм?
Вы классный руководитель.В течение двух недель подготовьте презентациюк классному часу на тему «В чем суть истинного героизма?»
Ожидаемая таблица
1.Facts (факты) 1. Школьники обрисовали стену нецензурными словами. 2. Учителя узнали лишь Альберта и вызвали к директору. 3.Он не признался и не рассказал о своих друзьях. 4. Учителя изменили отношение к Альберту 5. Альберт посчитал себя героем. | 2.Ideas (идеи) 1. А может потому, что он обрисовал стену нецензурными словами. 2. Может потому, что его поступок испортил внешний вид здания. 3. Может это связано с тем, что он покрывает своих друзей. 4. А может потому, что не сознался в своем плохом поступке. 5.Может есть определенные правила оценки героизма. |
3. Learningissues(обучающие вопросы) 1. Что означает героизм? 2. Какого человека можно назвать героем? 3. Что говорят выдающиеся личности о героизме человека? 4. Что мы знаем о героизме в изученных литературных произведениях? 5. По каким качествам оценивают героизм? | 4. Actionplans(план работы) 1 команда 1.Выписать из толкового словаря смысл слов «герой, героизм». 2.Нарисовать рисунки о героическом поступке. 3.Привести примеры нескольких произведений, посвященных героическим поступкам, подвигам. 4.Составить основные качества героизма. 2 команда 1.Найти из разных источников пояснения слов «герой, героизм». 2.Выписать мудрые мысли и пословицы на тему «героизм». 3. Найти материал из интернета о «героях нашего времени». 4.Составить основные качества героизма. |
Тема: В чем суть истинного героизма?(Урок литературы в 6 классе. Обобщающий урок. Л.Н.Толстой. «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и высказывать свою точку зрению по прочитанному материалу.
2.Раскрыть понятия героизма в отрывке «Петя Ростов» из романа «Война и мир».
3. Научить сопоставлять актуальные проблемы в произведении с реальной жизнью
Развивающие:
1. Совершенствование устных и письменных, речевых умений и навыков, развитие логического мышления, памяти, творческих способностей.
2. Развивать такие учебные действия как, сравнение и сопоставление, выделения главного в изучаемом материале.
3. Развитие навыков работы с различными источниками информации, умения анализировать, прогнозировать, устанавливать закономерности.
4. Развитие навыков работы с программой презентации, для эффективного применения этого на уроках литературы.
Воспитательные:
1. Воспитание самостоятельности суждений, понимание «диалектики души», любви к миру, к людям через чуткое отношение к ним.
2. Развивать умение общаться в процессе группового взаимодействия, самодисциплины, коммуникативные качества личности.
Оборудование:информационные листы, фломастеры, мультимедийный проектор, презентация к уроку, творческие работы учеников, презентации.
Тип урока: Презентация решения.
Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесно – наглядные методы; эвристические (частично – поисковые); логический аспект, синтез и анализ, классификация; управленческий аспект (степень самостоятельности ученика): самостоятельная работа с элементами беседы.
Ход урока
I. Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой.
-Добрый день, уважаемые дети! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Давайте настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок.
II. Актуализация. Стадия вызова.
- Ребята, скажите, для чего нам нужны глаза? (дети кратко отвечают)
Правильно, видеть красоту природы, окружающего мира, людей. Они помогают совершать и нам добрые поступки.
Учитель:
А как порой мы называем добрые поступки? Множество случаев, когда обычные люди, рискуя жизнью, выносят пострадавших из горящего дома, спасают утопающего и тому подобное? Как называются такие поступки? (героические).
- Подумайте, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (Слайд с названием темы урока)
- Верно, главный вопрос сегодняшнего урока:В чем суть истинного героизма? А теперь вернемся к первому уроку и вспомним проблему урока.
Вам был предложен следующий сценарий:
Школьные стены обрисовали нецензурными словами. Рисовавших мальчишек увидели учителя. Лишь одного мальчика по имени Альберт они узнали. Когда его пригласили в кабинет директора, у него спросили имена остальных учеников, которые вместе с ним обрисовали школьные стены. Директору так и не удалось узнать имена мальчишек, Альберт не признался. Он, покрывая своих друзей, посчитал себя героем!? Такой поступок Альберта удивил учителей, у них сложилось отрицательное мнение о нем.
Почему?Герой ли он на самом деле? Что такое героизм? Вы классный руководитель. В течение двух недель подготовьте презентациюдля классного часа на тему «В чем суть истинного героизма?»
Ожидаемая таблица
1.Facts (факты) 1. Школьники обрисовали стену нецензурными словами. 2. Учителя узнали лишь Альберта и вызвали к директору. 3.Он не признался и не рассказал о своих друзьях. 4. Учителя изменили отношение к Альберту 5. Альберт посчитал себя героем. | 2.Ideas (идеи) 1. А может потому, что он обрисовал стену нецензурными словами. 2. Может потому, что его поступок испортил внешний вид здания. 3. Может это связано с тем, что он покрывает своих друзей. 4. А может потому, что не сознался в своем плохом поступке. 5.Может есть определенные правила оценки героизма. |
3. Learningissues(обучающие вопросы) 1. Что означает героизм? 2. Какого человека можно назвать героем? 3. Что говорят выдающиеся личности о героизме человека? 4. Что мы знаем о героизме в изученных литературных произведениях? 5. По каким качествам оценивают героизм? | 4. Actionplans(план работы) 1 команда 1.Выписать из разных словарей смысл слов «герой, героизм». 2.Нарисовать рисунки о героическом поступке. 4.Привести примеры нескольких произведений, посвященных героическим поступкам, подвигам. 5.Составить основные качества героизма. 2 команда 1.Найти из разных источников пояснения слов «герой, героизм». 2.Выписать мудрые мысли и пословицы на тему «героизм». 3. Найти материал из интернета о «героях нашего времени». 4.Составить основные качества героизма. |
III.Учитель: В чем сущность героизма? Кто для вас настоящие герои? Как же ответит на эти вопросы первая группа.
1 команда.Ожидаемый результат
Бывает случаи, когда мы говорим «О, какой героический поступок?». Что можно назвать героизмом?(1 слайд)
- (2 слайд)В словаре русского языка героизм определяется как мужество, стойкость, самоотверженность. Героизм – это личное качество человека, предполагающее способность к совершению подвига. Герой, по словарю В.И.Даля, это витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь. В Википедии читаем, что «герой – это человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага». В словаре русского языка Д.Н.Ушакова подвиг определяется как «доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершенное в трудных условиях. Беззаветный, бескорыстный поступок».
- (3 слайд)В традициях большинства народов героями называли богатырей, они обладали огромной физической силой. К примеру, русский богатырь- это герой воин, русский патриот, который служит Родине и всегда её защищает. Богатырь Илья Муромец отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри. Физическую силу сопровождает и нравственная сила: спокойствие, стойкость, простота, сдержанность, благодушие, скромность. В сегодняшние дни эти качества равны героизму. К сожалению, не все имеют такие хорошие качества.
- (4 слайд)Есть героизм особого рода — он в том, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не изменять правилам чести, порядочности, дружбы, человеколюбия. Яркий пример такого героизма — это наши деды, бабушки, которые участвовали в ленинградской блокаде, гитлеровских и сталинских лагерях, и при этом остались доброжелательными.
( слайд 5) В книжках по психологию мы нашли виды героизма:
- Физический героизм – способность рисковать жизнью или здоровьем ради высоких целей. Примеры к этому виду показываем в виде наших рисунков. Вот этот рисунок показывает, как обычный прохожий помогает утопающему. На этом рисунке описывается героизм, когда обычные людиспасают человека от пожара. В обоих случаях надо быть очень осторожными, осмотрительными. Думать о других хорошо, но следует не забывать и о своей жизни.
- (слайд 6) Моральный героизм – готовность идти наперекор нормам и правилам, отстаивая свои убеждения. К примеру, искренняя помощь Пети Ростова военнопленному французу-барабанщику. Ведь несмотря на то, что он пленный он старается ему помочь. Он настолько чуткий, искренний, доброжелательный к врагу – вот настоящий героизм. Это исходит из доброты и любви к людям.
- (слайд 7) Витальный героизм – постоянное преодоление собственных физических или душевных недостатков. К примеру, для кого-нибудь изучение орфографии дается очень тяжело, но он старается и впервые пишет диктант на отлично. Для него лично это героизм.
О героизме написано множество произведений.
(8 слайд)Ярким примером является поэма А. Твардовского "Василий Теркин". Не боясь смерти, врагов Василий Теркин совершает героический поступок.Он переплывает ледяную реку, чтобы передать важное сообщение. Насколько надо быть мужественным, чтобы совершить такой поступок? Нам кажется, что только настоящий храбрый герой способен на это. Василий Теркин был не только храбрый, мужественный и сильный, при этом он был очень радужным человеком.
(слайд 9)Тема героизма раскрывается и в творчестве нашего великого татарского поэта Мусы Джалиля. В стихотворении "Героизм" он открывает сущность этого понятия. Некоторые строки из произведения могут послужить и пословицей. К примеру:
"Смелых узнают всегда в бою,
В горе проверяется герой."
"Умирая, не умрет герой -
Мужество останется в веках."
"Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах!"
(слайд 10) Предлагаем качества, которые на наш взгляд раскрывают сущность героизма.
1. Героизм – это мужество, самоотверженность.
2. Героизм – это когда рискуют своей жизнью ради другого человека.
3. Героизм - это участие в Великой Отечественной войне.
4. Для некоторых героизм, кто своими усилиями достиг каких-либо высот. Во многих случаях он называется, как кумир.
5. Героизм духа - никогда не обижать других ни словом, ни поступком, наоборот протягивает руку помощи.
6. Героизм духа – благотворитель, который старается помочь нуждающимся, несмотря на то, что он богатый или нет.
(слайда 11)Мы хотели бы подвести итог словами писателя Максима Горького, что всегда есть место подвигам. Пусть они будут небольшими, самое главное полезными, считаем мы.
Выступление 2 команды.Ожидаемый результат
(слайд 1) Кто же по-нашему мнению является героем?
В нашей жизни существует много настоящих героев. Герои рядом!
(слайд 2)Герои - воины, которые охраняют и оберегают слабых, защищают Россию. Действительно, есть такие люди... Они реально герои, которые могут, не задумываясь, совершить геройский поступок. Я думаю, что в этот момент они не думают, что совершают геройский поступок. Они просто защищают своих солдат.
(слайд 3) Герой труда – человек, который упорно трудились во благо народа. Героями труда можно назвать Д.Менделеева, Н.Вавилова. Доярка из нашего района Гульбика Каримова - герой труда.
(слайд 4)Герои в повседневной жизни - незаметные герои. Это могут быть обычные люди, мальчишки, девочки, которые спасают людей в различных экстремальных ситуациях.
(слайд 5)Матери - героини – они, не смотря на материальные блага, стремятся воспитать много детей. Это показывает их о чрезмерной любви к детям. Это тоже подвиг, ведь одеть и обуть, накормить детей требует больших усилий.Например, мать шестерых детей ГалиахметоваРавияапа из соседней деревни Верхние Метески.
Чтобы раскрыть сущность героя нашего времени, мы проанализировали материалы из интернета.
- (слайд 6) В наше время героизмом считается и деятельность благотворительностью. Это действительно благородное, героическое дело.(слайд 7)9-ти летняя девочка Рейчэл с большим добрым сердцем! Девочка Рейчэл из США отказалась от празднования своего дня рождения и попросила друзей перечислить деньги (за подарки) на счет благотворительного фонда, который занимается обеспечением питьевой водой бедные страны Африки. Открыла счет в соцсетях. Смогла помочь 15 людям. К сожалению, Рейчэл погибла в автокатострофе. Но её дело продолжилось. Миллионы людей исполнили последнюю мечту Рейчэл. Они отправили деньги на ее счет, чтобы помочь детям из Африки. Таким образом, она спасла 60 тысяч человек. И до этого она уже была благотворителем, дважды состригала волосы для париков детей больных раком.
- Также мы в интернете прочитали, что, по мнению некоторых учёных, в настоящее время героев не существует, ими стали знаменитости, звёзды шоу-бизнеса, кумиры молодёжи. С этим мнением тоже можно согласиться. «Кумир» – это предмет увлечения, восхищения, поклонения.кумир - не всегда идеальный герой. В большинстве случаях, люди, увлекаясь кумирами, забывают о настоящих моральных идеалах.
(слайд 8) По нашему мнению, героев можно поделить на два вида:
Истинные. Таким героем можно назвать пожарного. Он, не боясь своей смерти, выносит из огня задыхающегося ребёнка, хотя мог бы подождать, когда его друзья-пожарные затушат огонь. Врачи, спасающие искалеченных людей во время военных действий в различных странах, погибающие от пуль и снарядов враждующих группировок, — тоже показывают пример истинного героизма. Это и полицейский, решительно встающий на пути.
Мнимые. Здесь можно привести пример, который мы изучили на первом уроке. Альберт посчитал себя героем, потому что смог сдержаться и сдать своих друзей.
(слайд 9) Вот какие мудрые слова о героизме сказали выдающиеся люди разных народов
- Герой - это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества. Юлиус Фучик, чехословацкий журналист, литературный и театральный критик, публицист, активист чехословацкой компартии.
- Герою данного времени естественно носить имя, знаменательное для его современности. Павел Флоренский, русский религиозный философ и ученый.
- Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком. Иоганн Гёте, немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.
- Герой делает то, что можно сделать. Другие этого не делают. Ромен Роллан, французский писатель и общественный деятель.
(слайд 10)Пословицы о героизме.
Отвага — крылья человека. (Чувашская)
Нет земли без цветов, а народа без героев.(Казахская)
На добро добром ответит каждый, на зло добром отвечает отважный. (Азербайджанская)
Попроси отважного — откликнется, попроси труса — заважничает. (Туркменская)
(слайд 11) Предлагаем качества, которые на наш взгляд раскрывают сущность героизма.
1. Героизм – мужество в военных действиях.
2. Героизм – человек, который проработал много лет, пожертвовав своим здоровьем, временем ради науки, производства страны.
3.Героизм – полезный, хороший поступок обычных людей с отважным, храбрым сердцем.
4. Героизм – выбор профессии, когда каждый день риск для жизни.
5.Героизм – это состояние души человека, который всегда готов помочь, охраняет, оберегает своих близких
- Я думаю, что вы все согласны словами известного американского Германа Мервилла:
Истинное геройство заключено не в руках, а в сердце и в голове.
- А теперь, ребята, мы с вами проведём ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН. Я вам прочитаю высказывания о героизме. Если вы согласны с суждением, вы встаете, если не согласны, остаетесь на своих местах.
Высказывания:1).Героизм – это когда рискуют своей жизнью ради другого человека.(да).
2). Любой поступок является героизмом (нет).
3).Героизм – мужество в военных действиях (да).
4). Героизм - это только участие в Великой Отечественной войне (нет).
5) Героизм – это состояние души человека, который всегда готов помочь, охраняет, оберегает своих близких (да),
6). Героизм на поле боя не требует от человека личного мужества (нет).
IV. Закрепление:
1.-А сейчас давайте вернемся к произведению «Петя Ростов» – сопоставим тему героизма с анализом отрывка.
- О чем мечтал главный герой Петя Ростов?
- Петя всегда мечтал совершить подвиг.
- Вы уже имеете представление о том, что такое героический поступок. Считаете ли вы его героем?
- Я считаю Петю героем.
- Почему вы считаете Петю Ростова героем? А теперь проведем ПЛЭЙСМЭТ КОНСЕНСУС. Запишите свои ответы на своей части листа. Вам следует записать максимальное количество идей
Идеи(ожидаемый результат): Петя участвует в сражениях, он защищает Родину, он помогает пленному мальчику - французу, он смелый мальчик, Петя решительный, хотел отличиться в бою, готов к самопожертвованию, он рискует своей жизнью ради победы над врагом, хотел отличиться в бою, он всегда готов помочь любому человеку (ответы).
КОНТИНИУС – РАУНД – РОБИН.
Вывод: Можно назвать Петю героем, потому что… придут к консенсусу – единому мнению. Он совершает добрый поступок. Петя – защитник Родины и т.д.
КТО ГЕРОЙ? ПЕТЯ ИЛИ АЛЬБЕРТ? (ответы учащихся по сценарию)
V. Итог урока. Рефлексия.
Мыслительный прием( из части Б2).
Раньше я думал…теперь я думаю…
Не каждый смелый поступок можно назвать героизмом. Героизм – это добрые, полезные людям поступки ; если поступки совершаются во имя благородной цели т. д.
VI. Выставление оценок.
Учитель: Нурмухаметова Э.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"
На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...
Методическая разработка урока литературы по теме "Нравственные ценности в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Файл содержит методическую разработку урока литературы в 6 классе...
Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)
Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА 10 класс ТЕМА: «Логические выражения. Таблицы истинности»
За время учебы в школе ученики знакомятся с различными видами алгебры: это и алгебра натуральных чисел, алгебра рациональных чисел, алгебра многочленов, алгебра векторов и т.д.На уроках информатики...