по русскому языку к уроку "Лексикология. Введение"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Конспект урока "Лексикология. Введение" для 5-го класса по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_dlya_5_klassa_po_russkomu_yazyku.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока для 5 класса по русскому языку
Тема: «Лексика. Лексическое значение слова». Вводный урок.
Класс: 5
Предмет: Русский язык
Оборудование: тетрадь, учебник для 5 класса Ладыженской, презентация, подготовленная учителем, толковый словарь (очная форма: толковый словарь в бумажном виде; дистанционная форма: электронный Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой (http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp).
Цели урока:
1) образовательные:
- знать значения понятий «лексика», «лексическое значение слова», «лексикология»;
- научиться определять ЛЗ слова;
2) развивающие:
- совершенствовать навыки работы с упражнениями по изучаемому разделу;
- обогатить словарный запас учащихся;
- обрести навыки работы с толковым словарем русского языка.
3) воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- воспитывать самостоятельную активность учащихся.
Ход урока
Организационный момент (2 мин)
Учитель: «Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть!» (отмечание присутствующих). (УУД коммуникативные)
Мотивационный этап урока (8 минут)
Учитель:
-Обратите внимание на надпись на доске!
Это будет эпиграф к нашему уроку. Загадка.
«Остёр, как бритва.
Сладок, как мёд.
И друга отыщет,
И врага обретёт».
Как вы думаете о чем идет речь в загадке? (язык)Правильно!
— Наш родной язык - это сокровище! Иногда мы забываем, каким богатом мы обладаем, как ценен наш язык, наша речь, возможность общаться и понимать друг друга.
—Задание для всего класса для вхождения в тему:
Нарисуйте каким вам представляется наш родной русский язык, лексика, слова? Какие образы у вас возникают?
Объясните почему вы видите его именно так?Выводы учителя после задания: Основа нашего языка - лексика, а лексика - это слова!
Слово - значит очень много. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!»
Так что «слово» может всё, надо только уметь им пользоваться.
И поэтому цель нашего занятия: разобраться в структуре лексики нашего языка, научиться верно использовать ваш лексикон и вместе прийти к осознанию значимости родного языка.
Деятельность учащихся:
Один из учеников зачитывает вслух эпиграф.
Обсуждение и самостоятельн. выводы из загадки.
Ответ учащихся на загадку: о языке.
Ученики рассказывают, что нарисовали и что это значит.
(УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (умение строить логическое рассуждение и делать выводы); УУД познавательные, личностные, предметные (развитие творческого и образного мышления)
Просит учеников подумать, какое слово в предложении «В траве сидел кузнечик» «не изобразить» на картинке.
Ученики: «Предлог "в"!».
Открытие нового знания
Учитель: «Правильно! Теперь скажите, ребята, чем же служебные части речи отличаются от слов, называющих предметы?».
Ученики: «Слова, называющие предметы, можно изобразить. У этих слов есть смысл».
Учитель: «Верно! Только в науке это называется лексическим значением слова. Откройте учебник на странице 59. Посмотрите на изображение поезда и скажите, слова каких частей речи «едут» в вагонах, а каких соединяют эти вагоны?»
Ученики: «В вагонах едут имена существительные, прилагательные, глаголы, а служебные части речи соединяют их друг с другом».
Учитель: «Правильно. Перепишите, пожалуйста, в тетрадь определение ЛЗ слова со страницы 59. Теперь мы поняли, что ЛЗ – это определенный смысл, заложенный в слове».
Ученики: переписывают в тетрадь определение.
Учитель: «Дорогие ребята, у меня к вам еще один вопрос: а как же называется раздел языка, изучающий словарный состав языка? Если не знаете, обратитесь к 5 странице учебника».
Ученики: «Лексикология!».
Учитель: «Правильно! А лексика – это и есть сам словарный состав языка. Теперь посмотрите на слайд».
Ученики: смотрят на слайд, на котором написаны слова «машина» и «кукла». Ниже изображены игрушечная машинка и детская кукла.
Учитель: «Скажите, пожалуйста, что общего у этих двух слов?».
Ученики: «Это слова одной и той же части речи: это имена существительные. Эти слова женского рода, единственного числа» и т. п.
Учитель: «Верно! Какой вывод можно сделать?».
Ученики: «У этих слов схожее грамматическое значение!».
Учитель: «Правильно! А что различного у этих двух слов?».
Ученики: «Они обозначают разные предметы!»
Учитель: «Да, у этих слов разное лексическое значение. Какой общий вывод можно сделать?».
Ученики: «У слов может быть одинаковое грамматическое значение, но разный смысл, то есть лексическое значение».
Закрепление
Учитель: «Ребята, на уроке литературы мы начали изучать поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», в ней есть множество устаревших слов, лексическое значение которых мы часто не знаем». Читает строки из поэмы:
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал.
«Скажите, что вам поможет узнать значение устаревшего слова "гридница"?».
Ученики: «Толковый словарь!».
Учитель: «Верно! Давайте обратимся к Словарю русского языка (очный формат: ученики обращаются к раздаточному материалу/открывают печатный словарь; дистанционный формат: ученики открывают онлайн-версию словаря) и посмотрим, как выглядит словарная статья в словаре». Просит ученика прочитать определение слова «гридница».
Ученик: читает определение.
Учитель: «Хорошо, а как вы думаете, какие способы толкования слов существуют? Как бы вы объяснили значение слова «бабочка» своему другу-иностранцу? Ответить на эти вопросы вам поможет таблица, представленная на 59 странице учебника».
Ученики: «Можно нарисовать слово, подобрать к нему синоним или рассказать об этом слове так, чтобы в рассказе само это слово не встретилось».
Учитель: «Правильно! Обратимся к упражнению 125. Дайте толкования приведенных слов, использовав все три возможных способа. Запишите толкования в тетрадь, у вас 5 минут».
Ученики: выполняют упражнение письменно и по просьбе учителя зачитывают получившиеся толкования вслух.
Рефлексия
Учитель: «Давайте подведем небольшой итог. Как можно определить лексическое значение слова?».
Ученики: «Лексическое значение слова – это определенный смысл, заложенный в слове».
Учитель: «Верно! А у всех ли слов есть лексическое значение?».
Ученики: «Нет, у служебных частей речи не бывает лексического значения».
Учитель: «Молодцы. В качестве домашнего задания я предлагаю вам упражнение 128, в нем необходимо дать толкования лингвистическим терминам. Скажите, пожалуйста, к какому словарю вы обратитесь, если не сможете вспомнить значение слова?».
Ученики: «К толковому словарю!».
Учитель: «Молодцы, ребята! Вы отлично поработали. Встретимся на завтрашнем уроке. До свидания!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы развития творческого мышления на уроках русского языка в условиях введения ФГОС
Сообщение по теме...
Обобщение опыта по теме самообразования «Интеллектуальное развитие школьников на уроках русского языка в условиях введения ФГОС»
Обобщение опыта по теме...
Формирование УУД на уроках русского языка в условиях введения ФГОС ООО
В данной статье содержится анализ о школе, методике и детях после первого года работы учителей...
Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС
Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС...
Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС
Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС...
Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка в рамках введения ФГОС ООО
laquo;Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием"( Адольф Дистервег)...
Модифицированная программа по русскому языку и литературе «Введение в русскую словесность»
Данная программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом основного общего образования по литературе и русскому языку. Обучение методом погружения с опорой на ведущий для подросткового ...