Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Серегина Татьяна Викторовна

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»

Серегина Татьяна Викторовна

Форма  урока:  «Математическая  сказка».

 

УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобразовательных учреждений.  Авторы:  Н.Я.  Виленкин,  В.И.  Жохов и  другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_povtoreniya_v_5_klasse.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»

Серегина Татьяна Викторовна

УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобразовательных учреждений.  Авторы:  Н.Я.  Виленкин,  В.И.  Жохов и  другие.

Форма  урока:  «Математическая  сказка».

Тип  урока: обобщающий  урок  с применением  игровых  технологий.

Цели  и  задачи урока:

Образовательные:

  • закрепить  и  проконтролировать  уровень  знаний,  умений  и  навыков  сложения,  вычитания,  умножения  и  деления  натуральных  чисел;
  • совершенствовать  навыки  решения  задач,  использующих  операции  над  числами;
  • проверить  умения  и  навыки  решений  простейших  уравнений;
  • проверить  и  расширить  представления учащихся  об  измерении  геометрических  величин  на  примере  вычисления  площадей.

Развивающие:

  • повысить общую  культуру  учащихся;
  • расширить  умственный  кругозор  учащихся,  помочь  им  лучше  понять  роль  математики  в  истории  общества.

Воспитательные:

  • воспитывать  у  учащихся  чувство  любви  и  уважения  к  истории и  культуре  малой  родины.

Оборудование урока: иллюстрированный  материал (достопримечательности г. Владимир),  компьютер,  карточки с  заданиями,  карта  Владимирской  области.

ХОД  УРОКА

Организационный  момент

Сообщение  учителя:

Сегодня  на  уроке  мы  обобщим  и  повторим  тему: «Натуральные  числа».  У  нас  необычный  урок.  Мы  отправляемся  с  вами  в  математическую  сказку.

Жил-был мальчик,  пятиклассник.  Как-то  раз  учительница  задала  ему  домашнее  задание: повторить  все  о  натуральных  числах.  Испугался  мальчик,  что  не  справиться  и  расстроенный  пошел  домой.  А  навстречу  ему  идет  старушка  и  спрашивает: «Что  пригорюнился, внучек?»  Поведал  мальчик  ей  о  своей  беде,  и  согласилась  бабушка  ему  помочь: «Перенесу  с  тебя  в  прошлое  время  и,  не  вернешься  ты  домой,  пока  не  узнаешь  все  про  натуральные  числа».  Согласился  мальчик  с  предложением  старушки.

1 этап (устный  счет)

И  начался  путь  мальчика  из  стен  нашей  школы.

1) Найдите  значение  выражений:

13 + 8 =                     (21)                              

21 – 3 =                    (18)

   

2) Вычислите рациональным способом:

(16*2):8=                 (4)

34-15-14=                (5)

3) Найдите  площадь  прямоугольника  со  сторонами  7 см  и  5 см.  

Найдите  периметр  квадрата  со  стороной  5 см  (35 см,  20 см).

Найдите   сумму  всех  правильных  ответов  каждого  из  трех  заданий.  

21 + 18+ 4 + 5 + 35 + 20 = 103    (103 года со дня основания нашей школы)

 

        Но  на  пути  к  заветной  цели  его  поджидают  многие испытания.  Так  поможем  мы  всем  классом  мальчику  преодолеть  эти  препятствия.

2  этап (письменная  работа в  тетрадях)

        Подошел  мальчик  к  городу,  а  там  огромный  камень  закрыл  дорогу на  мост  через  реку  Клязьма.  

На  камне  написаны  4  уравнения.  Если  их  правильно  решить,  то  можно  узнать  год  основания Владимира.

59 + 2х = 61;        (1)                             

25 : у = 25;            (1)          

5 * х = х * 4;          (0)

62 – 2у = 46          (8)

( Ученики    решают  уравнения  в  тетради).

Правильные  решения  уравнений  открывают  нам  год  1108 – год  основания  Владимира.

        Путь  для  мальчика  был  неблизким.  Ни  автобусов,  ни трамваев,  ни  троллейбусов  в  то  время   не  было.  Зато  в  кузнице  неподалеку  стояла  лошадь. Пообещал  кузнец  дать  ее  мальчику, если  тот  решит  задачу:

        «Хватит  ли мальчику  50  подков  для  лошади  на  весь  путь,  если  он  будет  скакать  со  скоростью  20 км/ч  на  протяжении  4  часов.  И  через  каждые  5 км будет  менять  подковы  на  задних  копытах,  а  через  каждые  10 км  подковы  на передних копытах?»

(Учащиеся решают задачу любым  способом)

Способ I:

20 • 4 = 80(км) – весь путь

80 : 5 = 16 (раз) – менять подковы на задние ноги

16 • 2 = 32 (подковы) -  будут израсходованы на задние ноги.

80 : 10 = 8 (раз) – менять подковы на передние ноги

8 • 2 = 16 (подков) - будут израсходованы на передние ноги

32 + 16 = 48 (подков) - потребуется на весь путь

48 < 50  

Ответ: хватит.

Способ II:

20 • 4 = 80(км) – весь путь

80 : 10 = 8 (раз) – менять подковы

2 + 2 + 2 = 6 (подков) - расходуется на каждые 10 км.

8 • 6 = 48 (подков) - будут израсходованы на весь путь.

48 < 50

Ответ: хватит.

III Этап (работа по карточкам)

Доехал во Владимире  мальчик до Золотых  ворот  и  хотел  проехать  внутри. А  ворота – закрыты.  

И  висят  на воротах задания. Если решить все, то исчезнут ворота и дальнейший путь откроется (ученики решают задания  в  тетрадях, написанные на  карточках).

  1. Протяженность  реки Клязьма 637 км,  что  на  521 км больше,  чем    река  Судогда.  Чему  равна  протяженность  реки  Судогда?

(Решение.   637 – 521 =116 (км) – протяженность  реки Судогда).

  1. Город  Владимир  был  основан  в  1108 году.  Спустя  670  лет был  основан  город  Судогда.   В  каком  году  это было?

( Решение.  1108 + 670 = 1778 (г) – был  основан город Судогда.)  

  1. Территория  России  составляет  17 024 000  кв.км.  Если  из  этого  числа  вычесть  1000  и  оставшуюся  территорию разделить  на  587  равных  частей,  то  одна  из  них  придется  на  Владимирскую  область. Какова  площадь  Владимирской  области?

(Решение.   (17 024 000 – 1000) / 587 = 29000 (кв.км) –   площадь Владимирской области.)

  1. Если вы захотите обойти Владимирскую  область по границе, то двигаясь со  скоростью  4 км/ч, не останавливаясь ни на одну минуту, проведёте в пути  10 суток и ещё  10 часов. Сколько километров составляет граница Владимирской  области?

(Решение.  (10 * 24 + 10) * 4 = 1000 (км) – протяженность границы Владимирской области).

IV Этап (Физкультминутка)

(Ученики выполнили задание по карточкам, но ворота  не убрались).

Ребята, давайте поможем мальчику  убрать стену. (Проводится физкультминутка).

Мы за дело взялись смело,

Посмотрели вправо, влево,

Голову подняли вверх,

Все преграды  одолеем

И разделим свой успех!

V Этап (решение задачи)

Дальнейший путь мальчика пролегал около храма  Архангела  Михаила. Решил  он  спросить дорогу у монахов, которые о чём-то спорили между собой.

Согласились они помочь мальчику, если он  разрешит их спор:

- Монахам необходимо покрасить две  стены размерами  10м  на 5м  и  10м  на  4м. Сколько  потребуется банок краски, если в 1 банке 8 кг краски и расход краски 4 кг на 10 квадратных метров?

 (Один из учеников решает задачу у доски).

Решение.

  1. 10*5  =50 (кв.м)
  2. 10*4=40 (кв.м)
  3. 50+40=90 (кв.м)
  4. 90:20=4(ост.10)(б.)

      Ответ: потребуется 5 банок краски.

VI Этап (самостоятельная работа с выбором ответов)

Дальше на своём пути  мальчик повстречал бравого казака, у которого имелись   бешмет и булава.

Ребята, чтобы узнать, что означают эти старинные названия, вам придется решить самостоятельную работу с выбором ответов.

I уровень (расшифровка слова бешмет)

1. Выполните действия:

35+480:16-12

53 (длинный)                

67 (короткий)                 

45 (медный)

2. Решите уравнение:

27x=324

17 (куртка)                        

12 (плащ)                

15 (сапоги)

3. Найдите  значение выражения:

647-а- 247, при а=98

302 (сшитый)                

405 (связанный)                 

322 (покрашенный)

4. Решите задачу:

В саду посадили 660 плодовых деревьев. Сколько рядов в саду, если в каждом по 30 деревьев?

34 (из ситца)                

28 (из сатина)        

22 (из меха)

II уровень (расшифровка слова булава)

1. Выполните  действия:

(3102-102•4+6):15

204 (современное)        

180 (старинное)        

184 (красивое)

2. Решите  уравнение:

33x-17x+14=558

76 (украшение)        

36 (награда)        

34 (оружие)

3. Найдите  значение выражения:

12c+74+39c+65+14c, при с=11

854 (символ)        

152 (хлыст)        

320 (оглобля)

4. Решите задачу:

На пароме по реке Клязьма  плыло 98 пассажиров. На первой остановке вышло 27 и вошло 14 пассажиров, на второй остановке вышло 17 и вошло 25 пассажиров. Сколько пассажиров стало после второй остановки?

100 (закон)        

93 (власть)        

87 (вензель)

(Ученики сдают листки с самостоятельной работой и проверяют расшифровку слов.)

I уровень: бешмет – длинный плащ, сшитый из меха.

II уровень: булава – старинное оружие, символ власти.

VII Этап (самостоятельная работа с выбором ответов)

Подошло к концу путешествие мальчика. И чтобы выбраться из города, ему необходимо расшифровать  основателя  города  Владимир.

Вопросы диктанта.

  1. Основная  единица  измерения  длины.  (Метр)
  2. Формула V=abc.  (Объема)
  3. Как называют числа, которыми мы ведем счет. (Натуральные)
  4. Часть  прямой,  ограниченная  с  обеих  сторон. (Отрезок)
  5. Единица  измерения  времени  (Минута)
  6. Единица измерения площади. (Ар)
  7. В словах «хлеб»,  «посох» этот звук

            Произнесешь  ты  без  сомненья.

            А в  математике,  мой  друг,

            Похожий знак  есть  в  уравнении. (Х)

 

При верном выполнении задания, получилось слово Мономах – основатель  города  Владимир.

Выдержал с честью и последнее испытание мальчик - пятиклассник, вернулся домой с прочным запасом знаний по теме «Натуральные числа». А вы, ребята, ему в этом помогли.

Домашнее задание.

Составить и  решить задачу,  используя  в  условии  данные по  нашей  школе.

Итог урока.

Подводится итог урока.

Решите  уравнения:

1 вариант                                              

59 + 2х = 61                      

25 : у = 25                        

2  вариант

5 * х = х * 4  

 62 – 2у = 46      

         

«Хватит  ли мальчику  50  подков  для  лошади  на  весь  путь,  если  он  будет  скакать  со  скоростью  20 км/ч  на  протяжении  4  часов.  И  через  каждые  5 км будет  менять  подковы  на  задних  копытах,  а  через  каждые  10 км  подковы  на передних копытах?»

Содержание карточек

- Протяженность  реки Клязьма 637 км,  что  на  521 км больше,  чем    реки  Судогда.  Чему  равна  протяженность  реки  Судогда?

- Город  Владимир  был  основан  в  1108 году.  Спустя  670  лет был  основан  город  Судогда.   В  каком  году  это было?

- Территория  России  составляет  17 024 000  кв.м.  Если  из  этого  числа  вычесть  1000  и  оставшуюся  территорию разделить  на  587  равных  частей,  то  одна  из  них  придется  на  Владимирскую  область. Какова  площадь  Владимирской  области?

- Если вы захотите обойти Владимирскую  область по границе, то двигаясь со скоростью 4 км/ч, не останавливаясь ни на одну минуту, проведёте в пути  10 суток и ещё  10 часов. Сколько километров составляет граница Владимирской  области?

Монахам необходимо покрасить две  стены размерами  10м  на 5м  и  10м  на  4м. Сколько  потребуется банок краски, если в 1 банке 8 кг краски и расход краски 4 кг на 10 квадратных метров?

I уровень (расшифровка слова бешмет)

1. Выполните действия:

35+480:16-12

53 (длинный)                

67 (короткий)                 

45 (медный)

2. Решите уравнение:

27x=324

17 (куртка)                        

12 (плащ)                

15 (сапоги)

3. Найдите  значение выражения:

647-а- 247, при а=98

302 (сшитый)                

405 (связанный)                 

322 (покрашенный)

4. Решите задачу:

В саду посадили 660 плодовых деревьев. Сколько рядов в саду, если в каждом по 30 деревьев?

34 (из ситца)                

28 (из сатина)        

22 (из меха)

II уровень (расшифровка слова булава)

1. Выполните  действия:

(3102-102•4+6):15

204 (современное)        

180 (старинное)        

184 (красивое)

2. Решите  уравнение:

33x-17x+14=558

76 (украшение)        

36 (награда)        

34 (оружие)

3. Найдите  значение выражения:

12c+74+39c+65+14c, при с=11

854 (символ)        

152 (хлыст)        

320 (оглобля)

4. Решите задачу:

На пароме по реке Клязьма  плыло 98 пассажиров. На первой остановке вышло 27 и вошло 14 пассажиров, на второй остановке вышло 17 и вошло 25 пассажиров. Сколько пассажиров стало после второй остановки?

100 (закон)        

93 (власть)        

87 (вензель)

Вопросы диктанта.

  1. Основная  единица  измерения  длины.  
  2. Формула V=abc. 
  3. Как называют числа, которыми мы ведем счет?
  4. Часть  прямой,  ограниченная  с  обеих  сторон.
  5. Единица  измерения  времени.  
  6. Единица измерения площади.
  7. В словах «хлеб»,  «посох» этот звук

            Произнесешь  ты  без  сомненья.

            А в  математике,  мой  друг,

            Похожий знак  есть  в  уравнении.