Спецкурс "Основы риторики" в 5 классе
элективный курс по русскому языку (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Спецкурс
ОСНОВЫ РИТОРИКИ. КУЛЬТУРА УСТНОЙ РЕЧИ. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.
Объяснительная записка
Сегодня мы наблюдаем очередной взрыв интереса к риторике, науке древней и вместе с тем всегда новой, возрождающейся в те исторические периоды, когда потребность в слове становится осознанной. В наши дни необходимость совершенствовать речь (свою, окружающих) ощущают все: ученики, учителя, юристы, коммерсанты, руководители различных рангов и др.
Анализ речи школьников и абитуриентов показывает, что они затрудняются формулировать свои мысли как в живой речи, так и на письме, в домашней обстановке не владеют этикетом, теряются, принимая гостей, в конечном счете разговор о богатствах русского языка воспринимают как легенду. Взрослый носитель языка также всегда готов произнести фразу: «Я не умею говорить». Речевое мастерство, способность пользоваться родным языком свободно, легко находить общий язык с аудиториями разного типа - все это стало общепризнанной проблемой.
Цель предлагаемого курса «Основы риторики» - обучение школьников 5-11 классов любого профиля незатрудненному и целесообразному владению языков в разнообразных ситуациях, предлагаемых жизнью. Данный курс предполагает поэтапное постижение тайн речевого мастерства и строится от элементарной риторики, понимаемой как культура устной и письменной речи, к риторике высокой - ораторскому искусству. Умению говорить следует учить, демонстрируя школьникам образцы реальной устной речи. Ребенок должен научиться слушать речь окружающих его людей, оценивать, делать выводы, лишь тогда он найдет себя в речи.
КУЛЬТУРА УСТНОЙ РЕЧИ
Программа 5 класса
Мы слушаем говорящего сто раз, прежде нежели однажды прочтем им написанное. Уже по одному этому умение говорить важнее всего прочего. Федор Иванович Буслаев.
РАЗДЕЛ I
ВВЕДЕНИЕ В РИТОРИКУ
1.1.Риторика как наука о речи. Необходимость возрождения риторики в наши дни. обусловленная потребностями общества. Речевые проблемы говорящего в различных ситуациях (поведение в незнакомой обстановке; прием гостей; споры и ссоры и др.).свободное владение речью как цель любого носителя языка. Соотношение терминов, риторика, культура речи, ревечедение, красноречие, элоквеция и др.; широкое и узкое понимание терминов, возможность их синомического употребления.
Краткая история риторики. Греция, Рим, Древняя Русь. Причины появления риторики в древности (вопросы техник речи: донести звук голоса до широкой аудитории; вопросы полемики, убедить слушателей, привлечь их на свою сторону).
Риторика - система знаний и навыков, обеспечивающих незатрудненное и целесообразное применение языка в различных жизненных ситуациях.
1.2. Язык и речь. Традиционно-историческое соотношение грамматики и риторики: грамматика - наука о языке, риторика - наука о речи, «предмет риторики есть речь. Речь есть устное или письменное, прозаическое или стихотворное выражение наших мыслей. Риторика показывает те условия и правила, которые приличны всем родам устной или письменной речи». Зеленецкий К.П. Теория словесности, 1860.
Проблема разграничения понятий язык и речь. Язык как система единиц, существующая в сознании человека (один для всего народа, говорящего на данном языке; системно упорядочен на всех своих уровнях: фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса; абстрактен, т.е. реально не существует,
хранится в сознании, в памяти народа; представляет собой загадку, тайну). Учебники русского языка как отражение взглядов их авторов на язык, представление о языке в данную эпоху.
РЕЧЬ как конкретная последовательность языковых единиц в устной и письменной реальности ( в известной мере индивидуальна у каждого говорящего; существует не в системе единиц, а в их последовательности; конкретная; окружает нас со всех сторон, материализована в устной и письменной формах; объективно представлена, доступна для изучения). «Речи нельзя научить, речи можно только научиться» (Е.И. Пассов).
Строгое научное разграничение терминов язык и речь и обыденное их употребление в качестве синонимов.
Разграничение грамматики (наука о языке), риторики (наука о речи) и правописании (орфография, пунктуация). Почему в сознании школьника смешиваются представления о языке (речи) и правописании. Сопоставление категорий, понятий, изучаемых тем в грамматике, риторике, орфографии.
Условное использование термина язык по отношению к способу общения животных. Отличие языка человека от «языка» животных.
1.3. Причины возникновения науки о языке. Лингвистика (наука о языке и речи в целом) как одна из древнейших наук. Древняя Индия - родина лингвистики. Потребность расшифровать древние тексты и осознание необходимости описывать язык. Язык как саморазвивающаяся система.
Языки живые, мертвые (латинский, старославянский); искусственный (воляпюк, эсперанто, идо, интерлингве).
Мировые языки: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский. Развитие логического мышления как результат изучения языка. Информация МАПРЯЛ (Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы): Министерство просвещения Франции рекомендует в качестве иностранных языков изучать русский или латинский языки, как наиболее логично устроенные.
Познание языка как объекта, а через него себя и окружающего мира. Картина мира, запечатленная в языке (лингвистические парадоксы типа: цветное белье, красные чернила, взошло солнце).
1.4. Говорение и слушание как основные формы речевой деятельности. Говорящий и слушающий как необходимые участники процесса общения. Искусство говорения и культура
общения. Слово - серебро, молчание - золото. Виды слушания. Признаки хорошего слушателя (взгляд, поза, контактные реплики. Искренняя внимательность и др.). переспрос как способ уточнения
неясного в разговоре. Ослышки.
1.5. Звук человеческой речи. Звукопроизводство. Артикуляция. Дикция. Роль звуков в речи. Звукозапись в поэзии. Ассоциации: звук - смысл, звук -цвет. Механические звуки. Экзотические звуки.
1.6. Проблема фиксации звучащей речи на письме. Звук и буква, их соотношение. Тины письма по характеру передачи знаками элементов речи: идеографическое письмо (рисуночное письмо, пиктограмма), словесно-слоговое письмо (иероглифика, клинопись), силлабическое письмо и буквенно-звуковое (фонетическое, алфавитное).
Возникновение алфавита. Названия букв, их очередность. Произношение аббревиатур. Поиск слова в словаре по 1-й, 2-й, 3-й и т.д. букве алфавита.
РАЗДЕЛ II
ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ
2.1. Физическая природа устной речи. Первичность звучащей речи по отношению к письменной как с точки зрения происходящего, так и с точки зрения актуальности форм речи для носителя языка.
Правильность как основное качество хорошей речи. Понятие нормы и ошибки. Нормы ударения (акцентологические). Особенности русского ударения: разноместность и подвижность. Нормы произношения (орфоэпические). Широкое понимание термина «орфоэпический» как связанный с ударением и произношением.
Специальные словари: «Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы» под редакцией Р.И. Аванесова, Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва «Словарь ударений русского языка». Орфоэпические словари как словари нормативного типа. Способ подачи нормы и ошибки, система помет в орфографических словарях. Другие словари, указывающие
норму ударения: орфографические, толковые, двуязычные, энциклопедические. Их отличие от нормативных орфоэпических словарей.
Отработка орфоэпических норм (материал распределяется по всем урокам года). Орфоэпический словарь и тренировочные контексты см. в Приложении.
2.2. Выразительность как одно из качеств хорошей речи. Понятие выразительности (особенности речи, привлекающие внимание слушателей). Условия выразительности (неравнодушное отношение авторов к предмету речи, самостоятельность мышления, знание возможностей языка). Интонационные и лексические средства выразительности. Дикция. Демосфен: дикция - главное в речи оратора.
2.3. Техника речи. Логопедия. Голос и его составляющие. Сила звука и громкость. Типы дыхания: ключичное, грудное, диафрагмальное. Посыл звука (способность достигать нужной точки). Подвижность, гибкость голоса (звуковой диапазон). Тембр голоса (индивидуальная окраска). Полетность звука (способность выделяться на фоне других звуков и шумов). Выносливость (малая утомляемость голоса).
2.4. Громкость голоса. Формирование умений изменять громкость голоса в зависимости от цели говорящего.
2.5. Темп речи. Быстрый, нормальный, медленный. Убыстренный темп речи как характерная сибирская особенность. Формирование умений говорить в разном темпе в зависимости от ситуации общения или от цели говорящего.
- высота голоса. Вопросительные и утвердительные предложения. ИК-1. ИК-2. Интонация конца фразы. Специфика сибирской интонации. Передача эмоционального состояния с помощью голоса.
- Тембр голоса. Значение индивидуальных голосовых особенностей личности для публичного выступления. Возможности варьирования, игры своим голосом.
2.8. Логические ударение, средства его выражения. Выделение наиболее значимого слова во фразе с помощью голоса в устной речи, стремления говорящего относить важное с точки зрения цели высказывания к началу предложения. Логическое ударение и порядок слов. Место логического ударения в письменной речи: конец предложения. Ошибки в сочинениях как проецирование на письмо особенностей устной речи.
2.9. Понятие паузы. Значение паузы для выразительности речи. Умение держать паузу.
РАЗДЕЛ III
ЖАНРЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
- Понятие этикета. Из истории этикета. Слова исторические родственники: этикет, этикетка, этика. Разграничение этикета и этики, внутренняя связь этих понятий. Культура поведения в обществе (в транспорте, в театре, в школе) и дома (громкий разговор при посторонних, грубый тон в общении с близкими людьми, поведение у экрана телевизора, на концерте и др.) значение этикета для поддержания престижа личности.
- Этикет речевой и неречевой. Речевой этикет как лингвистическая дисциплина. Типология жанров речевого этикета: информативные, императивные, оценочные, ритуальные. Жанр как единица речевого этикета. Структура жанра.
3.3. Жанры речевого этикета, актуальные для школьника. Приветствие. Структура жанра: собственно приветствие обращение + слова любезности, (факультативный компонент). Речевые варианты приветствий: официальное приветствие (неофициальное, приветствие младшего старшему, к одному собеседнику или ко многим, близким людям и посторонним. Утреннее приветствие матери.
3.4. Жанр представления. Ситуации представления. Представление и самопредставление. Знакомство.
3.5. Именование, обращение. Жизнь имени в русской речевой культуре. Имя официальное и домашнее, полное и уменьшительное. Происхождение русских имен. Имя, отчество, фамилия. Регламентированность способов именования в соответствии с условия общения. Психологическое и культурно-этикетное требование адресного общения.
3.6. Жанр просьбы. Структура (формула) жанра: извинение + вежливое слово + обращение) (Факультативно: мотивировка просьбы) + изложение просьбы + (факультативно: вторичное извинение).
Способы снижения категоричности в жанре просьбы: просьба вопрос (- Можно войти?), вопрос отрицание (- Вы не поможете?), использование сослагательного наклонения (- Вы не могли бы пересесть?), глагола хотеть (- я хочу попросить Вас...), использование слова просьба (- У меня к Вам просьба...) и других слов вежливости (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, сделайте одолжение, не сочтите за труд и др.). стилистические варианты просьбы. Ответ на просьбу.
- Жанры благодарности. Структура (формула) жанра: обращение + слова признательности + указание на предмет благодарности. Стилистические варианты благодарности. Ответ на благодарность.
- Жанр извинения. Структура извинения как жанра: обращение + собственно извинение + объяснение, за что мы извиняемся. Стилистические варианты извинения. Ответ на извинение.
Извинение как жанр и извинение как показатель вежливости: воспитанности в структуре других жанров (просьба, замечание, отказы и др.).
3.9. Прощание как один из сложных по ритуалу жанров. Структура(формула) прощания: указание на завершение общения + слова прощания + пожелания. Продолжительность прощания как особенность русского этикета. Ситуативное многообразие форм прощания. Стилистические и семантические (смысловые) варианты. Включение других жанров в ритуал прощания (благодарность, просьба, пожелания, извинение, привет и др.). Ответный ритуал.
3.10. Речевые ситуации устного общения, требующие владения различными жанрами.
Этикет телефонного разговора. Ситуации: я звоню, мне звонят. Стилистические варианты телефонного разговора (официальный/неофициальный). Необходимость предварительной подготовки к официальному разговору. Приглашение к телефону другого лица. Умение начать разговор, завершить его. Специфика устного дистантного общения, отличие речи по телефону от речи в обычных условиях.
Ритуал гостеприимства. Использование жанров: приветствие знакомств, благодарность, извинение, просьба и др. речевая партия хозяина. Речевая партия гостя. Неречевое поведение хозяина и гостей.
Мастерство устного рассказа. Тематика устных бытовых монологов. Речевое поведение рассказчика. Средства выразительности. Роль активного слушателя. Анекдоты: выбор уместного анекдота, умение его рассказать.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПРОГРАММЕ 5 КЛАССА.
Программа 5 класса состоит из трех разделов. Первый раздел «Введение в риторику» является вводным не только по отношению к программе 5 класса, но и ко всему курсу в целом, поэтому сюда включен такой важный вопрос, как соотношение понятий ЯЗЫК и РЕЧЬ. Именно это соотношение определяет разницу между предметами русский язык и риторика.
Здесь же важно показать детям, что наука возникает не по чьей-то воле, а в результате требований жизни.
На введение отводится 6 часов. На вводных уроках информация должна быть яркой, увлекательной и логически выстроенной: Зачем люди изучают язык? -Какие науки обращены к языку (речи)? - Чем отличаются язык и речь? -- Для чего возникла риторика? какие мои проблемы поможет мне риторика решить? Углубленно вести этот разговор не требуется, достаточно общего знакомства.
Основных разделов в программе 5 класса два: «Особенности устной речи» и «Устные жанры речевого этикета».
Мы начинаем программу с устной речи по нескольким причинам. Устная речь - наиболее актуальный для человека говорящего способ общения. Важно, чтобы пятиклассник понял: устная речь и письменная - это две разные материи, они требуют от человека разных способностей, в итоге все это связано со специализацией разных полушарий головного мозга. Например, левое полушарие «отвечает» за чтение и письмо, математические формулы и формальную логику. А правое помогает ориентироваться в пространстве, сохраняет впечатление от увиденного и воспринимает голос человека, анализирует интонацию.
Занятия проходят в непринужденной, игровой атмосфера, использование не книжных, а реальных примеров из окружающей речевой действительности, апелляция к личному опыту, впечатление учеников, шутка, каламбуры и подобное - вот путь к успеху на занятиях риторикой.
Излишне повторять, что речевой материал к уроку извлекается в первую очередь из живой речи методов «ручных» или магнитофонных записей.
Необходимо, чтобы школьники на уроках были как можно более заняты активной деятельности: произносили, повторяли, разыгрывали ситуации. Процесс говорения должен осознаваться как легкий, приятный, радостный.
Учителю нужно так организовать работу над жанрами этикета, чтобы в результате многократных повторений, анализа речи окружающих ученик откорректировал свои речевые привычки, приобрел прочный навык пользоваться формулами этикета не только на уроке, но и за порогом школы.
№ занятия | Дата | Тема занятия | Кол-во уроков |
1 | Вводный. Диагностическое тестирование. Твоя тетрадь по риторике. | 1 |
Раздел 1. Введение в риторику. |
2 | Риторика – наука о речи. | 1 |
3 | Язык и речь. | 1 |
4 | Почему возникла наука о языке. | 1 |
5 | Учись говорить и слушать. | 1 |
6 | Загадки звука. | 1 |
7 | Звук и буква. Алфавит. |
Раздел 2. Особенности устной речи. |
8 | Учись говорить правильно. | 1 |
9 | Говори правильно. | 1 |
10 | Речь выразительная. | 1 |
11 | Голос и его составляющие. | 1 |
12. | Громче – тише. | 1 |
13 | Медленнее – быстрее (темп речи). | 1 |
14 | Высота голоса. | 1 |
15 | Свой голос (цвет голоса) | 1 |
16 | Логическое ударение. | 1 |
17 | Пауза. | 1 |
18 | Говори выразительно. | 1 |
Раздел 3. Жанры речевого этикета. |
19 | Что такое этикет? |
20 | Облик говорящего. | 1 |
21 | Жанры речевого этикета. | 1 |
22 | Жанр приветствия. | 1 |
23 | Жанр представления. Знакомство. | 1 |
24 | Именование. Обращение. | 1 |
25 | Ты и твое имя. | 1 |
26 | Жанры речевого этикета: просьба. | 1 |
27 | Жанры речевого этикета: благодарность. | 1 |
28 | Жанры речевого этикета: извинение. | 1 |
29 | Жанры речевого этикета: прощание. | 1 |
30 | Разговор по телефону. | 1 |
31 | Я принимаю гостей. | 1 |
32 | А вот был случай! (устный рассказ) | 1 |
33 | Контрольное тестирование. | 1 |
34 | Праздник славянской культуры и письменности. (21 мая) | 1 |
Резервный урок. |
ЛИТЕРАТУРА
- Учебно-методический комплекс для 5 класса. Часть1 и часть 2. «Культура речи. Речевой этикет. Функциональная стилистика». Под ред. Л.Г.Рябовой, Иркутск, 2002г.
- В ситуациях речевого общения. РЯШ 2001, №1.
- Образы эмоций в русской языковой картине мира. РЯШ 2002, №2.
- Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре. РЯШ 2003, №5.
- дидактические игры на уроках по культуре речи. РЯШ, 2002, №1.
- Горшков А.И. Русская словесность. От слсва к словесности. «Просвещение», 1995г.
- «Детская риторика» под.ред. Т.А.Ладыженской. 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно- тематическое планирование по риторике по учебнику А.К.Михальской для 10 класса
Данное календарно- тематическое планирование составлено для 10 класса . Предмет: риторика. Учебник: Основы риторики. Автор: А.К.Михальская. Планирование рассчитано на 1 час в неделю....
Тематическое планирование курса риторики для 10-11 класса общеобразовательной школы
Материал содержит тематическое планирование к курсу риторики для 10-11 класса по программе А.К.Михальской "Основы риторики. Мысль и слово". Планирование рассчитано на 64 часа...
Элективный курс "Элементы деловой риторики" 11 класс
Материал содержит программу элективного курса "Элементы деловой риторики", тематическое планирование,некоторые методические материалы. Объём курса 8 часов, в рамках основного курса "Мысль и слово"...
Рабочая программа по риторике для 7 класса
Рабочая программа включает в себя пояснитльную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературы и риторики для 5 класса в ОС "Школа 2100"
Данный материал содержит расчасовку уроков русского языка, литературы и риторики по учебникам ОС "Школа 2100" для 5 класса...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературы и риторики для 6 класса в ОС "Школа 2100"
Данный материал содержит расчасовку уроков русского языка, литературы и риторики в 6 классе по учебникам ОС "Школа 2100"....
Риторика и информационные технологии. Дидактический материал к уроку риторики для 9-11 классов
Данный материал может быть использован на уроках риторики при изучении такой темы, как "Риторика и Интернет. Дистантное общение", а также на уроках русского языка....