Спецкурс "Основы риторики" в 5 классе
элективный курс по русскому языку (5 класс) по теме

Мельник Наталья Владимировна
Рабочая программа спецкурса по русскому языку 5 класс (пояснительная записка, содержание, планирование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritorika.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Спецкурс

ОСНОВЫ РИТОРИКИ. КУЛЬТУРА УСТНОЙ РЕЧИ. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.

Объяснительная записка

Сегодня мы наблюдаем очередной взрыв интереса к риторике, науке древней и вместе с тем всегда новой, возрождающейся в те исторические периоды, когда потребность в слове становится осознанной. В наши дни необходимость совершенствовать речь (свою, окружающих) ощущают все: ученики, учителя, юристы, коммерсанты, руководители различных рангов и др.

Анализ речи школьников и абитуриентов показывает, что они затрудняются формулировать свои мысли как в живой речи, так и на письме, в домашней обстановке не владеют этикетом, теряются, принимая гостей, в конечном счете разговор о богатствах русского языка воспринимают как легенду. Взрослый носитель языка также всегда готов произнести фразу: «Я не умею говорить». Речевое мастерство, способность пользоваться родным языком свободно, легко находить общий язык с аудиториями разного типа - все это стало общепризнанной проблемой.

Цель предлагаемого курса «Основы риторики» - обучение школьников 5-11 классов любого профиля незатрудненному и целесообразному владению языков в разнообразных ситуациях, предлагаемых жизнью. Данный курс предполагает поэтапное постижение тайн речевого мастерства и строится от элементарной риторики, понимаемой как культура устной и письменной речи, к риторике высокой - ораторскому искусству. Умению говорить следует учить, демонстрируя школьникам образцы реальной устной речи. Ребенок должен научиться слушать речь окружающих его людей, оценивать, делать выводы, лишь тогда он найдет себя в речи.

КУЛЬТУРА УСТНОЙ РЕЧИ

Программа 5 класса

Мы слушаем говорящего сто раз, прежде нежели однажды прочтем им написанное. Уже по одному этому умение говорить важнее всего прочего. Федор Иванович Буслаев.

РАЗДЕЛ I

ВВЕДЕНИЕ В РИТОРИКУ

1.1.Риторика как наука о речи. Необходимость возрождения риторики в наши дни.  обусловленная  потребностями общества. Речевые  проблемы говорящего в различных ситуациях (поведение в незнакомой обстановке; прием гостей; споры и ссоры и др.).свободное   владение   речью   как   цель   любого    носителя   языка. Соотношение терминов, риторика,  культура речи,  ревечедение, красноречие,   элоквеция   и   др.;   широкое   и   узкое   понимание терминов, возможность их синомического употребления.

Краткая история риторики. Греция, Рим, Древняя Русь. Причины появления риторики в древности (вопросы техник речи: донести звук голоса до широкой аудитории; вопросы полемики, убедить слушателей, привлечь их на свою сторону).

Риторика -  система знаний и навыков, обеспечивающих незатрудненное и целесообразное применение языка в различных жизненных ситуациях.

1.2. Язык  и речь.  Традиционно-историческое  соотношение грамматики и риторики: грамматика - наука о языке, риторика - наука о речи, «предмет риторики есть речь. Речь есть устное или письменное,  прозаическое  или  стихотворное  выражение  наших мыслей.   Риторика  показывает те  условия   и    правила,   которые приличны всем родам устной или письменной речи». Зеленецкий К.П. Теория словесности, 1860.

Проблема разграничения понятий язык и речь. Язык как система единиц, существующая в сознании человека (один для всего народа, говорящего на данном языке; системно упорядочен на всех своих уровнях: фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса; абстрактен, т.е. реально не существует,

хранится в сознании, в памяти народа; представляет собой загадку, тайну). Учебники русского языка как отражение взглядов их авторов на язык, представление о языке в данную эпоху.

РЕЧЬ как конкретная последовательность языковых единиц в устной и письменной реальности ( в известной мере индивидуальна у каждого говорящего; существует не в системе единиц, а в их последовательности; конкретная; окружает нас со всех сторон, материализована в устной и письменной формах; объективно представлена, доступна для изучения). «Речи нельзя научить, речи можно только научиться» (Е.И. Пассов).

Строгое научное разграничение терминов язык и речь и обыденное их употребление в качестве синонимов.

Разграничение грамматики (наука о языке), риторики (наука о речи) и правописании (орфография, пунктуация). Почему в сознании школьника смешиваются представления о языке (речи) и правописании. Сопоставление категорий, понятий, изучаемых тем в грамматике, риторике, орфографии.

Условное использование термина язык по отношению к способу общения животных. Отличие языка человека от «языка» животных.

1.3. Причины возникновения науки о языке. Лингвистика (наука о языке и речи в целом) как одна из древнейших наук. Древняя Индия - родина лингвистики. Потребность расшифровать древние тексты и осознание необходимости описывать язык. Язык как саморазвивающаяся система.

Языки живые, мертвые (латинский, старославянский); искусственный (воляпюк, эсперанто, идо, интерлингве).

Мировые языки: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский. Развитие логического мышления как результат изучения языка. Информация МАПРЯЛ (Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы): Министерство просвещения Франции рекомендует в качестве иностранных языков изучать русский или латинский языки, как наиболее логично устроенные.

Познание языка как объекта, а через него себя и окружающего мира. Картина мира, запечатленная в языке (лингвистические парадоксы типа: цветное белье, красные чернила, взошло солнце).

 1.4. Говорение  и  слушание  как  основные  формы речевой деятельности.    Говорящий    и    слушающий    как    необходимые участники  процесса общения.  Искусство  говорения  и  культура
общения. Слово - серебро, молчание - золото. Виды слушания. Признаки  хорошего слушателя (взгляд, поза, контактные реплики. Искренняя внимательность и др.). переспрос как способ уточнения
неясного в разговоре. Ослышки.

1.5. Звук       человеческой       речи.       Звукопроизводство. Артикуляция. Дикция. Роль звуков в речи. Звукозапись в поэзии. Ассоциации:  звук - смысл,  звук -цвет.  Механические звуки. Экзотические звуки.

1.6. Проблема фиксации звучащей речи на письме. Звук и буква,   их   соотношение.   Тины   письма  по   характеру   передачи знаками  элементов  речи:   идеографическое   письмо  (рисуночное письмо,   пиктограмма),  словесно-слоговое  письмо  (иероглифика, клинопись),      силлабическое      письмо      и      буквенно-звуковое (фонетическое, алфавитное).

Возникновение алфавита. Названия букв, их очередность. Произношение аббревиатур. Поиск слова в словаре по 1-й, 2-й, 3-й и т.д. букве алфавита.

РАЗДЕЛ II

ОСОБЕННОСТИ   УСТНОЙ   РЕЧИ

2.1. Физическая природа устной речи. Первичность звучащей речи по отношению к письменной как с точки зрения происходящего, так и с точки зрения актуальности форм речи для носителя языка.

Правильность как основное качество хорошей речи. Понятие нормы и ошибки. Нормы ударения (акцентологические). Особенности русского ударения: разноместность и подвижность. Нормы произношения (орфоэпические). Широкое понимание термина «орфоэпический» как связанный с ударением и произношением.

Специальные словари: «Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы» под редакцией Р.И. Аванесова, Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва «Словарь ударений русского языка». Орфоэпические словари как словари нормативного типа. Способ подачи нормы и ошибки, система помет в орфографических словарях. Другие словари, указывающие

норму ударения: орфографические, толковые, двуязычные, энциклопедические. Их отличие от нормативных орфоэпических словарей.

Отработка орфоэпических норм (материал распределяется по всем урокам года). Орфоэпический словарь и тренировочные контексты см. в Приложении.

2.2. Выразительность  как  одно  из  качеств  хорошей речи. Понятие    выразительности    (особенности   речи,    привлекающие внимание слушателей). Условия выразительности (неравнодушное отношение     авторов     к     предмету     речи,     самостоятельность мышления,    знание    возможностей    языка).    Интонационные    и лексические средства выразительности. Дикция. Демосфен: дикция - главное в речи оратора.

2.3. Техника речи. Логопедия. Голос и его составляющие. Сила  звука  и  громкость.   Типы  дыхания:   ключичное,  грудное, диафрагмальное.   Посыл   звука   (способность   достигать   нужной точки). Подвижность, гибкость голоса (звуковой диапазон). Тембр голоса (индивидуальная окраска). Полетность звука (способность выделяться на фоне других звуков и шумов). Выносливость (малая утомляемость голоса).

2.4. Громкость   голоса.   Формирование   умений   изменять громкость голоса в зависимости от цели говорящего.

2.5. Темп     речи.     Быстрый,     нормальный,     медленный. Убыстренный темп речи как характерная сибирская особенность. Формирование умений говорить в разном темпе в зависимости от ситуации общения или от цели говорящего.

  1. высота   голоса.    Вопросительные    и    утвердительные предложения. ИК-1. ИК-2. Интонация конца фразы. Специфика сибирской   интонации.   Передача   эмоционального   состояния   с помощью голоса.
  2. Тембр   голоса.   Значение   индивидуальных   голосовых особенностей личности для публичного выступления. Возможности варьирования, игры своим голосом.

2.8.         Логические ударение, средства его выражения. Выделение наиболее значимого слова во фразе с помощью голоса в устной речи, стремления говорящего относить важное с точки зрения цели высказывания   к   началу   предложения.   Логическое   ударение   и порядок слов. Место логического ударения в  письменной речи: конец предложения. Ошибки в сочинениях как проецирование на письмо особенностей устной речи.

2.9.  Понятие  паузы.  Значение  паузы  для  выразительности речи. Умение держать паузу.

РАЗДЕЛ III

ЖАНРЫ   РЕЧЕВОГО   ЭТИКЕТА

  1. Понятие    этикета.    Из    истории    этикета.    Слова исторические родственники: этикет, этикетка, этика. Разграничение этикета   и   этики,   внутренняя   связь   этих   понятий.   Культура поведения в обществе (в транспорте, в театре, в школе) и дома (громкий разговор при посторонних,  грубый тон  в  общении с близкими людьми, поведение у экрана телевизора, на концерте и др.) значение этикета для поддержания престижа личности.
  2. Этикет   речевой   и   неречевой.   Речевой   этикет   как лингвистическая дисциплина. Типология жанров речевого этикета: информативные, императивные, оценочные, ритуальные. Жанр как единица речевого этикета. Структура жанра.

3.3. Жанры  речевого  этикета,  актуальные  для  школьника. Приветствие.    Структура    жанра:    собственно    приветствие обращение   +   слова  любезности,   (факультативный   компонент). Речевые     варианты     приветствий:     официальное     приветствие (неофициальное,   приветствие   младшего   старшему,   к   одному собеседнику   или   ко   многим,   близким  людям   и   посторонним. Утреннее приветствие матери.

3.4. Жанр      представления.      Ситуации      представления. Представление и самопредставление. Знакомство.

3.5. Именование, обращение. Жизнь имени в русской речевой культуре.      Имя      официальное      и      домашнее,      полное и уменьшительное.  Происхождение русских  имен.  Имя,  отчество, фамилия.      Регламентированность      способов     именования     в соответствии с условия общения. Психологическое      и      культурно-этикетное      требование адресного общения.

3.6. Жанр просьбы. Структура (формула) жанра: извинение + вежливое   слово   +   обращение)   (Факультативно:    мотивировка просьбы)   +   изложение   просьбы   +   (факультативно:   вторичное извинение).

Способы снижения категоричности в жанре просьбы: просьба вопрос (- Можно войти?), вопрос отрицание (- Вы не поможете?), использование сослагательного наклонения (- Вы не могли бы пересесть?), глагола хотеть (- я хочу попросить Вас...), использование слова просьба (- У меня к Вам просьба...) и других слов вежливости (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, сделайте одолжение, не сочтите за труд и др.). стилистические варианты просьбы. Ответ на просьбу.

  1. Жанры   благодарности.   Структура   (формула)   жанра: обращение   +   слова   признательности   +   указание   на   предмет благодарности. Стилистические варианты благодарности. Ответ на благодарность.
  2. Жанр   извинения.   Структура   извинения   как   жанра: обращение  +  собственно   извинение  +  объяснение,   за  что  мы извиняемся.    Стилистические    варианты    извинения.    Ответ    на  извинение.

Извинение как жанр и извинение как показатель вежливости: воспитанности в структуре других жанров (просьба, замечание, отказы и др.).

3.9. Прощание  как  один  из  сложных по ритуалу жанров. Структура(формула) прощания: указание на завершение общения + слова прощания + пожелания. Продолжительность прощания как особенность русского этикета.  Ситуативное многообразие форм прощания.     Стилистические     и     семантические     (смысловые) варианты.    Включение    других    жанров    в    ритуал    прощания (благодарность,   просьба,  пожелания,  извинение,   привет  и  др.). Ответный ритуал.

3.10.  Речевые    ситуации    устного    общения,    требующие владения различными жанрами.

Этикет телефонного разговора. Ситуации: я звоню, мне звонят. Стилистические варианты телефонного разговора (официальный/неофициальный). Необходимость предварительной подготовки к официальному разговору. Приглашение к телефону другого лица. Умение начать разговор, завершить его. Специфика устного дистантного общения, отличие речи по телефону от речи в обычных условиях.

Ритуал гостеприимства. Использование жанров: приветствие знакомств, благодарность, извинение, просьба и др. речевая партия хозяина.  Речевая партия гостя. Неречевое поведение хозяина и гостей.

Мастерство устного рассказа. Тематика устных бытовых монологов. Речевое поведение рассказчика. Средства выразительности. Роль активного слушателя. Анекдоты: выбор уместного анекдота, умение его рассказать.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПРОГРАММЕ 5 КЛАССА.

Программа 5 класса состоит из трех разделов. Первый раздел «Введение в риторику» является вводным не только по отношению к программе 5 класса, но и ко всему курсу в целом, поэтому сюда включен такой важный вопрос, как соотношение понятий  ЯЗЫК и РЕЧЬ. Именно это соотношение определяет разницу между предметами русский язык и риторика.

Здесь же важно показать детям, что наука возникает не по чьей-то воле, а в результате требований жизни.

На введение отводится 6 часов. На вводных уроках информация должна быть яркой, увлекательной и  логически выстроенной: Зачем люди изучают язык? -Какие науки обращены к языку (речи)? - Чем отличаются язык и речь? -- Для чего возникла риторика? какие мои проблемы поможет мне риторика решить? Углубленно вести этот разговор не требуется, достаточно общего знакомства.

Основных разделов в программе 5 класса два: «Особенности устной речи» и «Устные жанры речевого этикета».

Мы начинаем программу с устной речи по нескольким причинам. Устная речь - наиболее актуальный для человека говорящего способ общения. Важно, чтобы пятиклассник понял: устная речь и письменная - это две разные материи, они требуют от человека разных способностей, в итоге все это связано со специализацией разных полушарий головного мозга. Например, левое полушарие «отвечает» за чтение и письмо, математические формулы и формальную логику. А правое помогает ориентироваться в пространстве, сохраняет впечатление от увиденного и воспринимает голос человека, анализирует интонацию.

Занятия проходят в непринужденной, игровой  атмосфера, использование не книжных, а реальных примеров из окружающей речевой действительности, апелляция к личному опыту, впечатление учеников, шутка, каламбуры и подобное - вот путь к успеху на занятиях риторикой.

Излишне повторять, что речевой материал к уроку извлекается в первую очередь из живой речи методов «ручных» или магнитофонных записей.

Необходимо, чтобы школьники на уроках были как можно более заняты активной деятельности: произносили, повторяли, разыгрывали ситуации. Процесс говорения должен осознаваться как легкий, приятный, радостный.

Учителю нужно так организовать работу над жанрами этикета, чтобы в результате многократных повторений, анализа речи окружающих ученик откорректировал свои речевые привычки, приобрел прочный навык пользоваться формулами этикета не только на уроке, но и за порогом школы.

№ занятия

Дата

Тема занятия

Кол-во уроков

1

Вводный. Диагностическое тестирование. Твоя тетрадь по риторике.

1

Раздел 1. Введение в риторику.

2

Риторика – наука о речи.

1

3

Язык и речь.

1

4

Почему возникла наука о языке.

1

5

Учись говорить и слушать.

1

6

Загадки звука.

1

7

Звук и буква. Алфавит.

Раздел 2. Особенности устной речи.

8

Учись говорить правильно.

1

9

Говори правильно.

1

10

Речь выразительная.

1

11

Голос и его составляющие.

1

12.

Громче – тише.

1

13

Медленнее – быстрее (темп речи).

1

14

Высота голоса.

1

15

Свой голос (цвет голоса)

1

16

Логическое ударение.

1

17

Пауза.

1

18

Говори выразительно.

1

Раздел 3. Жанры речевого этикета.

19

Что такое этикет?

20

Облик говорящего.

1

21

Жанры речевого этикета.

1

22

Жанр приветствия.

1

23

Жанр представления. Знакомство.

1

24

Именование. Обращение.

1

25

Ты и твое имя.

1

26

Жанры речевого этикета: просьба.

1

27

Жанры речевого этикета: благодарность.

1

28

Жанры речевого этикета: извинение.

1

29

Жанры речевого этикета: прощание.

1

30

Разговор по телефону.

1

31

Я принимаю гостей.

1

32

А вот был случай! (устный рассказ)

1

33

Контрольное тестирование.

1

34

Праздник славянской культуры и письменности. (21 мая)

1

Резервный урок.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Учебно-методический комплекс для 5 класса. Часть1 и часть 2. «Культура речи. Речевой этикет. Функциональная стилистика». Под ред. Л.Г.Рябовой, Иркутск, 2002г.
  2. В ситуациях речевого общения. РЯШ 2001, №1.
  3. Образы эмоций в русской языковой картине мира. РЯШ 2002, №2.
  4. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре. РЯШ 2003, №5.
  5. дидактические игры на уроках по культуре речи. РЯШ, 2002, №1.
  6. Горшков А.И. Русская словесность. От слсва к словесности. «Просвещение», 1995г.
  7. «Детская риторика» под.ред. Т.А.Ладыженской. 2005.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование по риторике по учебнику А.К.Михальской для 10 класса

Данное календарно- тематическое планирование составлено для 10 класса . Предмет: риторика. Учебник: Основы риторики. Автор: А.К.Михальская. Планирование рассчитано на 1 час в неделю....

Тематическое планирование курса риторики для 10-11 класса общеобразовательной школы

Материал содержит тематическое планирование к курсу риторики для 10-11 класса по программе А.К.Михальской "Основы риторики. Мысль и слово". Планирование рассчитано на 64 часа...

Элективный курс "Элементы деловой риторики" 11 класс

Материал содержит программу элективного курса "Элементы деловой риторики", тематическое планирование,некоторые методические материалы. Объём курса 8 часов, в рамках основного курса "Мысль и слово"...

Рабочая программа по риторике для 7 класса

Рабочая программа включает в себя пояснитльную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературы и риторики для 5 класса в ОС "Школа 2100"

Данный материал содержит расчасовку уроков русского языка, литературы и риторики по учебникам ОС "Школа 2100" для 5 класса...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературы и риторики для 6 класса в ОС "Школа 2100"

Данный материал содержит расчасовку уроков русского языка, литературы и риторики в 6 классе по учебникам ОС "Школа 2100"....

Риторика и информационные технологии. Дидактический материал к уроку риторики для 9-11 классов

Данный материал может быть использован на уроках риторики при изучении такой темы, как "Риторика и Интернет. Дистантное общение", а также на уроках русского языка....