Тематическое планирование курса риторики для 10-11 класса общеобразовательной школы
календарно-тематическое планирование (10 класс) на тему
Материал содержит тематическое планирование к курсу риторики для 10-11 класса по программе А.К.Михальской "Основы риторики. Мысль и слово". Планирование рассчитано на 64 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika._mysl_i_slovo._planirovanie..doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование курса «Риторика. Мысль и слово»,
10 класс
( Программа «Основы риторики. Мысль и слово», автор А.К.Михальская
изд-во «Дрофа 2001 год)
2008-2009 учебный год, учитель Попова Е.А.
Программа А.К.Михальской рассчитана на 2 года и предназначена для учащихся 10-11 классов. В программе не оговаривается даже примерное количество часов на её реализацию, но обозначена содержательная сторона курса. В школьном учебном плане выделено для изучения риторики 70 часов: по 35 в 10-м и 11-м классах.
При сохранении основного содержания и логики программы основное внимание будет уделяться самостоятельному речетворчеству учащихся: формированию умения создавать с учетом ситуации и адресата собственные тексты в различных жанрах.
При отборе материала для данной программы прежде всего принимались
Специфика риторики как учебной дисциплины определяется её интегральным положением в цикле гуманитарных предметов, опирающихся на речемыслительную деятельность, словесность в самом широком её понимании. Никакая другая дисциплина в школе, кроме риторики, не учит в полной мере сложнейшему речетворческому умению, созданию собственных авторских риторических текстов, разных жанров, исполнению их в аудитории, рефлексии исполненного.
В основу данной программы положена концепция риторики как учебной дисциплины, предметом которой является обучение основам речемыслительной деятельности (РДМ) в определенных жизненных ситуациях (концепция ЗУУНЦа) и образовательный стандарт по риторике (Пермь,1999г).
Целями данного курса являются следующие:
— создать условия для более успешной реализации профессиональный предпочтений и социализа-
ции личности;
— обеспечить развитие коммуникативных навыков и речевой культуры учащихся;
— помочь учащимся освоить определенную сумму риторических знаний и умений;
— создать условия для освоения новых способов общения.
Обозначенные цели могут быть реализованы через решение следующих задач:
1. Подход к организации занятий в развивающем режиме.
2. Анализ учащимися различных образцов риторических выступлений.
3. Освоение основных подходов к созданию собственного текста.
4. . Создание собственных риторических текстов в различных жанрах.
5.. Выступления перед аудиторией.
6.. Развитие рефлексивных умений.
Основная направленность личности в старшем возрасте — осознание своего места в будущей жизни, своей жизненной перспективы. Это завершающий этап первичной социализации. Курс риторики даст учащимся возможность овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете, расширит их кругозор.
В первый год обучения учащиеся будут осваивать риторические умения через создание текстов различных жанров бытового и учебного общения (представление, комплимент, сообщение, слово о..., вредный совет и т. д.). Кроме того, в содержание курса включены культурно-исторические темы (история риторических учений), анализ различных текстов. Курс имеет прикладной характер.
В конце первого года обучения учащиеся должны знать:
— общие сведения об истории риторических учений;
— основные этапы работы над устным выступлением.
— признаки риторического текста.
- основные смысловые модели, используемые в речи;
Учащиеся должны уметь:
— вникнуть в замысел чужой речи;
— определить цель своего выступления и сформулировать небольшой по объему тезис;
— подобрать аргументы и расположить их в определенном порядке с учетом аудитории;
— сделать речевое оформление небольшого текста с учетом адресата;
— выступить перед аудиторией с небольшим риторическим тексьлм в определенном
жанре;
- при анализе чужого текста выделить основные СМ и определить их эффективность;
- отрефлексировать выступление.
В конце второго года обучения учащиеся должны знать:
- общие требования к описанию, повествованию, раасуждению;
- общие требования к беседе;
- Общие требования к проведению конструктитвного спора;
- Основные тропы и фигуры речи.
Учащиеся должны иметь представление об элементах деловой риторики.
Учащиеся должны уметь:
- при анализе чужого текста выделить основные мысли и аргументы автора и составить свое высказывание по проблеме текста;
- Использовать в собственной речи СМ, исходя из задач высказывания;
- Строить несложную деловую беседу;
- Вести конструктивное обсуждение проблемы.
- Составить резюме
Преподавание курса ведется с опорой на учебник А.К.Михальской “Основы риторики” (М., “Просвещение”,1996) , учащимися в ходе занятий используется учебник Н.Н.Кохтева “Риторика” 8 — 9 класс (“Просвещение”, 1999).
Тематическое планирование
10 класс 34 часа
Темы разделов, уроков | Часы | Виды контрольных и практических работ |
Введение. Что изучает риторика? Риторики общие и частные. Раздел: История и особенности русского речевого Идеала Уроки: Античная риторика. Софисты. Аристотель. Риторика как наука о способах доказательства. История риторики в России. Ломоносов: рито рика – искусство убеждения. Вклад в риторику Н.Ф.Кошанского. Практическая работа по анализу русских ри- торических текстов. Определение позиции ав- тора, адресата, целей текста Обобщение по изученному материалу. Определение собственных задач в изучении риторики.
Устные выступления учащихся на тему: Слово о риторике. Информационные жанры. Сообщение. Требо- вание к жанру. Анализ образцов. Практическое занятие. Из истории Риториче- ских учений Всего на раздел | 1 час 1 час 1 час 2 часа 1 час 1 час 1 час 1 час 8 часов | Составление высказывания по опорной схеме Устное выступление в классе по тезису. Устное выступление с опорой на таблицу. Анализ предложенных текстов Работа в жанре Слово о… Создание модели жанраУстные выступления в жанрах Слово о… и сообщение |
Раздел: Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Тема: Риторика и речевое поведение человекаУроки: Цели, намерения, обстоятельства. Речевое действие и поведение. Прямое и косвенное сообщение. Метасообщение Гармония речевого сообщения. Требования к поведению говорящего (Об раз говорящего. Стресс. Искренность, дружелюбие, увлеченность. )
Законы современной общей риторики. )За кон гармонизирующего диалога, продви жение в ориентации адресата, эмоцио нальность речи, закон удовольствия) Стратегии речевого поведения. Всего на темуТема: Риторический канон: Изобретение содер жания речи. Уроки: Этапы классического канона. Античный риторический канон как основа ев- ропейской модели Риторика и логика. Общее место как смысло- вая модель. Смысловая Модель (СМ) Род и вид СМ «Определение» СМ «Целое – части»
СМ «Свойства и примеры» СМ «Сопоставление. Принцип построения. Возможности использования в речи. СМ «Причина – следствие». Принцип постро- ения. Возможности использования в ре- чи. СМ «Примеры и свидетельства». Сравнение с возможностями других моделей. Смысловая схема речи . Риторический практи- кум по составлению схемы речи и созданию речи на её основе.
Всего на тему Тема: Расположение изобретенного Описание. СМ при риторическом описании Как рассказывать истории. Повествование Практическая работа
Всего за год | 1 час 1 час 1 час 1 час 2 часа 2 часа 2 часа 10 часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час. 1 час 1 час 2 часа 12 часов 3 часа 1 час 1 час 1 час 34 часа | Освоение жанров инструкции совета. Составление моделей. Работа в жанре Поздравление Работа в жанре Вредного совета Работа в информационных жанрах Работа в эпидейктических жанрах Выступ- ле- ния по те- зи- сам. Составить СМ «Род-вид» по теме «Дружба». Кошка.Слон. (по модели «определение» Описание предмета через модель «целое-части» Способы цитирования. |
11 (гуманитарный профиль) класс 34 часа
Темы разделов, уроков | Часы | Виды практических работ |
Тема : Вводный урок. Обращение к последней теме прошлого года. Определение задач на текущий год. Тема: Расположение изобретенного (4 часа) Как говорить, рассуждая. Прямое и обратное рассуждение. Составление собственного рассуждения по тезису и на основе выделения тезиса и аргументации из чужого текста
Всего на тему: Тема: Словесное выражение изобретенного (3 часа) Уроки: Средства речевой выразительности. Тропы и фигуры. Их риторическая функция. Нахождение фигур и тропов в чужой речи, определение их уместности. Составление собственного высказывания. Всего на тему: Всего на раздел: Раздел : Мастерство беседы и спора. Тема: Беседа, её сущность, типы. (5часов) Уроки: Беседа и её типы. Типы собеседников. Модели поведения в беседе. Стратегии поведени.я. Беседа как средство разрешения конфликта. Разбор конкретных проблемных и конфликт ных ситуаций
Всего на тему: Тема: Спор. Истина. Мнение. (8часов) Уроки: Основные виды аргументов и структура дока зательств. Ошибки и уловки в споре, относящиеся к те зису, аргументам и демонстрации. Конструктивная и конфликтная стратегия в споре.
Важнейшие тактики и приемы спора.
Анализ и контроль речевого поведения в споре.
Дебаты как форма обсуждения вопроса. (Практическое занятие) Всего на тему: Всего на раздел:
Тема: Знакомство с элементами деловой риторики. (4часа) Уроки: Деловая беседа и её особенности. Деловой этикет. Особенности деловой речи. Резюме как способ представления. Деловой конфликт и его разновидности и роль. Обобщающий урок по курсу: Определение своего типа оратора. Оценка достижений.
Всего на тему: Всего на курс:
| 1 час 1 час 3 часа 4 часа 1 час 1 час 1 час 3 часа 1 час 2 часа. 2 часа 5 часов 1 час 1 час 2 часа 1 час 1 час 2 часа 8 часов 13 часов 1 час 1 час 1 час 1 час 2 часа. 4 часа 34 часа | Постановка индивидуальных целей Создание текста рассуждения по предложенному тезису Анализ чужого текста. Создание письменного рассуждения на основе чужого текста. Подобрать по схеме разработки речи примеры и свидетельства. Составить речь по схеме, отобрав СМ. Произнести речь в избранном жанре, учитывая ситуацию и адресата. Определение типов собеседников и их стратегии. Анализ конфликтных ситуаций. Анализ текстов Анализ текстов Разбор ситуаций. Разбор ситуаций. Разбор ситуаций. Проведение дебатов Формулировка вопросов в деловой беседе. Составление резюме. Разбор ситуаций
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по географии 7 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Содержание программнго материала по географии в 7 классе коррекционной школы 8 вида...
Календарно-тематическое планирование по географии 8 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Содержание программного материала по географии в 8 классе коррекционной школы 8 вида...
Календарно-тематическое планирование по географии 8 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Содержание программного материала по геграфии 9 класса коррекционной школы 8 вида...
Календарно-тематическое планирование по географии 8 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Содержание программного материала по геграфии 9 класса коррекционной школы 8 вида...
Календарно-тематическое планирование по предмету Обществознание для 9 класса общеобразовательной школы.
Это разработка календарно-тематического планирования поможет начинающему учителю....
Календарно-тематическое планирование по Всеобщей истории для 8 класса общеобразовательной школы.
Календарно-тематическое планирование по Всеобщей истории для 8 класса общеобразовательной школы поможет молодому учителю освоить создание рабочей программы по предмету....
Тематическое планирование по Всеобщей истории для 9 класса общеобразовательной школы.
Тематическое планирование по Всеобщей истории для 9 класса общеобразовательной школы является частью рабочей программы ....