Тематическое планирование курса риторики для 10-11 класса общеобразовательной школы
календарно-тематическое планирование (10 класс) на тему

Попова Елена Александровна

Материал содержит тематическое планирование к курсу риторики для 10-11 класса по программе А.К.Михальской "Основы риторики. Мысль и слово". Планирование рассчитано на 64 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritorika._mysl_i_slovo._planirovanie..doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование курса «Риторика. Мысль и слово»,

 10 класс

( Программа «Основы риторики.  Мысль и слово», автор А.К.Михальская

изд-во «Дрофа 2001 год)

2008-2009 учебный год, учитель Попова Е.А.

                           

        Программа А.К.Михальской рассчитана на 2 года и предназначена для учащихся 10-11 классов. В программе не оговаривается даже примерное количество часов на её реализацию, но обозначена содержательная сторона курса. В школьном учебном плане выделено для изучения риторики 70 часов:  по 35 в 10-м и 11-м классах.

      При сохранении основного содержания и логики программы основное внимание будет уделяться самостоятельному речетворчеству учащихся: формированию умения создавать с учетом ситуации и адресата собственные тексты в различных жанрах.

         При отборе материала для данной программы прежде всего принимались

Специфика риторики как учебной дисциплины определяется её интегральным положением в цикле гуманитарных предметов, опирающихся на речемыслительную деятельность, словесность в самом широком её понимании. Никакая другая дисциплина в школе, кроме риторики, не учит в полной мере сложнейшему речетворческому умению, созданию собственных авторских риторических текстов, разных жанров, исполнению их в аудитории, рефлексии исполненного.

      В основу данной программы положена концепция риторики как учебной дисциплины, предметом которой является обучение основам речемыслительной деятельности (РДМ) в определенных жизненных ситуациях (концепция ЗУУНЦа) и образовательный стандарт по риторике (Пермь,1999г).

     Целями данного курса являются следующие:

     — создать условия для более успешной реализации профессиональный предпочтений и социализа-

         ции личности;

     — обеспечить развитие коммуникативных навыков и речевой культуры учащихся;

     — помочь учащимся освоить определенную сумму риторических  знаний и умений;

     — создать условия для освоения новых способов общения.

   Обозначенные цели могут быть реализованы через решение следующих задач:

        1. Подход к организации занятий в развивающем режиме.

        2. Анализ учащимися различных образцов риторических выступлений.

        3. Освоение основных подходов к созданию собственного текста.

        4. . Создание собственных риторических текстов в различных жанрах.

        5.. Выступления перед аудиторией.

        6.. Развитие рефлексивных умений.

      Основная направленность личности в старшем возрасте — осознание своего места в будущей жизни, своей жизненной перспективы.  Это завершающий этап первичной социализации. Курс риторики даст учащимся возможность овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете, расширит их кругозор.

     В первый год обучения учащиеся будут осваивать риторические умения через создание текстов различных жанров бытового и учебного общения (представление, комплимент, сообщение, слово о..., вредный совет и т. д.). Кроме того, в содержание курса включены культурно-исторические темы (история риторических учений), анализ различных текстов. Курс имеет прикладной характер.

    В конце первого года обучения учащиеся должны знать:

     — общие сведения об истории риторических учений;

     — основные этапы работы над устным выступлением.

     — признаки риторического текста.

    -     основные смысловые модели, используемые в речи;

Учащиеся должны уметь:

     — вникнуть в замысел чужой речи;

     — определить цель своего выступления и сформулировать небольшой по объему тезис;

     — подобрать аргументы и расположить их в определенном порядке с учетом аудитории;

     — сделать речевое оформление небольшого текста с учетом адресата;

     — выступить перед аудиторией с небольшим риторическим тексьлм в определенном

         жанре;

  1. при анализе чужого текста выделить основные СМ и определить их эффективность;
  1. отрефлексировать выступление.

В конце второго года обучения учащиеся должны знать:

-     общие требования к описанию, повествованию, раасуждению;

  1. общие требования к беседе;
  2. Общие требования к проведению конструктитвного спора;
  3. Основные тропы и фигуры речи.

Учащиеся должны иметь представление об элементах деловой риторики.

Учащиеся должны уметь:

  1. при анализе чужого текста выделить основные мысли и аргументы автора и составить свое высказывание по проблеме текста;
  2. Использовать в собственной речи СМ, исходя из задач высказывания;
  3. Строить несложную деловую беседу;
  4. Вести конструктивное обсуждение проблемы.
  5. Составить резюме

    Преподавание курса ведется с опорой на учебник А.К.Михальской “Основы риторики” (М., “Просвещение”,1996) , учащимися в ходе занятий используется учебник Н.Н.Кохтева “Риторика” 8 — 9 класс (“Просвещение”, 1999).

   

Тематическое планирование

10 класс 34 часа

Темы разделов, уроков

Часы

Виды   контрольных и практических работ

Введение. Что изучает риторика? Риторики общие и

                   частные.

Раздел: История и особенности русского речевого

               Идеала

Уроки: Античная риторика. Софисты. Аристотель.

             Риторика  как наука о способах доказательства.

              История риторики в России. Ломоносов: рито

              рика – искусство убеждения. Вклад в риторику

              Н.Ф.Кошанского.

               Практическая работа по анализу русских ри-

              торических текстов. Определение позиции ав-

               тора, адресата, целей текста

               Обобщение по изученному материалу.

               Определение собственных задач в изучении

               риторики.

               

               Устные выступления учащихся на тему:

               Слово о риторике.

               Информационные жанры. Сообщение. Требо-

               вание к  жанру. Анализ образцов.

               Практическое занятие. Из истории Риториче-  

                ских учений

Всего на раздел

1 час

1 час

1 час

  2 часа

1 час

1 час

1 час

1 час

8 часов

Составление высказывания по опорной схеме

Устное выступление в классе по тезису.

Устное выступление с опорой на таблицу.

Анализ предложенных текстов

Работа в жанре Слово

о…

Создание модели жанра

Устные выступления в жанрах Слово о… и сообщение

Раздел: Основные риторические категории и элементы речевого мастерства

Тема: Риторика и речевое поведение человека

Уроки:       Цели, намерения, обстоятельства.

                     Речевое действие и поведение.

                     Прямое и косвенное сообщение.

                     Метасообщение

                     Гармония речевого сообщения.

                    Требования к поведению говорящего (Об

                     раз говорящего. Стресс. Искренность,

                    дружелюбие, увлеченность. )

                             

                    Законы современной общей риторики. )За

                     кон гармонизирующего диалога, продви

                     жение в ориентации адресата, эмоцио

                     нальность речи, закон удовольствия)

                     Стратегии речевого поведения.

Всего на тему

    Тема: Риторический канон: Изобретение содер

               жания речи.

Уроки: Этапы классического канона.

              Античный риторический канон как основа ев-

              ропейской модели

              Риторика и логика. Общее место как смысло-

             вая модель.

              Смысловая Модель (СМ) Род и вид

             СМ «Определение»

             СМ «Целое – части»

           

             СМ «Свойства и примеры»

             СМ «Сопоставление. Принцип построения.

              Возможности использования в речи.

             СМ «Причина – следствие». Принцип постро-

                       ения. Возможности использования в ре-

                       чи.

             СМ «Примеры и свидетельства». Сравнение с

                      возможностями других моделей.

              Смысловая схема речи . Риторический практи-

              кум по составлению схемы речи и созданию

              речи на её основе.

           

           

                    Всего на тему

          Тема: Расположение изобретенного

          Описание. СМ при риторическом описании

          Как рассказывать истории. Повествование

          Практическая работа

                   

                                    Всего за год

1 час

1 час

1 час

1 час

2 часа

2 часа

2 часа

10 часов

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час.

1 час

1 час

2 часа

12 часов

3 часа

1 час

1 час

1 час

34 часа

 Освоение жанров инструкции  совета.

Составление моделей.

Работа в жанре Поздравление

Работа в жанре Вредного совета

Работа в информационных жанрах

Работа в эпидейктических жанрах

Выступ-

         ле-

             ния

                  по те-

                       зи-

                            сам.

Составить СМ «Род-вид» по теме «Дружба».

Кошка.Слон. (по модели «определение»

Описание предмета через модель «целое-части»

 Способы цитирования.

11 (гуманитарный профиль) класс 34 часа

Темы разделов, уроков

Часы

Виды практических работ

Тема : Вводный урок. Обращение к последней теме

          прошлого года. Определение задач на текущий

           год.

Тема: Расположение изобретенного (4 часа)

              Как говорить, рассуждая. Прямое и обратное

              рассуждение.

              Составление собственного рассуждения

             по тезису и на основе выделения тезиса и

             аргументации  из чужого текста

                     

                               Всего на тему:

Тема: Словесное выражение изобретенного (3 часа)

Уроки: Средства речевой выразительности. Тропы и

               фигуры. Их риторическая функция.

              Нахождение фигур и тропов в чужой речи,

              определение их уместности.

               Составление собственного высказывания.

                  Всего на тему:

                  Всего на раздел:

Раздел : Мастерство беседы и спора.

Тема:  Беседа, её сущность, типы. (5часов)

Уроки:  Беседа и её типы.

               Типы собеседников. Модели поведения в

                беседе. Стратегии поведени.я.

              Беседа как средство разрешения конфликта.

              Разбор конкретных проблемных и конфликт

              ных ситуаций

                   

                Всего на тему:

  Тема: Спор. Истина. Мнение. (8часов)

Уроки:  Основные виды аргументов и структура дока

               зательств.

               Ошибки и уловки в споре, относящиеся к те

               зису, аргументам и демонстрации.

               Конструктивная и конфликтная стратегия в

               споре.

 

               Важнейшие тактики и приемы спора.

   

               

               Анализ и контроль речевого поведения в

                споре.

   

                Дебаты как форма обсуждения вопроса.

                (Практическое занятие)

                       Всего на тему:

                       Всего на раздел:

             

   Тема: Знакомство с элементами деловой

               риторики. (4часа)

   Уроки:  Деловая беседа и её особенности.

                  Деловой этикет. Особенности деловой речи.

                  Резюме как способ представления.

                  Деловой конфликт и его разновидности  и

                  роль.

Обобщающий урок по курсу: Определение своего типа оратора. Оценка достижений.

                   

                       Всего на тему:

                       Всего на курс:

             

           

         

1 час

1 час

3 часа

4 часа

1 час

 1 час

1 час

3 часа

1 час

2 часа.

2 часа

5 часов

1 час

1 час

2 часа

1 час

1 час

2 часа

8 часов

13 часов

1 час

1 час

1 час

1 час

2 часа.

4 часа

34 часа

Постановка индивидуальных целей

Создание текста рассуждения по предложенному тезису

Анализ чужого текста.

Создание письменного рассуждения на основе чужого текста.

Подобрать по схеме разработки речи  примеры и свидетельства.

Составить речь по схеме, отобрав СМ. Произнести речь в избранном жанре, учитывая ситуацию и адресата.

Определение типов собеседников и их стратегии.

Анализ конфликтных ситуаций.

Анализ текстов

Анализ текстов

Разбор ситуаций.

Разбор ситуаций.

Разбор ситуаций.

Проведение дебатов

Формулировка вопросов в деловой беседе.

Составление резюме.

Разбор ситуаций

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по географии 7 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Содержание программнго материала по географии в 7 классе коррекционной школы 8 вида...

Календарно-тематическое планирование по географии 8 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Содержание программного материала по географии в 8 классе коррекционной школы 8 вида...

Календарно-тематическое планирование по географии 8 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Содержание программного материала по геграфии 9 класса коррекционной школы 8 вида...

Календарно-тематическое планирование по географии 8 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Содержание программного материала по геграфии 9 класса коррекционной школы 8 вида...

Календарно-тематическое планирование по предмету Обществознание для 9 класса общеобразовательной школы.

Это разработка календарно-тематического планирования поможет начинающему учителю....

Календарно-тематическое планирование по Всеобщей истории для 8 класса общеобразовательной школы.

Календарно-тематическое планирование по Всеобщей истории для 8 класса общеобразовательной школы поможет молодому  учителю освоить создание рабочей программы по предмету....

Тематическое планирование по Всеобщей истории для 9 класса общеобразовательной школы.

Тематическое планирование по Всеобщей истории для 9 класса общеобразовательной школы является частью рабочей программы ....